Автор конспекта:
Автор(ы): — Дубинчина Людмила Николаевна

Место работы, должность: —

Учитель истории и обществознания , МБОУ "СОШ им.М.М.Рудченкос.Перелюб Перелюбского района Саратовской области"

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

13.Структура и ход урока (План)

1.Что такое семья ?

2.Роль семьи в обществе.

3.Создание семьи. Семейные отношения.

4.Государство и семья.

В основе критического мышления три этапа или стадии. Это“Вызов Осмысление Рефлексия”.

Первая стадия вызов.Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия осмысление.Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить её;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия рефлексия.Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; (вызов)

Приём составления маркировочной таблицы “ЗХУ ”

Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.

На столах перед учащимися их семейные фотографии, которые они принесли на урок.

Учитель задает вопросы:

1.Что для них значит их семья? 2.Какую роль в их жизни играет семья?

Далее вниманию обучающихся предлагается сформулировать тему урока.

Сегодня мы продолжаем работать с главой 3 «Социальная сфера общества»

(на доске“КТО ЖИВЁТ РЯДОМ С ТОБОЙ”).

— Что бы вы хотели узнать нового в этом блоке?

А зачем нам это знать?

— Почему вы так решили?

— Почему именно эта песня прозвучала в начале урока.

– Какие задания вы хотели бы выполнять на нашем уроке сегодня?

— Какие задания вы могли бы предложить своим товарищам на урок, чтобы всем было интересно и, чтобы вы могли все научиться чему-то новому?

На основе ответов учащихся на доске начинает заполнять таблицу ЗХУ графу «знаю»

Помогает формулировать вопросы для 2 графы таблицы ЗХУ «хочу знать»

Слушают песню. (Чувства)

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

В своих рассуждениях школьники определяют для себя проблему урока, которую под руководством учителя в процессе работы на уроке предстоит им решить. Она может быть сформулирована так: нужна ли семья человеку, какую роль должна выполнять современная семья в обществе, какие функции должна сохранить за собой семья, что ждет государство от семьи. Учащиеся делают вывод о роли семьи в их жизни и каждого человека.

Заполняют в таблице ЗХУ графу «знаю» (у себя в тетрадях)

Знаю

Хочу знать

Узнал

Формулируют вопросы к графе «хочу знать» и записывают

Определяют границы собственного знания

Уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

Определяют ориентиры своей деятельности

Удерживают цель деятельности до получения результата.

Участвуют в диалоге, слушают и понимают друг друга

2) открытия новых знаний (осмысление)

1.Что такое семья?

Приём кластер

2.Роль семьи в обществе.

3.Создание семьи. Семейные отношения.

4.Государство и семья.

1.А) Определение признаков семьи. Школьникам предлагается подобрать ассоциации к слову «семья».

Б) Из появившихся на экране слов, учащиеся самостоятельно конструируют определение: семья – ……

2. Учитель предлагает учащимся поразмышлять над высказыванием В.Гюго «Семья – это кристалл общества». Демонстрирует учащимся форму кристалла.

Что свойственно кристаллу?

Почему уместно сравнение семьи с кристаллом?

Делит класс на группы, каждой группе дается пакет с материалами для изучения и соответствующий пункт в учебнике.

Учитель предлагает учащимся для обсуждения мнения современных исследователей о семье. Точка зрения российского социолога А.Кона: семья должна выполнять свою главную функцию – экономическую. Точка зрения современного историка Л. Хорошиловой: главная функция семьи – гуманистическая.

Физминутка.

Взялись за руки, друзья. (по группам)

Ты и он, она и я!
Справа – друг, и слева – друг.
Вместе мы – веселый круг.
Поиграем мы немножко.
Крепко сжали все ладошки.
Кто так делает, друзья?
Это я! Это я!
Мы прижали локоток,
Станет тесным наш кружок!
Кто так делает, друзья?
Это я! Это я!

1.Когда рождается семья? Назовите условия заключения брака. 2.Назовите стадии жизненного цикла семьи.

Учащимся предлагается авторский текст о семье. Им необходимо определить, какие два типа семьи представлены в источниках, найти характеристики этих типов.

Учащимся предлагается для закрепления определить типы семьи, представленные на репродукции картин Богданова – Бельского «Семейство за обедом» и во фрагменте мультипликационного фильма «Каникулы в Простаквашино» (на экране). Сделай те вывод, какое главное качество определяет традиционную семью, а какое нуклеарную? Корректирует, дополняет выступления, помогает кратко записать.

Почему 2008 год объявлен годом семьи? Что ждёт государство от семьи?

Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ графы «узнал»

Они называют слова, которые помогают вывести определение понятия «семья»: брак, родство, родители, дети, ответственность, группа и т.д.

Учащиеся самостоятельно конструируют определение: семья – малая социальная группа, члены которой связаны взаимными правами и обязанностями, моральной и правовой ответственностью; институт социальной сферы жизни общества.

Ученики отвечают

Грани.

У семьи тоже есть грани – функции, которые она должна выполнять.

Школьники должны выбрать ту позицию, которая им ближе и аргументировать свой выбор.

Работают с учебником, выбирают и заполняют таблицу «Функции семьи» .

Дети выполняют движения в соответствии с текстом сидя на стульях.

Записывают в тетрадь стадии жизненного цикла семьи.

В результате работы учащиеся называют два типа семьи, указывая на их признаки (патриархальная, нуклеарная – современная).

Ведётся работа со словом нуклеарная через словарь иностранных слов.

Учащиеся называют : качество – нуклеарная, количество – традиционную.

Возрождение авторитета российской семьи, укрепление главных семейных ценностей – вот главные надежды

Принятие социальной роли обучающегося. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Сравнивать разные точки зрения; сохранять мотивацию к учебной деятельности

Работать с материалом учебника и рабочей тетради, ориентироваться в заданиях, выделять главное из текста, составлять опорные схемы;

оценивать собственную деятельность;

Научатся давать определения понятиям: семья, функции семьи.

Устанавливать взаимосвязь функции семьи и их социальную роль

Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; анализ рисунка-схемы, работа с текстом, обобщают умеют определять понятия; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; смысловое чтение.

Коммуникативные:планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; сотрудничество в паре, распределяют обязанности, умение слушать собеседника, умение представить результаты своей пары, самооценка в паре; готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе; использовать электронные приложения к уроку; умение скорректировать свои действия.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; разработка плана действий совместно с учителем, при работе пользуются планом, зафиксированным на доске, определение затруднений, изменение плана действий с целью выхода из затруднений, сравнение действия и результата с готовым образцом; умеют формулировать учебные задачи, оценивают правильность их выполнения, собственные возможности их решения.

Подведение итогов.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Синквейн.

Предлагает просмотреть записи в тетради и сделать вывод: что нового узнали семье?

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.

Составление синквейна.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1.Объясняются правила написания синквейна.

2.В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3.Задается тема синквейна.

4.Фиксируется время на данный вид работы.

5.Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Оцените свою работу на уроке.

Нужна ли семья человеку, какую роль должна выполнять современная семья в обществе, какие функции должна сохранить за собой семья, что ждет государство от семьи.

Ребята оценивают свою работу с помощью кругов: зеленый круг — «понял», желтый круг – «остались вопросы», красный — «не понятно»

Умение творчески подходить к выполнению д/з

Формирование готовности к саморазвитию.

Оценивать собственную деятельность;

Осмысление для жизни смысла и создания семьи.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Файлы: Приложение.docx
Размер файла: 16006 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология