Автор конспекта:
Автор(ы): — Байдакова Наталья Витальевна

Место работы, должность: —

учитель начальных классов МАОУ "СОШ № 119" г. Перми

Регион: — Пермский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Представлен школьный тур олимпиады по окружающему миру для учащихся 3-4 классов.

Школьная олимпиада по окружающему миру

1. Внимательно прочитай рассказ и ответь на вопросы:

Когда я был маленьким, отец показал мне один интересный опыт. Он поймал самую обычную бабочку-белянку и осторожно, чтобы не повредить, взял ее пинцетом за крылышки. В другой руке он держал кусочек ваты, смоченный сахарным сиропом.

-Смотри, я держу ватку у головы бабочки, — сказал отец. Сахар не пахнет, вот бабочка его и не замечает. Видишь, ее хоботок свернут, как пружинка. А теперь гляди!

И он тихонько тронул ваткой кончик передней ноги бабочки. Она встрепенулась, развернула свой хоботок и стала жадно сосать сладкую воду. Бабочка почувствовала сладкое своею ножкой совсем так же, как человек — языком.

Потом я не раз повторял этот опыт на мухах. Стоило прикоснуться сладкой капелькой к ноге мухи, как та сразу же вытягивала хоботок.

Правда насекомые могут пробовать еду на вкус и ртом, но многих из них лапки все-таки гораздо чувствительнее, чем хоботок или язычок. На этих лапках ученые нашли особые волоски, которые ощущают вкус, и они определяют его гораздо точнее, чем вкусовые сосочки у нас на языке. Если растворить в ведре воды одну-единственную чайную ложку сахара, то человек попробует эту воду и ничего не заметит. А бабочка тронет капельку ногой и почувствует, что в ней есть сахар.

И обмануть вкус насекомых гораздо труднее, чем человеческий. Есть такое вещество-сахарин. Людям он кажется в сотни раз слаще сахара — бросишь в стакан одну крохотную таблетку, и чай сладкий. А для пчел и бабочек он совсем не сладок, им настоящий сахар подавай.

Чувствуют насекомые и горькое — его они обычно не любят, так же, как люди. И соленое чувствуют, и кислое. Нам порой кажется — просто так муха по столу бегает, а она еду ищет. Потрогает лапкой здесь, потрогает там, глядишь — и нашла что-нибудь вкусненькое.

(По материалам книги В. Танасийчука «Для чего коту усы?»).

А. Какова основная мысль этого рассказа?

a) Сахар не пахнет.

b) Насекомые не чувствуют запах.

c) Многие насекомые любят сахар.

d) Папа и мальчик любят исследовать насекомых.

e) Насекомые ощущают вкус ногами.

Б. Кто автор этого рассказа?

a) Папа.

b) Сын.

c) В.Танасийчук

В. Выберите несколько верных утверждений:

a) Сахар не имеет запаха.

b) Если бабочке поднести сахар к голове, то она его съест.

c) Только бабочки-белянки ощущают вкус ногами.

d) У многих насекомых лапки чувствительнее, чем хоботок.

e) Насекомые любят горькое.

f) На лапках у насекомых располагаются особые волоски, которые ощущают вкус.

g) В отличие от бабочек мухи не любят сладкое.

h) Человеческий язык менее чувствителен к вкусам, чем лапки насекомых.

i) Мухам нравится бегать.

(5 баллов)

2. Какую ягоду можно собирать осенью, зимой и весной?____________________

(1 балл)

3. Собери из букв как можно больше названий рек России (буквы можно использовать несколько раз).

НИЛВОГАБЬЕСЙДМУР. Запиши эти названия______________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(8 баллов)

4. Найди «лишнее» слово.

а) Кирпич, глина, цемент, асфальт.

б) Традесканция, ландыш, колеус, бегония.

в) Дуб, клен, лиственница, береза.

(3 балла)

5.Напиши названия различных животных так, чтобы буква «Б» была общей:

Б — — -

Б — — — -

Б — — — — -
Б — — — — — -

Б — — — — — — -

(10 баллов)

6. Какие моря имеют «цветные» названия?_________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(4 балла)

7. Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?

а) Глиняная кружка

б) Стальной нож

в) Льняное платье

г) Кирпичный дом

(1 балл)

8.В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь одна – Ангара. Что это за озеро?__________________________________________________________________

(1 балл)

9. Подумай, какие части растения употребляют в пищу:

у свеклы — ______________________________________________________________

у салата — _______________________________________________________________

у сливы — _______________________________________________________________

у розы -_________________________________________________________________

у сахарного тростника — ___________________________________________________

(6 баллов)

10. Как называют человека, который охраняет лес? Что входит в его обязанности?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(7 баллов)

Фамилия, имя____________________________________________________________

Класс_____________________________

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология