Автор конспекта:
Автор(ы): — Сапрыкина Елена Александровна

Место работы, должность: — Муниципальное образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат Дзержинского района г.Волгограда, заместитель директора по научно-методической работе, учитель технологии высшей квалификационной категории

Регион: — Волгоградская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Технология

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок проводится по программе профориентационного элективного учебного предмета "Человек и профессия" в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников. Цель урока — способствовать осуществлению подростками осознанного выбора способа получения профессии в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Использование учебной компьютерной презентации в сочетании с интерактивной доской при изучении данной темы обеспечивает наглядность материала, помогает обеспечить эффективную совместную работу педагога и учащихся.

Организационная информация

Тема урока

Профессия и возможные пути ее получения

Предмет

Технология. Предпрофильная подготовка. Элективный учебный предмет «Человек и профессия»

Класс

9

Автор урока (ФИО, должность)

Сапрыкина Елена Александровна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель технологии высшей квалификационной категории

Образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат Дзержинского района г. Волгограда

Республика/край, город/поселение

Российская Федерация, г. Волгоград

Методическая информация

Тип урока

Урок усвоения новых знаний, умений, навыков и качеств.

Цели урока

Способствовать осуществлению осознанного выбора способа получения профессии в зависимости от конкретной жизненной ситуации

Задачи урока

  • Помочь учащимся сформулировать понятия «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».
  • Познакомить учащихся с существующими способами получения профессии.
  • Создать условия для понимания учащимися различий в способах получения профессий.
  • Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

    После изучения темы учащиеся должны:

    знать:

    определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»,

    основные уровни профессионального образования

    уметь:

    объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией;

    устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»;

    из списка, содержащего названия профессий, специальностей, специализаций, выбирать то, что соответствует конкретному понятию;

    соотносить уровень определенного профессионального образования с типами образовательных учреждений;

    осуществлять осознанный выбор способа получения профессии в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

    Необходимое оборудование и материалы

    Мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBoard, учебная компьютерная презентация «Профессия и возможные пути ее получения», «Дневник профессионального самоопределения школьника».

    Подробный конспект урока

    Мотивация учащихся

    Мотивация учащихся осуществляется на стадии вызова с помощью эвристической беседы и использования учебной компьютерной презентации.

    Ход и содержание урока

    Стадия вызова.

    Игра в ассоциации. Вопрос учителя:

    - Какие ассоциации связаны у вас с понятием профессии?

    Представление темы «Профессия и возможные пути ее получения». (Слайд № 1).

    Составление таблицы

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    Профессия

    Заполняется в конце урока

    Специальность

    Специализация

    Квалификация

    Профессиональное образование

    Стадия осмысления.

    Эта часть урока может быть про­ведена с использованием эвристической беседы. Для объяснения нового материала учитель демонстрирует слайд № 2 «Просто я работаю» с фотографиями людей, занятых различными видами трудовой деятельности. Он просит ответить на вопрос:

    - Представители каких профессий изображены на снимках?

    Учитель задает учащимся ряд вопросов:

    - Что такое профессия? (Подвести учащихся к выводу о том, что профессия – род трудовой деятельности, но и работа на садовом участке – тоже трудовая деятельность.)

    - В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? (Слайд № 3 «Ситуационная задача»)

    - Какие признаки профессии вы можете назвать?

    - Что необходимо прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование)

    - Дворник, грузчик, уборщица – это профессии? (Нет, потому что этим занятиям нигде не обучают, хотя они и являются трудовыми.)

    - На что человек надеется, получая профессию? (Она будет приносить радость, обеспечивать материально.)

    - Что ещё необходимо учитывать при выборе профессии? (Чтобы совпали интересы, желания, возможности, способности человека.)

    После обсуждения ответов учащихся учитель вместе с ними выводит определение.

    Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования. (Слайд № 4)

    Далее учитель подводит учащихся к определениям понятий «специальность» и «специализация». Например, учитель спрашивает учащихся: «К кому вы обращаетесь, когда заболеете?» В ходе беседы выясняется, что в зависимости от заболевания они идут к определенному врачу.

    Потом учитель просит их выстроить схему от общего к частному следующих понятий: хирург, врач, пластический хирург.

    После обсуждения работы учащихся учитель демонстрирует слайд № 5 иформулирует вместе с ними определения понятий «специальность» и «специализация».

    Врач, хирург, пластический хирург

    Врач → профессия

    Хирург → специальность

    Пластический хирург → специализация

    Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. (Слайд № 6).

    (Например, профессия «учитель» включает в себя специальности «учитель истории», «учитель математики» и пр.)

    Специализация — это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области. (Слайд № 7).

    Затем учитель подводит учащихся к понятию «квалификация». Учащиеся отвечают на вопросы:

    - Если у вас есть выбор: пойти к врачу высшей квалификации или к врачу, не имеющему категории, кого вы выберете?

    - Токарь 1 разряда и токарь 5 разряда. О чем говорит это различие?

    После обсуждения ответов учащихся учитель дает определение квалификации.

    Квалификация – это степень готовности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности, которые подтверждены определенным документом. (Слайд № 8).

    Для закрепления материала учащимся предлагается выполнить упражнение, в котором они должны предложенные слова или словосочетания соотнести с заданными понятиями. (Слайд № 9, «Дневник профессионального самоопределения школьника», задание 4.1.)

    При переходе к следующему этапу урока учащиеся получают задание заполнить таблицу (Слайд № 10) с целью соотнесения уровней профессионального образования в Российской Федерации с типами образовательных учреждений. Затем преподаватель знакомит учащихся с новой информацией, используя учебную компьютерную презентацию (Слайды №№ 11-16).

    Беседа по вопросам:

    - Какое образование необходимо, чтобы получить профессию «столяр»?

    - Куда вы поступите, если решите приобрести профессию медицинской сестры?

    - Какое образовательное учреждение необходимо окончить, чтобы получить профессию врача?

    После обсуждения учащиеся должны прийти к выводу о том, что разные профессии, разная квалификация требуют получения образования различного уровня, то есть для получения одних профессий (столяр) достаточно окончить профессиональное училище, а для получения профессии врача необходимо пройти обучение в высшем учебном заведении (институте, университете, академии).

    Стадия рефлексии.

    Учащимся предлагаются варианты получения профессии с помощью интерактивной схемы «Возможные пути получения профессионального образования» (Слайд № 17):

    школа – ПУ; школа – ПУ – СУЗ; школа – ПУ – СУЗ – ВУЗ; школа – ПУ- СУЗ – ВУЗ – аспирантура;

    школа – СУЗ; школа – СУЗ – ВУЗ; школа –СУЗ – ВУЗ – аспирантура;

    школа – ВУЗ; школа – ВУЗ – аспирантура.

    Учитель просит учащихся проанализировать варианты получения профессии, исходя из конкретных жизненных ситуаций, а также особенностей и устремлений отдельного выпускника основной школы. Чтобы помочь учащимся справиться с заданием, он предлагает им следующие вопросы:

    - Если человек мечтает быть ученым, какой путь получения профессионального образования он скорее всего выберет?

    - По какому пути стоит пойти человеку, мечтающему стать водителем-дальнобойщиком?

    - Если человек мечтает стать врачом, но сомневается в собственных возможностях, какой путь получения образования вы посоветуете ему выбрать?

    В конце урока девятиклассники возвращаются к таблице, составленной в начале урока, и заполняют третий столбец «Узнал».

    Проверка и оценивание ЗУНКов

    Осуществляется учителем путем фронтального опроса в ходе эвристической беседы. Оцениваются ответы на вопросы, заполнение таблиц, выполнение упражнения в «Дневнике профессионального самоопределения».

    Рефлексия деятельности на уроке

    На стадии рефлексии учащиеся в ходе работы с интерактивной схемой, представленной на слайде презентации, анализируют варианты получения профессионального образования, исходя из конкретных жизненных ситуаций.

    Домашнее задание

    В качестве домашнего задания учащимся предлагается рассмотреть несколько вариантов получения своего профессионального образования и проанализировать их, выявив плюсы и минусы каждого. (Слайд № 18).

    В помощь учителю

    Использованные источники и литература

    Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А., Максимюк Н.В., Просихина О.Ю. Системообразующий элективный курс «Человек и профессия». Практика административной работы в школе, № 3, 2006, с. 44-48.

    Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А. Организация профориентационной работы в межшкольном учебном комбинате. Материалы интернет-конференции «Образование для юношества: лучший опыт России», Москва, 2-13 апреля 2007 г.

    Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А., Просихина О.Ю. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»: методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса. М., Глобус, 2007.

    Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А., Просихина О.Ю. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника. М., Глобус, 2007.

    Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А., Просихина О.Ю. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением. М., Глобус, 2007.

    Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием учебной компьютерной презентации

    Использование учебной компьютерной презентации в сочетании с интерактивной доской при изучении данной темы обеспечивает наглядность материала, помогает обеспечить эффективную совместную работу на уроке. Интерактивность схем способствует активному включению учащихся в обсуждение вопросов, которые задаются учителем, сохранению логики подачи материала. Возможность сочетания работы учителя на интерактивной доске со слайдами презентации (заполнение таблиц, подчеркивание, дополнение схем) с работой учащихся в «Дневниках профессионального самоопределения» позволяет развивать навыки самоконтроля и эффективно использовать время урока.

    Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

    Так как последующие уроки посвящены построению девятиклассниками своей индивидуальной образовательной траектории, логично будет следующий урок начать с обсуждения домашнего задания, используя интерактивные схемы, представленные на слайдах №№ 11, 17.

    Файлы: SaprykinaEA_presentatsia.ppt
    Размер файла: 2188288 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

    prtime.ru сайт наших партнеров