Автор конспекта:
Автор(ы): — Анфиногенова Оксана Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

  • Деятелъностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
  • Содержательные:повторить и расширить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов; определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте; формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от цели.
  • Метапредметная: выработкаумения формулировать цели урока;находить способы решения поставленной цели;планировать, контролировать и оценивать свои действия;слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;провести рефлексию своих действий на уроке.

Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 27

Используемые учебники и учебные пособия: —

УМК под редакцией Н.М. Шанского

Используемая методическая литература: —

Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 7-е изд., стереотип. — Москва: Русские словари, 1999.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: 1986

Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка», — М.: Просвещение, 1991

Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская – М.: Просвещение, 1989

Используемое оборудование: —

Доска, раздаточный материал

Используемые ЦОР: —

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4fa4f345-7d58-41bc-a2bc-5bb5b5a10679/index_listing.html

Краткое описание: — Данный урок позволяет ознакомить обучающихся с понятием "синоним", "синонимический ряд"; дать представление о связи синонимов и многозначных слов и функции синонимов в устной и письменной речи; формировать навык определять общее лексическое значение синонимов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Анфиногенова Оксана Николаевна

(МБОУ — СОШ №1 р.п. Степное

Советского района Саратовской области)

Класс: 5

Автор УМК: Н.М. Шанский

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок рефлексии

Тема урока: «Синонимы»

Цели урока:

  • Деятелъностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
  • Содержательные:повторить и расширить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов; определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте; формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от цели.
  • Метапредметная: выработкаумения формулировать цели урока;находить способы решения поставленной цели;планировать, контролировать и оценивать свои действия;слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;провести рефлексию своих действий на уроке.

ХОД УРОКА:

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Цель этапа:выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Организует работу с эпиграфом к уроку:

Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В. Кодухов)

В чем смысл эпиграфа?

Найдите в эпиграфе слова с похожим лексическим значением(туманна, неясна; меткое, точное).

Молодцы, ребята! А вот Винни Пух, у которого в голове опилки, вряд ли бы справился с этим заданием. Послушайте фрагмент сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все».

Отвечают на вопрос учителя,

вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

«хочу» — учиться

«надо») – чтобы не было конфликтов

«могу» — учиться и добывать знания самостоятельно и с помощью одноклассников

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

II.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цельэтапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Читает фрагмент сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все».

В сказке про Вини — Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини- Пуху:

— Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

— Про что не забыть?

-Не про что, а то, что едят.

— А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

Винни -Пух не знает слова «провизия».

А вы слышали такое слово?

Что оно означает?

Как ещё можно назвать еду?

(Продовольствие, провиант, продукты, снедь)

— Что общего у всех этих слов?

(Значение, часть речи)

Как называются такие слова?

(синонимы)

Так о чем же мы будем говорить с вами на уроке?

Внимательно слушают фрагмент сказки, отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока и цели.

Целеполагание (Р).

Поиск и выделение необходимой информации;

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).

Умение анализировать языковой материал (П).

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Почему вы не смогли назвать все синонимы к слову провизия?

Обучающиеся анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения предыдущего задания.

Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П).

Развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся (И).

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их

реализации.

Как можно решить возникшую проблему?

Давайте поработаем с инструкциями (приложение №1)

Выбирают и ранжируют шаги решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план реализации проекта

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К). Подведение к выводу (Л).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Упражнение на снятие эмоционального напряжения.

А теперь немного отдохнём. Несколько раз глубоко вдохните ивыдохните: вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседуслева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь,наморщите нос – вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица,лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох – выдох,вдох – выдох

V. Этап реализации построенного проекта.

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Учитель наблюдает и направляет учащихся по выполнению намеченного плана.

Учащиеся выполняют намеченный ими план, читая теорию стр. 144 – 145.

(работают с инструкциями:

— озаглавливают таблицы;

— расставляют действия, которые предстоит выполнять, в нужном порядке;

— работают по инструкции, самостоятельно выстроенной)

Личностный результат УУД:

— осознание эстетической ценности русского языка;

— стремление к речевому самосовершенствованию.

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Цель:закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Учитель наблюдает за самопроверкой, заслушивает и вместе с учащимися анализирует ответы пятиклассников.

Обучающиеся сначала друг другу рассказывают изученный материал, а потом заслушиваем 2-3 учеников, делаем выводы о проделанной работе.

Личностный результат УУД:

— способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оценка деятельности; саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация

способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Организует самостоятельную творческую работу учащихся.

Ребята, а как поступаете вы, когда ваша мама возвращается домой?

Обучающиеся в паре выполняют творческую работу:

— читают сказку В.А.Сухомлинского «Семь дочерей» (распечатка на партах, см. приложение №2)

— запишите только диалог матери и дочерей, заменяя глагол «сказала» синонимами;

— проверяют свою работу по эталону (словарь синонимов З.Е. Александровой)

— делают вывод о роли синонимов в речи

Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Зачем нам нужно изучать синонимы?

Проецирует на экран тест «Синонимы»,

Организует работу по анализу синонимов рать — войско

Организует работу учащихся

Дифференцированное задание:

Учащиеся выполняют упр. №З54 споследующим проговариванием и проверкой.

Те, кто изъявит желание, получают карточку с усложненным заданием:

  • Переписать, вставить пропущенные буквы

Реб…тишки п…днимались (на) крутой холм. Подниматься было трудно. Когда поднялись на в…ршину х…лма, сели отдохнуть и полюбова…ся окрес…ными м…стами.

— Можем ли мы эту запись назвать текстом? — Докажите.

— Запишите текст, заменяя

повторяющиеся слова синонимами.

Выполняют тест «Синонимы»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4fa4f345-7d58-41bc-a2bc-5bb5b5a10679/index_listing.html

Прием «Телеграмма»

Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Личностный результат УУД:

— осознание эстетической ценности русского языка;

— стремление к речевому самосовершенствованию.

Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).

IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Прием «Рюкзак»

Суть — зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход."

я научился …

я разобрался …

я запомнил…

мне было трудно…

Личностный результат УУД:

— способность к самооценке.

Оценка деятельности; саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли (К).

Задание для самоподготовки:упр. 142 или 146 (по выбору учащихся)

Составить диаманту с понятиями «Синоним – антоним» (по желанию)

Приложение №1

  • Озаглавьте таблицы (можно использовать подсказку)
  • Расположите действия, которые можно предпринять в нужном порядке

  • Заголовок

    Действия, которые нужно предпринять

    Выполнить практические задания по теме

    Рассказать изученный материал соседу по парте

    Прочитать текст

    Выписать ключевые слова

    Заполнить таблицу «Знаю – не знаю»

    Подсказка:

    • Инструкция по выполнению практического задания
    • Инструкция для работы с текстом учебника

    Заголовок

    Действия, которые нужно предпринять

    Определить сферу употребления

    Определить слово, к которому нужно подобрать синоним

    Познакомиться со специальным словарем

    Подобрать наиболее точное слово, подходящее к данному контексту

    Приложение №2

    Сказка В.А.Сухомлинского «Семь дочерей»

    Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

    — Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, — сказала (ПРОГОВОРИЛА) первая дочь.

    — Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, — сказала (ПЕРЕБИЛА) вторая дочь.

    — Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала (ЩЕБЕТАЛА) третья дочь.

    — Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, — сказала (ЗАСТРЕКОТАЛА) четвёртая дочь.

    — Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — сказала (ПРОБОРМОТАЛА)

    пятая дочь.

    — Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, — сказала

    (ПРОВОРКОВАЛА) шестая дочь.

    А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

    Файлы: Технологическая карта урока по теме Синонимы.docx
    Размер файла: 40921 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология