Автор конспекта:
Автор(ы): — Ярославцева Марина Юрьевна

Место работы, должность: —

ГБОУ СОШ № 364 учитель музыки

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Доказать с помощью исследования, что музыка во все времена являлась мощным средством воздействия на человека.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник «Музыка 7 класс» — Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой, «Просвещение"

Используемая методическая литература: —

Электронные образовательные ресурсы

Используемое оборудование: —

Мультимедийный комплекс, фортепиано.

Используемые ЦОР: —

Социальная сеть работников народного образования

Краткое описание: —

Влияние песни на человека. Что такое гимн. Анализ произведения Чайковского кантата Москва Ариозо Воина. Знакомство и разучивание марша Прощание славянки

Занятие исследование

1 слайд «Сила патриотической музыки»

Цель урока: доказать с помощью исследования, что музыка во все времена являлась мощным средством воздействия на человека.

Задачи урока:

1). Познакомить ребят с новыми произведениями классической музыки, доказать сущность и силу патриотической песни.

2). Развитие навыков напевного звучания при подвижном темпе исполнения маршевых песен.

3). Воспитание чувства патриотизма и эстетического сопереживания произведениям искусства.

На уроке использовались технологии: компьютерные, педагогической поддержки, развивающего обучения, здоровье сберегающие

Оборудование: магнитофон, CD диск. Мультимедийное оборудование

Ход урока:

1 Организационный момент. Приветствие.

2 Закрепление пройденного матерала.

Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование. Известно, что музыка, особенно патриотическая, имеет большую силу. В чём же заключается эта сила, нам предстоит это доказать. А для начала давайте обратимся с вами к самому массовому жанру песня. Что же такое песня?

Ученик: Песня –это слова, положенные на музыку. Обычно она состоит из нескольких куплетов с припевами. Она — неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.

Учитель: 2 слайд

  • — самая простая, наиболее распространённая форма вокальной музыки , объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией .

Песни бывают очень разными

В песне, как в своеобразной энциклопедии, рассказана жизнь человеческая.

А скажите, пожалуйста, как называется самая главная песня страны?

Гимн.

Что такое гимн?

Гимн является символом страны.

3 слайд «Гимн» — означает «Торжественную, хвалебную песню».

Учитель:

Когда звучит гимн?

Во время торжественных мероприятий…

У нас в школе тоже есть гимн – символ кадетского движения. Автор В. Панченко и преподаватель школы А. Бадьянов. Я предлагаю начать наше занятие с исполнения «Кадетского гимна»

4 слайд (Распеваются и исполняется гимн)

Запишите какие чувства и эмоции испытали при слушании.

5 слайд Работа в группах: каждой группе даётся таблица, в которую нужно вписать несколько слов, характеризующих эмоции от исполнения песни.

Кадетский гимн

Ариозо Воина «Москва»

«Прощание славянки»

1 Вписывают свои эмоции

  • Дети высказываются 6 слайд

    Таким образом, на что в человеке прежде всего воздействует музыка?

    На эмоции.

    3 Изучение нового материала

    Посмотрите, на первый взгляд всё очень просто, но в тоже время, песен боялись гораздо больше, чем пушек. Музыка заставляет задумываться и дает надежду. Наша задача попробовать разобраться, почему она оказывает такое сильное влияние на человека, на его настроение. На его отношение к разным событиям.

    7 слайд П.Чайковский

    Учитель просит одного ученика прочитать название следующего муз. произведения, которое будет звучать: П. Чайковский кантата «Москва» №5 «Ариозо Воина». (на экране советский текст)

    Что такое ариозо?

    Ариозо- (итал. arioso — букв. — наподобие Арии),..1) в оперной музыке 19. небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера…2) Напевный характер исполнения.

    В1883 году Чайковский получает срочный заказ. К предстоящим в Москве торжествам по случаю коронации Александра III, нужно было написать торжественный марш и большую кантату на текст А. Майкова. Один из наиболее ярких эпизодов №5 Ариозо Воина (Зачитывает оригинальный текст)

    Вариант, исполнявшийся до революции (в клавире Юргенсона):
    Мне ли, Господи, мне ль по силам Ты тяжкий крест даёшь? не достоин есмь Твоея любви!
    Разве Ты мне дашь силу крепкую, умудришь меня, умудришь меня Ты своей мудростью!
    Я ж как верный раб предаюсь Тебе и готов в огонь и во всяку скорбь, ибо дорог мне не земной почёт, не земной почёт, а Христов венец.

    Но сейчас прозвучал советский вариант (зачитывает)

    8 слайд

    Советский вариант текста:
    Мне ли, воину, мне по силам ли трудный подвиг сей и достоин ли я такой любви?
    Где мне силу взять, силу крепкую, кто мне мудрость даст, умудрит меня?
    За родимый край я на всё готов, я готов в огонь и во всяку скорбь, ибо дорог мне не земной почёт, не земной почёт, а отчизны честь.

    Сейчас прозвучит Ариозо Воина в исполнении певицы Тамары Синявской, а Вы выберете из лежащих на столах карточек те, которые соответствуют тем чувствам и эмоциям, которые вы испытали при слушании и запишите их в таблицу

    9 слайд звучит ариозо

    (Ответы по группам) – экспресс- опрос. (светлая печаль, сосредоточенность, готовность отдать жизнь за Отечество.

    10 слайд таблица

    Как вы думаете, что в ариозо, как и в песне является главным мелодия или слова?

    Мелодия самая выразительная часть песни, но и слова играют тоже важную роль.

    Я предлагаю рассмотреть роль мелодии в создании нашего настроения. Охарактеризуйте мелодию и средств музыкальной выразительности по плану, который мы всегда используем для этого.

    1. мелодия (широкая, распевная)

    2.наличие повторов – 1 и 3 части

    3 динамика от p до f

    4 исполнение солист (меццо-сопрано), оркестр

    5 лад минор

    6 темп (умеренный)

    Пока работают в группах звучит музыка

    Слайд 12 ответы

    Именно данные средства муз. выразительности доносят до нас светлую печаль, сосредоточенность, за родимый край я на всё готов, я готов в огонь и во всяку скорбь, ибо дорог мне не земной почёт, не земной почёт, а отчизны честь.

    звучит музыка

    Учитель:

    Сейчас прозвучит еще одно произведение, приходилось ли вам его слышать? Если да, то где и как оно называется? Какой жанр?

    Звучит марш

    13 слайд Ученики: отвечают фото солдат название

    Начало ХХ века. …Шел октябрь 1912 года. Балканские народы- греки, болгары, сербы, черногорцы- опираясь на поддержку России, начали освободительную войну против пятисотлетнего турецкого ига. Им на помощь отправлялись и многочисленные русские добровольцы. Россиянам была близка судьба балканских народов. Всем сердцем они были на их стороне. Газеты подробно описывали славные победы славян . Волна торжеств докатилась и до Тамбова, где квартировал 7 запасной кавалерийский полк. В эскадронах проходили митинги. 28- летний полковой штаб-трубач Василий Агапкин, движимый чувством патриотизма, решил сочинить марш и посвятить его балканским событиям. До этого им уже были написаны марши и мазурки. О них даже говорили добрые слова, но Агапкина они не удовлетворяли. Теперь задача была ещё более трудной – надо написать такую музыку, чтобы она брала за душу, была понятна буквально всем, чтобы её исполняли всюду. Все вечера Агапкин просиживал за роялем. А марш не давался. Рвал испещрённые нотные листы и принимался сочинять заново. Наконец мелодия была найдена. В незабываемый день парада 7 кавалерийского полка его впервые исполнили силами духового оркестра. Хотя духовой оркестр и уступает симфоническому по богатству красок, но у него есть свои преимущества. Только ему присущи торжественность и блеск, особая сила эмоционального воздействия.

    Звучит марш

    Марш полюбился сразу. Он звучал и в 1-ю Мировую войну, и в Гражданскую и в годы Великой Отечественной войны.

    14 слайд Под звуки марша «Прощание славянки» уходили 7 ноября 1941 года с парада на Красной площади прямо на передовую советские воины. Дирижировал сводным оркестром на этом параде сам автор, Василий Иванович Агапкин.

    Я абсолютно уверена, что мелодия марша вам всем знакома. У каждого поколения людей есть любимые мелодии. Маршу «Прощание славянки» уже более100 лет, за это время он стал фактически народным. Многие люди сочиняли новые слова на музыку марша. Один из вариантов написал тоже военный музыкант из Хабаровского ансамбля песни и пляски Дальневосточного округа Аркадий Федотов в 1965г. (видеофильм)

    В 1984 году слова на музыку марша написал Владимир Лазарев.

    Слайд 15 с музыкой

    Слайд 16 с текстом Давайте сейчас прочитаем вслух слова 1 куплета в ритме, который я буду отстукивать.

    ( чтение вслух слов 1 куплета )

    У марша 3 мелодических линии:

    1 – решительная, чеканная мелодия широкого диапазона с постоянным пунктирным ритмом;

    2 –нежная, лирическая тема с щемящими нотками, плавно льющаяся, с большими октавными

    скачками;

    3 – призывная, мощная, дающая особую эмоциональную приподнятость, с наворачивающимися слезами на глазах.

    ( разучивание мелодии марша )

    Чтение 2 куплета. Исполнение 2 куплета. Работа над песней.

    Марш «Прощание славянки стал, своего рода, солдатским гимном.

    Теперь жизнь нашей страны уже не представляется без этого марша. Он звучит на парадах, на проводах в армию, в далёкие морские походы, исполняется в концертах.

    С краснознамённым ансамблем песни и пляски имени Александрова марш звучал почти во всех странах мира. «Славянка» как любовно зовут марш в народе звучит на радио, телевидении, в кинофильмах.

    17 слайд с музыкой первое речитативное исполнение

    Учитель: Ребята, какие эмоции, чувства вы испытывали, когда разучивали песню и исполняли ее

    Запишите в свои таблицы (можете воспользоваться карточками). Обмен мнениями. 18 слайд таблица

    -Предлагаю еще раз вспомнить музыкальные произведения, которые звучали у нас на занятии

    У вас на парте лежат, карточки с названием музыкальных произведений. Которые мы с вами слушали на уроке.

    Я буду вам показывать картину. А вы должны какая к ней подходит песня. Почему?

    19, 20.21 слайды Песни: «Кадетский гимн», «Ариозо Воина», «Прощание славянки»

    22 слайд Итоги урока работа с таблицей

    Скажите, одинаковые ли чувства и эмоции вызывали у вас прозвучавшие музыкальные произведения?

    Ученик:

    Да и Нет

    Как вы считаете. Сумели ли мы сегодня доказать. Что музыка во все времена имела большую силу и являлась мощным средством воздействия?

    • :

    Да сумели.

    24 слайд Рефлексия

    1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

    Файлы: русские народные муз инструменты.doc
    Размер файла: 52224 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология