Автор конспекта:
Автор(ы): — Серухина Елена Васильевна

Место работы, должность: — МОУ «Линёвская СОШ № 2″ Жирновского муниципального района Волгоградской области учитель географии

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Цель урока: познакомить учащихся со своеобразием природного комплекса Северного Ледовитого океана.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

И.В.Душина, Т.Ю.Притула, Т.Л.Смоктунович "Земля планета людей"

Используемая методическая литература: —

Уроки географии в 7 -ом классе по учебнику "Земля — планета людей" (методические рекомендации для учителя) И.В.Душина

Используемое оборудование: —

Карта океанов, карты атласа, контурная карта Северного Ледовитого океана, дидактический материал, мультимедиа, мимио приставка.

Краткое описание: — Урок исследование изучения природы Северного Ледовитого океана

Этапы урока

Содержание урока

1

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

— создать положительный эмоциональный настрой.

Методы:

словесные.

— Здравствуйте, ребята. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

Приготовьте все необходимое к уроку. Учебные принадлежности помогут нам в работе. Садитесь.

2

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

умение правильно определять тему урока.

Цель, которую учитель хочет достичь:

Проверить умение учащихся правильно называть тему урока.

Методы организации работы:

словесные, наглядно – иллюстративные, ИКТ.

— Ребята в начале урока, мне бы хотелось предоставить слово Двуреченскому Владиславу. Пожалуйста, послушайте его внимательно. И будьте готовы выполнить задания.

«Я раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем.»

— Это слова японского путешественника Наоми Уэмура. Наоми Уэмура — путешественник, проходивший по экстремальным маршрутам в разных точках мира. Многие путешествия Уэмура совершил в одиночку. Он в одиночку отправился на Северный полюс, где его встретили ряд препятствий (погодные условия, белый медведь, ледяные торосы). Он достиг Северного полюса и вернулся назад.

-Хорошо, спасибо Влад.

— А теперь попробуйте описать, охарактеризовать Северный ледовитый океан, используя слово, самый (на доске).

— Ну, например: Самый маленький (мелководный, холодный, спокойный, пресноводный).

— Я думаю, что мы без затруднения назовем тему нашего урока.

Тема урока……. Северный Ледовитый океан.

3

Поиск решения.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

повторить основные черты плана характеристики географического объекта.

Цель, которую учитель хочет достичь:

закрепить умение давать характеристику географическому объекту

Задачи:

— совершенствовать навык работы с картами атласа и контурными картами;

— закреплять умение работать с ИКТ.

Методы организации работы:учебный диалог, наглядно – иллюстративные, репродуктивные.

— Хорошо, ребята как вы думаете, с какой точки зрения мы характеризовали Северный Ледовитый океан? (описывали)

— А с точки зрения науки географии можем дать характеристику? (да)

— Итак, определим цель нашего урока.

Цель урока.……… Дать характеристику Северному Ледовитому океану.

— Что мы используем придаче характеристики географических объектов? (план)

— Где его можно увидеть? (в конце учебника стр 285)

— У вас на партах лежать таблица, в которых вы сегодня будете работать.

— Итак, первый пункт плана – это.. (Географическое положение)

— Свое сообщение нам подготовила Света. Прошу, пожалуйста, к доске.

План характеристика.

Слайд № 4.

1.Географическое положение. (Ромашова)

Северный Ледовитый океан имел много названий. В древние времена русские называли его Студеным морем, англичане – Северным, португальцы – Ледяным. В 1845 году Лондонское географическое общество учредило современное название океана. Северный Ледовитый океан наименьший из океанов. Занимает 45% от Мирового океана.

Большинство морей Северного Ледовитого океана – окраинные: Гренландское, Норвежское, Баренцево, Карское, Море Лаптевых, Восточно – Сибирское, Бафина и только одно внутреннее Белое.

По численности островов Северный ледовитый океан занимает второе место после Тихого океана. Они имеют материковое (Гренландия) и вулканического (Исландия) происхождения. Северный Ледовитый океан имеет широкое сообщение с Атлантическим океаном (Норвежское море), а с Тихим океаном соединен узким Беринговым проливом.

— Спасибо, Света.

— Какие типы морей преобладают в океане?

— Окраинные — Норвежское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Баффина, Бофорта, но есть одно внутреннее Белое.

— У вас на партах лежат контурные карты, положите их перед собой и отметьте моря Северного Ледовитого океана.

— Одной из особенностей океана является рельеф дна.

— Ребята, работая с текстом учебника стр.74 определите особенности дна океана.

— Следующий пункт – это рельеф и полезные ископаемые.

Слайд № 5.

3.Рельеф и полезные ископаемые.

Согласно теории литосферных плит Северный Ледовитый океан образовался путем раздвижения материковых плит Евразии и Северной Америки. Главная особенность рельефа дна океана — обширный шельф, который занимает 1/2 площади дна океана. На большей части шельфа преобладают глубины 200- 300 м.

У Северного Ледовитого океана шельф такой большой, что занимает почти половину всего дна. Местами он простирается от берега на 1300 м. Гораздо шире, чем в других океанах и материковый склон.

В центральной части океана параллельно друг другу протянулись на тысячи километров горные хребты.

Срединно – океанический хребет Гаккеля пересекает многочисленные поперечные разломы.

Хребты Менделеева и Ломоносова больше напоминают горы суши. Хребты делят ложе океана на глубоководные котловины (до 4000 м глубиной). Там лежат холмистые равнины.

Северный Ледовитый океан не глубокий, максимальная глубина 5527 м отмечена в Гренландском море.

— Что образует рельеф дна? (Хребты, поднятия, котловины, впадины)

Срединно-Атлантический хребет продолжается в Северном Ледовитом океане и носит название Срединного хребта. От Евразии к Северной Америке, почти параллельно друг другу, проходят подводные хребты, носящие имена великих русских ученых.

— Посмотрите на карту и назовите самые протяженные хребты? (Ломоносова и Менделеева)

— Какие котловины есть на дне океана? (Нансена, Амундсена, Макарова, Канадская)

— Океан расположен в полярных широтах, как это будет влиять на климат.

— Следующий пункт – это климат и свойства вод.

Слайд № 6.

4.Климат и свойства вод. (Чернов)

Благодаря своему географическому положению Северный ледовитый океан холодный из всех океанов. В районе Северного полюса полгода стоит полярная ночь, поэтому поверхность получает мало солнечного тепла. Более 80% солнечной радиации поступающей только летом, снегом и льдом отражаются обратно в атмосферу. Трескучий мороз, пронизывающий ветер, сильные метели – такую погоду формируют холодные и сухие арктические воздушные массы. Они господствуют над всем океаном, а проникая далее на близлежащие материки, вызывают резкое понижение температуры воздуха, осадков выпадает очень мало. Летом образуются туманы.

Над охлаждённой Арктикой устанавливается область высокого давления – это антициклон. Арктические воздушные массы хотя и холодные, однако, значительно теплее, чем арктические. Это обуславливается оттапливаемым влиянием течений с Атлантики. Поэтому зимой, как это ни странно, Северный Ледовитый океан не охлаждает, а обогревает сушу Северного полушария.

— В каких климатических поясах расположен океан? (в арктическом и субарктическом)

— Используя карты, проследите ход температуры июля и января. Если различия? (различий нет, только лишь в прибрежной зоне)

— Следующий пункт – это поверхностные течения

Слайд № 7 -9.

5.Поверхностные течения. (Чернов)

Вследствие сурового климата водные массы Северного Ледовитого океана круглогодично имеют низкую температуру. Небольшую соленость обуславливает значительный сток пресных речных вод с прилегающих материков. Все это является причиной образования льда, который круглый год сковывает океан. В центре глыбы льда спаяны и образуют сплошной ледяной покров. Вследствие ветров и течений льды постоянно дрейфуют с востока на запад. Летом вдоль побережий материков образуется полоса свободной ото льда воды. Кроме того, в океане постоянно есть айсберги.

В океане господствуют: теплое Северо – Атлантическое течение и холодное Транс – арктическое течение.

— Спасибо. Миша.

— Используя карту, отметьте в контурных картах течения Северного Ледовитого океана.

— Соленость водных масс ниже среднеокеанической. Почему? (Происходит интенсивное таяние льдов, а также значительный приток речных вод)

– Как вы считаете, какие части океана богаты органической жизнью (прилегающие к суше). Почему?

— Следующий пункт – это органический мир

Слайд № 10 – 13.

6.Органический мир. (Палаткин)

Суровые климатические условия обуславливают бедность растительного и животного мира Северного Ледовитого океана. Наибольшую часть организмов представляют водоросли, которые способны жить не только в холодной воде, но и даже на кризисе. В теплой приатлантической части океана встречается планктон. Так же там распространены рыбы, имеющие промышленное значение – морской окунь, сельдь, треска, сайра, палтус.

Многие жители океана приспособились к суровым условиям океана. Почти везде живут моржи, тюлени, киты.

К животному миру Северного Ледовитого океана принадлежит и белый медведь. Многочисленные морские птицы – чайки, кайры на высоких скалистых берегах островов устраивают массовые гнездования – «птичьи базары».

— Спасибо, Максим.

– Какое значение имеет океан для человека.

— Следующий пункт

Слайд № 14

7.Виды хозяйственной деятельности человека в океане. (Сороколадова)

Холодные воды Северного Ледовитого океана мало пригодны для организмов, поэтому его биологические ресурсы не велики. В приатлантических районах добывают водоросли и ловят рыбу. На побережьях Гренландии и Канады местное население охотится на моржей и тюлений.

Поиски минеральных ресурсов в океане затруднены из – за суровых природных условий. Однако на шельфе у берегов Европы и Канады уже разведаны месторождения нефти и газа, на архипелаге Шпицберген – каменный уголь.

Мореходство в океане значительно затрудняет сложная ледовая обстановка, хотя здесь проходит Северный Морской путь.

Воды Северного Ледовитого океана загрязнены нефтью и нефтепродуктами. Если в теплых водах других океанов нефтяные пятна сравнительно быстро исчезают в результате естественных процессов разложения, то в холодных полярных водах они разлагаются очень медленно и сохраняются около 50 лет.

— Какие виды хозяйственной деятельности в этом океане имеют наибольшее значение? Почему?

4

Самостоятельное применение знаний.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

осознавать конечный результат, давать правильные решения на поставленные вопросы.

Цель, которую учитель хочет достичь:

создавать условия для формирования умений закреплять изученный материал.

Задачи:

— развивать способность давать адекватную самооценку

Методы организации работы:репродуктивные.

— Сегодня на уроке мы с вами дали характеристику Северному Ледовитому океану.

— А сейчас давайте закрепим знания, которые вы получили на уроке.

Приставка Mimio. Слайд № 1.

— Вставьте пропуски в тексте.

В Северном Ледовитом океане выражены основные крупные формы рельефа – это…….. (хребты) и (котловины). Плыть по океану возможно только в летнее время и в основном вдоль берегов, а в зимнее время только на ледоколе, так как большую часть океана скрывают …. (льды). Большое наличие окраинных морей, но также присутствует и внутреннее – это …..(Белое море). Соленость водных масс ниже среднеокеанической, так как ……..(океан покрыт льдами и в него впадают реки). В океане ловят ….(рыбу), добывают…….(полезные ископаемые). На высоких скалистых берегах птицы создают …….(птичьи базары).

5

Рефлексия.

Цель:

— осознание учащимися своей умственной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

— Достигли ли цели урока

— Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

6

Домашнее задание.

Цель, которую хочет достичь учитель:

закрепить полученные знания на уроке.

Домашнее задание — параграф 17.

Файлы: урок 7 класс сло.ppt
Размер файла: 1979904 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология