Автор конспекта:
Автор(ы): — Медведева Татьяна Анатольевна

Место работы, должность: — МОУ «Средняя общеобразовательная школа сю Широкое», преподаватель-организатор ОБЖ

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Краткое описание: — Доклад по теме "Система охраны здоровья в школе" на примере деятельности коллектива МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Широкое"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Широкое»

Доклад по теме:

Формирование культуры здоровья школьников:

новые подходы, новые возможности.

Выполнила:

преподаватель-организатор ОБЖ

Т.А. Медведева,

2009 г.

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. В среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Около 25—30% детей приходящих в 1-й класс нашей школы, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 18 %, с нервно-психическими расстройствами — с 1,6 до 2,8%, нарушениями осанки с 19 до 46%. Одна из частых патологий школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде классов до 30—40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

Охрана здоровья детей – одна из главных проблем, стоящих перед коллективом МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Широкое». Для её решения в образовательном учреждении была создана система сохранения и развития здоровья каждого учащегося.

Задачи работы системы:
-создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья;
-формирование навыков здорового образа жизни;
-использование технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье;
-вовлечение родителей в сферу системы гигиенического обучения и воспитания;
-создание психологического комфорта на уроках и во внеурочной деятельности;
-адаптация учащихся к жизни в обществе;
-формирование у учащихся осознания необходимости здорового образа жизни.


Основное содержание здоровьесберегающей работы в учреждении:

1. Рациональная организация учебного процесса:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;

- использование здоровьесберегающих технологий: метод проектов, групповые и игровые методы обучения;

- личностно – ориентированный подход к обучению;

- строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

- рациональная организация уроков физкультуры и занятий активно–двигательного характера;

- составление учебного расписания с учётом всех требований СанПиН.

2. Психологическая поддержка учащихся:

- создание комфортного психологического климата в школе;

- индивидуальные консультации учащихся и их родителей;

- психологический тренинг учащихся;

3. Экологическое воспитание (проектная деятельность учащихся по вопросам экологии; классные часы, общешкольные мероприятия).

4. Физкультурно–оздоровительная работа:

- полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья

- организация динамических пауз и часов, физкультминут на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;

- проведение школьных спортивных мероприятий, участие во внутришкольных и районных соревнованиях;

- организация спортивных секций, работа социумом;

- оснащение школы спортивным инвентарём и оборудованием.

4. Медицинское сопровождение:

- профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация;

- контроль выполнения санитарных правил;

- мониторинг состояния здоровья детей, в том числе подробный анализ заболеваемости учащихся;

- ведение паспортов здоровья учащихся.


5. Рациональное школьное питание:

- обеспечение рациона учащихся с учётом физиологических потребностей детей каждого возраста (полноценное правильное сбалансированное питание с учетом суточной и недельной потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах);

- повышение культуры питания учащихся путем проведения регулярных занятий, бесед, прочих мероприятий просветительского и пропагандистского характера;

- составление 20-дневного меню с учетом всех аспектов рациональности детского питания и сезонности продуктов; контроль за организацией и качеством школьного питания.

6. Профилактика нарушения осанки:

- выполнение санитарных требований к мебели;

- физкультминутки;

- динамические часы;

- спортивные часы во второй половине дня

7. Профилактика нарушения зрения: — рассаживание учащихся в классах с учётом дефектов зрения;

- физкультминутки для зрения;

- выполнение санитарных требований к освещению помещений, классов, учебным пособиям и ТСО, учебные нагрузки, продолжительности работы за компьютером.

8. Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:

- повышение квалификации педагогов по проблемам охраны здоровья;

- повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья;

- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья и др.

9. Здоровьесберегающая инфраструктура школы:

- состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями;

- необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися;

- оснащение физкультурного зала и спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарём;

- грамотное оснащение школьной столовой;

- организация качественного питания.

Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Все педагоги школы – это высококвалифицированные специалисты, имеющие высшее образование и стаж работы от 5 лет. Школа по условиям обучения соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. Сюда относятся все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляции учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т.д. – всё, что подлежит гигиеническому нормированию.

Благоприятный температурный режим обеспечивает собственная отопительная система. Кроме того, все сотрудники школы прослушали лекции санитарного врача по новым санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» и сдали санминимум по итогам обучения.

Нарастающий объем информации, который должен усвоить школьник в процессе обучения, значительно увеличивает суммарную учебную нагрузку и степень напряжения функциональных систем организма при ее выполнении. Для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья, прежде всего, необходима рациональная организация учебного процесса.

Учебный год в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с Широкое» состоит из шести учебных периодов, которые продолжаются пять недель. Все периоды разделяются каникулами длиною в одну неделю. В результате этого, учебно-воспитательный процесс стал более ритмичным по сравнению с традиционной формой организации, возросли роль и ценность каникул

с точки зрения экскурсионной и оздоровительной работы, т. к. не успевает накапливаться усталость у учащихся к концу периода, а так же ликвидирована проблема третьей четверти.

В начале учебного года с самых первых дней совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. С детьми, испытывающими психологические трудности, проводятся тренинговые занятия. В результате совместной, кропотливой работы учителей и родителей первоклассники за короткий срок – два месяца адаптируются к школе. В течение учебного года в нашей школе проводится анкетирование учащихся и родителей по выявлению отношения к работе школы, анкетирование сотрудников школы по выявлению характера межличностных отношений в коллективе, анкетирование учащихся по вопросам здоровьесбережения.

Организуя учебно-воспитательный процесс, педагогический коллектив стремится к строгому соответствию показателям рациональной организации учебного процесса, чтобы оптимальными были:

объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

нагрузка от дополнительных занятий в школе — факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);

занятие активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Большое внимание администрация школы уделяет созданию рационального расписания учебных занятий, учитывающего сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

В зоне постоянного контроля администрации школы находится вопрос рациональной организации урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Педагоги школы грамотно строят урок с позиций здоровьесбережения, учитывая при этом обстановку и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.).

Число видов учебной деятельности, используемой учителем на уроке оптимально 4-7 видов, при средней продолжительности одного вида учебной деятельности – 7-10 минут. Методы, используемые на уроке педагогами, способствуют активизации инициативы и творческому самовыражению учащихся. Разнообразие форм и умелое их использование на уроке снижает утомляемость учащихся. Большое значение имеет положительная мотивация к учебной деятельности, благоприятный психологический климат на уроке. По результатам диагностики «Коммуникативная культура педагога глазами учащихся» можно сказать, что степень психологического комфорта школьников в нашей школе удовлетворительная, отсутствуют конфликты между учениками и педагогами.

Для всех детей занятия организованы в одну смену. Уроки школы имеют продолжительность 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1-х классов, для которых урок длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для питания учащихся отведены перемены по 20-минут, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет школьникам восстановить умственные и физические силы до начала следующего урока.

Методические комиссии систематически проводят оценку соблюдения гигиенических требований по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.

Хронометраж урока проводится по:

плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);

количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);

частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);

месту, длительности и условиям применения ТСО;

частоте чередования видов преподавания;

наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

В школе введено двухразовое питание для всех учащихся с 1 по 11 классы. В учреждении функционирует сырьевая столовая, обеспечивающая учащихся полными завтраками, обедами.

Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).

Специалистами-медиками по плану осуществляется диспансеризация учащихся, по необходимости проводятся прививки и витаминизация. Осмотр на педикулёз всех учащихся после каникул в начале четвертей, проверка остроты зрения с записью в медицинскую карту и др.

Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. В школе во второй половине дня проходят занятия, включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные игры, соревнования.

Регулярно в школе проходят Дни здоровья с привлечением всех детей и родителей. Сложилась в нашей школе и система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Систематически в школьной библиотеке действует выставка литературы, цель которой – формирование здорового образа жизни и здорового гражданина 21 века. В течение учебного года проводится анкетирование учащихся 5-11 классов о вредных привычках, позволяющее выявить реальную наркогенную ситуацию, отношение к алкоголю и курению и предпринять меры профилактики пагубных пристрастий.

Большая работа по охране жизни и здоровья ведётся преподавателем-организатором ОБЖ.: лекции, викторины, беседы, тренировочные занятия и т.д., позволяющие формировать у детей желание заботиться о своём здоровье.

Важнейшим звеном воспитательной системы школы является школьное самоуправление, развитие которого помогает учащимся ощутить себя организаторами своей жизни, способствует привитию навыков культуры общения, умения жить в коллективе, что является немаловажным в самостоятельной жизни человека вне стен школы. Ребята школьного самоуправления - Совет физкультуры и спорта освещает спортивные события, публикует данные диагностики, даёт полезные советы.

Такая целенаправленная систематическая работа даёт свои результаты:

-снизилось количество пропусков уроков по причине болезни;

-за последние три года наблюдается тенденция уменьшения хронических заболеваний;

-80% учащихся получают горячее питание;

-занятость учащихся в секциях составляет 70%;

-уменьшилось количество курящих старшеклассников;

-по итогам медицинского осмотра улучшилось физическое здоровье детей, школа работает без карантинов в течение многих лет.

Файлы: Презентация.ppt
Размер файла: 546304 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология