Автор конспекта:
Автор(ы): — Широколава Светлана Ивановна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №1″ г.Петровска

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

1. Обучающая: развитие навыков работы по подготовке исследовательского проекта на основе литературного произведения.

2. Развивающая: развитие навыков выявления противоречия, постановки гипотезы, сбора доказательств, формулирования вывода.

3.Воспитывающая: воспитание нравственной личности посредством приобщения к духовному богатству русской классики.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература, 7 класс, учебник под редакцией А. Г. Кутузова,

Используемое оборудование: —

Компютер, проектор

Используемые ЦОР: —

Презентация к уроку

Краткое описание: — Урок-проект с использованием модифицированного алгоритма Альтшуллера

Урок по изучению рассказа А.С.Пушкина «Выстрел»

(Учитель Широколава С.И.)

Тема урока: «Сильвио – герой – злодей или жертва?!».

Цели урока:

1. Обучающая: развитие навыков работы по подготовке исследовательского проекта на основе литературного произведения.

2. Развивающая: развитие навыков выявления противоречия, постановки гипотезы, сбора доказательств, формулирования вывода.

3.Воспитывающая: воспитание нравственной личности посредством приобщения к духовному богатству русской классики.

Ход урока

Слово учителя: Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем работу над рассказом Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел» ./слайд/ На предыдущем уроке мы с вами подробно познакомились с сюжетом рассказа и сформулировали вопросы, требующие решения. (вопросы на доске)

1 группа вопросов (на уровне эмпатии):

1). Нравится ли мне герой? Близок ли он мне? С какими поступками героя я согласен, а какие поступки героя я не принимаю? Почему?

– Кто попробует в 2х – 3х предложениях передать основное содержание сюжета. / Ответы детей: В рассказе Пушкина «Выстрел» говорится о дуэли, которая затянулась на 6 лет. А еще о том, как эта дуэль повлияла на жизнь героев./

- Каково же ваше мнение о главном герое рассказа Сильвио?/ответы детей с опорой на эмпатийные вопросы. Одни считают Сильвио героем, другие – злодеем, злостным завистником, третьи говорят, что понимают, что Сильвио был не всегда прав, но его жалко./

Учитель: Как видим, наши мнения разошлись, так же, как и мнения критиков. Невозможно не сказать о том, что рассказ А,С.Пушкина «Выстрел» собрал большую критику. Причем мнения критиков были абсолютно противоположные. Для одних главный персонаж — Сильвио – был

«… романтический герой, готовый вступить в борьбу за освобождение Греции, …» Благой Д.Д

. ; для других, как и для Узина В.С.. «Сильвио одержим … страстью мести, продиктованной уязвленным самолюбием, в конечном счете завистью к своему счастливому сопернику… .»

- Но у нас с вами имеется и другое мнение. Каково оно?/ответ: нам жалко Сильвио, а значит (кого нам жалко? Можно подсказать правильный термин) жертву

Итак, налицо противоречие, заключенное в рассказе Пушкина:

Кто же Сильвио: герой – злодей или жертва?

- Какую же гипотезу мы будем сегодня отрабатывать на уроке?

(Можно проголосовать. Обычно жалко всем или почти всем, а вот мнение о том, герой – злодей обычно разделяются)

Ну, а раз нам всем жалко Сильвио, мы будем пытаться понять почему, не так ли?

Учитель: Итак, Наша гипотеза: Сильвио — жертва ! Кого? Чего?

Перед нами сегодня стоят следующие задачи;

Во – первых, выяснить, почему мы жалеем Сильвио;

во –вторых, доказать, что Сильвио является жертвой, в-третьих, выяснить жертвой кого или чего является Сильвио. Теперь, когда мы выдвинули гипотезу и сформулировали задачи необходимо приступить к сбору доказательств. С чего же начнем? Предлагаю начать с определения временных рамок. (на доске вопросы, опять же сформулированные ребятами, но на уровне фактов). 2). В каком времени живет герой? Что я знаю об этом времени? Какие приметы времени я могу заметить на страницах рассказа? (предварительное домашнее задание: восстановить прямой порядок описываемых в рассказе событий, подобрать цитаты) - В какой последовательности происходили события, описанные в повести? /ответы учеников/ слайд 4й/

1/Ссора Сильвио с графом.

2/ Отъезд Сильвио в отдаленное местечко, где он прожил 6лет «Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив»..Вторая дуэль Сильвио с графом.

4.Встреча повествователя с графом («Прошло несколько лет…») - -Граф:«Пять лет тому назад я женился…»

5. Гибель Сильвио .

Итак,о каком временном отрезке идет речь в рассказе?(ответ: в рассказе идет речь более чем об 11 годах) . Учитель: Согласитесь, что для человеческой жизни это срок немалый.

- Ребята, как же складывалась жизнь наших героев в этот достаточно большой отрезок времени?

Мы с вами помним, что для того, чтобы рассказать о жизни своего героя, оценить его поступки , писатель может использовать много различных приемов. /слайд № /

Герой, его жизнь, его характер, оценка его поступков могут быть показаны автором через:

а)пейзаж, б)описание жилища, в)художественные тропы: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д., г)описание чувств, д)описание судьбы

Сейчас ребята, работавшие над данной проблемой, познакомят нас с результатами своего исследования (работа детей) /слайды с 9 – 14/ Перед учащимися были поставлены следующие задачи:

1.Сравнить описание местности, в которой живут герои и описание жилища.

2.Сравнить данные Пушкиным описания характеров, поведения, возраста героев.

3.Сравнить судьбы героев

Работа детей, в которых они дают полную сравнительную характеристику героя ( в презентции.)

Учитель: Вот откуда у нас с вами появляется непреодолимое желание причислить Сильвио к жертвам. Ведь Сильвио несчастен, да еще в конце рассказа мы узнаем о его гибели.

Давайте более внимательно проанализируем эпизод гибели героя. (работа с эпизодом) Пушкин сообщает о ней скупой фразой: «С героем оной повести я больше не встречался. Сказывают, что Сильвио во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами.»

Писатель не указывает, при каких обстоятельствах погиб Сильвио, но сообщает, что это произошло в отряде Ипсиланти. По этой причине многие критики причисляли Сильвио к героям. Что нам с вами не понятно в этом эпизоде?( ответы: ничего не понятно. Мы не знаем, кто такие этеристы, кто такой Александр Ипсиланти, что за сражение было под скулянами)

- Кто же такой Александр Ипсиланти и о каком восстании идет речь? Небольшое исследование на данную тему подготовил…

Давайте послушаем / Задачи, стоящие перед учеником: 1). Выяснить, кто такой Александр Ипсиланти. 2) Кто такие этеристы и за что они сражались? 3). Прояснить отношение А.С.Пушкина к данным событиям.

Второй ученик кратко пересказывает рассказ Пушкина «Кирджали», зачитывает 2-3 цитаты.

Итак, исследования, проведенные нашими ребятами , несомненно, доказывает, что Пушкин вовсе не стремился причислить Сильвио к героям.

- Почему же все – таки Пушкин приводит своего героя к гибели? Ведь рассказ мог закончиться историей графа.

Вопрос к классу. Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаю назвать основные ценности человеческой жизни( Ученики, как правило называют любовь, друзья, семья, деньги, карьера, власть)/слайд/ . . Были ли такие ценности у Сильвио? /ответы/

А чем же он жил? О чем мечтал? (ответы детей: он жил и мечтал о мести.)

- Ребята, а за что же Сильвио хотел отомстить?( ответы могут иметь варианты: 1.Сильвио ведь имел право на выстрел,2. граф струсил, 3. Сильвио завидовал графу. Здесь важна роль учителя, если ответ1 – дополнительный вопрос, почему Сильвио ждал 6 лет; если 2 – разве во время первой дуэли граф вел себя трусливо? Т.е учитель подводит учеников к третьему выводу, правильному: Сильвио завидовал графу, он хотел почувствовать себя выше, чем граф, унизить его. Учитель: Давайте подытожим, какими же ценностями, а, вернее, страстями жил Сильвио? (ответы: месть, гордыня, зависть.) Учитель: мы прояснили, за что мстил Сильвио, чему он завидовал. Давайте поподробнее поговорим о гордыне

Что мы понимаем под словом гордыня? Есть два слова, очень близких по звучанию, но совершенно разных по значению: Гордость — гордыня.

- Чем можно гордиться?/ответ/

— Когда же гордость перерастает в гордыню? /ответ/

А знаете ли вы, друзья мои, что зависть и гордыня – смертные грехи? /слайд / рассказ учителя

Давайте подумаем, почему зависть и гордыня являются смертными грехами? Дать ребятам поразмышлять ,затем можно задать вопрос – подсказку: К чему они приводят человеческую жизнь? Например, жизнь Сильвио?) / /ответы детей/

Учитель: Т.е они разрушают человеческую жизнь.

Вставка сцена из фильма слайд//(Несколько слов о фильме) Посмотрите, ребята. Режиссер фильма задает вопрос, как вы думаете, у Сильвио есть на него ответ? ( обратить внимание на выражение лица актера) /ответы детей /

- Почему же Пушкин приводит своего героя к гибели?(Ответы детей: потому что Сильвио давно не живет, как обычный человек( можно уточнить: его жизнь вряд ли можно назвать жизнью))

- Жертвой кого или чего является Сильвио?(ответы детей: Сильвио жертва самого себя, своих страстей)

Учитель: Теперь пришло время проверить свои выводы, сравнить их с позицией автора:

— Какие сравнения использует Пушкин ,по отношению к Сильвио?(задания на дом на предыдущем уроке) ( ответы: Сильвио Пушкин сравнивает с тигром, с дьяволом. )

- О чем говорят эти сравнения? Какие ассоциации у вас они вызывают? ( тигр – хищник, т.е. подчеркивается в характере Сильвио хищническая натура.

- Друзья мои, а кто такой дьявол? /слайд/

Учитель /По иудейским и позднее по христианским понятиям дьявол является падшим ангелом, возгордившимся и низверженным за это из Рая. — Какие параллели мы можем провести между Сильвио и дьяволом? Дьявол за гордыню изгнан из рая, Сильвио разрушает собственную жизнь, и это наказание за гордыню, за зависть.

Теперь поработаем с определениями, содержащимися в нашем противоречии. Правильный ли выбор мы сделали? Работу со словами провела … /слайд /

/«ГЕРОЙ м. … — , храбрый воин, доблестный воитель, || доблестный сподвижниквообще, в войне и в мире, самоотверженец. …»

«Злодейм.- кто творит зло; предавшийся злу, ожесточенный преступник, закоснелый противник божеских и людских законов. ….»

«ЖЕРТВАж. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; Один бывает невинною жертвою злонамеренности, другой же необузданности своей. …»

Работа со словами: Можем ли мы назвать Сильвио героем? /ответ: Он, скорее, храбрец.

- Можем ли мы назвать Сильвио злодеем? Кому он принес зло?

- Можем ли мы назвать Сильвио жертвой?Кому он принес несчастье?/ответ: он принес несчастье самому себе, он разрушил собственную жизнь/

То есть мы еще раз подтвердили что?

Сильвио – жертва собственных страстей. Больше всего несчастий он принес самом себе. Он разрушил собственную жизнь.

– Что же хотел сказать Пушкин своим рассказом? От чего он хотел нас предостеречь?/ ответ: Пушкин говорит, что нельзя быть гордецом. Нельзя посвящать свою жизнь мести, нельзя завидовать, нельзя стремиться быть лучше всех/.

А теперь домашнее задание. Если вы были внимательны, а вы были внимательны, то нашу с вами работу можно легко разделить на несколько частей./слайд/

Дома вы должны подготовить исследовательский проект на тему: «Сильвио – жертва собственных страстей»

Макет проекта

1.Обнаружение противоречия/ В рассказе А.С. Пушкина «Выстрел» я обнаружил следующее противоречие…./ 2.Формулирование вопросов/задач 3.Выдвижение гипотезы: /Я считаю, … , По моему мнению, … / 4.Подбор аргументов, доказательств / Ваше мнения, подкрепленные цитатами из предыдущего домашнего задания. 5.Вывод. Ваше маленькое открытие. / Можно сделать вывод, что…/

Файлы: Конспект урока литературы К_морю Гаврилова Л.В.doc
Размер файла: 69120 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология