Автор конспекта:
Автор(ы): — Филатова И. А.

Место работы, должность: — МОУ «СОШ с.Питерка»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Цель:Сформировать умение определять сферу употребления русской лексики. Задачи: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики. Рассмотреть особенности диалектных слов и их отличие от общеупотребительных. Раскрыть особенности использования диалектных слов в художественном произведении.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.

2. Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», – Санкт-Петербург, 2008.

3. Самостоятельная работа над словарными словами / Симакова Е. С. – М.:Издательство «Экзамен», 2006.

4. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 1990.

5. Друзьям русского языка / Люстрова З. Н., Скворцов Л. И.,

Дерягин В. Я. – М., 1982.

6. Рассказы о синонимах / Кодухов В. И. – Л., 1971.

Используемое оборудование: —

мультимедийная установка

Краткое описание: — 1. Начало урока. 2. Конструирование с опорой на изученный материал. 3. Актуализация уже имеющихся знаний. 4. Обобщение, расширение изученного материала. 5. Работа с учебником. 6. Закрепление изученного. 7. Домашнее задание. 8. Подведение итогов урока.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Сферы употребления русской лексики

Цель урока: Сформировать умение определять сферу употребления русской лексики. Задачи: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики. Рассмотреть особенности диалектных слов и их отличие от общеупотребительных. Раскрыть особенности использования диалектных слов в художественном произведении.

Оборудование: мультимедийная установка.

Структура урока: 1. Начало урока. 2. Конструирование с опорой на изученный материал. 3. Актуализация уже имеющихся знаний. 4. Обобщение, расширение изученного материала. 5. Работа с учебником. 6. Закрепление изученного. 7. Домашнее задание. 8. Подведение итогов урока.

Ход урока:

1. Начало урока: А) Организационный момент. Б) Сообщение темы и целей урока.

2. Конструирование с опорой на изученный материал по лексике.

А) Подберите пары синонимов, включающих суффикс – ость, антонимов, в составе которых есть приставка без-.

Б) Подберите омонимы, в составе которых есть корень -кос-.

В) Приведите примеры старославянизмов, в корне которых встречается сочетание ра, ре. Подберите к ним однокоренные слова. Разберите все слова по составу.

3. Актуализация уже имеющихся знаний. (Весь теоретический материал в виде схем постепенно проецируется на экране.) — Что называется лексикой общеупотребительной и лексикой, имеющей ограниченную сферу употребления? ( Таблица «Классификация лексики» по сфере употребления.)

- Что, по вашему мнению, может ограничивать сферу употребления слова? — Какие пласты входят в состав лексики, имеющей ограниченную сферу употребления? Кратко охарактеризуйте каждый из них.

4. Обобщение, расширение изученного материала.

Учитель читает лекцию, ученики делают записи в тетради «Интересные сведения».

Одним из выдающихся учёных, посвятивших свою жизнь изучению русских диалектов, был Владимир Иванович Даль (1801 – 1872 гг.) Он составил «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло более двухсот тысяч слов. Именно с Даля сочетание толковый словарь сделалось термином и прочно вошло в современный научный обиход. Академик А.А.Шахматов писал: «В словаре Даля впервые смешаны два языка – язык письменный и живой язык современных великорусских говоров. Это нисколько не умалило его значения как справочного руководства: он удовлетворяет вполне и научным и практическим требованиям»… В словаре Даля приведена такая поговорка: «Нужда рукавицу с варьгой сроднила». Что она означает? Оказывается, довольно широко в русском языке распространены специальные названия для верхних рукавиц и нижних. Конечно, чаще всего такие названия мы встретим на Севере, на Урале и в Сибири, то есть там, где нередко носят две пары рукавиц сразу. Здесь употребляются такие местные названия, как верхницы, верхоньки и исподки. А в некоторых местах рукавицами называют верхние кожаные или суконные рукавицы, а варьгами, варежками – нижние, вязаные. Отсюда, видимо, и выражение, записанное В.И.Далем… Разговорно-просторечное слово безалаберный известно всем говорящим по-русски. Обозначает оно нечто бестолковое, беспорядочное. Исторический корень этого слова — алабор. Его старинное значение «порядок». Слово алабор издавна известно в русском языке. Ещё во времена В.И.Даля в Тверской губернии словом алабор называли устройство, распорядок, порядок. Слово алабор в русских говорах употреблялось также в значениях: «черёд, очередь», «ум, рассудок» и т.п. Существовал и глагол алаборить – то есть «переделывать, приводить в порядок по-своему». Из предложного сочетания без алабора и было образовано прилагательное безалаберный в значении «беспорядочный» или даже «бестолковый», «безрассудный». В современном языке слово безалаберный употребляется по преимуществу с оттенком разговорности в значении «бестолковый, беспечный». (По З.Н.Люстовой и др. «Беседы о русском слове»)

- Как вы думаете, нужно ли сегодня собирать и изучать диалектные слова? (Ответы учеников)

- А теперь послушайте, как отвечает на этот вопрос Л.В.Успенский.

Местные слова, как лесные птицы, держатся всего прочнее в самых далёких, самых глухих углах страны. Приходится плыть на их поиски по могучим рекам, пробираться сквозь таёжную глушь в последние «медвежьи углы», сквозь «пяши» и «соломбы», по «крючам» да «запрокидам» доходить до отдалённейших посёлков, выходить в море с беломорскими или азовскими рыбаками, слушать старых сказочниц и певцов народных «старин» — былин и, как когда-то делал Даль, тщательно, бережно записывать каждое уловленное незнакомое слово. А нужны они науке, эти подслушанные слова? Нужны, и даже очень! В окрестностях Пскова вы до сего дня можете услышать слово «попелушка». Оно значит «серая ночная бабочка». Слово это, видимо, очень древнее; происходит он от «попел» (пепел), а близкие к нему слова можно встретить и в других славянских языках. Псковичи унаследовали его от своих далёких предков. Это совершенно закономерно. А теперь представьте себе, что где-нибудь в Сибири вам, охотнику за словами, попадается в речи местных жителей это же самое слово. Нередко бывает разумно предположить: когда-то, может быть очень давно, этот далёкий район был заселён выходцами из-под Пскова. Факт забылся; даже сами правнуки тогдашних поселенцев утратили память о своём происхождении. А слово помнит и свидетельствует о нём. (Л.В.Успенский «Слово о словах»)

5. Работа с учебником.

- Найдите в учебнике и выпишите определения диалектизмов (с.43), профессионализмов (с.45), жаргонизмов (с.45).

6. Закрепление изученного.

А) (На экране проецируется задание: распределите слова в три столбика: общеупотребительные, профессиональные, диалектные; попробуйте объяснить значения слов). Волок (глухой лес), зараз (сейчас), эпилог, помидор, космос, камбуз, хвост, натюрморт, плетюха (корзина из ивовых прутьев), драма, скорость, зажорина (вода под снегом в ямах и рытвинах на дороге при таянии снега), композиция, тусовка, окружение, графика. (Проверка выполнения)

Б) Выполнение упр.74 (Учащиеся письменно дают толкование слов: сутки, верста, предлог, союз, предложение, эпитет, роман, антитеза, память, время.)

- Распределите данные слова по сфере употребления.

7. Домашнее задание. 1) Подготовить связный рассказ о сфере употребления русской лексики, используя материалы лекции, примеры из урока. 2) Упр. 73 8. Подведение итогов урока (На экране опять проецируется таблица «Классификация лексики» по сфере употребления. )

- Попытайтесь по схеме рассказать о сферах употребления русской лексики.

Файлы: Классификация лексики.ppt
Размер файла: 236544 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология