Автор конспекта:
Автор(ы): — Андреева Людмила Анатольевна

Место работы, должность: —

МОУ Шатракасинская ООШ Моргаушского района ЧР.Учитель физики и математики.

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Изучить причины трения,виды трения,выяснить природу силы трения,ее направление,от чего она зависит,способы уменьшения и увеличения силы трения.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемые учебники и учебные пособия: —

Перышкин.Физика 7 класс.

Используемая методическая литература: —

Методическое пособие для учителя.

Используемое оборудование: —

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ:ДИНАМОМЕТР,СТЕКЛО,БУМАГА,КАРАНДАШ,БРУСОК.

Используемые ЦОР: —

КОМПЬЮТЕР С ПРОЕКТОРОМ.

Краткое описание: —

УРОК ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.В начале урока проводится физический диктант для повторения изученных знаний.Далее изучение нового материала с презентацией.В середине урока проводится физкультминутка.Закрепление материала впосле изучения нового материала.Заполнение таблицы.Вконце проводится тест.Итоги урока.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Итак, начинаем наш урок,
Пусть он всем пойдет вам впрок.
Будем слушать, отвечать,
Задачки решать.

2. Мотивация урока

Ребята на протяжении нескольких недель мы с вами изучали тему: “Взаимодействия тел”, где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. На сегодняшнем уроке мы разберем такую знакомую, но таинственную силу – силу трения, но с начало необходимо повторить полученные знания по теме.

3. Проверка знаний , полученных на предыдущих уроках

А. Итак, к доске выходят для решения задач 2 уч-ся.

1. С какой силой растянута пружина, к которой подвесили брусок из латуни объемом 0,5 м3? Плотность латуни 8500 кг/м3.

2. Мальчик массой 50 кг надел на плечи рюкзак массой 5 кг. С какой силой мальчик давит на пол?

Б. Физический диктант.

  • Что является мерой действия одного тела на другое?
  • Какой буквой обозначается сила.
  • В каких единицах измеряется сила7
  • Как называется прибор для определения силы?
  • Как называется сила притяжения к Земле? Запишите формулу.
  • Какая сила действует на пружину?
  • Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется …
  • Как называется сила, равная по своему действию нескольким силам?( слайд 3)
  • Учитель: Проверяем задачи на доске. Выставление оценок.

    4. Постановка цели урока (Cлайд 2,5)

    УчительРебята мы с вами сейчас повторили тему: “Взаимодействия тел”, именно силы. Теперь нам необходимо изучить на мой взгляд одну из самых важных сил – силу трения, которая сильнее бурь, ветров и непогоды. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; экспериментально установить от чего зависит сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.

    Итак, мы начинаем. Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока слайд 2

    5. Изучение нового материала

    Постановка проблемы.

    Учитель: Что перед вами лежит?

    Опыт 1 и “Наблюдение явления трения”. (Слайд 6,7)

    На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением. Прикрепите к нему динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.

    Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах?

    Какая сила возникает? В результате чего она возникает?

    Выводы:

    — Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

    Учитель: С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном. (слайды 8,9,10,11)

    Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение?

    Варианты ответа: сопротивление движению, механическое сопротивление движению.

    Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела.

    Определение: Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.Слайд 12

    • Когда возникает трение?
    • Только при движении?
    • Существует ли трение у покоящегося тела?
    • Какие виды сил трения существуют?
    • Что вы можете сказать о сравнительной величине сил трения?

    Опыт 2 и 3. “Выяснение причин возникновения трения”. Слайд 13

    Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.

    Опыт 2: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

    Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

    Опыт 3: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

    Назовите 2 причины возникновения трения. (Слайд 14.15)

    Выводы:

    • шероховатость поверхности.
    • Молекулярное взаимодействие (по основным законам МКТ)

    Ребята в тетрадь перенесите себе таблицу, которую в течении урока мы с вами заполним. (Слайд 7)

    Направление силы тренияслайд 16

    Какую силу показывает динамометр?

    Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.

    Выводы:- сила трения направлена в сторону, противоположную движению;

    -имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения

    тела с поверхностью;

    ? От каких факторов еще может зависеть сила трения?

    Вывод: сила трения зависит от материала, из которого изготовлены тела, и от качества обработки их поверхностей.

    Слайд 17

    Сила трения зависит от:

    • силы тяжести, действующей на движущееся тело;
    • качества поверхности;
    • площади трущихся поверхностей;
    • вида трения

    заполнение таблица слайд 9

    Можно выделить три вида сил трения: слайд 18-22

    1.Трения скольжения (санки)

    2.Трения качения (колёса)

    3.Трения покоя (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу)

    Вопрос слайд 15

    Как уменьшить трение? Слайд 23

    • Шлифовка деталей трущихся поверхностей и подшипники.
    • Смазка.

    Чтобы увеличить трение, надо: слайд 24

    • Увеличить нагрузку (вес).
    • Увеличить шероховатости поверхностей.

    положительная и отрицательная роль трения слайд 25-29

    Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль. Поговорим об этом. Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Например:

    • не подмажешь, не поедешь;
    • пошло дело как по маслу;
    • угря в руках не удержишь;
    • что кругло – легко катится;
    • лыжи скользят по погоде;
    • из навощенной нити сеть не сплетешь;
    • колодезная веревка сруб перетирает;
    • ржавый плуг только на пахоте очищается;
    • ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;
    • нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.

    Как же можно использовать изученное явление в жизни? Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике:

    • для передачи движения;
    • при обработке металлов и других материалов;
    • при сварке трением;
    • при заточке инструментов;
    • для скрепления материалов, деталей конструкций;
    • при шлифовке, полировке материалов и т.д.

    Какую оценку можно дать роли трения в жизни? Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:

    — подбирать материалы с низким коэффициентом трения;

    — повысить качество обработки трущихся поверхностей;

    — заменить трение скольжения трением качения;

    — использовать смазку.

    6. Закрепление изученного материала.

    Выполняется тест

    Итоги урока.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. § 30 № упр. 11 Слайд 30

    Заполнить таблицу: привести по 3 примера положительной и отрицательной роли трения.

    Файлы: Урок1, 11класс.doc
    Размер файла: 46592 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология