Автор конспекта:
Автор(ы): — Челышева Надежда Викторовна
Место работы, должность: — МАОУ «Гимназия №2″ города Великий Новгород, учитель русского языка и литературы
Регион: — Новгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Краткое описание: — Планирование уроков литературы по теме: «Серебряный век русской литературы 20 века». 1 вариант (учитель гимназии №2 г. Вел. Новгород Челышева Н.В.): 1.А.А.Блок. Романтический мир раннего Блока. 2.Цикл стихов о Прекрасной Даме. 3.Высокие идеалы и предчувствие перемен. Тема Родины в творчестве А.Блока. 4.Цикл стихов «На поле Куликовом». 5,6. Поэма «Двенадцать». 7,8.Обзор жизни и творчества О.Мандельштама. 9.Сергей Есенин – яркий самобытный талант. 10.Теме Родины и природы в ранней лирике С.Есенина. 11.Человек и эпоха в поэме «Анна Снегина». 12.Тема любви в лирике С.Есенина. 13.В.В.Маяковский и время. Личность поэта. 14.Сатира В.Маяковского. («Прозаседавшиеся», «О дряни» и др.). 15.Стихи о любви В.Маяковского. Поэма «Облако в штанах». 16. Жизненный и творческий путь А.Ахматовой. 17. Тема поэта и поэзии в лирике А.Ахматовой. 18. Тема любви в лирике А.Ахматовой. 19. А.Ахматова. Поэма «Реквием». 20. «Образ Пушкина в лирике М.Цветаевой. 21. Тема любви в лирике М.Цветаевой. 22. Обзор жизни и творчества В.Брюсова. 23. Обзор жизни и творчества Н.Гумилёва. 2 вариант (учитель гимназии №2 г. Вел. Новгород Челышева Н.В.): 1.Серебряный век русской поэзии 20 века (обзор). «Этот мир очарований, этот мир из серебра». 2.»Вся моя жизнь в моих стихах». Жизненный и творческий путь поэта. Поэт и символизм. 3. А.Блок Вечная Женственность в «Стихах о Прекрасной Даме». 4. «Страшный мир» в лирике А.Блока. 5.Анализ стихотворения «Незнакомка». 6. Сравнительный анализ стихотворения А.Блока «На железной дороге» и стихотворения А.Н.Некрасова «Тройка». 7.Тема любви в лирике А.Блока. 8. Тема Родины в лирике А.Блока. Стихотворение «Россия». 9. Будущее России в цикле стихов «На поле Куликовом». 10. «Сегодня я гений». Поэма «Двенадцать» — поэма о революции. 11. Футуризм. Жизненный и творческий путь В.В.Маяковского. Книга «Я сам». 12.Антибуржуазный бунт Маяковского в поэме «Облако в штанах». 13. Сатирические произведения В.Маяковского. Стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни», «Подлизы», «Кандидат из партии», «Служака» и др. 14. Сатирические пьесы В.Маяковского. Борьба с мещанством в пьесе «Клоп». 15. Тема природы и Родины в ранней лирике С.Есенина. 16. Мотивы тоски и уныния в сборнике «Москва кабацкая». Есенин и имажинисты. 17. Мотивы русской истории в поэзии С.Есенина. («Песнь о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница», поэма «Пугачёв»). 18. Тема революции в поэма «Анна Снегина». 19. Тема любви в лирике С.Есенина. 20. Акмеизм. «Сапфо 20 столетия». Жизненный и творческий путь Анны Ахматовой. 21.»Я научила женщин говорить». Тема любви в лирике А.Ахматовой. 22. Образы Пушкина и Блока в лирике А.Ахматовой. 23. Гражданская лирика А.Ахматовой ( «Майский снег», «как страшно изменилось тело», «мне голос был …», «Мужество», «Клятва» и др.). 24.»Так не зря мы вместе пировали». Тема памяти в поэме «Реквием». 25. «Гамлет 20 века». Жизненный и творческий путь Б.Пастернака. 26. «Во всём мне хочется дойти до самой сути». Особенности лирики Б.Пастернака. 27. Обзор жизни и творчества О.Мандельштама. Анализ двух вариантов планирования темы «Серебряный век русской литературы 20 века» показал, что в них есть много общего: 1)Подробное изучение творчества А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, А.Ахматовой. 2)Обязательное изучение таких тем в творчестве поэтов, как тема революции, тема Родины, тема любви. 3) Уделяется важное значение изучению жизненного и творческого пути поэтов. 4) Запланировано обзорное изучение некоторых тем. Несмотря на общность в планировании темы, есть и различное: 1)Не совпадает количество уроков по творчеству того или иного поэта (например, в первом варианте на изучение творчества А.Блока отведено 6 уроков, во втором – 10). 2) В первом варианте не отведено место для изучения творчества Б.Пастернака, что, на мой взгляд, большой минус. 3) Во втором варианте запланировано обзорное изучение творчества Брюсова, Гумилёва – в первом варианте этих тем нет. 4) Второй вариант представляет собой более глубокое изучение творчества поэтов Серебряного века. 5) Во втором варианте больше внимания уделяется изучению особенностей поэзии Серебряного века и её литературным течениям, которые тесным образом связаны в планировании с творчеством конкретного поэта.
Планирование уроков литературы по теме:
«Серебряный век русской литературы 20 века».
1 вариант (учитель гимназии №2 г. Вел. Новгород Челышева Н.В.):
1.А.А.Блок. Романтический мир раннего Блока.
2.Цикл стихов о Прекрасной Даме.
3.Высокие идеалы и предчувствие перемен. Тема Родины в творчестве А.Блока.
4.Цикл стихов «На поле Куликовом».
5,6. Поэма «Двенадцать».
7,8.Обзор жизни и творчества О.Мандельштама.
9.Сергей Есенин – яркий самобытный талант.
10.Теме Родины и природы в ранней лирике С.Есенина.
11.Человек и эпоха в поэме «Анна Снегина».
12.Тема любви в лирике С.Есенина.
13.В.В.Маяковский и время. Личность поэта.
14.Сатира В.Маяковского. («Прозаседавшиеся», «О дряни» и др.).
15.Стихи о любви В.Маяковского. Поэма «Облако в штанах».
16. Жизненный и творческий путь А.Ахматовой.
17. Тема поэта и поэзии в лирике А.Ахматовой.
18. Тема любви в лирике А.Ахматовой.
19. А.Ахматова. Поэма «Реквием».
20. «Образ Пушкина в лирике М.Цветаевой.
21. Тема любви в лирике М.Цветаевой.
22. Обзор жизни и творчества В.Брюсова.
23. Обзор жизни и творчества Н.Гумилёва.
2 вариант (учитель гимназии №2 г. Вел. Новгород Челышева Н.В.):
1.Серебряный век русской поэзии 20 века (обзор). «Этот мир очарований, этот мир из
серебра».
2.»Вся моя жизнь в моих стихах». Жизненный и творческий путь поэта. Поэт и символизм.
3. А.Блок Вечная Женственность в «Стихах о Прекрасной Даме».
4. «Страшный мир» в лирике А.Блока.
5.Анализ стихотворения «Незнакомка».
6. Сравнительный анализ стихотворения А.Блока «На железной дороге» и стихотворения
А.Н.Некрасова «Тройка».
7.Тема любви в лирике А.Блока.
8. Тема Родины в лирике А.Блока. Стихотворение «Россия».
9. Будущее России в цикле стихов «На поле Куликовом».
10. «Сегодня я гений». Поэма «Двенадцать» — поэма о революции.
11. Футуризм. Жизненный и творческий путь В.В.Маяковского. Книга «Я сам».
12.Антибуржуазный бунт Маяковского в поэме «Облако в штанах».
13. Сатирические произведения В.Маяковского. Стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни», «Подлизы», «Кандидат из партии», «Служака» и др.
14. Сатирические пьесы В.Маяковского. Борьба с мещанством в пьесе «Клоп».
15. Тема природы и Родины в ранней лирике С.Есенина.
16. Мотивы тоски и уныния в сборнике «Москва кабацкая». Есенин и имажинисты.
17. Мотивы русской истории в поэзии С.Есенина. («Песнь о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница», поэма «Пугачёв»).
18. Тема революции в поэма «Анна Снегина».
19. Тема любви в лирике С.Есенина.
20. Акмеизм. «Сапфо 20 столетия». Жизненный и творческий путь Анны Ахматовой.
21.»Я научила женщин говорить». Тема любви в лирике А.Ахматовой.
22. Образы Пушкина и Блока в лирике А.Ахматовой.
23. Гражданская лирика А.Ахматовой ( «Майский снег», «как страшно изменилось тело», «мне голос был …», «Мужество», «Клятва» и др.).
24.»Так не зря мы вместе пировали». Тема памяти в поэме «Реквием».
25. «Гамлет 20 века». Жизненный и творческий путь Б.Пастернака.
26. «Во всём мне хочется дойти до самой сути». Особенности лирики Б.Пастернака.
27. Обзор жизни и творчества О.Мандельштама.
Анализ двух вариантов планирования темы «Серебряный век русской литературы 20 века» показал, что в них есть много общего:
1)Подробное изучение творчества А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, А.Ахматовой.
2)Обязательное изучение таких тем в творчестве поэтов, как тема революции, тема Родины, тема любви.
3) Уделяется важное значение изучению жизненного и творческого пути поэтов.
4) Запланировано обзорное изучение некоторых тем.
Несмотря на общность в планировании темы, есть и различное:
1)Не совпадает количество уроков по творчеству того или иного поэта (например, в первом варианте на изучение творчества А.Блока отведено 6 уроков, во втором – 10).
2) В первом варианте не отведено место для изучения творчества Б.Пастернака, что, на мой взгляд, большой минус.
3) Во втором варианте запланировано обзорное изучение творчества Брюсова, Гумилёва – в первом варианте этих тем нет.
4) Второй вариант представляет собой более глубокое изучение творчества поэтов Серебряного века.
5) Во втором варианте больше внимания уделяется изучению особенностей поэзии Серебряного века и её литературным течениям, которые тесным образом связаны в планировании с творчеством конкретного поэта.
Файлы: Урок внеклассного чтения в 5 классе.doc
Размер файла: 172032 байт.