Автор конспекта:
Автор(ы): — Серухина Елена Васильевна
Место работы, должность: — МОУ «Линёвская СОШ № 2″ Жирновского муниципального района Волгоградской области учитель географии
Регион: — Волгоградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Цель урока: познакомить учащихся со своеобразием природного комплекса Северного Ледовитого океана.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
И.В.Душина, Т.Ю.Притула, Т.Л.Смоктунович "Земля планета людей"
Используемая методическая литература: —
Уроки географии в 7 -ом классе по учебнику "Земля — планета людей" (методические рекомендации для учителя) И.В.Душина
Используемое оборудование: —
Карта океанов, карты атласа, контурная карта Северного Ледовитого океана, дидактический материал, мультимедиа, мимио приставка.
Краткое описание: — Урок исследование изучения природы Северного Ледовитого океана
№
Этапы урока
Содержание урока
1
Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
— создать положительный эмоциональный настрой.
Методы:
словесные.
— Здравствуйте, ребята. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.
Приготовьте все необходимое к уроку. Учебные принадлежности помогут нам в работе. Садитесь.
2
Проблемная ситуация и актуализация знаний.
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
умение правильно определять тему урока.
Цель, которую учитель хочет достичь:
Проверить умение учащихся правильно называть тему урока.
Методы организации работы:
словесные, наглядно – иллюстративные, ИКТ.
— Ребята в начале урока, мне бы хотелось предоставить слово Двуреченскому Владиславу. Пожалуйста, послушайте его внимательно. И будьте готовы выполнить задания.
«Я раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем.»
— Это слова японского путешественника Наоми Уэмура. Наоми Уэмура — путешественник, проходивший по экстремальным маршрутам в разных точках мира. Многие путешествия Уэмура совершил в одиночку. Он в одиночку отправился на Северный полюс, где его встретили ряд препятствий (погодные условия, белый медведь, ледяные торосы). Он достиг Северного полюса и вернулся назад.
-Хорошо, спасибо Влад.
— А теперь попробуйте описать, охарактеризовать Северный ледовитый океан, используя слово, самый (на доске).
— Ну, например: Самый маленький (мелководный, холодный, спокойный, пресноводный).
— Я думаю, что мы без затруднения назовем тему нашего урока.
Тема урока……. Северный Ледовитый океан.
3
Поиск решения.
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
повторить основные черты плана характеристики географического объекта.
Цель, которую учитель хочет достичь:
закрепить умение давать характеристику географическому объекту
Задачи:
— совершенствовать навык работы с картами атласа и контурными картами;
— закреплять умение работать с ИКТ.
Методы организации работы:учебный диалог, наглядно – иллюстративные, репродуктивные.
— Хорошо, ребята как вы думаете, с какой точки зрения мы характеризовали Северный Ледовитый океан? (описывали)
— А с точки зрения науки географии можем дать характеристику? (да)
— Итак, определим цель нашего урока.
Цель урока.……… Дать характеристику Северному Ледовитому океану.
— Что мы используем придаче характеристики географических объектов? (план)
— Где его можно увидеть? (в конце учебника стр 285)
— У вас на партах лежать таблица, в которых вы сегодня будете работать.
— Итак, первый пункт плана – это.. (Географическое положение)
— Свое сообщение нам подготовила Света. Прошу, пожалуйста, к доске.
План характеристика.
Слайд № 4.
1.Географическое положение. (Ромашова)
Северный Ледовитый океан имел много названий. В древние времена русские называли его Студеным морем, англичане – Северным, португальцы – Ледяным. В 1845 году Лондонское географическое общество учредило современное название океана. Северный Ледовитый океан наименьший из океанов. Занимает 45% от Мирового океана.
Большинство морей Северного Ледовитого океана – окраинные: Гренландское, Норвежское, Баренцево, Карское, Море Лаптевых, Восточно – Сибирское, Бафина и только одно внутреннее Белое.
По численности островов Северный ледовитый океан занимает второе место после Тихого океана. Они имеют материковое (Гренландия) и вулканического (Исландия) происхождения. Северный Ледовитый океан имеет широкое сообщение с Атлантическим океаном (Норвежское море), а с Тихим океаном соединен узким Беринговым проливом.
— Спасибо, Света.
— Какие типы морей преобладают в океане?
— Окраинные — Норвежское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Баффина, Бофорта, но есть одно внутреннее Белое.
— У вас на партах лежат контурные карты, положите их перед собой и отметьте моря Северного Ледовитого океана.
— Одной из особенностей океана является рельеф дна.
— Ребята, работая с текстом учебника стр.74 определите особенности дна океана.
— Следующий пункт – это рельеф и полезные ископаемые.
Слайд № 5.
3.Рельеф и полезные ископаемые.
Согласно теории литосферных плит Северный Ледовитый океан образовался путем раздвижения материковых плит Евразии и Северной Америки. Главная особенность рельефа дна океана — обширный шельф, который занимает 1/2 площади дна океана. На большей части шельфа преобладают глубины 200- 300 м.
У Северного Ледовитого океана шельф такой большой, что занимает почти половину всего дна. Местами он простирается от берега на 1300 м. Гораздо шире, чем в других океанах и материковый склон.
В центральной части океана параллельно друг другу протянулись на тысячи километров горные хребты.
Срединно – океанический хребет Гаккеля пересекает многочисленные поперечные разломы.
Хребты Менделеева и Ломоносова больше напоминают горы суши. Хребты делят ложе океана на глубоководные котловины (до 4000 м глубиной). Там лежат холмистые равнины.
Северный Ледовитый океан не глубокий, максимальная глубина 5527 м отмечена в Гренландском море.
— Что образует рельеф дна? (Хребты, поднятия, котловины, впадины)
Срединно-Атлантический хребет продолжается в Северном Ледовитом океане и носит название Срединного хребта. От Евразии к Северной Америке, почти параллельно друг другу, проходят подводные хребты, носящие имена великих русских ученых.
— Посмотрите на карту и назовите самые протяженные хребты? (Ломоносова и Менделеева)
— Какие котловины есть на дне океана? (Нансена, Амундсена, Макарова, Канадская)
— Океан расположен в полярных широтах, как это будет влиять на климат.
— Следующий пункт – это климат и свойства вод.
Слайд № 6.
4.Климат и свойства вод. (Чернов)
Благодаря своему географическому положению Северный ледовитый океан холодный из всех океанов. В районе Северного полюса полгода стоит полярная ночь, поэтому поверхность получает мало солнечного тепла. Более 80% солнечной радиации поступающей только летом, снегом и льдом отражаются обратно в атмосферу. Трескучий мороз, пронизывающий ветер, сильные метели – такую погоду формируют холодные и сухие арктические воздушные массы. Они господствуют над всем океаном, а проникая далее на близлежащие материки, вызывают резкое понижение температуры воздуха, осадков выпадает очень мало. Летом образуются туманы.
Над охлаждённой Арктикой устанавливается область высокого давления – это антициклон. Арктические воздушные массы хотя и холодные, однако, значительно теплее, чем арктические. Это обуславливается оттапливаемым влиянием течений с Атлантики. Поэтому зимой, как это ни странно, Северный Ледовитый океан не охлаждает, а обогревает сушу Северного полушария.
— В каких климатических поясах расположен океан? (в арктическом и субарктическом)
— Используя карты, проследите ход температуры июля и января. Если различия? (различий нет, только лишь в прибрежной зоне)
— Следующий пункт – это поверхностные течения
Слайд № 7 -9.
5.Поверхностные течения. (Чернов)
Вследствие сурового климата водные массы Северного Ледовитого океана круглогодично имеют низкую температуру. Небольшую соленость обуславливает значительный сток пресных речных вод с прилегающих материков. Все это является причиной образования льда, который круглый год сковывает океан. В центре глыбы льда спаяны и образуют сплошной ледяной покров. Вследствие ветров и течений льды постоянно дрейфуют с востока на запад. Летом вдоль побережий материков образуется полоса свободной ото льда воды. Кроме того, в океане постоянно есть айсберги.
В океане господствуют: теплое Северо – Атлантическое течение и холодное Транс – арктическое течение.
— Спасибо. Миша.
— Используя карту, отметьте в контурных картах течения Северного Ледовитого океана.
— Соленость водных масс ниже среднеокеанической. Почему? (Происходит интенсивное таяние льдов, а также значительный приток речных вод)
– Как вы считаете, какие части океана богаты органической жизнью (прилегающие к суше). Почему?
— Следующий пункт – это органический мир
Слайд № 10 – 13.
6.Органический мир. (Палаткин)
Суровые климатические условия обуславливают бедность растительного и животного мира Северного Ледовитого океана. Наибольшую часть организмов представляют водоросли, которые способны жить не только в холодной воде, но и даже на кризисе. В теплой приатлантической части океана встречается планктон. Так же там распространены рыбы, имеющие промышленное значение – морской окунь, сельдь, треска, сайра, палтус.
Многие жители океана приспособились к суровым условиям океана. Почти везде живут моржи, тюлени, киты.
К животному миру Северного Ледовитого океана принадлежит и белый медведь. Многочисленные морские птицы – чайки, кайры на высоких скалистых берегах островов устраивают массовые гнездования – «птичьи базары».
— Спасибо, Максим.
– Какое значение имеет океан для человека.
— Следующий пункт
Слайд № 14
7.Виды хозяйственной деятельности человека в океане. (Сороколадова)
Холодные воды Северного Ледовитого океана мало пригодны для организмов, поэтому его биологические ресурсы не велики. В приатлантических районах добывают водоросли и ловят рыбу. На побережьях Гренландии и Канады местное население охотится на моржей и тюлений.
Поиски минеральных ресурсов в океане затруднены из – за суровых природных условий. Однако на шельфе у берегов Европы и Канады уже разведаны месторождения нефти и газа, на архипелаге Шпицберген – каменный уголь.
Мореходство в океане значительно затрудняет сложная ледовая обстановка, хотя здесь проходит Северный Морской путь.
Воды Северного Ледовитого океана загрязнены нефтью и нефтепродуктами. Если в теплых водах других океанов нефтяные пятна сравнительно быстро исчезают в результате естественных процессов разложения, то в холодных полярных водах они разлагаются очень медленно и сохраняются около 50 лет.
— Какие виды хозяйственной деятельности в этом океане имеют наибольшее значение? Почему?
4
Самостоятельное применение знаний.
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
осознавать конечный результат, давать правильные решения на поставленные вопросы.
Цель, которую учитель хочет достичь:
создавать условия для формирования умений закреплять изученный материал.
Задачи:
— развивать способность давать адекватную самооценку
Методы организации работы:репродуктивные.
— Сегодня на уроке мы с вами дали характеристику Северному Ледовитому океану.
— А сейчас давайте закрепим знания, которые вы получили на уроке.
Приставка Mimio. Слайд № 1.
— Вставьте пропуски в тексте.
В Северном Ледовитом океане выражены основные крупные формы рельефа – это…….. (хребты) и (котловины). Плыть по океану возможно только в летнее время и в основном вдоль берегов, а в зимнее время только на ледоколе, так как большую часть океана скрывают …. (льды). Большое наличие окраинных морей, но также присутствует и внутреннее – это …..(Белое море). Соленость водных масс ниже среднеокеанической, так как ……..(океан покрыт льдами и в него впадают реки). В океане ловят ….(рыбу), добывают…….(полезные ископаемые). На высоких скалистых берегах птицы создают …….(птичьи базары).
5
Рефлексия.
Цель:
— осознание учащимися своей умственной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
— Достигли ли цели урока
— Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?
6
Домашнее задание.
Цель, которую хочет достичь учитель:
закрепить полученные знания на уроке.
Домашнее задание — параграф 17.
Файлы: урок 7 класс сло.ppt
Размер файла: 1979904 байт.