Автор конспекта:
Автор(ы): — Старикова Наталия Петровна
Место работы, должность: — учитель информатики МОУ СОШ УИОП №15 г. Воронежа
Регион: — Воронежская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
Активизировать познавательный интерес к предметам физико-математического цикла; развивать творческие способности, логическое мышление учащихся; дать возможность в непосредственной форме продемонстрировать свои знания по предметам физико-математического цикла и применять их при решении задач.
Тип урока: — Комбинированный урок
Краткое описание: — Эта игра – финал недели МИФ (математики, физики, информатики).
Интеллектуальная игра
«Самый умный МИФовец»
Эта игра – финал недели МИФ (математики, физики, информатики). В течение недели в физико-математических классах проводятся блиц-опросы по предметам данного цикла (см. приложения 1,2,3), каждый из которых оценивается в баллах. Далее выявляются учащиеся, набравшие наибольшую сумму баллов в каждом классе. Они и являются претендентами на звание «Самый умный МИФовец».
Цель: Активизировать познавательный интерес к предметам физико-математического цикла; развивать творческие способности, логическое мышление учащихся; дать возможность в непосредственной форме продемонстрировать свои знания по предметам физико-математического цикла и применять их при решении задач.
Место проведения– актовый зал. На стенах – газеты по физике, математике, информатике, выпущенные учащимися в течение декады.
Ведущий: Сегодня в этом зале собрались те, кто любит МИФ, те, кто учит МИФ, те, кто много знает по предметам МИФ и просто тот, кто знает, что такое МИФ.
Кто сегодня играет? Это самые умные учащиеся физико-математических классов
А кто же сегодня в жюри? Судить нас сегодня будут те, кто учит нас математике, информатике, физике, и те, кто решил связать свою судьбу с МИФ. Это наши учителя Панова Лилия Николаевна, учитель математики, Старикова Наталия Петровна, учитель информатики, Скорнякова Людмила Сергеевна, учитель физики, и наши выпускники – ныне студенты Воронежский ВУЗов: …………………………..
Теперь несколько слов о том, как будет проходить наш турнир. На стене вы видите поле, разделенное на 6 частей. В трех частях – вопросы по предметам, в трех – игра со зрителями. Участники по очереди выбирают номера секторов и выбирают соответствующие задания.
В ходе игры со зрителями каждый принять участие в конкурсе, почувствовать себя очень умным и получить приз.
Мы начинаем!
Вопросы по информатике «Догонялки».
Ведущий читает вопросы, оставляя на ответ 1 минуту. Участники записывают ответы. Вопросы не повторяются и не поясняются.
Первый конкурс для зрителей. Чтобы показать себя знатоками предметов МИФ необходимо ответить на вопросы:
1. Как измерить температуру муравья?
Ответ. “Наловить” пол — стакана муравьев и опустить тудатермометр.
2. Вовочка с другом купили по порции мороженого и принесли его домой. Друг положил свое мороженое на блюдце, а Вовочка подставил свое под струю вентилятора. Чьё мороженое дольше не растает?
Ответ. Мороженое, лежащее на блюдечке, окружает воздух, охладившийся от мороженого. На мороженое, помещенное в струю вентилятора попадает поток воздуха, имеющий комнатную температуру. Мороженое у друга дольше не растает.
3. Рука Будды, (золотой статуи в древнегреческом хроме), которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: Кто украл золото?
Ответ. Прихожане. Каждый из них, прикасаясь к статуе, уносил с собой частички, состоящие из сотен и даже тысяч молекул золота.
4. Как, не выпуская воздуха из детского шарика, сделать его объем меньше?
Ответ. Чтобы шарик «похудел», положите его в холодильник.
Вопросы по математике. Конкурс «объяснялки»
Приведённые определения относятся к одному и тому же термину. Назовите этот термин.
Ведущий. А пока жюри подводит итоги, мы опять обращаемся к зрителям.
Второй конкурс для зрителей.
Внимательно слушаем задания. Ответы на них вы можете знать или просто догадаться.
1. Известный английский физик Роберт Уайт, как-то проезжая в автомобиле, превысил скорость. Его задержал дорожный инспектор, снабженный современной радарной установкой. Уплатив штраф, профессор сказал: "В следующий раз мне следует хорошо подумать, прежде чем…" Закончите фразу Уайта.
Ответ: "…прежде чем изобретать радар".
2. Эти люди появились сравнительно недавно. В одной из книг, изданной в 1996 году, им дается такое определение: это те, кто "пытаются исправить существующую ситуацию на желаемую путем минимального изменения, по возможности — незаметного". Кто они?
Ответ: хакеры (компьютерные взломщики).
3. Что объединяет учения Пифагора, Сократа и Конфуция?
Ответ: все они учили только устно, от них не осталось не строчки; все известное нам — записи учеников.
Ведущий: Чудесные словаЛ.Н.Толстого определили наш конкурс по физике: «Наука и искусство также тесно связаны между собой,как легкие и сердце». Тема нашего конкурса «Физики и лирики»
Вопросы по физике. Конкурс «Физики и лирики »
Следующий конкурс, как вы понимаете, посвящен физике и физикам. Наверняка, каждый знает известные слова А.С.Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещения дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Писатели и поэты должны были хорошо знать физические законы, для того чтобы писать свои великие произведения.
Все молчит, — лучина с треском
Лишь горит багровым блеском
Да по кровле ветр шумит. (А.А.Фет)
Глянем поглубже в расселины скал:
Тихо в кристаллах растет минерал. (И. В. Гете.)
Сейчас вам предстоит объяснить некоторые физические процессы и явления, описанные известными людьми в их гениальных произведениях.
Ответ: По второму закону Ньютона импульс силы, приложенной к какому-нибудь телу, равен изменению количества движения этого тела Ft = mv. Чтобы поросенок обогнал свой собственный визг он должен двигаться со скоростью, большей скорости звука, т.е. его скорость должна быть больше 330 м/с. Следовательно, сила удара должна составлять около 165 000 Н.
Ответ: Сила тяжести, с которой Земля притягивает к себе тела, в воде остается прежней. Но в жидкости действует еще сила Архимеда, направленная вертикально вверх. Поэтому и возникает уменьшение веса.
3. Один из героев книги Г. Манна поучал другого: «Если снег перестанет, может наступить сильный мороз…» Верно ли это? Объясните.
Ответ: Примета указана верно. Образование кристалликов снега и льда связано с выделением энергии в окружающую среду. Поэтому при снегопаде большого понижения температуры воздуха быть не может.
Ответ. По инерции.
5. "Погода была прекрасная… Жара все не унималась. По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег. Их узорчатые края, пушистые и легкие… медленно но видимо изменялись с каждым мгновением: они таяли, эти облака, и от них не падало тени". (Тургенев И.С. "Касьян с Красной Мечи" Собр. соч.М.1988.) Как образуются облака?
Ответ: Под влиянием притока солнечной радиации вблизи земной поверхности происходит распределение температуры воздуха по высоте. В результате перегрева отдельных масс воздуха над земной поверхностью возникают конвекционные потоки. Наиболее благоприятные условия для их возникновения создаются днем. Благодаря более низкой температуре в верхних слоях атмосферы происходит конденсация водяных паров и образование облачности.
6. "Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в двести лошадиных сил действовал в радиусе трех миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов". (Дж. К. Джером "Трое в лодке, не считая собаки.") Чем объяснить такую "мощность" сыра?
Ответ. Диффузией и конвективными потоками воздуха.
Ведущий: Внимание! Внимание! Внимание! Слово предоставляется нашему уважаемому жюри. Уже подведены итоги и выявлены победители.
3 место и звание самого умного физика (математика, информатика) школы №15 признан учащийся ___ класса __________________________________
2 место и звание самого умного физика (математика, информатика) школы №15 признан учащийся ___ класса __________________________________
И, наконец, звание «Самого умного ученика 15-ой школы» присуждается ученику _______ класса ___________________________________________.
(«Самому умному» вручается мантия и ……, всем участникам вручаются призы).
А теперь мероприятие, на котором мы определим самого танцующего. Дискотека!
Приложение 1
Вопросы по физике. Тема «Физика и спорт».
Приложение II
Вопросы по математике
1. Центры всех 5 окружностей лежат на одной прямой.
Если радиус большой окружности равен R = 1, то чему равна суммарная длина всех пяти окружностей?
2. Погода во время отдыха Гришиной семьи была необычной: дождь шел 15 дней, но никогда дождь не лил весь день. Дождливое утро сопровождалось ясной погодой после полудня. Солнечная, ясная погода с утра заканчивалась дождем во второй половине дня. Если всего было 12 дней, когда солнце светило по утрам и 13 дней, когда оно светило после полудня, то сколько продолжался отдых семьи Гриши?
3. Пловец плывет против течения реки и по пути встречает плывущую по течению пустую лодку. Он продолжает плыть против течения еще 20 минут после момента встречи, а затем поворачивает назад и догоняет лодку в 2-х километрах от места встречи. Чему равна скорость течения реки в этом месте?
4. Вдоль траектории забега поставили на равных расстояниях друг от друга 15 столбов. После начала забега спортсмен был у третьего столба через 3 минуты. За сколько минут он пробежит весь путь, если всю дистанцию он бежит с одинаковой скоростью?
5. Представить число 203 в виде суммы нескольких положительных чисел так, чтобы их произведение также было бы равно 203.
6. Найти три последние цифры произведения: 1· 2 · 3 · 4 · … · 17 · 18
Приложение II
Вопросы по информатике
9. Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка как "Мелкомягкая". (Microsoft)