Автор конспекта:
Автор(ы): — Полякова Лариса Борисовна

Место работы, должность: — МБОУ «Балдаевсая СОШ» Ядринского района Чувашской Республики, учитель информатики

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Сформировать представление об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности. Сформировать представление о сборе информации как о действии с информацией.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Информатика и ИКТ 3 класс

Используемое оборудование: —

раздаточный материал (распечатанные задания для самостоятельного выполнения), персональный компьютер, программное обеспечение ОС Windows, презентация Microsoft PowerPoint с планом урока, детская развивающая игра Страна чисел, проектор, экран, доска.

Используемые ЦОР: —

УМК Матвеевой

Краткое описание: — УМК Матвеевой

Тема:" Сбор информации"

Цель:Сформировать представление об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности. Сформировать представление о сборе информации как о действии с информацией.

Задачи:

Обучающие:

· Закрепить первоначальные знания об устройстве компьютера.

· Выделить самые важные способы сбора информации.

· Показать значение информации с точки зрения принятия решения.

· Показать преимущество того или иного способа сбора информации в разных жизненных ситуациях.

Развивающие:

Развить умения:

· применять имеющиеся знания в новой ситуации,

· анализировать ситуацию и на основании этого анализа делать выводы,

· находить закономерности, опираясь на предыдущий опыт.

· развивать логическое мышление младших школьников.

Воспитывающие:

· Воспитать умение выслушать мнение одноклассника и высказать свою точку зрения по заданному вопросу, активно принимать участие в обсуждаемой проблеме, самостоятельно преодолевать трудности.

· Воспитать уважительное отношение к пользователям, работающим в компьютерном классе.

· Воспитать отношение к компьютеру, как к мощному инструменту, а не автомату для игр.

· способствовать развитию памяти, внимания.

· Воспитать бережное отношение к своему здоровью

Оборудование: раздаточный материал (распечатанные задания для самостоятельного выполнения), персональный компьютер, программное обеспечение ОС Windows, презентация Microsoft PowerPoint с планом урока, детская развивающая игра Страна чисел, проектор, экран, доска.

Краткое описание:

Урок по теме "Сбор информации" в 3 классе. На первом этапе ученики вспоминают какие действия с информацией можно совершать?. На втором этапе вводится понятие сбора информации, и рассматриваются основные способы сбора информации. Здесь учитель только направляет учеников, необходимые выводы они делают сами. На третьем этапе ученики выполняют работы по рабочим тетрадям. На четвертом этапе работают за компьютером. На заключительном этапе подводятся итоги и даётся домашнее задание. Большое количество разных видов деятельности, таких как просмотр мультфильма, физкультминутки, работа за компьютером, беседа и т.д., делают урок интересным и насыщенным.

Порядок проведения занятия

  • Организационный момент (1-2 мин).
  • Обобщение известных учащимся сведений по теме урока (3-4 мин).
  • Новый материал по теме в виде эвристической беседы (7-8 мин).
  • Выполнение заданий в рабочей тетради (7-10 мин).
  • Физкультминутка (2-3 мин).
  • Игра «Отгадай объект» (3-4 мин).
  • Компьютерный практикум (10 мин).
  • Обобщение и подведение итогов (2 мин).
  • Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
  • Проверка домашнего задания

    Какие виды информации вы знаете? (осязательную информацию, тактильную информацию, слуховую информацию, зрительную информацию, обонятельную информацию).

    С помощью чего люди получают информацию? (органов чувств)

    Объяснение нового материала.

    Давайте вспомним, какие действия с информацией можно совершать?

    Получение, хранение, обработку, передачу.

    Для чего мы должны уметь совершать эти действия с информацией?

    Что бы на основании информации принимать верные решения.

    Сегодня нам предстоит выяснить, какими способами мы можем получать (собирать) информацию.

    Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Маша и Медведь».

    Просмотр фрагмента мультфильма.

    На основании какой информации герой мультфильма сделал вывод, что наступила весна?

    -Увидел зеленые листья деревьев и траву;

    -услышал пение птиц;

    -почувствовал тепло;

    -услышал запах цветов.

    С помощью, каких органов Герой мультфильма получил эту информацию?

    -Глаза;

    — уши;

    — кожа;

    — нос.

    Как мы называем эти органы?

    Органы чувств.

    Такой способ получения (сбора) информации называется наблюдение.

    Наблюдение – это сбор информации с помощью органов чувств.

    Но скажите, всегда ли мы можем положиться на наши органы чувств?

    Ответьте точно на вопрос, не используя часов: Сколько минут прошло от начала урока?

    Без часов мы точно на этот вопрос ответить не можем.

    Совершенно верно, но не только часы помогают нам получать точную информацию, давайте вспомним мультфильм «Доктор Айболит».

    Какими измерительными приборами пользовался доктор?

    Градусником, прибором для измерения давления.

    Скажите, почему доктор не может обойтись без этих приборов?

    Он не сможет получить точную информацию, без которой не сможет поставить правильный диагноз.

    Давайте, выполним задание 2, которое находится на распечатанных листах.

    Прочитайте задание.

    Что вы можете сказать о размере и форме фигур, представленных на рис 1, рис 2?

    На рисунке 1 белый квадрат, который находится слева меньше белого квадрата, находящегося справа.

    На рисунке 2 Отрезок АВ короче отрезка СД:

    С помощью чего вы получили эту информацию?

    С помощью органов чувств (глаз).

    То есть вы наблюдали.

    А теперь давайте воспользуемся измерительным прибором — линейкой.

    Измерьте длины отрезков на первом рисунке.

    Отрезки равны.

    Измерьте стороны квадратов на втором рисунке.

    Квадраты одинаковые.

    При помощи какого измерительного прибора вы получили точную информацию?

    Линейки.

    Вы сами убедились, что бывают ситуации, когда нельзя обойтись без различных измерительных приборов.

    Такой способ сбора информации называется сбор информации путём измерений.

    Какие измерительные приборы мы не назвали? Термометр, барометр и т. д.

    Какие способы сбора информации мы сегодня выявили?

    Наблюдение

    Измерение

    Физминутка (1 мин. )

    А теперь, ребята, встать

    Руки медленно поднять,

    Пальцы сжать, потом разжать,

    Руки вниз и так стоять.

    Наклонитесь вправо, влево,

    И беритесь вновь за дело.

    Для закрепления знаний, полученных учащимися в ходе беседы, учитель организует решение информа­ционных задач в рабочей тетради и один ученик решает за компьютером используя УМК Матвеевой.

    Решение информационных задач

    Цель упражнения 1 — провести сравнительный анализ понятий «наблюдение» и «сбор информации». С первым понятием учащиеся уже сталкивались в про­цессе обучения в начальной школе. На данном уроке учащиеся должны понять, что наблюдение — это сбор информации с помощью органов чувств и что в то же время «собирать информацию» — значит наблюдать, читать, общаться, измерять и т. п., а собранную инфор­мацию можно запоминать, записывать, зарисовывать, т. е. представлять в каком-либо виде.

    Упражнение 2нацелено на отработку понятий «представление информации», «сбор информации» и на выявление отличия последнего от понятия «наблюде­ние». (Правильный ответ: а) «Собрать информацию — это значит понаблюдать и запомнить»; б) «Предста­вить информацию на носителе — это значит сделать запись на бумаге»; в) «Наблюдать — это значит слу­шать и смотреть».)

    В упражнении 3учащимся предлагается рассмотреть рисунок, т. е. получить зрительную информацию в про­цессе наблюдения, а затем представить собранную инфор­мацию в виде текста. Собрать информацию об объекте — это значит перечислить его существенные признаки. (Пра­вильные ответы: «Это елка. Зимой ее укрывает снег»; «Это корзина. Она наполнена грибами»; «Это одуванчик. Он закрыт во время дождя»; «Это мальчик. Он несет еловую ветку с шишками»; «Это птица. Она сидит в гнезде»; «Это щенок. Его интересует запах».

    Компьютерный практикум

    Предлагаю учащимся нарисовать объект в графическом ре­дакторе отгадку для загадки.Нарисуй животное серого цвета, у которого есть длинные уши и маленький круглый хвостик.

    Обобщение и подведение итогов

    При подведении итогов следует обратить внимание на все аспекты, которые были отражены в ходе урока:

    • сбор информации — это одно из возможных дейст­вий с информацией;
    • сбор информации осуществляется при помощи ор­ганов чувств человека;
    • сбор информации включает в себя не только на­блюдение, но и общение человека с другими людь­ми, чтение разнообразной литературы, проведение замеров и т. п.;
    • для сбора информации человек может использовать различные приборы, приспособления, инструменты.

    Домашнее задание

  • Прочитать текст учебника — § 7 «Сбор информации».
  • Ответить на вопросы в конце параграфа.
  • В рабочей тетради № 1 выполнить №3 стр.28.
  • Записать в рабочую тетрадь новые слова.
  • Заключение, объявление оценок

    Файлы: Аптечка для компьютера.ppt
    Размер файла: 4209152 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология