Автор конспекта:
Автор(ы): — Анфиногенова Оксана Николаевна
Место работы, должность: — МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
- Деятелъностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
- Содержательные:повторить и расширить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов; определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте; формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от цели.
- Метапредметная: выработкаумения формулировать цели урока;находить способы решения поставленной цели;планировать, контролировать и оценивать свои действия;слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;провести рефлексию своих действий на уроке.
Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 27
Используемые учебники и учебные пособия: —
УМК под редакцией Н.М. Шанского
Используемая методическая литература: —
Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 7-е изд., стереотип. — Москва: Русские словари, 1999.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: 1986
Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка», — М.: Просвещение, 1991
Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская – М.: Просвещение, 1989
Используемое оборудование: —
Доска, раздаточный материал
Используемые ЦОР: —
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4fa4f345-7d58-41bc-a2bc-5bb5b5a10679/index_listing.html
Краткое описание: — Данный урок позволяет ознакомить обучающихся с понятием "синоним", "синонимический ряд"; дать представление о связи синонимов и многозначных слов и функции синонимов в устной и письменной речи; формировать навык определять общее лексическое значение синонимов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Анфиногенова Оксана Николаевна
(МБОУ — СОШ №1 р.п. Степное
Советского района Саратовской области)
Класс: 5
Автор УМК: Н.М. Шанский
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок рефлексии
Тема урока: «Синонимы»
Цели урока:
- Деятелъностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
- Содержательные:повторить и расширить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов; определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте; формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от цели.
- Метапредметная: выработкаумения формулировать цели урока;находить способы решения поставленной цели;планировать, контролировать и оценивать свои действия;слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;провести рефлексию своих действий на уроке.
ХОД УРОКА:
Этап урока,
цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
Цель этапа:выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.
Организует работу с эпиграфом к уроку:
Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В. Кодухов)
В чем смысл эпиграфа?
Найдите в эпиграфе слова с похожим лексическим значением(туманна, неясна; меткое, точное).
Молодцы, ребята! А вот Винни Пух, у которого в голове опилки, вряд ли бы справился с этим заданием. Послушайте фрагмент сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все».
Отвечают на вопрос учителя,
вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
«хочу» — учиться
«надо») – чтобы не было конфликтов
«могу» — учиться и добывать знания самостоятельно и с помощью одноклассников
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
II.Этап актуализации и пробного учебного действия.
Цельэтапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Читает фрагмент сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все».
В сказке про Вини — Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини- Пуху:
— Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.
— Про что не забыть?
-Не про что, а то, что едят.
— А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.
Винни -Пух не знает слова «провизия».
А вы слышали такое слово?
Что оно означает?
Как ещё можно назвать еду?
(Продовольствие, провиант, продукты, снедь)
— Что общего у всех этих слов?
(Значение, часть речи)
Как называются такие слова?
(синонимы)
Так о чем же мы будем говорить с вами на уроке?
Внимательно слушают фрагмент сказки, отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока и цели.
Целеполагание (Р).
Поиск и выделение необходимой информации;
Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).
Умение анализировать языковой материал (П).
III. Этап локализации индивидуальных затруднений
Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Почему вы не смогли назвать все синонимы к слову провизия?
Обучающиеся анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения предыдущего задания.
Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П).
Развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся (И).
IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их
реализации.
Как можно решить возникшую проблему?
Давайте поработаем с инструкциями (приложение №1)
Выбирают и ранжируют шаги решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план реализации проекта
Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К). Подведение к выводу (Л).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Упражнение на снятие эмоционального напряжения.
А теперь немного отдохнём. Несколько раз глубоко вдохните ивыдохните: вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседуслева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь,наморщите нос – вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица,лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох – выдох,вдох – выдох
V. Этап реализации построенного проекта.
Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Учитель наблюдает и направляет учащихся по выполнению намеченного плана.
Учащиеся выполняют намеченный ими план, читая теорию стр. 144 – 145.
(работают с инструкциями:
— озаглавливают таблицы;
— расставляют действия, которые предстоит выполнять, в нужном порядке;
— работают по инструкции, самостоятельно выстроенной)
Личностный результат УУД:
— осознание эстетической ценности русского языка;
— стремление к речевому самосовершенствованию.
VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Цель:закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
Учитель наблюдает за самопроверкой, заслушивает и вместе с учащимися анализирует ответы пятиклассников.
Обучающиеся сначала друг другу рассказывают изученный материал, а потом заслушиваем 2-3 учеников, делаем выводы о проделанной работе.
Личностный результат УУД:
— способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оценка деятельности; саморегуляция (Р).
Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация
способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Организует самостоятельную творческую работу учащихся.
Ребята, а как поступаете вы, когда ваша мама возвращается домой?
Обучающиеся в паре выполняют творческую работу:
— читают сказку В.А.Сухомлинского «Семь дочерей» (распечатка на партах, см. приложение №2)
— запишите только диалог матери и дочерей, заменяя глагол «сказала» синонимами;
— проверяют свою работу по эталону (словарь синонимов З.Е. Александровой)
— делают вывод о роли синонимов в речи
Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).
Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Зачем нам нужно изучать синонимы?
Проецирует на экран тест «Синонимы»,
Организует работу по анализу синонимов рать — войско
Организует работу учащихся
Дифференцированное задание:
Учащиеся выполняют упр. №З54 споследующим проговариванием и проверкой.
Те, кто изъявит желание, получают карточку с усложненным заданием:
- Переписать, вставить пропущенные буквы
Реб…тишки п…днимались (на) крутой холм. Подниматься было трудно. Когда поднялись на в…ршину х…лма, сели отдохнуть и полюбова…ся окрес…ными м…стами.
— Можем ли мы эту запись назвать текстом? — Докажите.
— Запишите текст, заменяя
повторяющиеся слова синонимами.
Выполняют тест «Синонимы»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4fa4f345-7d58-41bc-a2bc-5bb5b5a10679/index_listing.html
Прием «Телеграмма»
Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
Личностный результат УУД:
— осознание эстетической ценности русского языка;
— стремление к речевому самосовершенствованию.
Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).
IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Прием «Рюкзак»
Суть — зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход."
я научился …
я разобрался …
я запомнил…
мне было трудно…
Личностный результат УУД:
— способность к самооценке.
Оценка деятельности; саморегуляция (Р).
Умение выражать свои мысли (К).
Задание для самоподготовки:упр. 142 или 146 (по выбору учащихся)
Составить диаманту с понятиями «Синоним – антоним» (по желанию)
Приложение №1
Заголовок
№
Действия, которые нужно предпринять
Выполнить практические задания по теме
Рассказать изученный материал соседу по парте
Прочитать текст
Выписать ключевые слова
Заполнить таблицу «Знаю – не знаю»
Подсказка:
- Инструкция по выполнению практического задания
- Инструкция для работы с текстом учебника
Заголовок
№
Действия, которые нужно предпринять
Определить сферу употребления
Определить слово, к которому нужно подобрать синоним
Познакомиться со специальным словарем
Подобрать наиболее точное слово, подходящее к данному контексту
Приложение №2
Сказка В.А.Сухомлинского «Семь дочерей»
Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, — сказала (ПРОГОВОРИЛА) первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, — сказала (ПЕРЕБИЛА) вторая дочь.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала (ЩЕБЕТАЛА) третья дочь.
— Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, — сказала (ЗАСТРЕКОТАЛА) четвёртая дочь.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — сказала (ПРОБОРМОТАЛА)
пятая дочь.
— Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, — сказала
(ПРОВОРКОВАЛА) шестая дочь.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Файлы: Технологическая карта урока по теме Синонимы.docx
Размер файла: 40921 байт.