Автор конспекта:
Автор(ы): — Валиева Гульназ Наилевна
Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №5 с углубленным изучением английского языка г. Азнакаево» Республики Татарстан
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: —
Образовательные – создать условия для самостоятельного изучения химических свойств серной кислоты, промышленного значения и применения серной кислоты и её солей.
Развивающие – содействовать развитию умений анализировать содержание учебного материала, проводить химический эксперимент, развитию умений составлять ионные и окислительно-восстановительные уравнений химических реакций.
Воспитательные– способствовать развитию познавательной активности учащихся, умению формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
Габриелян О.С. Химия — 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа
Используемая методическая литература: —
Габриелян. И.Г. Остроумов . Химия. Дрофа, М.-2008.
Д.Д. Дзудцова, Л.Б. Бестаева. Окислительно- восстановительные реакции. Дрофа, М.-2008
—
Используемое оборудование: —
Реактивы: H 2SO 4(раствор), индикаторы, медь, цинк, магний, оксид меди (ІІ), оксид цинка, гидроксид натрия (раствор), гидроксид цинка, карбонат натрия, хлорид бария.
ТСО – компьютер, проектор, экран, презентация, ПСХЭ Д. И. Менделеева; таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов»; спиртовки, спички, пробирки, держатели, химический штатив.
Краткое описание: — Урок химии в 9 классе по теме «Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты». Конспект учебного занятия 1. Предмет: химия, 9 класс. 2. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану 3. Тема урока по учебно-тематическому плану: Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты. 4. Тип урока: Комбинированный Урок составлен таким образом, чтобы заинтересовать всех учеников, используется элементы игры, сказки, проводятся наиболее интересные опыты по теме "Серная кислота".
Урок химии в 9 классе по теме
«Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты».
Конспект учебного занятия
1. Предмет: химия, 9 класс.
2. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану
3. Тема урока по учебно-тематическому плану: Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты.
4. Тип урока: Комбинированный
5. Цели:
Образовательные – создать условия для самостоятельного изучения химических свойств серной кислоты, промышленного значения и применения серной кислоты и её солей.
Развивающие – содействовать развитию умений анализировать содержание учебного материала, проводить химический эксперимент, развитию умений составлять ионные и окислительно-восстановительные уравнений химических реакций.
Воспитательные– способствовать развитию познавательной активности учащихся, умению формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.
6.Задачи:
Образовательные : рассмотреть физические и химические свойства (общие с другими кислотами и специфические) серной кислоты, получение, показать большое значение серной кислоты и её солей в народном хозяйстве, обратить внимание учащихся на экологическую проблему, связанную с производством серной кислоты.
Воспитательные: Продолжить формирование у учащихся диалектико-материалистического понимания природы.
Развивающие: Развитие умений и навыков, работа с учебником и дополнительной литературой, правила работы на рабочем столе, умение систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, доказательно и грамотно излагать свои мысли, делать выводы, составлять схемы, зарисовывать.
7. Оборудование:
ТСО – компьютер, проектор, экран, презентация, ПСХЭ Д. И. Менделеева; таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов»; спиртовки, спички, пробирки, держатели, химический штатив.
Реактивы: H 2SO 4(раствор), индикаторы, медь, цинк, магний, оксид меди (ІІ), оксид цинка, гидроксид натрия (раствор), гидроксид цинка, карбонат натрия, хлорид бария.
8. Формы и методы работы на уроке: фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, ИКТ.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся:
Индивидуальная работа по карточкам (2 ученика по выбору):
Карточка 1
С какими из перечисленных веществ, формулы которых: H 2O, BaO, CO2, может взаимодействовать оксид серы (4). Составьте уравнения химических реакций.
Карточка 2
С какими из перечисленных веществ, формулы которых: Pb(NO 3) 2, H 2O, O 2, CO 2, может взаимодействовать сероводород . Составьте уравнения химических реакций.
Фронтальный опрос:
Какими физическими свойствами обладает сернистый газ?
Где в природе встречается сероводород?
Какое значение имеет сероводород?
Какими физическими свойствами обладает сернистый газ?
Какой это оксид, и какие свойства он проявляет?
Какие соли образует сернистая кислота?
Где используется сернистый газ и соли сернистой кислоты?
3. Мотивация познавательной деятельности:
Учитель: «Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой…
Когда сама я растворяюсь в воде,
то сильно нагреваюсь…»
Учитель:О какой кислоте идет речь?
Ученики:Серная кислота
4. Изучение нового материала:
Выступление 1-го ученика. Я хочу вам рассказать сказку о серной кислоте. Сказка называется «Приключения Серной кислоты».
В одном химическом королевстве у Королевы Воды и Его Величества Оксида Серы Шестивалентного родился младенец.
Выступление 2-го ученика .
Всем хотелось, чтобы на свет появился мальчик — наследник престола. Но как только младенцу повязали синюю ленточку, она тут же покраснела. Все поняли, что родилась девочка.
Опыт 1 .В колбу с раствором серной кислоты добавляем синий лакмус. Окраска изменилась на красную.
Девочке дали красивое имя — Кислота, а фамилию отца — Серная. Давайте вспомним её состав и строение.
( Ученики отвечают).
Физические свойства.
Учитель:
Серная кислота – бесцветная, тяжёлая, нелетучая жидкость, гигроскопична (водотнимающая). Поэтому её используют для осушения газов. При растворении её в воде происходит очень сильное разогревание. Помните, что нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту!
— Какое существует правило растворения концентрированной серной кислоты?
( Ученики отвечают).
Почему именно так разбавляют серную кислоту?
(Ученики: т.к. серная кислота почти в 2 раза тяжелее воды и при растворении разогревается).
Серная кислота — сильный электролит, но как двухосновная кислота, диссоциация идет ступенчато.
Задание в тетради: Написать ступенчатую диссоциацию серной кислоты.
Таким образом, образуется два вида солей: средняя и кислая.
Применение.
Выступление 3-го ученика.
Серная кислота осталась жить в городе и принесла много пользы.
Учитель:
Серная кислота — важнейший продукт основной химической промышленности: производство минеральных удобрений, металлургия, очистка нефтепродуктов. Её соли, например медный купорос используют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями растений (работа по таблице учебника).
1. Производство минеральных удобрений.
2. Очистка нефтепродуктов.
3. Синтез красителей и лекарств.
4. Производство кислот и солей.
5. Сушка газов.
6. Металлургия.
Получение.
Выступление 1-го ученика. Серная кислота подросла и стала интересоваться своими многочисленными родственниками. Вместе с родителями она составила генеалогическое дерево — всю родословную кислоты :
Сера—→Оксид серы(IV) —→Оксид серы(VI) —→Серная кислота—→Сульфаты
Кислород—→Вода—→Серная кислота—→Сульфаты.
И Серная кислота поняла, что в будущем своего сыночка – наследника престола назовет Сульфатом.
Учитель:
— Что можно использовать в качестве хим. сырья для производства серной кислоты? (сера, сероводород, сернистый газ, серный ангидрид и сульфиды металлов).
Нахождение в природе.
Учитель:Многие считают, что серная кислота получается только искусственно.
Это неверно. Серная кислота найдена в некоторых водах вулканического происхождения.
Свойства серной кислоты.
Учитель: Прежде чем выяснить, химические свойства серной кислоты давайте вспомним общие свойства кислот.
— Какими химическими свойствами обладают кислоты? (с металлами, оксидами, основаниями, солями).
-По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? (запах, цвет, газ, осадок).
Выступление 2-го ученика .
Много ли, мало ли времени прошло с тех пор, как исполнилось кислоте 18 лет, но только захотелось ей отправиться в путешествие. Захотелось мир посмотреть, себя показать. Долго шла она по дороге и дошла до развилки. На обочине она увидела большой камень, на котором было написано: Направо пойдёшь — к кислотам придёшь, налево пойдёшь — к солям попадёшь, Прямо пойдёшь — свой путь найдёшь. Задумалась кислота. Как найти правильный путь? Давайте поможем ей.
Лабораторная работа №1 по инструктивным картам и по группам:
!!! Помним и соблюдаем правила техники безопасности.
Задание 1:
Возьмите две пробирки.
В одну пробирку поместите Zn, в другую пробирку поместите Cu, в обе пробирки прилейте раствор серной кислоты.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химических реакций в окислительно — восстановительном виде.
Вывод 1:Растворимая серная кислота взаимодействует с металлами до водорода. Сера в серной кислоте проявляет только окислительные свойства. Почему? ( т.к. сера находится в высшей степени окисления)
Задание 2
Возьмите две пробирки. В одну пробирку поместите CuO, в другую пробирку поместите MgO, в обе пробирки прилейте раствор серной кислоты.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Вывод 2:Растворимая серная кислота взаимодействует с оксидами металлов.
Задание 3
В пробирку налейте раствор NaOH, затем добавьте фенолфталеин.
Что наблюдаете?
Добавьте раствор серной кислоты.
Что наблюдаете?
Запишите уравнение химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Вывод 3:Растворимая серная кислота взаимодействует с основаниями.
Выступление 4-го ученика .
В своем пути Серная кислота познакомилась с двумя принцами. Одного звали Карбонат Натрия, другого Хлорид бария. Но с первым принцем серная кислота не нашла общего языка — при приближении к Карбонату Натрия он исчез, после него остались лишь пузырьки газа. А второй принц сделал серной кислоте предложение и подарил ей шикарное Белое свадебное платье.
Задание 4
Возьмите две пробирки.
В одну пробирку прилейте раствор Na2CO3, в другую пробирку раствор BaCl2, в обе пробирки прилейте раствор серной кислоты.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Вывод 4:Растворимая серная кислота взаимодействует с солями.
Вывод 5:Разбавленная серная кислота обладает общими свойствами, характерными для всех кислот.
Учитель: Кроме того, серная кислота имеет специфические свойства. Концентрированная серная кислота способна отщеплять от органических веществ воду, обугливая их.
Выступление 3-го ученика: После свадьбы Серная кислота вместе с женихом отправились в путешествие. День был жаркий и они решили отдохнуть и выпить сладкого чая. Но как только кислота дотронулась до сахара, то увидела нечто странное.
Обращение к мультимедийной программе «1С: Химия». Просмотр видеоклипа «Обугливание сахара».
Выступление 4-го ученика. Хлорид бария и ее невеста Серная кислота дошли до ювелирного магазина, чтобы купить свадебные кольца. Когда кислота подошла к витрине, ей сразу же захотелось примерить украшения. Но когда она надела на свой палец колечки из меди и серебра, они тут же растворились. Только изделия из золота и платины остались в неизменном виде. Почему? (Ученики отвечают).
Учитель: Концентрированная серная кислота – сильный окислитель. Она окисляет многие металлы:
Cu + H 2SO 4→ SO 2+ CuSO 4 + H 2О
4Zn + 5H 2SO 4→ H 2S + 4 ZnSO 4+ 4 H 2O
При обычной температуре концентрированная серная кислота не реагирует с железом, алюминием, хромом, поэтому ее можно хранить и перевозить в стальных цистернах.
Обращение к мультимедийной программе «1С: Химия». Просмотр видеоклипа «Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью».
Вывод:Концентрированная серная кислота взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжения, как до водорода, так и после водорода (кроме алюминия и железа, которые пассивируются концентрированной серной кислотой, т.е. покрываются защитной пленкой, поэтому их можно перевозить в стальных и алюминиевых цистернах). При этом выделяются серосодержащие соединения.
Выступление 1-го ученика:Через некоторое время у Серной кислоты и Хлорида бария родился чудесный малыш, у него были белоснежные волосы и назвали его Сульфатом Бария. Вот и сказки конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!
Закрепление :
1.С какими из веществ будет реагировать раствор серной кислоты:
KOH, Al, SO2, FeO, Ba(NO3) 2, Ag. Составьте уравнения химических реакций. Запишите уравнения реакции в окислительно – восстановительном и ионном виде.
2. С какими из металлов будет реагировать концентрированная серная кислота: Mg, Fe, Hg. Составьте уравнения химических реакций. Запишите уравнения реакции в окислительно – восстановительном виде.
Домашнее задание:§ 23, с. 141, упр. № 3, 8.
Использованная литература:
1.Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2006
2.Габриелян О.С. Химия: учебник для 9-х классов общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2006.
3.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003
Мультимедийное пособие:
Мультимедийная программа «1С: Химия».
Файлы: Урок химии в 11 классе.docx
Размер файла: 1096208 байт.