Автор конспекта:
Автор(ы): — Кирсанов С. В

Место работы, должность: — ГОУ СОШ №381

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Изучение темы «Тире между пподлежащим и сказуемым»

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

План открытого урока русского языка по теме:”Синтаксис и
пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым.”

Учитель: Кирсанов С.В.

1 Проверка домашнего задания по теме:”Анализ поэтического
текста.( На примере стихотворения А.Блока”Незнакомка.)” 7 мин.

Учащиеся отмечают противопоставление между грубой
реальностью и миром мечты. В первых шести строфах “Незна-
комки” возникает картина обывательских будней, разгулявшейся
пошлости, написанная поэтом с нескрываемым отвращением:”пыль
переулочная,””пьяницы с глазами кроликов,””женский визг.”Даже
Луна лишена романтического ореола:”бессмысленно кривится диск.”
Ребята отмечают языковые средства:эпитеты, метафоры, сравнения,
Показывают, как они изменяются,когда появляется “незнакомка” из
другого, идеального мира, прекрасного и гармоничного:”дыша ду-
хами и туманами”,”в кольцах узкая рука,””очи синие бездонные,”
“берег очарованный.”
Говоря о композиции, учащиеся отмечают, что главным ее прин-
ципом является контраст, который находит выражение на уровне
образной системы, лексики, звуковой организации стиха. Мир, рожда-
емый фантазией Блока, хрупок и зыбок. Но это его “сокровище”-
единственное спасение от пустоты и пошлости окружающего мира.
В тетради учащиеся должны сделать письменный анализ стихотворе-
ния, отметив языковые средства, используемые поэтом.

2 Теоретическая часть урока — 13 мин.

В тексте стихотворения “Незнакомка” учащиеся находят главные
члены предложения и указывают, чем они выражены.Повторяем Типы
сказуемых, о которых говорили на предыдущем уроке.
Рассматривая составное именное сказуемое, отмечаем, что иногда
глагол-связка между подлежащим и именной частью сказуемого отсут-
ствует.
При отсутствии глагола-связки между подлежащим и сказуемым
ставится тире в следующих случаях:
1)если подлежащее и сказуемое выражены существительными
или числительными в им.падеже.Москва — столица России. Дважды два — четыре.

2) если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной
формой глагола:

О решенном говорить — только путать. Говорить с вами — только
слова тратить.

3) если один главный член выражен неопределенной формой
глагола, а другой — именем существительным в им. падеже:

Наша задача — хорошо учиться. Хорошо учиться — наша задача.

Если в составе сказуемого есть указательные частицы э т о
или в о т, тире ставится перед ними:

Хорошо учиться — вот наша задача. Язык — это история народа.
Чтение — вот лучшее учение.

Учитель задает ребятам вопрос:”Всегда ли ставится тире?”
Учащиеся должны вспомнить случаи, когда тире не ставится, а
именно:
1) если в составе сказуемого есть отрицательная частица НЕ:

Расстояние не помеха для друзей.Бедность не порок.
Однако ставится тире,если вместе с НЕ употребляется неопр.
форма глагола: Жизнь прожить — не поле перейти.

2) если в составе сказуемого есть сранительные частицы
КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО и др.:
Пруд как зеркало. Зимний лес словно сказка.

3) если подлежащее выражено местоимением:

Я тракторист. Она врач. Это чудо!

Тире возможно, если на местоимение падает логическое уда-
рение: Ты — старый ребенок, теоретик, а я — молодой старик и
практик.
3) Практическая часть урока 18 мин.

Выполняем упражнение № 320 из учебника Д.Э.Розенталя
“Русский язык для школьников старших классов и поступающих
в вузы.”
Обращаем внимание на некоторые случаи, которые как пра-
вило,остаются за рамками школьных учебников.

Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым
стоит вводное слово, выделяемое запятыми:

Иванов, по-видимому, хороший врач.

Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым
стоит слово ТОЖЕ или ТЕПЕРЬ:

Костя теперь студент. Витя тоже студент.

Тире может не ставиться при обратном порядке главных
членов предложения или если сказуемому предшествует несо-
гласованный с ним второстепенный член предложения:

Неплохой игрок этот парень. Петров мне друг.

Домашнее задание. 2 мин.

Повторить правило в тетради. Выполнить упражнение №321.
Выясняем, все ли было понятно на уроке и нет ли каких-либо воп-
росов относительно домашнего задания.

Используемая методическая литература: —

Д.Э.Розенталь. Русский язык. Изд."Дрофа" 2005

Используемое оборудование: —

Школьная доска или медиапроектор

Краткое описание: — Русский язык. Практика. 8 кл. Под редакцией Пичугова Ю.С.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Файлы: Открытый урок рус яз.doc
Размер файла: 49152 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология