Автор конспекта:
Автор(ы): — Солодилова Валентина Константиновна

Место работы, должность: — МОУ СОШ р.п.Пушкино Советский район учитель географии

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Тема:Санкт-Петербург – вторая столица России?

Цель урока: создать образ крупнейших городов России Москвы и Санкт-Петербурга.

Задачи: 1.формировать представление об уникальных особенностях географического положения Москвы и Санкт-Петербурга, природных условиях, особенностях влияния крупнейших

городов на экономическую жизнь страны.

2. развивать географическое мышление, речевую активность, умения самостоятельно добывать знания из различных источников, отстаивать свою точку зрения, конспектировать, развивать способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.

3. воспитывать патриотизм, культуру общения среди учащихся; формировать чувство ответственности за принятие решения.

Оборудование: политико-административная карта России, презентация, стойки-барьеры, листы-бюллетени, школьные атласы, мультимедиа, компьютер.

Тип урока: урок формирования знаний

Форма проведения: деловая игра «Парламентские дебаты»

Ход урока

I Организационный

Учитель:Здравствуйте! Сегодня я приглашаю вас в школу юных политиков на заседание Государственной думы, которое с вашего позволения буду вести я, Солодилова В.К. учитель географии школы р.п. Пушкино. Взрослые политики работают в Госдуме РФ и представляют различные партии России, а в сегодняшнем заседании будете участвовать вы, ученики 9 класса – будущее России.

II Мотивация учебной деятельности

Учитель: Тема нашего заседания «Выбираем столицу России». (слайд №1)

Вопрос может показаться странным, ведь всем известно – столица России Москва. Но дело в том, что вопрос о переносе столицы неоднократно поднимался в правительстве, обсуждался в Государственной Думе. Претендентов на звание столицы нашего государства много, в разное время роль столицы выполняли различные города. Знаете ли вы их? (слайд №2)

(Новгород, Владимир, Суздаль.)

Учитель:На роль третьей столицы уже претендуют Казань и Нижний Новгород. А какой город тогда называют второй столицей России?

(Москва и С-П) (слайд №3)

Учитель:Наверное, не раскрою вам секрет, сопоставление двух городов Москвы и Санкт-Петербурга — тема давнего соперничества. Итак, Москва или Санкт-Петербург? (слайд №4) Русская пословица гласит: «Новгород- отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова». Я думаю, что и у вас есть своё мнение по поводу этого вопроса, поэтому предлагаю определиться, за какой город вы сегодня будете выступать. Вы видите карточки с названиями городов, соответственно синий – символ приморского положения, порт — С-П, красный-сердце России – Москва. Пожалуйста, займите свои места, согласно вашего выбора. Вот теперь я вижу, что здесь присутствуют представители разных партий. Правила работы во время заседания просты: ваше выступление должно быть грамотным, лаконичным. Придерживаемся регламента. Выступление 3 минуты. По окончании оппоненты пожимают друг другу руки. В течение всего заседания вы делаете пометки в бюллетенях, которые лежат у вас на столе, чтобы в конце урока принять решение по вопросу заседания. На одной стороне листа стоит ! знак, на другой ? знак. Относительно каждого города записываете возникшие вопросы и понравившиеся доводы участников дебатов. А атласы и учебники помогут найти необходимую информацию по вопросу.

III Работа с новым материалом

Учитель: Итак, я предлагаю заседание Госдумы в школе юных политиков считать открытым. Как известно, без прошлого нет будущего. Давайте вспомним, с чего всё начиналось?(слайд №5) Когда и при каких обстоятельствах Москва и С-П получили статус столицы государства?. И я вызываю к трибуне представителей фракций, желающих поспорить. А начать предлагаю с Москвы, действующей столицы.

Традиционное рукопожатие. Выступление учащихся.

( слайд №6-7)

Учитель: Вывод. Итак, мы выяснили, что место для строительства и Москвы и С-П выбиралось не случайно, а очень основательно. Москва — стратегически безопасно в центре страны, а С-П на берегу Балтийского моря. Пётр I прорубил окно в Европу. Спасибо представителям фракций. Согласитесь, что центральное и приморское положение городов, это уже разговор о ФГП. Выскажитесь по этому вопросу.

Какой город занимает более выгодное положение?

По аналогии начнём с Москвы. (слайд №8)

Выступление детей о Москве.

ЦОР "Москва — столица России" (N 159910)блок "преимущества ФГП"

Учитель: А вот что о ГП С-П иронично заметил французский энциклопедист Д.Дидро

« Чрезвычайно нецелесообразно помещать сердце на кончике пальцев». Почему он так сказал? Что вы можете возразить на это? (слайд №10)

Выступление детей. О С-П

Учитель: Вывод. Каждый из вас убедительно доказал, что и Москва и С-П имеют замечательное выгодное ГП. Одному помогла природа, я говорю о С-П., а у другого все недостатки исправили сами люди. Вам спасибо, вы нашли достойные аргументы для подтверждения своих слов. Но нам придётся подойти к решению вопроса с другой стороны. Давайте определимся, что такое столица?

Ответы детей

Учитель:Это главный город страны – это лицо страны, здесь находится наше правительство. Очень часто сюда приезжают главы других государств. И от того, что они увидят в главном городе страны, будет складываться их впечатление обо всей стране в целом. И сейчас я предлагаю вам выступить в роли экскурсоводов, и за 5 минут познакомить иностранцев с нашей страной через исторические, культурные, научные ценности претендентов на столицу. Кто из вас возьмёт на себя такую ответственную роль?

Выступления детей. ЦОР "Достопримечательности Москвы" (N 182043)

Учитель: Вывод. После виртуальной экскурсии вместе с вами не остаётся никаких сомнений в том, что С-П достоин быть столицей современной России. Спасибо, вы очень хорошо справились со своей задачей. Согласитесь, каждый из ребят старался показать самые значимые места своего города. И сейчас я предлагаю вам, подобрать достойный (аналогичный) ответ на вопрос соперника, участвуя в игре «А что у вас?» (слайд №12)

Учитель:Порой столица выполняет основную экономическую функцию, является промышленным центром. Давайте рассмотрим и с этой точки зрения главных претендентов на столицу. Может кто-то из оппонентов найдёт последний аргумент в пользу своего города. Есть желающие? Прошу!

Выступления детей.

ЦОР "Москва — столица России" (N 159910) блок "структура хозяйства";

(слайд №13-14)

IV Обобщение и систематизация знаний

Учитель:Ну что ж! Для начинающих политиков вы хорошо умеете формулировать свою мысль и выбирать главное. В этом мы все сейчас убедились. Действительно, у каждого города своя роль в экономике страны, а вместе они делают её ещё крепче. Проблема, которую мы пытались сегодня разрешить, волновала в разное время не только политиков,

но и поэтов. Помните у Пушкина в «Медном всаднике»:

В гранит оделася Нева, Как люблю, как люблю глядеть я

Мосты повисли над водами: на закованные берега

Темно-зелеными садами на балконы, куда столетья

Ее покрылись острова, не ступала ничья нога

И перед младшею столицей и воистину ты – столица..

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Наше заседание юных политиков подходит к концу. Мы услышали мнение выступивших ребят. Пора принимать окончательное решение по вопросу нашего заседания.

Итак, Москва или С-П станет столицей будущей России? (слайд №15)

Просмотрите свои записи в бюллетенях ещё раз, взвесьте все «за» и «против». Подумайте, чем руководствуется взрослый политик в решении проблем целого государства. Не бойтесь того, что ваше первоначальное мнение изменится. Только думающий человек может принять правильное решение на благо государства, народа. Запишите его на своих бюллетенях после слов «Я принимаю решение:» Я предполагаю, что кто-то остался верен прежнему выбору, кто-то изменил мнение, но есть наверное и такие, кто целиком пересмотрел свои взгляды на проблему выбора столицы в настоящий момент. Если ваше решение изменилось, вы можете занять место в соответствующем ряду. А теперь, пожалуйста, озвучьте свое решение, комментируя его. Прослушать все 3 варианта и по каждому проголосовать. Принять решение. Будущее России выбирает…. (Предполагаемый ответ: С-П достоен носить звание столицы, но сейчас не время переносить её из Москвы (кризис)

А сейчас я попрошу сдать ваши бюллетени. Вопросы, которые вы записали в них, послужат планом работы на следующем уроке.

V. Домашнее задание– предлагаю 3 варианта заданий на выбор. (слайд №16)

1)Подобрать высказывания известных политиков, писателей по вопросу столицы России в качестве подтверждения правильности вашего решения.

.2) Составить вопросы анкеты по теме сегодняшнего заседания и провести анкетирование друзей

3) Предложить тему следующего заседания школы юных политиков.

VI Анализ и оценка итогов работы

Учитель: Я очень рада, что вопрос о выборе столицы не оставил вас равнодушными. Было приятно слушать ваши выступления, я удивлена, насколько вы информированы, следовательно, политические события вас интересуют. А самое главное, принимая решение по вопросу о столице, вы, как настоящие политики, прежде всего, думали о том, чтобы ваше решение было на пользу государству и народу. Надеюсь, что сегодня вы стали чуть-чуть мудрее. Я уверена, если такие политики придут в Госдуму РФ и правительство, то будущее России будет в надёжных руках. И на правах ведущего сегодняшнего заседания школы юных политиков я могу оценить вашу работу.

Оценки за работу. Благодарю за урок. До свидания.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — Урок проводится в форме деловой игры по аналогии телевизионной передачи "К барьеру".

Файлы: Презентация к опросу к урока ГП Африки.pptx
Размер файла: 86659 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология