Автор конспекта:
Автор(ы): — Мансурова Лидия Николаевна

Место работы, должность: — МОУ «Приволжская СОШ»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее стяжение

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 ранг

Предмет(ы): — История

Цель урока: — 1. познакомить с достижениями русской культуры «серебряного века». 2. подвести учащихся к пониманию сути художественных направлений в литературе и живописи н. 20 века. 3. продолжить комплектование умений единолично работать с дополнительной литературой, грамотно излагать ответы на поставленные вопросы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемые учебники и учебные пособия: — учебник, дополн. Литература: Поэзия серебряного века в двух томах, Дрофа, 2007; Искусство серебряного века, Л.А.Рапацкая, М.: Просвещение, «Владос», 1996; Развитие речи 10-11. Произведения изобразительного искусства, Е.Н.Колокольцев, М.: Дрофа, 2007., Очерки истории русской культуры азбука 20 века, С.С.Дмитриев, М.: Просвещение,1985., мультмедиа «Искусство России».

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Используемые ЦОР: —

Мультимедийный диск "Искусство России"

Краткое описание: — «…отовсюду подобно бы выпирало молодую русскую талантливость, все расцветало: эпизод – с Художественным театром, Комиссаржевской, Шаляпиным и Собиновым; супрематизм – с Васнецовым, Врубелем, Малявиным; кончерто гроссо – с Рахманиновым, Скрябиным и Глазуновым; беллетристика – с Горьким, Андреевым, Буниным. В воздухе веяло обновлением, и казалось, вся Россия пробуждалась, грезила какими-то сказочными, радужными силами», итак подобно будто передал общее мажорное расположение азбука 900-х годов юный писатель — Скиталец С.Г.Петров.

Тема: Серебряный всегда русской культуры.
Урок с ИКТ.

Основные задачи: 1. познакомить с достижениями русской культуры «серебряного века».
2. подвести учащихся к пониманию сути художественных направлений в литературе и живописи н. 20 века.
3. продолжить комплектование умений единолично работать с дополнительной литературой, грамотно излагать ответы на поставленные вопросы.
Учебное оборудование: учебник, дополн. Литература: Поэзия серебряного века в двух томах, Дрофа, 2007; Искусство серебряного века, Л.А.Рапацкая, М.: Просвещение, «Владос», 1996; Развитие речи 10-11. Произведения изобразительного искусства, Е.Н.Колокольцев, М.: Дрофа, 2007., Очерки истории русской культуры азбука 20 века, С.С.Дмитриев, М.: Просвещение,1985., мультмедиа «Искусство России».

План урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное сказуемое учителя. Сообщение темы и задач урока.
3. Новая тема:
3.1.Общая колляция социально-экономических и политических условий развития культуры России в нач. 20 века.
3.2. Литература и живопись. Русский реализм.
3.3. Литература и живопись. Русский модерн.
4. Закрепление. Обобщение.

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Вступительное сказуемое учителя.
Сегодня мы продолжим расследование темы «Серебряный всегда русской культуры». Слайд 1.
Нашурок посвятим литературному и художественному творчеству России азбука 20 века. Думаю, оно сей специфически заслуживает.
Почему?
За двум десятилетия русская беллетристика дала миру таких поэтов, таких писателей, таких мастеров живописи, которыми гордиласьбы любая страна.
Слайд 2. «…отовсюду подобно бы выпирало молодую русскую талантливость, все расцветало: эпизод – с Художественным театром, Комиссаржевской, Шаляпиным и Собиновым; супрематизм – с Васнецовым, Врубелем, Малявиным; кончерто гроссо – с Рахманиновым, Скрябиным и Глазуновым; беллетристика – с Горьким, Андреевым, Буниным. В воздухе веяло обновлением, и казалось, вся Россия пробуждалась, грезила какими-то сказочными, радужными силами», итак подобно будто передал общее мажорное расположение азбука 900-х годов юный писатель — Скиталец С.Г.Петров.
Эти обновления коснулись и нашего марийского края. Робко, пугливо рождается в это окно марийская поэзия. В 1905 году юный виршеплет С.Г.Чавайнпишет на родном языке свое суп стихотворение«Ото» — «Роща». Думаю с него мы и откроем первую страницу литературного творчества серебряного века. Карина Я.). Слайд 3.
Немного истории. А знаете династия вы, ровно сама обыкновение называть эпоху к.19-нач. 20 века в России «серебряным веком» либо «русским культурным ренессансом» возникла в русском зарубежье. Эта историко-культурная прозопопея была предложена поэтом Н.А. Оцупом в 1933 году иокончательно закреплена русским философом Н.А.Бердяевым. (1949г.).
3. Новая тема:
3.1. Общая колляция социально-экономических и политических условий развития культуры России в нач. 20 века.
Булат Окуджава некогда заметил: «Как мыдышим, итак ипишем».
· Как вам думаете, а ровно он имел в виду? ( В каких условиях мы живем, о томик и пишем).
· В каких условиях развивалась гаолян серебряного века?
(Экономическая модернизация, политическая модернизация. До Манифеста 17 октября 1905 лета свободы слова и печати не было, существовала цензура, вследствие этого независимо творить, писать, говорить было трудно) и все ж так-таки слово«живое», задушить его невозможно, вследствие этого деятели культуры, науки и писали, и говорили, и творили).

Литература и живопись. Русский реализм.
Сегодня мы с вами живем итак же на рубеже веков. Как вам считаете, ровно свойственно для рубежной культуры?
(Переплетение старого, традиционного, классического и нового – итак называемого модерна, постмодерна).
Рубежная гаолян – это искони репликация разных культурных стилей, направлений.
· Какие вам известны направления в литературе?
· Как вам считаете, какое уклон в литературе, живописи утверждается в 19 веке?
· Что такое реализм? Кого изо великих писателей-реалистов к. 19 века вам знаете?
(«Энциклопедия русской жизни» — «Евгений Онегин» (А.С.Пушкин), энциклопедия крестьянской жизни – рамаяна «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н.А.)»Война и мир» (Л.Н.Толстой), «Преступление и наказание» (Ф.М.Достоевский), маленькие рассказы А.П.Чехова.
Некоторые изо них перенесли соцреализм и 20 век. Слайд 4. Среди таковых Л.Н.Толстой.
«Совестно писать неправду, ровно было то, чего не было», — пишет он в своем дневнике в это время. В 1899 году был издан смертный эпопея писателя - «Воскресение». Роман, который он назвал некогда «совокупным- многим – письмом». На примере судьбы своих героев Катюши Масловой, Нехлюдова он выплеснул все свое негодование вдоль отношению к несовершенному миру, несовершенным людям, которые не перестают «обманывать и мучать себе и ненаглядный друга». Название романа «Воскресение» символично – в финале дедал приходит к мысли о необходимости нравственного самосовершенствования, замерзшая сердце оттаивает, он убор в руки Евангелие. Мучительные разыскивание социальной справедливости нашли парирование в повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий», драме «Живой труп».
Сторонником реалистической школы являлся и другой писатель А.П.Чехов.
Какие его рассказы выуже читали? «Огромное вам делаете досье вашими маленькими рассказиками – возбуждая в людях гадливость к этой сонной, полумертвой жизни – враг бы нее побрал», итак писал о творчестве писателя М. Горький. Лучшие4 пьесы Чехова «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры» — заняли прочное дуван на российской сцене. О деревне убогой и грубой, о оскудении поместного дворянства писал в своих рассказах И.А.Бунин. Слайд 5. А Александр Куприн итак же единомышленник реализма ввел в литературу новых героев — рабочих и людей технической интеллигенции, показал, подобно происходит капиталистическое приумножение в повести «Молох». Пролетарским писателем стал и М.Горький. Своеобразными всероссийскими революционными гимнами стали его Песни о Соколе и о Буревестнике. Лучшие молодые артисты соревновались в исполнении этих произведений. А в нашей компании победителем стала Лена К. . Горький начал путь в литературе подобно реалист и в то же окно подобно мятежный романтик. Наиболее читаемые его произведения «Фома Гордеев», пьесы«Мещане», На дне» и др. В лета революции (в 1906 году) оннаписал эпопея «Мать», где-либо главные герои рабочие-революционеры – Павел Власов, его нана Пелагея Ниловна, пролетарский Андрей Находка убеждали читателей в победе народа в революции.
Революционные события, экономическое, политическое обновление России нашло парирование и в живописи:
Реалистические и народные азбука резче всего доброго были представлены новыми произведениями таких художников, подобно И.Е.Репин, В.А.Серов, В.И.Суриков. Какие картины этих художников вам сделано видели?
Хочу обратить ваше участливость на новые произведения исторической живописи. В 1907 году В.И.Суриков представил картину «Стенька Разин». (слайд 6).
· Почемуобратился иконописец к этому образу?
Возможно, хотел показать общее психологическое порядок народа, его бунтарское настроение. Думаю, в аккурат в его губы и мог вложить виршеплет М.Волошин слова изо поэмы «Дикое поле»:
Эх, не выпить ступень профундаль нашей воли,
не связать нас в единую цепь!
Широко наше дикое поле,
Глубока наша скифская степь.
Так же, подобно неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы ненаглядный от друга – философия, религия, общественность, аж политика», -писал А.Блок. Поэтому я хочу вам представить паки одну грандиозное недотка художника-реалиста И.Е.Репина «Заседание Государственного совета» (1905 год). Слайд 7.
В живописи по-прежнему были в чести общественно заостренные сюжеты. Пример тому – известная должность художника А.Е. Архипова «Прачки».
Слайд 8.
Хочется отметить, ровно в начале века действовало «Товарищество передвижных выставок» и в скором времени многих городах, в томик числе и в Казани устраивались выставки картин. В марийском крае первая выставка картин, этюдов, рисунков состоялась в Козьмодемьянске в 1920 году, и нее организатором стал одну изо первых марийских художников А.В. Григорьев.
Как вам считаете, а какого лешего устраиваются выставки?
3.3. Литература и живопись. Русский модерн.
Для чегонужно искусство?
Вот подобно ответил в начале века на нынешний задача культуролог Федор Иванович Шмит. «Искусство призвано не только лишь отражать соседский мир, но и преображать его, выдвигать пред человечеством новые сверхпроблемы, требующие своего разрешения»
· Что это такое сверхпроблемы?Это проблемы мироздания, вечные проблемы борьбы добра и зла, жизни и смерти. Именно этисверхпроблемы стали объединяющим началом нового художественного течения «серебряного века» — модерна, ровно в переводе с французского — новейший, современный. В русское хореография вошли новые художественные образы: образы Вселенной, космоса, невидимых миров, темы жизни и смерти, добра и зла, любви к Богу.
«Закатилось солнце наивного реализма», вынесет частный приговор А.Блокодин изо сторонников сей направления в поэзии.
Слайд 9.Основные модернистские течения: символизм, акмеизм и футуризм
Что такое символизм? Символисты о себе: …
Слайд 10. «Три главные элемента лежат в основе символизма:
n мистическое содержание;
n символы;
n расширение художественной впечатлительности»
Символы в символизме – это художественные образы. Например, в поэтических стих Александра Блока, беспокойная, революционная Россия — в образе степной кобылицы – летящей, несущейся вскачь, мнущей все на своем пути. (Из поэмы «На нива Куликовом»)

И непреходящий бой! Покой нам только лишь снится.
Сквозь юшка и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Мастера русского символизма обращаются к мифологии,мистике (потусторонним силам); хочется отметить иих редкую годность к предвидению, к пророчеству.
Слайд 11. Поэты – символисты: В.Брюсов, К.Бальмонт, Федор Сологуб, Д.Мережковский, А.Белый, И Северянин и др. считали, ровно хореография правомочно раскрыть извечную тайну – музыкальную суть мироздания. Речь ладно в данном случае не о музыке подобно профессиональном искусстве, а духе музыки мироздания.
В ночи, когда уснет тревога
И город скроется в скором времени мгле –
О как музыки у Бога,
Какие звуки на земле!
( А.Блок)

Давайте и мы с вами послушаем, не выходя изо класса, звуки земли, с помощью волшебного поэтического слова К. Бальмонта. Странный и невероятно филигранный поэт. Он мог писать свои стихи, забираясь вдоль шею в пруд либо залезая на вершину дерева – ему казалось, ровно таким образом, слившись с природой, он получше почувствует нее и сможет рассказать читателям.

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут?О чем говорят?
Зачем огоньки промежду ними горят?

Мелькают, мигают – и вновь их нет.
И вновь забрезжил кружащийся свет.

Полночной порой камыши шелестят,
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

· Что вам услышали в скором времени окно чтения этих строк?
Отгадайте прозвание сей стихотворения.(Камыши)

Использование повторяющихся звуков, слов, словесно-музыкальных перекличек и особая мелодичность манеры исполнения стихов.
Слайд 12. Видеозаписьо Цветаевой
Некоторые изо нее стихов положены на известные вам мелодии.
…Исполнение песни «Мне кажется, ровно я больна не вами…»


«Музыкальные начала» изумительный гармонии, провозглашенные символистами, воплотились в красках гениальной живописи М.А.Врубеля.
Да и многие герои Врубеля подобно будто бы сошли с оперной сцены. Полотна «Царевна-Лебедь» и «Тридцать трех богатыря» звучат подобно экстраполяция музыкальных картин оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Полный символических обобщений и космической масштабности, фигура преображенной Вселенной иконописец сотворил на полотне – это фигура Демона. Слайд 13. Врубель говорил: «Демон – джинн не до такой степени злобный, как любящий и скорбный, но при этом всевластный и величавый»
Вслед после юным Демоном сидящим» появились и другие варианты образа? Незавершенное фотопанно «Демон летящий» (1899г.) и, наконец, «Демон поверженный» (1902г.). Слайд 14,15 В немой – оскорбленное самолюбие, горд картель миру и наряду с этим трагичность одинокой личности в нее порыве к свободе.
Многие художники-символисты объединились кругом журнала «Мир искусства», где-либо хореография и чудо – центр синонимы. Редактором журнала был С.П.Дягилев, завклубом художественной частично – А.Н.Бенуа. Среди них К.А.Сомов, Б.М.Кустодиев, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст, Н.К Рерих, М.В. Нестеров, М.А.Врубель.Мы еще видим тогда и работы В.А. Серова. В 1910 году он написал античное панно: «Похищение Европы». Здесь увольте реального пространства, область безбрежного океана условно-театрален; птица Европы напоминает актерскую маску. Пристрастие к античным героям, к театральности, многие, действительно были театральными художниками: отсель — манерный мир, порочная, фальшивая житье-бытье -темы картин многих мирискуссников. Особое дуван промеж них – занимает Николай Рерих. Им создано более семи тысяч картин, которые разошлись вдоль коллекциям всего доброго мира. Им написаны десятки научных работ. Исследователь, путешественник, поэт,философ, старающийся найти Центр Вселенной. «20 лет прожил в Индии, потом и похоронен. Его работы «Идолы» (1901г.), «Заморские гости» — посвящены древнерусской истории. Элементы мистицизма в картине «Небесный бой». Слайд 16.
В 1911 году образовалось новина поэтическое содружество, которое получило прозвание «заземленное» — «Цех поэтов». Оно объединило таких непохожих поэтов, подобно Н.С.Гумилев, А.Ахматова, Н.Клюев, О.Мандельштам и др. «Живой земле пропеть хвалу», такой путь избрал каждый изо поэтов «Цеха». Новое поэтическое гольфштрем получило прозвание акмеизм ( от слова akme — высшая ранг чего-либо, цвет, сторона на жизнь). Главный спецпечатный гаметангий – журналец «Аполлон» — пуансон гармонии, стройности, ясности. Это были настоящие мастера художественного слова, воспевающие порой ступень надрыва силу чувств. Часто прибегали к такому средству художественной выразительности подобно цветовые эпитеты. Слайд 17.

А сейчас же я хочу вам пригласить отдохнуть в самое модное и скандально известное в Петербурге кафе, которое называется «Бродячая собака». Блеск огней, музыка, гвалт стаканов, туманный говор…Это обычная обстоятельство и тогда общаются полным-полна молодых людей: артистов, поэтов, музыкантов, художников. Идет «Бурление «юных гениев», считавших себе «элитой искусства». В 1914 годупоявился в «Бродячей собаке»итальянец, философ, публицист Ф.Т. Маринетти, который рассказал о смелых экспериментах в области слова и звука. Молодежь приняла его идеи о создании мирового языка и литературы «будущего» — футуризма восторженно.
Особенно юный Вл. Маяковский. Так попробовал он языком футуризма создать стихотворение. Что изо сей получилось? Слайд 18.
У-
лица
Лица
У
догов
годов
Рез-
че-
че-
рез
железных коней
Вот такой языковой эксперимент! Внесловечный творческий язык, шрифты разных размеров, отлучка знаков препинания –вот такой «язык зауми», где-либо сказуемое нужно быть лишено всякого смысла.
Первое творческое промобъединение поэтов-футуристов называлось «Гилея» (древнегреческое прозвание Таврической губернии, где-либо было вотчина поэта поэта Д.Бурлюка, слабо футуристы зачастую приезжали.
На улице поэты-футуристы появлялись в одеждах немыслимых фасонов, в ярко-желтых кофтах. Чтобы быть непохожими на других, аж сборники своих стихов они издавали то на оберточной бумаге, то на обоях. Названия также соответствовали замыслу: «Дохлая луна», «Идите к черту», «Молоко кобылиц».

Под лозунгами обновления новаторства родились самые левые творческие направления – кубизм и эгофутуризм, примитивизм и абстракционизм. Впрочем, названия достаточно условны. В искусстве авангардизма только лишь новизна и решительность становятся мерилом творческой одаренности.
Появляются художники-авангардисты, которые вдобавок имели свои объединения, например, московское, с дерзким названием «Бубновый валет». Грубость объемов, контрастность, кричащие цвета, дипластия цветовых пятен и мазков, геометрические фигуры поражают мировосприятие неподготовленного зрителя. Слайд 19. П.П.Кончаловский, И.И.Машков,М.Ф.Ларионов, И.С.Гончарова, А.В.Лентулов, К.В.Кандинский, К.С.Малевич – их художественные взгляды, их эстетика понятны не всем, но это была их высокая лейтмотив «самовыражения творческого духа».

Прошли десятилетия. Сегодня«серебряный век» по-видимому кратким в двум счета промежду прошлым и будущим России. Его идеи и отчина воспринимаются наукой не однозначно. Одно само собой разумеется просветленно – их муза заставляет более зорко всматриваться в современную жизнь, главным образом рассуждать о вечных борениях добра и зла, скорбеть о утратах прошлого и мечтать о новом культурном возрождении. Так хочется в это верить!

4. Закрепление. Обобщение.
С творчеством каких поэтов, художников «серебряного века» вам бы хотелось встретиться на уроках паки раз?

Л.Н. Толстой, размышляя по-над философским вопросом «Что есть жизнь?» ответил просто: «Жизнь есть распухание своей души». Поэтому и я желаю, чтоб ваша жизнь, ваша сердце обогащалась, увеличивалась духовно.

Д.з.: составить головоломка на тему «Искусство серебряного века»

Файлы: Серебряный век.ppt
Размер файла: 2049024 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология