Автор конспекта:
Автор(ы): — Абросимова Галина Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ п.Раздольное Лысогорский район», учитель

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Через использование проблемной технологии подвести учащихся к осмыслению материала о серной кислоте и её солях, продолжить формирование навыков применения знаний в нестандартных ситуациях.

Задачи:1.Образовательные: познакомить учащихся с общими и специфическими свойствами серной кислоты с точки зрения ЭД, ОВР, её народнохозяйственным значением. Изучить возможные экологические проблемы, возникающие при производстве серной кислоты.

2. Развивающие: развивать логическое мышление, навыки выявления ошибок, навыки работы с дополнительной литературой, компьютером, навыки экспериментальных исследований, умения делать выводы, прогнозировать

3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, толерантность, трудолюбие, творческий подход к учёбе, экологической культуре, уверенность в себе, развитие коммуникативных компетентностей; показать практическую направленность изучаемого материала.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 9

Используемые учебники и учебные пособия: —

Габриелян О.С. Химия 9 класс — М.: Дрофа;.

Штремплер Г.И. Ш93 Тесты, вопросы и ответы по химии: Кн. Для учащихся 8-11 классов, общеобразоват. Учреждений.- М. : Просвещение, 1999.

Используемая методическая литература: —

1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (авт. О.С. Габриелян). // Программа общеобразовательных учреждений. Химия М.: Дрофа, 2007.//

2. Габриелян О.С., Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова «Химия. 9 класс» Настольная книга учителя химии. М.: Дрофа, 2007

3. Габриелян О.С. Химия. Методическое пособие (8-9) М.: Дрофа, 2000

4. Габриелян О.С. Пособие для учителей химии по планированию учебного материала в 8-11 классах. М.: «Блик и Ко», 2000

Используемое оборудование: —

Оборудование и реактивы для учителя: пробирки, штатив для пробирок; металлы (медь), концентрированная кислота для демонстрации.

Оборудование и реактивы для учащихся: пробирки, штатив для пробирок; раствор хлорида бария, серная кислота р-р, вода, соляная кислота р-р.

Используемые ЦОР: —

1. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/sernaya-kislota

2. http://xn—-7sbzcdd1agke1a.xn--p1ai/testy-eg-2013

3. http://www.fipi.ru/binaries/1183/2.4.%20him-9-11.pdf

4. http://schoolchemistry.by.ru/katalog/sernayakislota.htm

Краткое описание: — Данный урок может использоваться учителями химии, работающими в 9-х классах общеобразовательных школ. В методической разработке раскрываются общие и специфические химические свойства серной кислоты, способы получения и экологические проблемы, связанные с её производством, делается упор на практическую направленность (применение серной кислоты и её солей). Урок-исследование направлен на самостоятельную работу учащихся по освоению знаний, на формирование умений логически мыслить, делать выводы, сравнивать, находить правильные решения, а также умения работать в парах

Технологическая карта " Серная кислота и её соли"

п/п Этап урока Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, которые формируются на этапе урока 1 Организационный этап отметка отсутствующих учащихся, контроль наличия школьных принадлежностей 2

Мотивационно-ориентировочный этап

Постановка учебной задачи

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

подготовка учащихся к активному сознательному усвоению материала путем активизации имеющихся знаний и умений.

У: На прошлом уроке мы приступили к изучению соединений серы, предлагаю вам загадки, послушайте, подумайте, ответьте ( слайд 2)

О каких соединениях идёт речь в загадках?

1) Я всюду есть — но понемножку.
Черню серебряную ложку;
Когда испорчено яйцо,
Я тоже сразу налицо,
Я отбиваю аппетит
И очень сильно ядовит

2) Когда пирит в печи горит,
То в горле от меня першит.
А мой гидрат планете всей
Грозит кислотностью дождей.

Химия – это наука открытий, исследований и поэтому мы часто пользуемся этим, чтобы познать новое. Сегодня наш урок проведём в виде исследования.

Вещество, которое будем исследовать зашифровано в загадке ( слайд 3)

Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой…
Когда сама я растворяюсь в воде,

То сильно нагреваюсь…

- О каком веществе идёт речь?

Принимают активное участие в определении веществ по описанию в загадке

Коммуникативные:-планирование учебного сотрудничества

регулятивные:

- учебно-познавательная мотивация ;

Личностные:самоопределение

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Построение проекта выхода из затруднения

-Сформулируйте тему нашего урока

Тема: “Серная кислота и её соли” (запись в тетрадь)

Целеполагание

Какая же цель нашего урока?

- Познакомиться с общими и специфическими свойствами серной кислоты,её народнохозяйственным значением, а так же её солями и получением.( слайд №4)

- Мы должны с вами описать характерные, особые приметы этого вещества, для этого у вас на столах лежат путеводные листы«Учебная карта «Серная кислота и её соли»»

В учебной карте задан маршрут нашего исследования, пройдя который мы сможем достичь поставленных целей. И выйти из –затруднений с которыми возможно сталкнемся.

В 8 классе изучали тему « Кислоты» , думаю, что эти знания помогут вам выполнить первые 3 задания.

Ну что, в путь?

Задание 1.

1.Используя план, дайте характеристику кислоты:(слайд №5,6,) (2 мин)

а) молекулярная формула

б) основность

в) содержание О

г) сила электролита

д) стабильность и т.д.

У: Организует беседу по пунктам плана

Задание 2.

2.Физические свойства: ознакомьтесь с физическими свойствами ( слайд №7,8) (1 мин) Приложение 1.

У: Организует беседу поправилам т/б и оказанию первой помощи в случае попадания кислоты на кожу.

Если на кожу попало H2SO4, мы можем смыть её водой?

Учитель объясняет, что в этом случае кислоту надо смывать концентрированным раствором KMnO4, но не водой, т.к. можно получить ещё и термический ожог.

3.Химические свойства(слайд№9-10) Приложение1

У: Переходим к исследованию химических свойств

Предлагается проблемное задание

Задание №3. Свойства разбавленной серной кислоты.

У: Чем можно объяснить, что серная кислота

проявляет общие свойства с кислотами?

У: Хочу обратить ваше внимание на первую строку последней загадки

Я растворю любой металл…
О чём здесь речь?

Вы согласны с мнением автора?

Выходит автор ошибся, ему не хватает знаний по химии?

Ребята, а ведь кроме растворов кислот, есть концентрированные кислоты.

Гипотеза:возможно концентрированная кислота способна растворить любой металл, возможно у неё особенные свойства

Как вы думаете, какими свойствами будет она обладать?

Достаточно у нас знаний, чтобы ответить на этот вопрос?

В чём вы испытываете затруднение?

Целеполагание

Какая дальнейшая цель нашего урока?

- изучить специфические свойства серной кислоты,её народнохозяйственным значением, а так же её соли и получение.( слайд №4)

Формулируют тему, учитель уточняет.

Формулируют цель, учитель уточняет.

Делают записи в учебную карту

Изучают физические св-ва концентрированной серной кислоты, используя слайды презентации

Ответ (нет)

Выполняют задание с последующей проверкой по образцу

Учащиеся отбирают формулы веществ, с которыми реагирует кислота, пишут уравнения в молекулярном и ионном виде, взаимодействие с металлами в ОВ виде объясняют причины по которым вещества не реагируют с кислотой. Обсуждают в парах. Делают вывод, что раствор кислоты реагирует с металлами, стоящими до водорода, если получается растворимая соль, с основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями- если получается нерастворимое вещество или выделяется газ

Предлагают ответ ( наличием катионов водорода)

предлагают ответ: нет, потому что растворы кислот взаимодействуют только с металлами, стоящими в электрохимическом ряду до водорода

Участвуют в формулировании проблемы, гипотезы, цели.

Регулятивные Оценка(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

саморегуляция, оценка, коррекция,целеполагание как постановка учебной задачи,

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. построение речевого высказывания в устной форме; анализ, синтез доказательство, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Познавательные:

знаково-сивмолические – моделирование, , поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;

постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные

управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

3

Операционно-исполнительский этап

Осмысление Построение нового знания

Реализация построенного проекта

Проблемная задача .

У: Задание №4.Свойства концентрированной кислоты.

Приложение 1.

Давайте проверим, как поведёт себя концентрированная

серная кислота с металлами.

(Демонстрируется взаимодействие кислоты с медью).

-Можете ли вы, основываясь на имеющихся знаниях,

объяснить химическую сущность результатов или вы

столкнулись с неизвестным пока для вас явлением?

Почему?

Объясним наблюдаемые явления

-Что вы наблюдаете?

-Чем же объяснить особенные свойства концентрирован

ной серной кислоты?

Антуан Лавуазье заметил ещё в 1789 году, что кислоты

состоят как бы из двух частей, одна из которых входит в

состав всех кислот, т.е. определяет кислотные свойства,

другая индивидуальна для каждой кислоты.

-Так что же это?

Какой можно сделать вывод?

Запишем уравнение реакции в тетрадь

1. Cu0+ 2H2SO4= CuSO4+ 2H2O+ SO2­

Cu0 – 2e = Cu+21восстановитель , ( процесс окисления)

S+6 +2e = S+4 1окислитель, ( процесс восстановления)

Составляя электронный баланс, приходят к выводу

Вывод: при взаимодействии металлов и концентрирован

ной серной кислоты не выделяется водород, следовательно

ионы водорода не являются окислителем как

в случаес разбавленной кислотой, так как окислителем

является сульфат- ион.

Пользуясь учебной картой, выполните задание№ 5.

Установите, какими специфическими свойствами обладает

концентрированная серная кислота

Демонстрация опытов CD /Образовательная коллекция.

Само учитель «Химия для всех — ХХI»

« Обугливание сахарозы» C12H22O11 +2H2SO4к=11C+ 2SO2 +CO2 +13H2O

У:растворяясь в воде, образует гидраты

Проблемная задача. Приложение 1.

Задание №6

Работая с учебником стр. 138 установите

Почему серную кислоту, концентрированную можно

перевозить в алюминиевых и железных цистернах, ведь

эти металлы стоят в ряду активности до водорода?

( слайд №11)

Проблемная задача . Приложение 1.

Задание №7 Качественная реакция на сульфат- ион.

Деловая игра: «Эксперимент»

У:Представьте себя в роли работников химической

лаборатории и проведите эксперимент, работая в парах.

На столах 3 прономерованные пробирки с веществами.

Определите, в какой из них раствор серной кислоты.

Как это сделать?

Учитель руководит процессом с помощью наводящего

диалога

У:А если среди веществ не одна кислота?

У:Что является реактивом на сульфат- ион?

Физминутка

4. Соли серной кислоты (2мин) Приложение1.

Задание№8

Вопрос:Какие соли образует серная кислота? Запишите

название, приведите примеры.

5. Применение серной кислоты ( 2 мин) Приложение1.

Задание №9. Рассмотрите схему ( рис.76 стр.139)и сделайте

вывод о применении серной кислоты.

Как связаны эти области применения со свойствами?

Выскажите свои предположения.

(слайд 19).

6. Получение серной кислоты (слайд 15) (3мин)

У: Посмотрев на карту « Полезные ископаемые мира»,

мы увидим, что месторождений серной кислоты на Земле

нет, хотя она встречается в природе ( слайд 16-18).

Получают её на сернокислотных заводах, расположенных

в различных районах нашей страны. Важнейшие предприя

тия находятся в Тульской, Московской, Пермской,

Свердловской областях (объяснение с использованием

слайда12).

У нас в Саратовской области запущено новое сернокислот

ное производство СК-650 в г. Балаково.

7. Экологические проблемы, связанные с производством

серной кислоты–(5 мин) Приложение 5.

сообщение учащегося(3 мин)

Беседа по информации :

Возможны ли кислотные дожди на территории нашей

Саратовской области?

Получив, такую информацию, можно сегодня же выступить

с вопросом перед Министерством химической промышлен

ности о немедленном закрытии всех заводов по производ

ству серной кислоты.

А тогда как же быть с этим?( слайд 19 Применение

серной кислоты)

Учитель подводит к выводу, что один из способов

разрешения экологических проблем — использование

технологических схем, сводящих к минимуму загрязнение

атмосферы:
1) непрерывность процесса;
2) циркуляционные процессы (непрореагировавшие

вещества возвращаются в сферу реакции)

3) принцип противотока (увеличивается площадь поверх

ности реагирующих веществ и скорость реакции);
4) комплексное использование сырья, безотходная техноло

гия;
5) выбор оптимального сырья и режима его переработки.
Так, например, в мире около 80% серной кислоты произ

водится из серы, а не из пирита FeS2. Это позволяет избежать

металлизации атмосферы.
Еще один важный путь — это совершенствование

технологического оборудования, в частности различных

фильтров и поглотителей. Большое значение имеет про

филактический ремонт оборудования, а также установка

современных автоматических систем управления производ

ством.

Явление незнакомое

выделение газа cнеприятным запахом, смоченная водой индикаторная бумажка

краснеет

Предполагают ответ

Выходит это кислотный остаток

Учащийся у доски составляет электронный баланс

Окислителем является сера со степенью окисления+6, а не ионы Н+

Изучают информацию,

обсуждают результаты друг с другом, делают вывод об индивидуальных свойствах концентрированной серной кислоты, решают, кто будет их излагать.

Изучают материал П.23 стр 138,

делают вывод: Al, Cr,Fe,Pt,Au+ H2SO4 -пассивирует

Обдумывают действия по определению, выслушивают предложения друг. друга, определяют план действия

ответы учащихся: при помощи индикатора

Выполняют (исследование) лабораторный опыт

ответы учащихся: тогда необходимо провести качественную реакцию на сульфат- ион

делают вывод( используя таблицу), что реактивом является Ва2+

Записывают в учебную карточку, один ученик у доски, проверяют по слайду 12

Делают вывод: серная кислота — один из важнейших продуктов, используемых в разных

отраслях промышленности.

Слушают информацию, рассматривают слайды, записывают стадии процесса производства кислоты в тетрадь.

ответы: да возможны, в воздухе нет границ

Учащиеся делают предположения о создании очистных сооружений, комплексном использовании сырья

Регулятивные:

Контроль, коррекция. оценка

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

УДД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные

умение выражать свои мысли.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений;

построение речевых высказываний

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

управление поведением партнера, умение выражать свои мысли;

достижение договоренностей и согласование общего решения.

Познавательные:поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей

Регулятивные:познавательная инициатива;

планирование, прогнозирование

Познавательные:

постановка познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, анализ, выбор наиболее эффективного способа решения задачи

Коммуникативные

Планирование, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

достижение договоренностей и согласование общего решении.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

УДД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные

управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Познавательные:поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные:познавательная инициатива;

Регулятивные:

Контроль, прогнозирование, коррекция, оценка

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Коммуникативные

Планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

4

Закрепление

1)Уравнять реакцию методом баланса (индивидуально за компьютером)

мультимедийное приложение к УМК "Химия" 9 класс, Электронное учебное издание. Дрофа

Задание 4/6 Свойства концентрированной серной кислоты.

2) Прочитайте отрывок из повести о жизни К. Паустовского « Бросок на юг» Приложение 3

«На поворотах Келасури намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невеселых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это «не золото, а…».

Задание: Обсудите в паре, что же это такое? Запишите уравнение реакции превращения, описанного в романе (записывают реакцию окисления серного колчедана в тетрадь). 4FeS2+11O2=2Fe2O3+8SO2

3) Учитель химии предложил учащимся изобразить в виде схематических рисунков процесс смешивания воды и кислоты. Перед вами несколько таких рисунков, но только под одним из них учитель поставил пятерку. На каком же рисунке нет ошибок? Приложение 4

Проверка правильного выбора (слайд 7)

1)Над заданием работает один ученик

2)Парная работа

3)Фронтальная работа

Познавательные:структурирование знаний

Регулятивные:

Контроль, прогнозирование, коррекция, оценка

5 Первичный контроль знаний

( Приложение №2)

(5 мин)

Тест

Ответы: Слайд 24

Вариант 1: 1.Г; 2. а; 3.в; 4. А; 5.Б.

Вариант 2: 1.А; 2.в; 3.б; 4.А; 5.Г.

Выполняют самостоятельную работу и взаимопроверка в парах

Выставляют оценки в "лист самооценки"

Приложение 6

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

подведение под понятие, выведение следствий

Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, оценивание качества и уровня усвоения

6 Д/З

П. 23 стр .136-141 упр.4 «4», 4 и 5 «5» (1мин), сообщение «Кислотные дожди в Саратовской области», составить Сиквейн.

7 Рефлексия. Подведение итогов

(1 мин)

Закончить предложение. (только одно, любое).

1. На уроке самым интересным было…

2. На этом уроке я научился (научилась)…

3. Самым скучным было…

Дописывают предложения, выражая своё мнение об уроке.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Файлы: соли.doc
Размер файла: 53760 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология