Автор конспекта:
Автор(ы): — Кварталова Татьяна Фёдоровна

Место работы, должность: —

учитель физики МБОУ Новинской СОШ Богородского района Нижегородской области

Регион: — Нижегородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Изучить явление трения. От чего оно зависит? Как измерить? Где нужно учитывать и применять?

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе: — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Физика, 7 класс автор Перышкин А.В.

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор, материалы для фронтальной работы: бруски, наборы грузов, динамометры, ткань, речной песок

Используемые ЦОР: —

мультимедийная презентация

Краткое описание: —

изучение явления трения

Муниципальное образовательное учреждение

Новинская средняя общеобразовательная школа

Богородский район Нижегородская область

Конспект урока по физике в 7 классе

Явление трения. Сила трения

Автор учебника «Физика – 7 кл» А.В. Перышкин. М.: Дрофа, 2011

Адрес: 607635

Нижегородская область

Богородский район

п.Новинки

ул.Центральная, д.6

телефон 8-(83170)-48-5-41

E-mail: nov-shkola@yandex.ru

Автор

Кварталова Татьяна Фёдоровна,

учитель физики,

первая квалификационная категория

2012


Цели урока:

образовательные – познакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения,

воспитательные – экспериментально установить от чего зависит сила трения, продолжить формирование умений пользоваться приборами, укрепить убежденность возможности познания законов природы,

развивающие – развивать умения анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы по результатам опытов.

Тип урока: комбинированный.

Автор учебника «Физика – 7 кл» А.В. Перышкин. М.: Дрофа, 2009

Использованная литература:

  • Я иду на урок физики: 7 класс. Часть II: Книга для учителя. — М.; Издательство «Первое сентября», 2000
  • Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. Книга для учителя. Составитель Э. Браверманн М.; «Просвещение», 1993

  • № этапа

    Наименование этапа урока

    деятельность учителя

    деятельность ученика

    Обоснование деятельности ученика/учителя

    Использование демонстрационного материала на данном этапе

    1

    Организационный момент урока.

    Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

    Взаимное приветствие учащихся и учителя

    Подготовка учащихся к работе на занятии

    роль использования мультимедиа продукта на данном этапе

    2

    Постановка учебной проблемы.

    Краткий фронтальный опрос о взаимодействии тел и о равнодействующей сил, направленных по одной прямой.

    Ответы на вопросы

    Актуализация знаний учащихся

    Слайд 2

    Что? Почему? Зачем? И Где?

    Живут в земле, в огне, в воде.

    Вот первый раз огонь добыт

    ( А почему огонь горит?)

    Зерно под солнцем проросло.

    (Зачем растению тепло?)

    Дым легкий, а скала тверда.

    Что значит «лед», а что «вода»?

    Что? Почему? Зачем? И Где?

    Мы всё узнать хотим.

    Открытий путь – нелегкий путь,

    Но человеку не свернуть.

    Что? Почему? Зачем? И Где?

    Всегда за ним следят,

    Чтоб шел вперед, а не назад.

    Вот почему из года в год

    Наука движется вперед.

    Слайд 2-6

    Ответьте на вопросы:

    Почемусанки останавливаются?

    Зачемделают глубокий рисунок на шинах автомобилей?

    Что мы будем изучать на уроке?

    Какие вопросы мы сегодня будем решать на уроке?

    Ученики сами формулируют цели урока, планируют свою деятельность

    Тема нашего урока «Трение».

    Ответы детей

    Самостоятельная постановка цели урока способствует положительной мотивации. Такой прием помогает актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу, способствует пробуждению интереса к изучаемой теме, мотивации к поз­навательной деятельности и активной работе

    Слайды 7-10

    Сегодня я предлагаю вам провести исследование, активно поработать и ответить на вопросы:

    Чтотакое трение?

    Почемуоно возникает? От чего зависит?

    Зачемувеличивают и уменьшают трение?

    Гдеучитывают и используют знания о трении?

    Учитель обобщает ответы детей

    Слайд 10

    3

    Изучение нового материала.

    Вспомним, как происходит процесс познания и освоения новых физических явлений.

    Мы продолжаем изучать взаимодействие тел. Трение – тоже вид взаимодействия тел. Это явление играет очень важную роль в нашей жизни.

    ( Фронтальный опыт) Что будет наблюдаться, если толкнуть по столу брусок? Как изменяется скорость бруска? А почему изменяется скорость движения? Какие тела действуют на брусок? Куда направлены силы, приложенные к бруску?

    Вспоминают этапы познания

    Выполняют фронтальный опыт

    Обеспечение восприятия, осмысление знаний.

    Активные действия учащихся оборудованием, проведение опыта, беседа, обсуждение, выводы.

    Слайд 11-12

    Попробуйте сформулировать определение: Что такое трение? Приведите примеры подобных явлений движения тел из жизни.

    Итак, трение – явление, оно возникает при относительном перемещении соприкасающихся тел и проявляется в сопротивлении движению.

    Приведите примеры: движение санок, скатившихся с горы, движение велосипеда после прекращения вращения педалей, остановка хоккейной шайбы.

    Различают трение покоя, трение скольжения, трение качения. Чем они различаются?

    ( Фронтальный опыт) Брусок, цилиндр – каток , динамометр.

    ( Фронтальный опыт) Брусок, на одну из сторон приклеена наждачная бумага, динамометр.

    Брусок изменяет скорость движения, потому что на него действует поверхность. Почему она действует? Какая сила характеризует это действие? Почему сила трения не одинакова, если поверхность разная? Каковы причины трения?

    А если поверхности будут очень гладкими, уменьшится ли трение? Почему трудно перемещать два листа слюды относительно друг друга?

    Действие поверхности на тело характеризуется особой силой – силой трения. Как она направлена? От чего зависит?

    Формулируют определение, приводят примеры

    Выполняют фронтальный опыт.

    Отвечают на вопросы, обсуждают, делают вывод.

    ( Неровности поверхностей).

    Вывод: вторая причина трения – притяжение между молекулами соприкасающихся веществ.

    Выслушиваем гипотезы – от качества обработки поверхностей, веса бруска, площади соприкосновения, материала поверхностей, взаимного расположения…

    Активные действия учащихся оборудованием, проведение опыта, беседа, обсуждение, выводы.

    Слайд 13-22

    Ученик поводит серию опытов. Выводы:

  • Сила трения зависит от силы, прижимающей брусок к поверхности. Эта сила называется силой нормального давления. Fтр= µ N, где µ — коэффициент трения.
  • Сила трения зависит от трущихся поверхностей, качества обработки.
  • Не зависит от площади трущихся поверхностей.
  • Значительно убывает при замене бруска катком и при смазке.
  • Проведение демонстрационного опыта учеником, беседа, обсуждение, выводы.

    Слайд 19-23

    Давайте подытожим материал урока. Поможет нам в этом стихотворение ученика 7 класса г.Санкт-Петербурга Димы Цыганкова«Трение – наш друг и враг»

    Ученик читает стихотворение

    Слайд 24-25-27

    Где трение вредно, его уменьшают, где полезно, трение увеличивают. Приведите примеры.

    Ученики обсуждают в группах

    Совместная деятельность

    4

    Закрепление нового материала.

    №1.Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?

    №2. Для чего при спуске воза с горы одно колесо телеги иногда закрепляют так, чтобы оно не вращалось?

    №3.Зачем на шинах автомашин, колесных тракторов делают глубокий рельефный рисунок ( протектор)?

    №4.Зачем осенью у трамвайных линий, проходящих около парков, бульваров и садов вывешивают предупреждающий знак «Осторожно, листопад»?

    №5.Почему после дождя грунтовая дорога скользкая?

    ответы на вопросы, обсуждение в группах

    Активное взаимодействие учащихся, высказывание своего мнения, развитие воображения

    Слайд 28

    5

    Контроль знаний

    А теперь проверим, как мы усвоили материал урока, ответив на вопросы

    Отвечают на вопросы

    тест, самопроверка

    Слайд 29-30

    6

    Рефлексия

    Мы ответили с вами, ребята, на вопросы

    Чтотакое трение?

    Почемуоно возникает? От чего зависит?

    Зачемувеличивают и уменьшают трение?

    Гдеучитывают трение?

    Ответы ребят

    Осуществляют рефлексию

    Слайд 31

    7

    Домашнее задание

    III Домашнее задание: §§ 30, 31 прочитать.

    По желанию:

  • Подготовить сообщение «Какие бывают подшипники?», «Где применяют подшипники».
  • Нарисовать и объяснить физический смысл пословицы.
  • Отгадать загадку, нарисовать ответ и объяснить физический смысл.
  • Записывают задания на дом

    Осмысление домашнего задания

    Слайд 32-34

    Файлы: ТРЕНИЕ.ppt
    Размер файла: 3607040 байт.

    Рубрики: Физика Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология