Автор конспекта:
Автор(ы): — Чаплыгина Елена Васильевна, Косматова Тамара Викторовна

Место работы, должность: — МОУ «Лиманская СОШ№1″, учитель

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

  • воспитывать у учащихся патриотические чувства посредством приобщения к культурному наследию; — Личностные УУД – нравственно-этическое.
  • учить согласовывать действия с партнёром– Коммуникативные УУД;
  • познакомить детей с традициями и бытом предков; — Познавательные УУД.
  • учить детей реализовывать свои творческие способности, задатки; -Личностные УУД.
  • закрепить материал по «Литературному чтению» из темы «Устное народное творчество» путём демонстрации жанров фольклора.
  • учить искать информацию по заданной теме – Регулятивные УУД.
  • Тип урока: — Комбинированный урок

    Учащихся в классе (аудитории): — 27

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Накопленный материал Косматовой Т.В. в результате 42 -х летнего педагогического стажа

    Используемое оборудование: —

    Оборудование: декорации окна, ёлочек, избы; из музея: крынка, рубель, ухват, лопатка, для вытаскивания хлеба, утюг угольный, салфетку кружевная; личные предметы: коромысло с вёдрами, горшок глиняный, самовар; ложки деревянные.

    Костюмы: мальчики — в самодельных фуражках с цветком, в длинных рубашках, кушаках, девочки в сарафанах, предоставленных Рябиной И.В., бабушкой Лушниковой Алёны, некоторые принесли собственные.

    Краткое описание: — Данная разработка отвечает всем, возможным в данной тематике, требованиям к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

    Предварительная подготовка:

    задания в группах(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера) — подготовка танцевального номера; подбор текста, поиск музыки и пение песен, частушек (опрос двух бабушек Суханкиной Таисии Фёдоровны — Комсомольская 27, Никифорович Анны Владимировны – ул. Хлопочкина 1; работа с интернет ресурсами, запись минусов учителем по внеклассной работе, со Знаменьщиковым С.Г.) ;

    индивидуальные задания- поиск и толкование старинных названий предметов быта (работа со словарями);

    коллективные дела – посещение музея, составление сценария.

    Ход мероприятия.

    Вступительная речь учителя. О чём мы с вами говорили на уроках чтения ( об УНТ, фольклора). Скажите, какие виды, жанры УНТ вам известны (ответы детей). Вы подобрали и подготовили данный материал?(Да) Что же мы будем делать сегодня? Давайте сформулируем задачу урока. (Повторить то, что знаем из УНТ, показать жанры фольклора)

    Почему творчество называют народным (Потому, что его придумал народ). В какое время жили эти люди? ( очень давно) Что они носили, а что девали? Чем и из чего ели? Как стирали и гладили одежду? (разные затруднительные ответы детей) Что же мы с вами не знаем о жизни людей того времени? (быт предков). Сформулируйте пожалуйста ещё одну задачу нашего урока. (Познакомиться с традициями и бытом предков). — Целеполагание.

    Рассказ детей о традиционном празднике «Осенние посиделки», о предметах быта, словарная работа, рассказывая, вывешивают слова на доске у домика, демонстрируют предметы. Учитель помогает детям, которые подготовили толкование терминов.

    Крынка и кринка, кринки, ж. Глиняный сосуд. Количество жидкости, вмещающейся в этот горшок. Крынка молока

    Коромы́сло— U-образное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер или других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.(Демонстрация с девочкой)

    Рубе́ль — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём.

    СКА'ТЕРТЬ, и, мн. и, е́й, ж. Кусок ткани особой выработки, которою покрывают стол

    УХВА́Т, ухвата, ·муж. Длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны.

    Лопатка, предназначенная для вытаскивания испечённого хлеба из печи.

    Самовар. Разъяснение значения и состава слова. Учащиеся Пахомова Екатерина, Линченко Юлия.

    Беседа по вопросам. Учитель работает с детьми по терминам.

    На сцену из домика выходят девица и молодец. Кланяются.

    ДЕВИЦА1: Добрый день, честной народ! Позади трудовой день: и сено косили, и стога метали, и по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело — гуляй смело!

    МОЛОДЕЦ2: И когда солнышко клонится к закату, приходят за околицу красные девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать, на других посмотреть, семечки пощёлкать, да добрым словом перемолвится.

    Походили по классу парами, тройками, сидят переговариваются, семечки грызут. Одна девица ищет глазами Дуню. Потом спрашивает.

    — А где же Дуня?

    МОЛОДЕЦ3: Пошла Дуня из ворот

    Во зелёный огород.

    Сорвала Дуня лопушок

    Да под самый корешок

    Сшила Дуня сарафан

    И наряден и неткан

    Положила в уголок

    В берестяный коробок

    Откуда взялся таракан

    Поел Дунин сарафан.

    ДЕВИЦА4: В каждой деревне были свои посиделки и в каждой деревне был свой первый парень.

    МОЛОДЕЦ5 с гармошкой: Разойдись честной народ,

    Не пыли дорожка.

    Добры молодцы идут

    Погулять немножко.

    Исполняется песня «Во кузнице».

    Во кузнице

    слова и музыка неизв. автора

    Во ку… во кузнице,

    Во ку… во кузнице,

    Во кузнице молодые кузнецы,

    Во кузнице молодые кузнецы.

    Они, они куют,

    Они, они куют,

    Они куют принаваривают,

    Молотками приколачивают и т. д.

    ДЕВИЦА6: Пропели добры молодцы лихую песню. По традиции того времени выходят красны девицы с ответной песней.

    Исполняется песня «Ой, вставала я ранёшенько»

    Ой, вставала я ранёшенько,

    Умывалась я белёшенько.

    Ой-ли, да-ли, калинка моя,

    В саду ягода-малинка моя! И т. д.

    ДЕВИЦА7: На деревенских посиделках не только пели песни, но и водили хороводы. Добры молодцы приглядывались к девицам, невест себе выбирали.

    ДЕВИЦА8: Ау! Ау! Аукаем!

    По лесу проаукаем,

    К берёзке подойдём,

    Хоровод свой заведём.

    Танец «Во поле берёза стояла».

    Игра «Богатырские загадки», подготовленная учащимися.

    Богатырская цифра (три);

    Не один в поле (воин);

    Ведьмолет (помело);

    Отчество Змея (Горыныч);

    «Разогрев» молодежь легкими загадками, можно перейти к старинным:

    Черное семя руками сеют, ртом собирают (буквы);

    Зубов много, а ничего не ест (гребень);

    Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак (кар­ман);

    Не крылата, а перната, как летит, так свистит, а сидит, так молчит (стрела);

    В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел, всех вокруг себя собрал (стол);

    Сидит Пахом на коне верхом, грамоты не знает, а читает (очки)

    Отгадывая учащиеся сравнивают свои ответы с иллюстрацией, подготовленной учителем.- Контроль в форме сличения.

    Самооценка, посредством выбора медвежонка (Приложение 1)

    МОЛОДЕЦ9: Эх, хороша душа русского народа.

    И где бы ни были в глуши,

    В руки брали просто ложки

    И играли от души.

    Ансамбль ложкарей. Во саду ли в огороде.

    ДЕВИЦА10 Ну-ка сядем-ка рядком,

    Да поговорим ладком

    МОЛОДЕЦ 11 Небылицы в лицах

    Сидят в светлицах,

    Щёлкают орешки,

    Да говорят потешки.

    Выходят девицы и молодцы, говорят потешки.

    12,13

    • Федул, чего губы надул?
    • Кафтан прожёг.
    • Зашить можно?
    • Да иглы нет.
    • А велика ли дыра?

    14,15

    • Один ворот остался.
    • Фома, что из леса нейдёшь?
    • Медведя поймал.
    • Так веди сюда.
    • Да он нейдёт.
    • Так сам иди.
    • Да он не пускает!

    16,17

    • Андрейка, голубок,

    Что плачешь?

    • Да об калитку головой ударился.
    • Скажи, а когда это случилось?
    • Да вчера вечером.
    • А, что же ты сегодня плачешь?
    • Вчера вечером дома никого не было.

    18,19 Перунина, Мусенков

    • Кум, ты куда?
    • Да в лес о дрова.
    • А , что везёшь?
    • Сено.
    • Какое сено, ведь это дрова.
    • А коль видишь, что спрашиваешь?

    А сейчас споём частушки.

    ДЕВИЦА20 Пропоём мы вам частушки,

    Замечательны таки.

    Что пойдут плясать старушки,

    Затанцуют старики.

    МОЛОДЕЦ 21 Девочки-беляночки,

    Где вы набелилися?

    ДЕВИЦА 22 Мы вчера коров доили,

    Молоком умылися.

    ДЕВИЦА23 У меня не сарафане

    Косолапы петухи.

    Только я не косолапа,

    Косолапы женихи.

    МОЛОДЕЦ 24 На берёзе сидит Ёжик

    Белая рубашка

    На головке сапожок,

    На ноге фуражка.

    МОЛОДЕЦ 25 Запрягу я кошку в дрожки,

    А котёнка в тарантас,

    Повезу свою подружку

    Всем соседям напоказ.

    Рефлексия. Задания для работы в группах: на карточках в виде теста даны термины и их толкования, отрывки из жанров фольклора и их названия (Приложение 2). Контроль в форме сличения.

    Самооценка, посредством выбора медвежонка (Приложение 1)

    ДЕВИЦА 26 Ночь пришла, темноту принесла.

    Замолчи петушок,

    Затрещал сверчок,

    Вышла маменька,

    Закрыла ставеньки.

    Все выходят парами, кланяются.

    Самооценка, посредством выбора медвежонка (Приложение 1)

    Файлы: P1030267.JPG
    Размер файла: 59453 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология