Автор конспекта:
Автор(ы): — Салахова Альфия Заваловна

Место работы, должность: — МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №15″ г. Альметьевск РТ, учитель русского языка и литературы, татарс кого языка и литературы высшей квалификационной категории

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Познакомить учащихся с произведениями отечественной литературы второй половины XX века, учить анализировать художественное произведение, воспитывать чуткое отношение к матери.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

— В. Распутин "Последний срок";

— Ш. Хусаинов "Белое платье моей матери"

Используемое оборудование: —

— Портерты писателей;

— фотоматериалы;

— выставка книг "Сердце матери" в отечественной литературе второй половины ХХ века;

— стенд "Лучшие художники мира о матери";

— костюмы для инсценирования отрывков из произведений;

— аудиозаписи песен Т. Булановой "Мама", З. Билалова "Кичер мине, энкэй" ("Прости меня, мама").

Краткое описание: — Урок посвящен анализу произведений В. Распутина "Последний срок" и Ш. Хусаинова "Белое платье моей матери".

Дню матери посвящается.

Тема урока:

«Сердце матери» в повести В. Распутина «Последний срок» и в драме Ш.Хусаинова «Белое платье моей матери».

Цели урока: познакомить уч-ся с произведениями отечественной литературы второй половины 20 века, учить анализировать художественные произведения; воспитывать чуткое отношение к матери.

Оборудования урока.

1.Портреты В. Распутина, Ш.Хусаинова, фотографии разных лет; выставка книг «Сердце матери» в отечественной литературе второй половины 20 века.

2. Песни: а) в исполнении Т. Булановой «Мама»;

Б) в исполненииЗ.Билалова « Кичер мине, әнкәй».

4. Элементы костюмов к сценкам.

3.Стенд « Лучшие художники мира о матери»

Предварительное задание к уроку.

1.Внимательно прочитайте повесть В. Распутина «Последний срок» и драму

Ш. Хусаинова «Белое платье моей матери».

2.Выбрать понравившиеся, яркие эпизоды; ответить на вопросы:

· Почему повесть Распутина называется «Последний срок» и почему драма Ш.Хусаинова-«Белое платье моей матери»?

· Как вы относитесь к детям Анны — Люсе, Варваре, Илье, Михаилу, Татьяне?

· Почему не приехала Танчора?

· Что в Анне больше всего удивляет, восхищает, вызывает уважение?

· Чем поразил вас образ матери вдраме Ш.Хусаинова, какие эпизоды, по-вашему, особенно сильные, удачные?

· 3аданиегруппе учащихся: инсценировать отрывок из повести «Последний срок» («Все,не дождавшись смерти матери, собрались уехать»).

4. Другой группе инсценировать отрывок из драмы Ш. Хусаинова «Белое платье моей матери» («Саяр предлагает жене вместе привезти мать из больницы»).

Эпиграфы к уроку:

1. Ана –

Бөек исем,

Нәрсә җитә ана булуга;

Хатыннарның бөтен матурлыгы,

Бөтен курке ана булуда…

Һ.Такташ.

2. Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери! Восславим женщину – Мать, чья любовь не знает преград.

М.Горький.

Задание третьей группе уч-ся.

Какую интерпретацию драмы Ш. Хусаинова вы считаете адекватной, какую – нет, какую – допустимой?

А).Это произведение о счастливой матери;

Б) это произведение о горячем сердце матери, любовь которой не знает границ;

В) это произведение о несчастливой матери;

Г) это произведение о трагической судьбе матери, воспитавшей 9 детей, но вынужденной жить в одиночестве?

Д) это произведение о матери, у которой было всё: и радости, и печали.

Если предложенные варианты истолкования вы считаете неверными, дайте свою интерпретацию.

Вначале звучит песня «Мама» в исполнении Т. Булановой.

Вступительное слово учителя.

— Наконец-то в нашей стране стали торжественно отмечать День матери, матери, которая каждого из нас под сердцем носила, жизнь подарила, дала возможность порадоваться белому снегу, зеленой траве, ясному солнцу.

Сколько песен о ней сложено, сколько книг написано, сколько картин создано.

Обращение к книжной выставке «Сердце матери в отечественной литературе второй половине 20 века», стенду с лучшими картинами художников мира/.Выступление учащегося.

-Давайте и мы с вами

поговорим о двух произведениях, о двух матерях.

В центре внимания повести «Последний срок» — старуха Анна.

Какая же она, Анна, воспитавшая пятерых детей, обеспечившая непрерывность рода, женщина, впервые в русской литературе спросившая от имени всех матерей:

-Зачем и для чего жила, топтала землю, скручивалась в веревку, вынося на себе любой груз?

Зачем? Только для себя или для какой – то пользы еще?

Какая же она, Анна?

Один из учащихся рассказывает об Анне.

-А что вас больше всего поразило в Анне?

Учитель проводит итоги и добавляет (если нужно):

-Мне, ребята, хочется ещё отметить, что одна из главных черт в ней- жалость. Удивительно хорошо сказал о материнской жалости Шукшин:

-Жалость выше нас, мудрее наших библиотек. Мать вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, хочет ему добра и всю жизнь жалеет.

Вот и у Анны последние мысли о детях. Что будет с ними после неё, как они будут жить? Ни одна мать не будет обвинять своего ребенка, Анна тоже, не идеализируя, в каждом видит доброе и красивое, с каждым примеряется, каждого извиняет. А если кого и винит, так себя, не тот, мол, пример подавала, не уберегла, не доглядела.

И вот они приехали проститься с ней. Варвара, Люся, Илья, Михаил, только Таньчоры нет, самой младшей, самой любимой.

Давайте поближе познакомимся с ними, но посмотрим на них сначала глазами матери, затем глазами читателей.

Учащиеся рассказывают об Илье, Люсе.

Варвара – старшая дочь – живет рядом, часто наведывается. Эта, как думает мать, и обмоет, и попричитает. Но ей бы дождаться Таньчору. Она – то самая ласковая, самая нежная, а какие она письма писала! Мать, когда узнала, что Тани ещё нет, сказала себе:

— Значит, ещё один день будет жить, ой, надо всех благословить, на всех посмотреть.

-Почему же Танчора не приехала?

-Давайте сейчас вспомним эпизод.

Инсценированное чтение отрывка (эпизод: «Все собираются уезжать».)

Учащиеся продолжают рассказывать о детях матери.

Только Михаил понял состояние матери. Это он, видя, что мать делает последние усилия, ожидая младшую, обманул и мать и остальных: «Не приедет она, я отбил ей телеграмму, чтоб не приезжала». Вот так все уехали. Мать опять осталась с Михаилом,его семьей, сыном, которого больше всех упрекала: и выпивает он, и подшутил однажды неудачно: «А ты знаешь, что у нас теперь только до 70 годков живут».

Итак, почему же повесть называется «Последний срок?»

Выводы учащихся.

-Удивительно нежный, терпеливый, любящий образ матери дан в драме

Ш. Хусаинова «Белое платье моей матери».

Какие эпизоды особенно сильные, удачные, мастерски выписанные?

Беседа по вопросам домашнего задания.

-Вот эта мать – труженица заболела. Врачи оказались бессильны перед болезнью. У кого она будет жить, кто за ней будет смотреть?

Вспомним эпизод.

Инсценированное чтение отрывка: «Саяр собирается перевести мать из больницы домой и предлагает жене поехать вместе с ним».

-Каково ваше отношение к услышанному?

Выступления уч-ся.

-Я предложила группе уч-ся задание: какую интерпретацию драмы Ш. Хусаинова можно считать адекватной, какую – нет? Можно дать свою интерпретацию.

Послушаем их.

Вот и поговорили мы о двух матерях, о их радостях и печалях. Как бы сложна ни была жизнь, ни одна из них не променяла бы ее на другую, без детей, ибо все счастье женщины – в материнстве, как сказал замечательный татарский поэт Такташ/ обращение к первому эпиграфу /.

Мне хочется закончить урок словами:

Девчонкой станешь – больно,

Женщиной станешь — больно,

Матерью станешь — как больно!

Но невыносима жизнь женщиной иной,

Не узнавшей этих болей всех до одной!

Итоги урока. Обращение к книжной выставке « Сердце матери в отечественной литературе второй половины 20 века».

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Сердце матери в современной литературе (на примере 1-2 произведений)».

Файлы: Волобуева_Светлый образ России.pps
Размер файла: 2405888 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология