Автор конспекта:
Автор(ы): — Васильева Юлия Борисовна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ№4″ им. А.П. Румянцева г. Пикалево учитель биологии

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)

Цель урока: —

Вызвать ребят на размышление о сердце – одном из важнейших « изобретений» природы, рассмотрев его на физиологическом, анатомическом и духовном уровнях. Убедить учащихся в важности двигательной активности для укрепления сердца.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник " Биология. Человек .8 класс" Н.И.Сонин, М.Р. Сапин

Используемая методическая литература: —

Методическая литература: " Уроки по курсу Н.И. Сонина, М.Р.Сапина. Биология 8 класс. Человек" ; " Занимательная анатомия для детей, или как устроен человек и его меньшие братья" М.Залесский; " Биология человека в таблицах, рисунках, схемах" Е.А. Резанова.

Используемое оборудование: —

Раздаточный дидактический материал, ПК, мультимедиа,слайды презентации ( звук сердцебиения, мелодии о сердце, тестовая работа , видеослайды: « Сердце эмбриона»,

« Движение крови в сердце»).

Краткое описание: — Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья. В последнее время она особенно актуальна и обозначена государством. Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. 21 век — век прогресса науки и техники, войдет в историю так же как век резкого роста числа сердечно-сосудистых заболеваний. Наиболее эффективной является профилактика этих заболеваний тогда, когда она начинается с детства. И если в школьном возрасте можно еще говорить об обучении и формировании, то в более поздние годы речь идет о ломке привычных стереотипов поведения, переобучении, что представляется более трудоемким, менее эффективным. Именно в школьные годы необходимо формировать здоровый образ жизни. В этом и заключается одна из важнейших задач урока. Для достижения цели урока — в основной его части выбран метод аналитической беседы, не только стимулирующей активную мыслительную деятельность, но и направленный на осознанный выбор учащимися здоровьесберегающей деятельности, активного отдыха. Дальнейшая самостоятельная практическая домашняя работа направлена также на реализацию целей по овладению знаниями и умениями их применять для сохранения и приумножения здоровья. В основной части урока использован репродуктивный метод, позволяющий не только воспроизвести знания о строении и функционировании сердца и кровеносной системы, но и помогающий установить причинно- следственные связи и закономерности. Самостоятельная работа направлена на выделение главного и систематизацию знаний. В конце урока использован метод стимулирования и мотивации интереса к вопросам здоровья через самореализацию учащихся в творческой самостоятельной работе. Это метод позволяет подросткам выйти на новый уровень общения, уровень сотрудничества. На данном этапе урока реализуется задача по развитию рефлексивных качеств личности каждого учащегося. Каждый ученик осмысленно подходит к выбору тех духовных качеств, которые не только имеются, но и которые хотел бы иметь. Данный этап урока способствует эмоциональному пониманию высокой значимости здоровья и жизни в целом. Данный урок можно проводить не только как урок — обобщение по теме " Строение сердца и его работа", но и как контрольно-обобщающий итоговый урок в конце обучения в 8 классе.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

А) приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, на партах у вас тетрадь, пенал с принадлежностями, учебник и три печатных листа.

Б) вступление.

- Прислушайтесь!

Включается презентация, первый слайд – звук сердцебиения.

- Вы слышите первую колыбельную из 2 слов, которую пело вам сердце мамы. Это первая колыбельная песня всех людей. Думаю, вы догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о…

-Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что такое сердце не только в плане анатомии и физиологии, но и поговорим о том, что есть сердце в духовном плане. Ведь издавна люди считали, что физическая и духовная энергия сосредоточена в сердце. « К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них». Эти слова сказал о сердце безымянный древнеегипетский врач. Нет ничего лишнего в сердце, и в этой простоте само его совершенство. За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий и капитальный ремонт. Недаром о сердце говорят: « Сердце – это жизнь». А сколько песен, пословиц и поговорок посвящено сердцу ( звучит мелодия о сердце). Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Кто глянется, к тому и сердце тянется. Болезному сердцу горько и без перцу.

Сердце человека начинает функционировать задолго до рождения и прекращает свою работу последним. У человека оно начинает сокращаться на 18-20 неделе после зачатия – в крохотном, не больше горошине, комочке клеток и совершает одно сокращение в 1 секунду.

( 2 слайд — видеофайл

« Сокращение сердца эмбриона» ). Давайте вспомним, что такое сердце на анатомическом уровне. Что это такое?

Как и любой орган ( вспоминаем определение термина – орган), сердце имеет свою.. . и в нашем организме занимает определенное…

-А теперь вспомним особенности строения и функционирования сердца, глядя на следующий слайд.

3 слайд -видеофайл « Движение крови в сердце» .

-Дальше вспоминаем, продолжая цепочку слов на доске. У некоторых ребят, на партах лежат карточки с терминами, используя их, продолжите цепочку знаний о строении и работе сердца.

Вопросы:

- Где сердце расположено? Уточните, дайте более конкретный ответ .

- На уровне 2 -5 ребра, в околосердечной сумке. Кроме сердца в этой сумке находится серозная жидкость. Для чего она нужна?

-Сердце образовано, какой тканью?

 

 

-Стенка сердца состоит из 3 слоев: эпикард, миокард, эндокард. ( на магнитную доску прикрепляются термины: эпикард, миокард, эндокард). Какое слово вам знакомо? Какое существует заболевание, связанное с нарушением работы этого слова?

Сердце разделено на.. Назовите их. Между предсердиями и желудочками находятся, какие клапаны? Обратите внимание на написание этих терминов. Как работают эти клапаны?

 

-А еще, какие клапаны находятся в сердце? Между какими частями сердца?  

 

Какую функцию выполняет сердце? Какие сосуды вам известны? Кровь, двигаясь по сосудам, выполняет какие функции? Что доставляет и выводит?

(На доске по ходу разбора появляется следующая цепочка:

Форма – место расположения- грудная полость- строение – 4 камеры – клапаны – двустворчатый – трехстворчатый — полулунный – функция – движение крови – сосуды – доставляет – выводит.) 

 

- Как вы думаете, можно ли почувствовать свое сердце? Как? В какие моменты, периоды жизни говорят — « сумасшедший ритм сердца» или « сердце готово вырваться из груди»?

 

Как сосчитать частоту сердцебиений, не прикладывая руку к груди? Что такое пульс? В какой части тела это можно сделать? Кто знает, как правильно сосчитать пульс? Попробуем почувствовать свое сердце.

Задание 4 учащимся – сосчитать количество пульсовых ударов после нагрузки за 1 минуту. Упражнения выполняем, повторяя за мной. А смотрю – насколько вы внимательны.

Физкультминутка.

( музыка В.В.Высоцкий « Зарядка» —

фрагмент)

Не выпрыгнуло сердце? Сердце – работяга! Только за 1 минуту сердце выбросило примерно 4 литра крови! Если вы будете правильно обращаться со своим сердцем, оно проработает очень долго без починки.

Как вы думаете, что для этого надо делать? — Тренировка сердца! Каким образом можно тренировать сердце?

 

Какие данные получились у ребят, которые считали число пульсовых ударов. ( данные пишутся на доске).

- Как вы думаете, какие показатели говорят о тренированности сердца, а какие о недостаточной тренированности? Почему вы так думаете?

- При сокращении сердца у взрослого человека в состоянии покоя каждый желудочек выталкивает в артерии примерно 70-80 мл крови. Количество крови, выбрасываемое каждым желудочком за 1 секунду, называют ударным или систолическим объемом ( данный термин открывается на доске) . Левый и правый желудочки выталкивают одинаковое количество крови. Количество крови, выбрасываемое сердцем за 1 минуту, называют минутным объемом ( данный термин открывается на доске). Зная количество крови, поступившее из желудочков за одно сокращение и частоту сокращения сердца за 1 минуту, можно рассчитать величину минутного объема . Если ударный или систолический объем, как я уже говорила равен 70 мл , а частота сердцебиений в покое 75 раз в 1 минуту, то минутный объем равен 70*75=5250мл. Увеличение минутного объема у тренированных спортсменов происходит главным образом за счет возрастания величины ударного объема, т.е. силы сокращения сердца. Сердечные сокращения при этом увеличиваются незначительно. У людей нетренированных минутный объем увеличивается в основном за счет учащения сердечных сокращений. Известно, что при увеличении частоты сердечных сокращений укорачивается продолжительность общей паузы сердца. Из этого следует, что сердце нетренированных людей работает менее экономично и быстрее изнашивается. Иначе говоря, стать сильным сердцу помогает спорт. Тренируя мышцы тела, человек тренирует и свое сердце. Этому удивительному насосу опасны не нагрузки, а малоподвижный образ жизни или гиподинамия! При физической работе увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу, улучшается снабжение ее кислородом и питательными веществами. Это способствует укреплению сердечной мышцы и ее развитию. При снижении физических нагрузок сердечная мышца слабеет. Например, на 70 сутки полной неподвижности размеры сердца уменьшаются на 13-18%. У вас на партах у каждого листочек с формулой, по которой вам к следующему уроку необходимо высчитать процент тренированности вашего сердца и сделать соответствующий вывод.

А теперь возьмите листочек, на котором отмечены пронумерованные точки. Сейчас на экране будут появляться вопросы с вариантами ответов. Напротив каждого ответа последовательно записаны три числа. Вам необходимо выбрать один верный вариант ответа и соединить соответствующие точки в той последовательности, в которой они записаны.

На экране слайды с вопросами и вариантами ответов.

- Что за фигура получилась? Как вы думаете, почему я выбрала в качестве эмблемы этого бегущего человека?

 

Чтобы сердце было здоровым, необходимо заниматься спортом. Это даст всем нам убежать от многих болезней. Кто из вас систематически занимается в спортивной секции? Делает зарядку? Посещает бассейн? Катается на лыжах, коньках?

Но ведь сердце – это не только мощный насос , перекачивающий всю жизнь кровь, это и источник наших духовных богатств. Недаром о человеке порою говорят:« золотое у вас сердце», « щедрое сердце. Близким и родным людям мы стараемся дарить ежедневно сердечную любовь, теплоту, нежность. Увидев человека, прикованного к инвалидному креслу, мы испытываем к нему сострадание и милосердие. И даже собака всем своим сердцем испытывает к своему хозяину верность и преданность. Рисунок сердца символизирует любовь и радость. Когда у нас в жизни нет любви и радости, сердце буквально сжимается и становится холодным. Мы настолько запутываемся иногда в жизненных драмах, которые сами порою себе создаем, что совсем не замечаем радости и любви, которыми нас окружают близкие люди. Каменное сердце, любящее сердце, мягкое сердце.. .А какое сердце у вас?

- На листке, на котором вы видите руки, согревающие и держащие сердце, напишите те качества, которые хранятся в вашем сердце. Поделитесь своим сердечным богатством с окружающими. После окончания работы прикрепите свой листочек на сердце, символизирующее сердце вашего класса.

( звучит мелодия Утесов « Сердце")

Спасибо за работу на уроке. Вы сегодня не только показали свои знания по теме « Сердце, строение и его работа», но и применили свои умения и знания в самостоятельной работе. И я надеюсь, что свои знания и умения вы сумеете применить и в повседневной жизни.

Файлы: формула степени тренированности сердца.doc
Размер файла: 24064 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология