Автор конспекта:
Автор(ы): — Береза Надежда Валерьевна

Место работы, должность: — МАОУ «Гимназия №4″, репетитор русского языка и литературы.

Регион: — Новгородская нотогея

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее налаживание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 буржуазия

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — — познакомить с сказками Терского берега( их схожесть и несхожесть с общерусской сказочной традицией) ; — познакомить с творчеством Балашова-фольклориста .

Тип урока: — Комбинированный оброк

Учащихся на классе (аудитории): — 20

Краткое описание: — Сравнение сказок русских народных и сказок терского берега. Закомство с творчеством Балашова Д.- фольклориста.

Конспект открытого урока

(литература, внеклассное зачитывание 5 класс)
СказкиТерского берега Белого моря, записанные Д.М. Балашовым на фольклорной экспедиции.
Цель:
- познакомить с сказками Терского берега( их схожесть и несхожесть с общерусской сказочной традицией) ;
— познакомить с творчествомБалашова-фольклориста ;
Ход урока:
В этом году мы хоть завались говорили о сказках и народных, и авторских. Сегодня я хочу вы предложить продолжить шарманка о народной мудрости. Мы отправляемся к Терскому берегу. Только не праздными туристами, но на фольклорную экспедицию.
— Что такое фольклор? ( Искусство народа, народное творчество)
-Кто разэтакий фольклорист? ( Специалист по фольклору)
-Что такое этнография? (Наука , изучающая материальную и духовную культуру, особенности быта народа)

1. Историко — географическое каблограмма о Терском береге.

Терским берегом называется южное, лесистое берег Кольского полуострова. Скандинавское « Тре» означает землю, покрытую лесом. Когда-то и вдосталь Кольский зеленый мыс назывался Тренесом.
В 11-12 веках Господин Великий Новгород на споре с воинственными « мурманами» ( норманнами) захватил таковой безбедный пушниной и рыбой, ловчими соколами и речным жемчугом неукротимый край. Между 12-14 столетиями происходило усваивание славянами Терского берега.
Прошлое Терского берега изучено недостаточно. Скудны и неясны древние летописные свидетельства. В договорных грамотах Новгорода с тверскими крестьянами нотогея «Тре»упоминается твердо с 1264 года. Причём, Великий Новгород кропотливо оставляет её после собой.
Первые поселения славян появились на Терском берегу на 12-13 веках. Они располагались у моря (на географической карте показать границы земель Др. Новгорода)

2. Давайте послушаем воспоминанияо посещенииТерского берега одного из участников фольклорнойэкспедиции:
« Белое море… Коротко северное лето. Вот сделано злобно ревёт море, фордевинд срывает с моря сердитыегребни. Короче стали дни, потемнее стали ночи. Падает снег. Белое понт становится чёрным. Чуть проглянет обмороженное красное солнце, прокатится по самому краю воды- и сызнова долгие ночи темны.
Шумит море, катит и катит волны на кипенный снежный берег.
По берегу изредка, километра сквозь три- четыре, стоят небольшие избушки- тони. Около избушки- ледник, сарай, малую толику бочек и чанов чтобы рыбы, вешала- шесты чтобы сушки сетей.
Редко стоят сёла на холодном берегу. Двадцать- тридцать, но разумеется и все пятьдесят километров один ото другого. Живут на этих сёлах потомки древних новгородцев – поморы. Иные сёла насчитывают и 300, и 400, и 600 лет. А земля таковой называетсяТерским.
Можно зайти. Обязательно накормят рыбой, напоят чаем. Народ здесь гостеприимный».
Это были воспоминания одного из участников фольклорной экспедиции Дмитрия Михайловича Балашова.
— — — 3. Воспользуемсягостеприимством хозяев. Пришло лейдейс и сказку послушать.
Художественное исполнение сказки« Шла маруха путём».
В Древней Руси устные рассказы называли байками, ото слова «баять»- говорить. В фольклоре Новгородской области это номинация задолго этих пор сохранилось после колыбельными песнями. Сказками считались документы, различного рода показания, основанные на фактах. В современном значении
это эллинизм следовательно употребляться с 17 века ( 1649 г.)
Основнойпризнак сказки был определён ещё В.Г. Белинским и состоял на том, как будто она рассчитана на вымысел: ни слушатель, ни сазандари не верят на практика рассказанного.
- почему собираются фольклорные экспедиции« на окраина света»? ( на эпической поэзии исследователи искали элементы исторического бытия народа)
4 Этнографы протяжно обходилиТерский земля стороной. Местный фольклор впервинку стал известен чуть на дальнейшем экспедиции летом 1901 года. Сказки же всегда не записывались. Только на дальнейшем экспедиций на 60егоды ( 1961- 1964г) , на которых принимал членство Д.М. Балашов, были изданы « Сказки Терского берега Белого моря».
— Какже записывается фольклор? Надо давно до скорой встречи расположить к себя жителей деревни, села…Человекапришлого, незнакомого на близкую дистанцию не подпустят. Документы не спросят, но держаться будут настороженно, пока не увидят, как будто приехал неоантроп положа руку на сердце и интересомк их « житью-
бытью»,не праздным, но дельным. И публика на деревнях, по мнению Балашова, наблюдательны, остроумны, сметливы.
-А вот то-то и оно вы отгадайте-ка: «Безделица на петлю попала?» ( пуговица).

5. Сообщениео Д.М. Балашове.( см. приложение)

6. Обсуждение прочитанных сказок (см. приблизительный либретто анализа сказки:
-Зачин ( где-нибудь происходит действие, когда, главные герои) ;
— Сказочная эксцесс ( описывание путешествия героя) ;
— Постоянные эпитеты ;
— Концовка. Нравственные уроки сказки;
Сказка « Соль»
Сказка « Лиса и журавль»
Сказка « Золота тетёрка»
Сказка « Глиняшка»
— — Выводы:
- терские сказки, давно всего, отражают общерусскую сказочную традицию. Это надо быть на одинаковых сюжетах, на сказочных ситуациях.
- сохраняемость сказки ( сказка, записанная сквозь 30-40 лет, звучала одинаково).
- присутствуют все виды сюжетов:
— сказки о животных умопомрачительно популярны;
— бытовые сказки, на которых стёрты социальные различия (специфическое местное явление- отсутствуют сюжеты о барине и мужике, т.к. шкафчик здесь ни на жизнь не было, и поэтому владелец заменяется попом разве царём)
— волшебная сказка, где-нибудь бытует 2 сюжета:
1) возка героя, совершающего цикл подвигов, заканчивающаясяженитьбой на царевне;
2) поиски героиней исчезнувшего мужа, любимого. В них рассказывается не о героических деяниях, но о терпении, настойчивости героини.
-своеобразие: а) впитала на себя сказочные традиции карел и саамов;
б) охватывает картины моря;
в) описывает общество, не имеющее четких социальных границ;
7. Советую прочитать волшебные сказки« Камень- Латырь», « Озёрный жук- жених» ( содержание вошёл на мировую литературу, записан и обработан Аксаковым на « Аленький цветочек»

Файлы: Статья.doc
Размер файла: 70656 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

https://lehome.ru/katalog/shkafyvitriny/