Автор конспекта:
Автор(ы): — Автор: Кожевников Максим МКОУ Чулымский лицей,10 класс, Научный руководитель: Ерфилова Галина Николаевна

Место работы, должность: — учащийся 10 «А» класса

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Целью моего исследованияявилось расширение знаний о нечистой силе. Чтобы достичь поставленной цели, я решал следующие задачи:

  • узнать, какая нечистая сила живет в произведениях устного народного творчества;
  • раскрыть отношение человека к нечистой силе;
  • выяснить, какую роль нечистая сила играет в устном народном творчестве.

Предметом исследования явилась нечистая сила.

Решая эти задачи, я использовал следующие методы исследования:

1. подбор и изучение материала по теме исследования;

2. опрос школьников;

3. анализ и систематизация результатов опроса.

Используемая методическая литература: —

Библиография

1. Аливердиев А. Баба-Яга: // Звездная дорога – Красногорск. – 2000, — №12, — с.131-140.

2. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. – М: Индрик, 1996.

3. Будовская Е.Э., Морозов И.А. Баня / Славянские древности.

4. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. — М: Наука, 1975.

5. О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988г.

6. Зеленин Д. К. Религиозно-магическая функция волшебных сказок//С. Ф. Ольден6ург.Л, 1934.

7. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография: Пер. с нем.- М., 1991

8. Зеленин Д.К. Избр. труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995.

9. Литературное чтение. 4класс. – М; Вентана-Граф,2001.

10. Литература 5 класс / Сост. М.А. Снежинская, О.М. Хренова. – М: Мнемозина, 1997.

11. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила: Т. 2.- М., 1993.

12. Мелинский П.М. Мифология. Большой Энциклопедический Словарь. — 4 изд. — М.:Б.Р.Э., 1998г.

13. Никифоров А. И. Победитель змея: Из северорусских сказок// Современный фольклор, 1936.

14. Потебня А. А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий. Чтения в обществе истории и древностей российских, 1865.

15. Скоро сказка сказывается. Сб. волшебных сказок — М; Инициатор, 1993.

16. Славянский мифологический словарь-справочник — М: Ленор и совместительство,1998г.

17. Русские народные сказки – Ю.Г.Круглов, 1983 г.

Краткое описание: — Введение Насколько помню себя в раннем детстве, настолько не уходят из памяти все разговоры о нечистой силе. Дети 6-7 лет об этом говорят, когда остаются дома без родителей, когда гаснет в квартире свет, перед сном в лагерях летом, в больнице. Эта тема была, есть и, наверное, будет жить еще долго. В подростковом возрасте мы вновь возвращаемся к ней, что связано, мне кажется, с особенностями возраста: самоутверждение, полнотой рассказа можно привлечь к себе внимание и т.д. Подростковая среда долго в данном направлении притягивает к себе внимание: готы, фильмы ужасов. Мне стало интересно посмотреть историю возникновения нечистой силы. С нею встречаются как лицом к лицу, так и на уровне бесконечных легенд, сказок, небылиц. В редкой семье, имеющей сельские корни, не найдётся бросающего в дрожь рассказа о том, как один из родственников или знакомых чуть было не победил чёрта или не оказался вовлечённым в болото коварной русалкой. Впрочем, городской фольклор так же не чурается таинственных повествований о бродящих по квартирам домовых или призраках. Историям этим нет числа, как нет числа и самой нечисти. Поэтому я решил узнать, существуют ли на самом деле домовые, лешие, русалки, черти, о которых пишут рассказы, сказки, небылицы, снимают мультфильмы, сказки. Или все-таки люди сами это выдумывают, чтобы найти оправдание каким–нибудь фактам или событиям, галлюцинациям или просто выдумкам, например, из–за болезни.

1.Описание исследования

1.1. Объект, методы, этапы исследования

Объектом исследования явились 100 обучающихся 5-11 классов МКОУ Чулымский лицей Новосибирской области. В состав данной группы входило 67 девочек и 33 мальчика.Был использован авторский опросник для проведения исследования среди подростков лицея (Приложение №1).

Анализ произведений устного народного творчества (40 источников) проводился в течение года (приложение №2).

Для проведения сравнительного анализа использовались произведения различных жанров.

Исследование включало в себя несколько этапов: -на 1-ом этапе осуществлялось изучение литературы по проблеме исследования для анализа степени разработанности темы; -на 2-ом этапе уточнялись объект и предмет исследования, его цели, задачи, методы; — на 3-ем этапе изучались произведения устного народного творчества; -на 4-ом этапе проводился опрос и обрабатывались его результаты.

2. Результаты исследования и их обсуждение

2.1.Результаты анализа произведений устного народного творчества

Воспользовавшись различными источниками: журналами, интернет-ресурсами, книгами из библиотеки лицея, я понял, что нечистая сила испокон веков не даёт покоя русскому народу. Прочитав русские народные сказки по теме исследования, я узнал, что под нечистой силой обычно подразумевали чертей, домовых, леших, кикимор, оборотней, русалок – одним словом, всех тех, кто лучше всего подходит под определение враждебных человеку злых духов (Приложение №3).

Духи, демоны, бесы, призраки, ведьмы, русалки, домовые и ожившие мертвецы есть и сегодня – так считают многие. В наш век науки и прогресса существует то, что многие не могут понять. Какой-то частью нашего сознания мы продолжаем верить в потусторонние силы, несущие зло и опасности для человека. Нечистая сила – это скрытое от полного понимания, научно-необъяснимое проявление темной энергии, часто оказывающее отрицательное воздействие на человека.

Для описания нечистой силы в произведениях устного народного творчества использовался прием расплывчатости, многоликости, неопределенности и изменчивости, способности к перевоплощениям . Я попробовал разобраться в том, что собою представляет нечистая сила.

Согласно сказкам Баба — Яга живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей. В печи Баба — Яга старается изжарить похищенных детей. У Бабы одна нога – костяная, она – слепа (или у нее болят глаза). Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом. Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями (приложение №4).

Кощей Бессме́ртный — царь, колдун, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скупым. Кощей является весьма могущественным чародеем: в сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство, в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех, в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею, в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, надевая на неё лягушачью кожу. Во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо подземелье, скованным цепями (Приложение №5).

Чёрт — любимец русских сказок, занимает в дьявольщине огромное место. Русский черт в житейских делах совершенный невежда и всегда обманут смертными самым жалким и нелепым образом. Даже в предметах по собственной своей профессии черт слаб и недогадлив (Приложение №6).

Леший — сверхъестественное существо, обитающее в лесах. По всем сказкам, историям, преданиям Леший мог являться человеку в различных образах: зверей, знакомых людей, седовласого старца, косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на Лешем есть одежда, то она обязательно вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, и сам он обязательно не подпоясан. Можно сделать вывод, что Леший, довольно неординарное создание из сказок и былин (Приложение №7).

Кикимора– это дух, который пришелс воды. В избах они поселяются за печкой. Любимые занятия их – прясть и ткать. Рассказов о кикиморах не так уж много. Кикимора иногда вредит человеку: выживает его из дому, пугает, давит. Но если ей нравятся хозяева, она охотно помогает им по дому. Она, как и многие другие персонажи обладает нечистой способностью стремительно передвигаться с места на место, исчезать в одном месте и показываться в другом; кроме того, она "далеко видит, не стареет, все знает" (Приложение №8).

Кроме того, нечисть появляется в виде неодушевленных предметов и явлений: катящегося клубка, вороха сена, камней; огненного, водяного или пыльного столба,колеса ,вихря и т.п.

Нередки и такие варианты появления нечистой силы, что особенно часто используют в театральных постановках: сиплый, громкийголос, шум, треск, гул, вой; скорость перемещения, стремительные вращательные движения, быстрые смены облика.

Для отдельных персонажей из сказок, рассказов, небылиц я отметил бы характерные специфические формы поведения и образа жизни:

  • черти пируют, играют в карты,женятся и устраивают свадьбы;
  • русалки танцуют, поют, раскачиваются надеревьях , расчесываютволосы и т. д.;
  • леший пасетволков , плетет лапти, у него есть маленькие дети;
  • кикимора прядет и ткет, помогает по дому или устраивает беспорядки; (Приложение №9)
  • бесы закручивают вихри, поднимают метели, насылают дождь, бурю, умеют летать, читать человеческие мысли и внушать человеку свои желания;
  • ведьмы летают, варят волшебные зелья, устраивают беспорядки, едят людей;
  • призраки бродят по пустым замкам, коридорам, пугают людей своими воплями, криками, гремят цепями;
  • живые мертвецы пугают людей (Приложение №10).

Мне хотелось бы отметить наиболее типичные действия нечистой силы, описанные в произведениях устного народного творчества:

  • демоны пугают людей звуком (стуком, гулом, воем, треском), прикосновением (мохнатой лапы), давят во сне,душат человека, насылаютбессонницу , щекочут до смерти – (домовой, русалка, ведьма);
  • «водят» людей, сбивают их с пути, увлекая в чащобу или топь – (леший);
  • учиняют беспорядок:переворачивают предметы, сдвигают их с места; навлекают на людейболезни (особенно душевные) – кикимора, черти);
  • искушают людей, толкают нагрех , побуждают к самоубийству,соблазняют женщин , похищают иобменивают детей , мучают скотину, отнимают молоко и т. д. – (упырь, черт, ведьма)

Таким образом, произведения устного народного творчества подчеркивают своим содержанием, что добру всегда надо бороться с чем-то темным, нехорошим. Наверное, только в борьбе познается ценность доброго, хорошего. И чем больше испытаний прошел сказочный персонаж, тем сильнее к нему любовь.

Из множества версий возникновения нечистой силы, которые достаточно убедительно описаны в книгах, интернете, я все-таки не могу выбрать ту, которая, на мой взгляд, могла бы подходить к каждому представителю нечистой силы. Для меня сложилось представление о том, что возникала нечистая сила индивидуально и по времени, и по месту. Передача сказок, небылиц из уст в уста наложила вариативность возникновения нечистой силы.

Из того, что уже описано о нечистой силе, я понял одно: человек должен понимать, что наряду с реальным миром живых всегда соприсутствует мир потусторонний. Наши предки хоронили мертвых, придавливая могилу тяжелым камнем. Древние римляне на похоронах громко били в большие барабаны, чтобы напугать покойного для того, чтобы он не вернулся из мира мертвых. На ближнем востоке существует обычай: чтобы отогнать злых духов, надо вбить большой гвоздь в то место, где случилось убийство, иначе нечистая сила станет беспокоить живых.

2.2. Результаты опроса обучающихся лицея

Из 100 опрошенных ребят на первый вопрос: «Существует ли нечистая сила?» 60% не признали её существования. Следовательно, почти половина респондентов уверена в том, что нечистая сила не существует (Приложение №11).

На второй вопрос: «Кого из нечистой силы знаете?» 60% смогли вспомнить Бабу-Ягу и Домового, 20% Лешего и Русалку, 15% вспомнили Чёрта и Ведьму, 5% Живых мертвецов. Все участники опроса знают представителей нечистой силы, они довольно однотипны (персонажи сказок, художественных фильмов) (Приложение №12).

На третий вопрос: «Откуда появилась нечистая сила?» 39% дали ответ: нечистая сила появилась из «неправильных покойников» — самоубийц и из религиозных убеждений (Приложение №13).

На предпоследний вопрос :«Зачем нужна нечистая сила в сказках, небылицах?» 60% знают, что от этого сказки и небылицы становятся интереснее, напряжённее сюжет и добру противопоставляется зло (Приложение №14).

На последний вопрос: «Хотели бы узнать больше о нечистой силе?» 70% ответили положительно, что свидетельствует об интересе к проблеме исследования (Приложение №15).

Ответы учеников подтвердили мою мысль о том, что нужно заняться проблемой исследования нечистой силы, чтобы больше узнать о нечисти, так как многие сверстники мало знают что-то по этой теме

Заключение

Конечно, люди издавна сочиняют частушки, песенки, сказки, небылицы, стихотворения о нечистой силе. Представителями нечистой силы являются черти, домовые, лешие, кикиморы, оборотни, русалки. Они создают препятствия на пути положительных героев. Чем сильнее борьба с нечистой силой, тем любимее становится Иван, Марья, богатырь, старец и т.д.

Сегодня, по мнению некоторых людей, нечистая сила и борьба с ней служат для усиления влияния над нашим сознанием. Они придуманы с одной целью — устрашения людей. Конечно, трудно бывает поверить в то, что нельзя потрогать. Почти все современные мультфильмы построены на основе фильмов ужасов, когда не знаешь, откуда кто выскочит и что сделает в следующую минуту.

Верить или не верить в нечистую силу – это дело сугубо личное. И если старшее поколение очень ответственно относится ко всему, что связано с высшими силами, то для нас, подростков, нечистая сила стала своеобразным развлечением.

Извечная битва добра и зла только в сказках всегда заканчивается победой добра. В жизни все намного сложнее. Моя задача — попытаться сохранить в себе равновесие в этом противостоянии.

Выводы

  • В произведениях устного народного творчества есть такие представители нечистой силы, как: Черт, Домовой, Леший, Кикимора, Русалка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Нечистый дух, Ведьма, Живые мертвецы, Водяной и другие.
  • Человек относится к нечистой силе с одной стороны с предостережением, с другой- с безразличием. Например, некоторые проводят различные ритуалы, чтобы отогнать нечисть, а есть такие люди, которые сами вызывают различных духов и демонов, не думая о последствиях.
  • В русских народных сказках, нечисть играет особую роль. Она затрудняет жизнь положительным героям, создавая препятствия на их пути. Но добро всегда побеждает зло, и чем сильнее борьба с нечистой силой, тем любимее становятся главные герои.
  • 70% опрошенных обучающихся лицея хотели бы узнать больше о нечистой силе, хотя 60% не признают её существования.

Файлы: презентация к докумету.pptx
Размер файла: 8232680 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология