Автор конспекта:
Автор(ы): — Воловоденко Е.В.

Место работы, должность: —

МОУ Дубовская СОШ №1, учитель истории и обществознания

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Цели:

Образовательная: Изложить социологический аспект семьи и связанных с ней социальных проблем

Развивающая: Организовать познавательную деятельность, в ходе которой ученики будут совершенствовать навык самостоятельной работы с документом, занимаясь исследовательской деятельностью, формировать умение ставить проблему и решать её.

Воспитательная: Продолжать работу по развитию критического мышления, способности к самостоятельным суждениям. Культуры ведения диалога, воспитывать чувство ответственности перед семьёй.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Кравченко А.И. "Обществознание" 11 класс

Используемая методическая литература: —

Певцова Е.А. "Обществознание" книга для учителя

Заулошнов А.А. "Обществознание"

Используемое оборудование: —

Документы с заданием, проекты, таблицы и листы заданий.

Краткое описание: —

Завершающий урок в теме Социальная система общества

Урок по обществознанию в 11 классе.

Тема: Семья как фундаментальный социальный институт.

Цели:

Образовательная: Изложить социологический аспект семьи и связанных с ней социальных проблем

Развивающая: Организовать познавательную деятельность, в ходе которой ученики будут совершенствовать навык самостоятельной работы с документом, занимаясь исследовательской деятельностью, формировать умение ставить проблему и решать её.

Воспитательная: Продолжать работу по развитию критического мышления, способности к самостоятельным суждениям. Культуры ведения диалога, воспитывать чувство ответственности перед семьёй.

Оборудование и материалы: Документы с заданием, проекты, таблицы и листы заданий.

Организационное начало урока: Учитель проверяет оформление классной доски, ученики рассаживаются группами: юристы — 6 человек, социологи 2 группы по 5-6 человек. Группами дано предварительное задание по теме: «Как помочь молодой семье» динамика, проблемы, предложение к закону.

Эпиграф урока: «Всякая семья составляет часть государства»

(Аристотель.)

Здравствуйте класс!

Тема нашего урока «Семья как фундаментальный социальный институт» этот урок завершает изучение главы 8 Социальная система общества. Цель нашего урока — изучить социологический аспект семьи и связанные с ней социальные проблемы. Эта тема лично значима для Вас, т. к. вы, возможно, скоро задумаетесь о создании собственной семьи. Готовясь к уроку, вы занимались исследовательской работой. Сегодня будет презентация вашего труда, а наши уважаемые гости выступят в качестве, жури. Эпиграфом урока являются слова Аристотеля «Всякая семья составляет часть государства».

Какова связь семьи и государства? Почему государство заботиться об укреплении семьи? Давайте попытаемся дать ответ на эти и другие вопросы.

Семья является важнейшим элементом социальной структуры. Она возникла приблизительно 500 000 лет назад. Как и общество семья изменялась на протяжении веков. Существует несколько классификаций ступеней исторического развития семьи. Давайте проследим этапы становления брачно-семейных отношений по Л. Моргану: таблица.

Таким образом, определённому этапу развития общества соответствует определённый тип семьи. 1 раб. Вы должны работая с источниками определить, о какой семье идёт речь, какие признаки её характеризуют, даются ответы учащихся.

Учитель: Слово семья — одно из самых привычных слов, т. е. совокупность близких родственников живущих вместе, именно слово семь — я, ведь в средней российской семье не 7, а 3 человека. Не является ли это косвенным свидетельством того. Что мы уже имеем дело уже с неким другим образованием? Семья является социальным институтом, должна удовлетворять важнейшим потребностям, как индивида, так и общества в целом.

Мозговой штурм. За одну минуту напишите какие важнейшие потребности индивида и общества, удовлетворяет семья.

Зачитать.

Повесить плакат функции семьи. Вы перечислили функции. Какие функции изменяются а какие остаются неизменными? Какие функции наиболее значимы для государства?

Почему общество, государство обеспокоено состоянием современной семьи.

Над этими вопросами мы работали готовясь к уроку. Вы получили задание разработать проект «Как помочь молодой семье?».

1-я группа выступила в роли социологов, исследовала тенденции развития молодой семьи, динамику молодёжных браков.

— Ответ.

Вопросы:

Согласны ли вы с выступающими? Какие вопросы к докладчикам?

Что значит партнёрская семья?

2-я группа работала над вопросом «Проблемы молодой семьи»

1. Согласны ли вы с выступающими?

3-я группа Юристы: рассмотрели существующие законы, работала над предложениями к проекту закона «О социально-экономической помощи семье»

Вопросы:

Смогут ли ваши предложения изменить ситуацию в стране? Какие дополнения к проекту можете предложить Вы?

Заключительная часть

-Вопрос учащимся:

-Почему так важно укрепить молодую семью?

-Как глубоко содержание нашего урока отражает эпиграф?

-Как вы понимаете высказывание Аристотеля? Актуально ли оно сейчас?

Сформулируйте вывод:

Вывод:

Семья переживает кризис. Демографическая ситуация, брошенные дети. Государство старается помочь, но этих мер по-видимому недостаточно. Государство это мы. Будущее российского народа зависит от вас, оттого какие у вас будут семьи, сколько детей появиться в каждой новой семье. Какие ценности вы можете передать своим детям. Это будет ваш личный вклад в будущее поколение страны.

Подведение итогов урока.

Скажите ребята, что заставляет людей создавать семью? — любовь, симпатия, влюблённость.

Символом вашей симпатии будут сердца, которые мы прикрепим к проекту той команды, которая

вам понравилась больше всех.

Подведение итогов симпатии жюри.

Итак, победу одержала команда Ваш проект лучший.

Домашнее задание: Подготовиться к зачёту по теме «Социальная структура общества» параграф 26-28.

Рефлексия:

Устно

-Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?

-Письменно.

-Самое интересное на уроке было.

-Мне понравилось.

-Оцените по 10-ти бальной шкале работу класса с трёх позиций: Я — Класс — Дело (группа).

Приложения: Текст документа.

В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».

Фрагмент из русского «Домостроя»:

«Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дшерь ли имаше: положи на них грозу свою».

«Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».

1) Какой вид семьи представлен в источнике?

2) Какова определяющая черта этой семьи? (признаки)

3) Почему возникла патриархальная семья?

АНКЕТА

Пол_______________________________________________________________

Возраст____________________________________________________________

В каком возрасте впервые вступили в брак______________________________

Сколько времени до свадьбы были знакомы_____________________________

Почему заключили брак:

o Любовь

o Традиция

o Родительская воля

o Желание жить отдельно от родителей

o Случайное стечение обстоятельств

Сколько лет прожили вместе_________________________________

Сколько детей_____________________________________________

Какие проблемы вас беспокоят_______________________________ ______________________________________________________

Учитель истории и обществознания МОУ Дубовская СОШ №1 Воловоденко Е.В.

Файлы: Внеклассное мероприятие.doc
Размер файла: 121344 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология