Автор конспекта:
Автор(ы): — Валиева Гульназ Наилевна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №5 с углубленным изучением английского языка г. Азнакаево» Республики Татарстан

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Образовательные – создать условия для самостоятельного изучения химических свойств серной кислоты, промышленного значения и применения серной кислоты и её солей.

Развивающие – содействовать развитию умений анализировать содержание учебного материала, проводить химический эксперимент, развитию умений составлять ионные и окислительно-восстановительные уравнений химических реакций.

Воспитательные– способствовать развитию познавательной активности учащихся, умению формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

Габриелян О.С. Химия — 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа

Используемая методическая литература: —

Габриелян. И.Г. Остроумов . Химия. Дрофа, М.-2008.

Д.Д. Дзудцова, Л.Б. Бестаева. Окислительно- восстановительные реакции. Дрофа, М.-2008

Используемое оборудование: —

Реактивы: H 2SO 4(раствор), индикаторы, медь, цинк, магний, оксид меди (ІІ), оксид цинка, гидроксид натрия (раствор), гидроксид цинка, карбонат натрия, хлорид бария.

ТСО – компьютер, проектор, экран, презентация, ПСХЭ Д. И. Менделеева; таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов»; спиртовки, спички, пробирки, держатели, химический штатив.

Краткое описание: — Урок химии в 9 классе по теме «Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты». Конспект учебного занятия 1. Предмет: химия, 9 класс. 2. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану 3. Тема урока по учебно-тематическому плану: Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты. 4. Тип урока: Комбинированный Урок составлен таким образом, чтобы заинтересовать всех учеников, используется элементы игры, сказки, проводятся наиболее интересные опыты по теме "Серная кислота".

Урок химии в 9 классе по теме

«Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты».

Конспект учебного занятия

1. Предмет: химия, 9 класс.

2. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану

3. Тема урока по учебно-тематическому плану: Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты.

4. Тип урока: Комбинированный

5. Цели:

Образовательные – создать условия для самостоятельного изучения химических свойств серной кислоты, промышленного значения и применения серной кислоты и её солей.

Развивающие – содействовать развитию умений анализировать содержание учебного материала, проводить химический эксперимент, развитию умений составлять ионные и окислительно-восстановительные уравнений химических реакций.

Воспитательные– способствовать развитию познавательной активности учащихся, умению формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.

6.Задачи:

Образовательные : рассмотреть физические и химические свойства (общие с другими кислотами и специфические) серной кислоты, получение, показать большое значение серной кислоты и её солей в народном хозяйстве, обратить внимание учащихся на экологическую проблему, связанную с производством серной кислоты.

Воспитательные: Продолжить формирование у учащихся диалектико-материалистического понимания природы.

Развивающие: Развитие умений и навыков, работа с учебником и дополнительной литературой, правила работы на рабочем столе, умение систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, доказательно и грамотно излагать свои мысли, делать выводы, составлять схемы, зарисовывать.

7. Оборудование:

ТСО – компьютер, проектор, экран, презентация, ПСХЭ Д. И. Менделеева; таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов»; спиртовки, спички, пробирки, держатели, химический штатив.

Реактивы: H 2SO 4(раствор), индикаторы, медь, цинк, магний, оксид меди (ІІ), оксид цинка, гидроксид натрия (раствор), гидроксид цинка, карбонат натрия, хлорид бария.

8. Формы и методы работы на уроке: фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, ИКТ.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся:

Индивидуальная работа по карточкам (2 ученика по выбору):

Карточка 1

С какими из перечисленных веществ, формулы которых: H 2O, BaO, CO2, может взаимодействовать оксид серы (4). Составьте уравнения химических реакций.

Карточка 2

С какими из перечисленных веществ, формулы которых: Pb(NO 3) 2, H 2O, O 2, CO 2, может взаимодействовать сероводород . Составьте уравнения химических реакций.

Фронтальный опрос:

Какими физическими свойствами обладает сернистый газ?

Где в природе встречается сероводород?

Какое значение имеет сероводород?

Какими физическими свойствами обладает сернистый газ?

Какой это оксид, и какие свойства он проявляет?

Какие соли образует сернистая кислота?

Где используется сернистый газ и соли сернистой кислоты?

3. Мотивация познавательной деятельности:

Учитель: «Я растворю любой металл.

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой.

Слыву я главной кислотой…

Когда сама я растворяюсь в воде,

то сильно нагреваюсь…»

Учитель:О какой кислоте идет речь?

Ученики:Серная кислота

4. Изучение нового материала:

Выступление 1-го ученика. Я хочу вам рассказать сказку о серной кислоте. Сказка называется «Приключения Серной кислоты».

В одном химическом королевстве у Королевы Воды и Его Величества Оксида Серы Шестивалентного родился младенец.

Выступление 2-го ученика .

Всем хотелось, чтобы на свет появился мальчик — наследник престола. Но как только младенцу повязали синюю ленточку, она тут же покраснела. Все поняли, что родилась девочка.

Опыт 1 .В колбу с раствором серной кислоты добавляем синий лакмус. Окраска изменилась на красную.

Девочке дали красивое имя — Кислота, а фамилию отца — Серная. Давайте вспомним её состав и строение.

( Ученики отвечают).

Физические свойства.

Учитель:

Серная кислота – бесцветная, тяжёлая, нелетучая жидкость, гигроскопична (водотнимающая). Поэтому её используют для осушения газов. При растворении её в воде происходит очень сильное разогревание. Помните, что нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту!

— Какое существует правило растворения концентрированной серной кислоты?

( Ученики отвечают).

Почему именно так разбавляют серную кислоту?

(Ученики: т.к. серная кислота почти в 2 раза тяжелее воды и при растворении разогревается).

Серная кислота — сильный электролит, но как двухосновная кислота, диссоциация идет ступенчато.

Задание в тетради: Написать ступенчатую диссоциацию серной кислоты.

Таким образом, образуется два вида солей: средняя и кислая.

Применение.

Выступление 3-го ученика.

Серная кислота осталась жить в городе и принесла много пользы.

Учитель:

Серная кислота — важнейший продукт основной химической промышленности: производство минеральных удобрений, металлургия, очистка нефтепродуктов. Её соли, например медный купорос используют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями растений (работа по таблице учебника).

1. Производство минеральных удобрений.

2. Очистка нефтепродуктов.

3. Синтез красителей и лекарств.

4. Производство кислот и солей.

5. Сушка газов.

6. Металлургия.

Получение.

Выступление 1-го ученика. Серная кислота подросла и стала интересоваться своими многочисленными родственниками. Вместе с родителями она составила генеалогическое дерево — всю родословную кислоты :

Сера—→Оксид серы(IV) —→Оксид серы(VI) —→Серная кислота—→Сульфаты

Кислород—→Вода—→Серная кислота—→Сульфаты.

И Серная кислота поняла, что в будущем своего сыночка – наследника престола назовет Сульфатом.

Учитель:

— Что можно использовать в качестве хим. сырья для производства серной кислоты? (сера, сероводород, сернистый газ, серный ангидрид и сульфиды металлов).

Нахождение в природе.

Учитель:Многие считают, что серная кислота получается только искусственно.

Это неверно. Серная кислота найдена в некоторых водах вулканического происхождения.

Свойства серной кислоты.

Учитель: Прежде чем выяснить, химические свойства серной кислоты давайте вспомним общие свойства кислот.

— Какими химическими свойствами обладают кислоты? (с металлами, оксидами, основаниями, солями).

-По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? (запах, цвет, газ, осадок).

Выступление 2-го ученика .

Много ли, мало ли времени прошло с тех пор, как исполнилось кислоте 18 лет, но только захотелось ей отправиться в путешествие. Захотелось мир посмотреть, себя показать. Долго шла она по дороге и дошла до развилки. На обочине она увидела большой камень, на котором было написано: Направо пойдёшь — к кислотам придёшь, налево пойдёшь — к солям попадёшь, Прямо пойдёшь — свой путь найдёшь. Задумалась кислота. Как найти правильный путь? Давайте поможем ей.

Лабораторная работа №1 по инструктивным картам и по группам:

!!! Помним и соблюдаем правила техники безопасности.

Задание 1:

Возьмите две пробирки.

В одну пробирку поместите Zn, в другую пробирку поместите Cu, в обе пробирки прилейте раствор серной кислоты.

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химических реакций в окислительно — восстановительном виде.

Вывод 1:Растворимая серная кислота взаимодействует с металлами до водорода. Сера в серной кислоте проявляет только окислительные свойства. Почему? ( т.к. сера находится в высшей степени окисления)

Задание 2

Возьмите две пробирки. В одну пробирку поместите CuO, в другую пробирку поместите MgO, в обе пробирки прилейте раствор серной кислоты.

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.

Вывод 2:Растворимая серная кислота взаимодействует с оксидами металлов.

Задание 3

В пробирку налейте раствор NaOH, затем добавьте фенолфталеин.

Что наблюдаете?

Добавьте раствор серной кислоты.

Что наблюдаете?

Запишите уравнение химических реакций в молекулярном и ионном виде.

Вывод 3:Растворимая серная кислота взаимодействует с основаниями.

Выступление 4-го ученика .

В своем пути Серная кислота познакомилась с двумя принцами. Одного звали Карбонат Натрия, другого Хлорид бария. Но с первым принцем серная кислота не нашла общего языка — при приближении к Карбонату Натрия он исчез, после него остались лишь пузырьки газа. А второй принц сделал серной кислоте предложение и подарил ей шикарное Белое свадебное платье.

Задание 4

Возьмите две пробирки.

В одну пробирку прилейте раствор Na2CO3, в другую пробирку раствор BaCl2, в обе пробирки прилейте раствор серной кислоты.

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.

Вывод 4:Растворимая серная кислота взаимодействует с солями.

Вывод 5:Разбавленная серная кислота обладает общими свойствами, характерными для всех кислот.

Учитель: Кроме того, серная кислота имеет специфические свойства. Концентрированная серная кислота способна отщеплять от органических веществ воду, обугливая их.

Выступление 3-го ученика: После свадьбы Серная кислота вместе с женихом отправились в путешествие. День был жаркий и они решили отдохнуть и выпить сладкого чая. Но как только кислота дотронулась до сахара, то увидела нечто странное.

Обращение к мультимедийной программе «1С: Химия». Просмотр видеоклипа «Обугливание сахара».

Выступление 4-го ученика. Хлорид бария и ее невеста Серная кислота дошли до ювелирного магазина, чтобы купить свадебные кольца. Когда кислота подошла к витрине, ей сразу же захотелось примерить украшения. Но когда она надела на свой палец колечки из меди и серебра, они тут же растворились. Только изделия из золота и платины остались в неизменном виде. Почему? (Ученики отвечают).

Учитель: Концентрированная серная кислота – сильный окислитель. Она окисляет многие металлы:

Cu + H 2SO 4→ SO 2+ CuSO 4 + H 2О

4Zn + 5H 2SO 4→ H 2S + 4 ZnSO 4+ 4 H 2O

При обычной температуре концентрированная серная кислота не реагирует с железом, алюминием, хромом, поэтому ее можно хранить и перевозить в стальных цистернах.

Обращение к мультимедийной программе «1С: Химия». Просмотр видеоклипа «Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью».

Вывод:Концентрированная серная кислота взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжения, как до водорода, так и после водорода (кроме алюминия и железа, которые пассивируются концентрированной серной кислотой, т.е. покрываются защитной пленкой, поэтому их можно перевозить в стальных и алюминиевых цистернах). При этом выделяются серосодержащие соединения.

Выступление 1-го ученика:Через некоторое время у Серной кислоты и Хлорида бария родился чудесный малыш, у него были белоснежные волосы и назвали его Сульфатом Бария. Вот и сказки конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!

Закрепление :

1.С какими из веществ будет реагировать раствор серной кислоты:

KOH, Al, SO2, FeO, Ba(NO3) 2, Ag. Составьте уравнения химических реакций. Запишите уравнения реакции в окислительно – восстановительном и ионном виде.

2. С какими из металлов будет реагировать концентрированная серная кислота: Mg, Fe, Hg. Составьте уравнения химических реакций. Запишите уравнения реакции в окислительно – восстановительном виде.

Домашнее задание:§ 23, с. 141, упр. № 3, 8.

Использованная литература:

1.Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2006

2.Габриелян О.С. Химия: учебник для 9-х классов общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2006.

3.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003

Мультимедийное пособие:

Мультимедийная программа «1С: Химия».

Файлы: Урок химии в 11 классе.docx
Размер файла: 1096208 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология