Автор конспекта:
Автор(ы): — Южакова Е.В.

Место работы, должность: —

ДОУ №8 "Сказка", педагог-психолог

Регион: — Оренбургская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дошкольное образование
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог-психолог

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

В последнее время часто говорят о необходимости в совместной работе детского сада и школы. Но как должна быть построена эта работа, в чем ее специфика?Думаю , что вариантов здесь может быть множество. Я хотела бы поделиться своей работой в данном направлении.

Уважаемые коллеги!

Мы живем в XXI веке, и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на развитие детей. Это отражено и в новых федеральных государственных требованиях к дошкольному образованию. Поэтому одной из актуальных тем на сегодняшний день является подготовка детей к школьному обучению, которая приобретает особое значение. От ее решения зависит успешность последующего обучения ребенка в школе. Слайд 3

В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н. Н., Овчарова Р. В., Безруких М. И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

Что понимается под «готовностью к школе» в настоящее время? Слайд 4. Это не отдельные знания и умения, а определенный их набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Каковы же составляющие этого набора «школьной готовности»? Прежде всего интеллектуальная готовность, затем мотивационная и личностная, а так же достаточный уровень зрительно – моторной координации.

Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Реализация мероприятий по развитию познавательных процессов, мотивационной и личностной сферы требуют участия всех сторон воспитательного и образовательного процессов – психолога, педагогов и конечно же родителей. Слайд 5.

Но прежде, чем приступить к внедрению каких – либо развивающих программ с целью подготовки ребенка к школе, мы должны знать его актуальное развитие, т. е. какими знаниями, умениями, качествами он обладает на данный момент.

Для этого в начале года проводится первичное обследование детей на готовность их к обучению в школе. Слайд 6.

Форма исследования на готовность к школе носит как групповой так и индивидуальный характер. Слайд 7.

В своей работе, по обследованию детей, я отдаю предпочтение экспресс-методикам. Т. к. они дают возможность одновременно охватить 10-15 детей, и при этом дают конкретный результат (методики на внимание, скорость переработки информации, рисуночные тесты и т. д.) . В полном объеме названым требованиям отвечает методика Людмилы Аполлоновны Ясюковой. Слайд 8.

Результатом обследования является заключение о степени готовности ребенка к школьному обучению на начало года, составленное на основе сравнения его индивидуальных характеристик с возрастными нормативами. Слайд 9 .После чего мы делаем подборку упражнений, программ по развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностно- социальной сфер.

Подборка коррекционно – развивающих программ направлена на развитие ребенка.

Слайд 10. По программе Шарохиной В. Л. занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий –

1. интеллектуально-развивающие игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.

2. дыхательно-кординационные упражнения, напр. на активизацию и энергизацию работы стволовых отделов мозга, снятия мышечного напряжения.

3. симметричные рисунки, напр. на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. графические диктанты, напр. на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а т. ж. развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. пальчиковая гимнастика, способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению, речи, а так же подвижности и гибкости кистей рук.

6. упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса переферического зрения, ретмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

15 занятий 1 раз в неделю (ноябрь — февраль) .

Слайд 11. Пособие «Развитие эмоций дошкольников» Минаевой В. М. предназначено для психологов и воспитателей, оно предназначено для развития эмоциональной сферы детей старшего возраста. Системная работа с использованием игр и занятий способствует изменению взгляда ребенка на мир и отношения к окружающим, осознанию и контролю его эмоциональных проявлений. В него входит 14 занятий, в среднем 30 мин, 1 раз в неделю.

Данное пособие можно использовать в чередовании со следующими: Авдеевой Ю. В. «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет» и Алябьевой Е. А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». Первая программа представляет практический материал по развитию эмпатии, коммуникативных навыков, профилактике и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности, что особенно свойственно детям с речевым развитием. Она разработана не только для детей с нарушением речи, но и с задержкой психического развития. Начало занятия всегда с ритуала приветствия, затем само занятие, кот. включает в себя пластические этюды, игры, методы арт-терапии, сказкотерапии. Занятий 18, проводятся 1 раз в неделю, рассчитана программа на 4 мес. Вторая программа разработана на основе ФГТ, включает арт-методы, помогает формированию культуры, интеллекта, личностных качеств, предпосылкам к учебной деятельности, обеспечивает социальную успешность детей. Программа рассчитана на 6 мес., 1 раз в неделю, продолжительностью 30 мин.

Последние 3 программы я в своей работе чередую, занятия проводятся с ноября до мая.

После повторной диагностики в апреле, по методике Ясюковой Л. А., мы получаем окончательные результаты готовности каждого ребенка к обучению в школе. Слайд 14.

Для лучшей наглядности мы разместили результаты в виде диаграммы. Слайд 15.

Психологом пишется психологическая характеристика на каждого ребенка, которая направляется в школу, где указывается его уровень психологического развития и рекомендован оптимальный для него уровень сложности образовательных программ, что является положительным фактором при определении учителем — по какой программе более оптимально сможет заниматься конкретный ребенок. В конце года проводится индивидуальная консультация с каждым из родителей и обсуждаются итоги подготовки ребенка к школьному обучению, даются рекомендации. При значительных отклонениях от возрастных требований родителям может быть дана рекомендация отложить на год поступление ребенка в школу для достижения им необходимой зрелости или посещение подготовительного класса.

Файлы: южакова презентация.pptx
Размер файла: 3011745 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология