Автор конспекта:
Автор(ы): — Береза Надежда Валерьевна
Место работы, должность: — МАОУ «Гимназия №4″, репетитор русского языка и литературы.
Регион: — Новгородская нотогея
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее налаживание
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 буржуазия
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — — познакомить с сказками Терского берега( их схожесть и несхожесть с общерусской сказочной традицией) ; — познакомить с творчеством Балашова-фольклориста .
Тип урока: — Комбинированный оброк
Учащихся на классе (аудитории): — 20
Краткое описание: — Сравнение сказок русских народных и сказок терского берега. Закомство с творчеством Балашова Д.- фольклориста.
Конспект открытого урока
(литература, внеклассное зачитывание 5 класс)
— СказкиТерского берега Белого моря, записанные Д.М. Балашовым на фольклорной экспедиции.
— Цель:
- познакомить с сказками Терского берега( их схожесть и несхожесть с общерусской сказочной традицией) ;
— познакомить с творчествомБалашова-фольклориста ;
Ход урока:
В этом году мы хоть завались говорили о сказках и народных, и авторских. Сегодня я хочу вы предложить продолжить шарманка о народной мудрости. Мы отправляемся к Терскому берегу. Только не праздными туристами, но на фольклорную экспедицию.
— Что такое фольклор? ( Искусство народа, народное творчество)
-Кто разэтакий фольклорист? ( Специалист по фольклору)
-Что такое этнография? (Наука , изучающая материальную и духовную культуру, особенности быта народа)
—
1. Историко — географическое каблограмма о Терском береге.
Терским берегом называется южное, лесистое берег Кольского полуострова. Скандинавское « Тре» означает землю, покрытую лесом. Когда-то и вдосталь Кольский зеленый мыс назывался Тренесом.
В 11-12 веках Господин Великий Новгород на споре с воинственными « мурманами» ( норманнами) захватил таковой безбедный пушниной и рыбой, ловчими соколами и речным жемчугом неукротимый край. Между 12-14 столетиями происходило усваивание славянами Терского берега.
Прошлое Терского берега изучено недостаточно. Скудны и неясны древние летописные свидетельства. В договорных грамотах Новгорода с тверскими крестьянами нотогея «Тре»упоминается твердо с 1264 года. Причём, Великий Новгород кропотливо оставляет её после собой.
Первые поселения славян появились на Терском берегу на 12-13 веках. Они располагались у моря (на географической карте показать границы земель Др. Новгорода)
2. Давайте послушаем воспоминанияо посещенииТерского берега одного из участников фольклорнойэкспедиции:
— « Белое море… Коротко северное лето. Вот сделано злобно ревёт море, фордевинд срывает с моря сердитыегребни. Короче стали дни, потемнее стали ночи. Падает снег. Белое понт становится чёрным. Чуть проглянет обмороженное красное солнце, прокатится по самому краю воды- и сызнова долгие ночи темны.
Шумит море, катит и катит волны на кипенный снежный берег.
По берегу изредка, километра сквозь три- четыре, стоят небольшие избушки- тони. Около избушки- ледник, сарай, малую толику бочек и чанов чтобы рыбы, вешала- шесты чтобы сушки сетей.
Редко стоят сёла на холодном берегу. Двадцать- тридцать, но разумеется и все пятьдесят километров один ото другого. Живут на этих сёлах потомки древних новгородцев – поморы. Иные сёла насчитывают и 300, и 400, и 600 лет. А земля таковой называетсяТерским.
Можно зайти. Обязательно накормят рыбой, напоят чаем. Народ здесь гостеприимный».
Это были воспоминания одного из участников фольклорной экспедиции Дмитрия Михайловича Балашова.
— — — 3. Воспользуемсягостеприимством хозяев. Пришло лейдейс и сказку послушать.
Художественное исполнение сказки« Шла маруха путём».
— В Древней Руси устные рассказы называли байками, ото слова «баять»- говорить. В фольклоре Новгородской области это номинация задолго этих пор сохранилось после колыбельными песнями. Сказками считались документы, различного рода показания, основанные на фактах. В современном значении
это эллинизм следовательно употребляться с 17 века ( 1649 г.)
Основнойпризнак сказки был определён ещё В.Г. Белинским и состоял на том, как будто она рассчитана на вымысел: ни слушатель, ни сазандари не верят на практика рассказанного.
- почему собираются фольклорные экспедиции« на окраина света»? ( на эпической поэзии исследователи искали элементы исторического бытия народа)
— 4 Этнографы протяжно обходилиТерский земля стороной. Местный фольклор впервинку стал известен чуть на дальнейшем экспедиции летом 1901 года. Сказки же всегда не записывались. Только на дальнейшем экспедиций на 60егоды ( 1961- 1964г) , на которых принимал членство Д.М. Балашов, были изданы « Сказки Терского берега Белого моря».
— Какже записывается фольклор? Надо давно до скорой встречи расположить к себя жителей деревни, села…Человекапришлого, незнакомого на близкую дистанцию не подпустят. Документы не спросят, но держаться будут настороженно, пока не увидят, как будто приехал неоантроп положа руку на сердце и интересомк их « житью-
бытью»,не праздным, но дельным. И публика на деревнях, по мнению Балашова, наблюдательны, остроумны, сметливы.
-А вот то-то и оно вы отгадайте-ка: «Безделица на петлю попала?» ( пуговица).
— 5. Сообщениео Д.М. Балашове.( см. приложение)
6. Обсуждение прочитанных сказок (см. приблизительный либретто анализа сказки:
-Зачин ( где-нибудь происходит действие, когда, главные герои) ;
— Сказочная эксцесс ( описывание путешествия героя) ;
— Постоянные эпитеты ;
— Концовка. Нравственные уроки сказки;
Сказка « Соль»
Сказка « Лиса и журавль»
Сказка « Золота тетёрка»
Сказка « Глиняшка»
— — Выводы:
- терские сказки, давно всего, отражают общерусскую сказочную традицию. Это надо быть на одинаковых сюжетах, на сказочных ситуациях.
- сохраняемость сказки ( сказка, записанная сквозь 30-40 лет, звучала одинаково).
- присутствуют все виды сюжетов:
— сказки о животных умопомрачительно популярны;
— бытовые сказки, на которых стёрты социальные различия (специфическое местное явление- отсутствуют сюжеты о барине и мужике, т.к. шкафчик здесь ни на жизнь не было, и поэтому владелец заменяется попом разве царём)
— волшебная сказка, где-нибудь бытует 2 сюжета:
1) возка героя, совершающего цикл подвигов, заканчивающаясяженитьбой на царевне;
2) поиски героиней исчезнувшего мужа, любимого. В них рассказывается не о героических деяниях, но о терпении, настойчивости героини.
-своеобразие: а) впитала на себя сказочные традиции карел и саамов;
б) охватывает картины моря;
в) описывает общество, не имеющее четких социальных границ;
— 7. Советую прочитать волшебные сказки« Камень- Латырь», « Озёрный жук- жених» ( содержание вошёл на мировую литературу, записан и обработан Аксаковым на « Аленький цветочек»
—
Файлы: Статья.doc
Размер файла: 70656 байт.