Автор конспекта:
Автор(ы): — О.В.Буканова
Место работы, должность: — МОУ Фоминская СОШ , профессор — психолог
Регион: — Владимирская силезия
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее шлир
Класс(ы): — 1 категория
Класс(ы): — 2 категория
Класс(ы): — 3 категория
Класс(ы): — 4 категория
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Психология
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный старшой
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Социальный профессор
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — методическая драгирование
Краткое очерчивание ресурса: — Психокоррекция
ИСПОЛЬЗОВАНИЕСКАЗКОТЕРАПИИ ВРАБОТЕШКОЛЬНОГОПСИХОЛОГА.
(Выступление на районном МО педагогов — психологов)
— Сказкаучитжить.Подсказкотерапиейпонимаютопытпередачизнанийодуховномпутиисоциальныхпереживанийчеловека.
Сказкотерапиюназываютвоспитательнойсистемой,котораясообразнадуховномумиручеловека.
Предметомсказкотерапииявляетсяпроцессвоспитаниявнутреннегомираребёнка.
Главной задачейсказкотерапииявляетсягармонизациявнутреннегомирачеловека.
— Взадачусказкотерапиивходят:
1.Снижениеуровнятревожностииагрессивностиудетей.
2.Развитиеуменияпреодолеватьтрудностиистрахи.
3.Выявлениеиподдержкатворческихспособностей.
4.Формированиенавыковконструктивноговыражения эмоций.
5.Развитиеспособностейкэмоциональнойрегуляциииестественнойкоммуникации.
— Привлекательностьсказокдляпсихотерапии, коррекциииразвитияличностизаключаетсявтом что,бессознательноидентифицируясебясгероем,ребёнокможетнаучитьсяпрогнозироватьбудущиепроблемыивовремяихрешать,гибкосовмещаяудовольствияинеобходимыедела.Насказкахопробируютсяпсихотерапевтическиеприёмы,позволяющиесмягчитповеденческийнегативизмребёнка.Черезсказкуребёнокможетпонятьзаконы мира,вкоторомонродилсяиживёт.
Психологполучаетвозможностьзаниматьсякоррекционнойработойсконфликтными,тревожнымидетьми, сдетьмисзавышеннойили,наоборот,сзаниженнойсамооценкой,эгоцентричными ,атакженеувереннымивсебе.
Педагогическаякоррекциянаосновеработысосказкамипозволяетребёнкунавербальном иэмоциональном уровнеосознать,чтотакое«хорошо»ичтотакое«плохо»,примеритьнасебяролиобидчикаиобиженного,сильногоислабого,заботливогоиравнодушного,примеритнасебярольродителяиоценить егосостороны.Чёрствостьиневниманиеребёнкакчувствамипереживаниямродителей,сверстников, воспитателейчастосвязанынесособойчёрствостьюв характересамогоребёнка, асотсутствиемопытасопереживания,снеумениемвслушиватьсявсловатех,кто егоокружает.
Работая со сказками, используя различные вопросы для бесед, психолог решает и психодиагностические и психокоррекционные задачи на работе используя: притчи, басни, легенды, былины, саги, анекдоты, сказки, детективы, любовные романы, приключения.
Притча – общепринято посвящена одному определенному уроку. Жизненный наука притчи не завуалирован. «Стрекоза и муравей» — муравьишка наблюдает за Стрекозой, у которой отнюдь целей и планов, она беспечна, однако у муравья есть ориентир на жизни.
Басня - главным образом короткая формальность притчи с организованно сформулированной моралью. «Вол и осел». Они несут поклажу… на конце пути всю поклажу несет вол – благодаря чего и кормят его лучше.
Анекдот – короткая формальность притчи неужели басни,построен на абсурде неужели нестандартной реакции.
Легенды – былины, саги, эпосы - сии жанры повествуют ореальных событиях героического содержания (коррекция работоспособности, трусости)
Мифы – повествования о богах и героях, о смысле многих обычаев и о том,по каким законам была организована практика предков.
Сказки – рассказы о будущем ( о ковре – самолете, печи, передвигающейся сам и т д)
Имеетсянесколько видов сказок: художественные сказки: народные и авторские. В художественных есть и наставнический и психокоррекционный логос страх неизмеримо уроков разрешено найти на сказках Андерсена. Например, «Гадкий утенок». Она сочувственно для работы с подростками…
Жил страшноватый ребенок, надо которым насмехались окружающие. Кто же знать любить такого некрасивого?
- Мать. Она его поддерживала и говорила, как он до скорого свидания добьется, т.к. у него доброе сердце. Кто таковой человек? О комэта сказка? ( об Андерсене, которыйбыл некрасив на молодости)
Вывод – не наружность суть на человеке, однако душа. На как обрекли его, когда выгнали со двора – на смерть.
В переходном возрасте меняется наружность и отвратительный птенец превращается на прекрасного лебедя.
Другая теогония Андерсена -«Красные башмачки» — на этой сказке проблема зависимого поведения. Проблема зависимого поведения от компьютера, от табака, от алкоголя. В сказке – метеозависимость от красных башмачков. В результате девчонка приходит к палачу и просит отрубить ей ноги…
Капризным дети следует работать по сказке «Принцесса на горошине».
Шаловливым – «Кот на сапогах»и т д .
Сказку «Колобок» разрешено трактовать по – разному. Из этой сказки разрешено извлечь неизмеримо уроков
1- бабушка запасливая (сумела найти муку для колобка);
2- беспечное поведение ( благодаря чего и съели)
7 – 8 кл.Наркозависимость – домысел о Домокловом мече. Чему эта домысел учит современного человека? Здесь мы видим расплату за удовольствия(алкоголь, наркотики, тютюн ).Платавысока-человеческаяжизнь и здоровье.
Дидактическиесказкисоздаютсядляупаковкиучебногоматериала,абстрактныесимволыодушевляются,возникаетсказочный образмира,вкоторомониживут.
Сказкимогутраскрывать очевидность и логос определённыхзнаний.
В форме дидактических сказокмогут подаваться учебные знания.
— — — Каковжеалгоритмсозданиядидактическихсказок?
1- Введениевсказочнуюстрану, на которой живут одушевлённыесимволы. Рассказ о нравах,привычках,жизнивэтойстране.
2- Разрушениеблагополучия.Вкачестве разрушителямогут выступатьлюбыесказочные персонажи, стихийныебедствия.
3- Обращение к ребёнку.Разъясняется,чтотолькочеловекспылкимсердцемизнаниямиможетвсехспасти, поэтому,чтобывосстановитьстрану,нужновыполнитьопределённыезадания.Например: Развитиепамятиивнимания. ЖиладобраяФея — Мнемозина.( Мнемо – память,зина-божество.)Всехоналюбила.Как- то зимойпришлаонавдеревню к простымжителям,ониеёприютили,обогрели,изаэтоонанаделилаиххорошейпамятью. Ночтобыпамять ихосталасьхорошей,необходимособлюдатьследующиеправила:
-насыщатьмозгкислородом(быватьнасвежемвоздухе,соблюдатьрежимдня)
-высыпаться(8-9 часов)
-некурить
-неупотреблятьалкоголь.
Еслинарушишьхотьодноправило,топамятьисчезнет.Мнемозинаушла,жителивсёпомнили, нозабылисоветыФеиипостепенностализабыватьбуквы, разучилисьчитатьисталималенькими. Вернувшись,Феяоченьрасстроиласьирешилавсёвосстановить.Ейнужнобылонайтихотьодногочеловека,которыйпомнилхотябыодноправилоизтех,которымонанаучилажителей, чтобывосстановитьихпамять.
Психокоррекциясказкойнеобходимадлямягкоговлияниянаповедениеребёнка.Подпсихокоррекциейпонимаетсязамещениенеэффективногостиляповедениянаболеепродуктивный.
Алгоритмсоздания:
- подбираемгероя,близкогоребёнкупополу,возрасту, характеру.
- Осмысливаемжизньгероя на сказочнойстранетак,чтобыребёнокнашёл сходствосо своей жизнью.
- Помещаемгерояв проблемнуюситуацию,похожуюнареальнуюситуациюребёнкаиприписываемгероюреальныепереживанияданногоучащегося.
- Геройначинаетискатьвыход изсоздавшегосяположенияимыусугубляемситуацию. Приводимклогическомуконцуиэтоподталкиваетгероякизменениюситуации.
- Геройпонимаетсвоюнеправотуистановитсянапутьизменения.
Работатьнеобходимоспричинамиповедения, выяснять,почему же дети себяплоховедут:
- может быть желаютпривлечьксебе внимание
- ребёнок хочет властвовать надо ситуациейи надвзрослыми
- ему тревожно, он хочет избежать неудачи
- у ребёнканесформированочувствомеры
(Примеры:Чуковский«Мойдодыр» ,еслиребёнокнеумывается.
«Федориногоре»,еслиребёнокнехочетубиратьсяит.д.)
Работасосказкой«Краснаяшапочка» полезнадлядевочеквпланевоспитанияженственности,таккакздесьмывидимзаботливуюгероиню,ихрабруюиаккуратную.Здесьможнонайтиивредотзнакомстваотвстречиснезнакомымимужчинами.Научитьповедениювэкстремальныхситуациях.Например:Выидётепотёмнойаллее,увиделичто-тонепредвиденное,каковабудетвашареакция-«убежать?»
- какведётсебя десятилетняяКраснаяшапочка? -беспечногуляет,поёт.Встречаетволкаиничегоеёненастораживает,онаспокойновсёрассказываетволку.Ичемзаканчиваетсяейбеспечность?
Психотерапевтическиесказки раскрываютглубинныйсмыслпроисходящихсобытий.Ониневсегдаимеютсчастливыйконец,новсегдаглубинныипроникновенны.Оничастооставляютчеловекасвопросомиэтостимулируетличностныйрост.Важенпроцессвыбораглавногогероя.
1 – напрямик выбор. Кем бы ты хотел быть на сказке?
2 – наши ассоциации. На кого похож?
3 – Спонтанновыбранные образы.
— Медитативные сказки.
Цель создания – для накопления положительного образного опыта, сколка психоэмоционального напряжения, сборка на душе ребенка позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, онтогенез личностного ресурса.
Гласное предопределение медитативных сказок позитивных идеальных взаимоотношений с миром и др людьми.
Отличительнаяособенность таких сказок – абсентизм конфликтов и отрицательных героев.
1 модель сказок – сказки, направленные на осознание себе на настоящем (здесь и сейчас), (путешествие средь звезд…)
2 – сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений.
3 -сказки , направленные на поддержку потенциала личности, расширение философии взаимоотношений и самореализации. Пример : Однажды спустя сильного дождя, умытое тонлесап было спокойное и тихое, на зеркальной ее поверхности отражались свежие чистые деревья, точно разом изо кустов вылетели маленькие крылатые существа – эльфы. Они, играя на прятки,разбудили русалок… Таким образом, мы на праве придумать любую ситуацию, ради найти бог смысл, ту проблему, которую нам потребно решить.Работасосказкамиоткрываетпсихологубольшиевозможностивработесдетьмилюбоговозраста.
ВВЕДЕНИЕВПСИХОЛОГИЮСКАЗКИ
— Цель.Познакомитьучастников семинара спсихологическимитрактовками содержаниясказок. Мотивироватьучастников наиспользованиесказоквпрофессиональнойдеятельности.
— Ход.Преждечемначатьнашразговоровозможностисказкикакразвивающегоипсихотерапевтического средства,давайтевспомнимстаруювосточнуюпритчу.
Странствующийискательистиныувиделбольшойкамень,накоторомбылонаписано: «переверни ичитай». Онсогромнымтрудомперевернултяжёлыйкаменьи прочёл надругойстороне: «Зачемтыищешьновогознания,еслине обращаешьвниманиянато,чтоуже знаешь?» (ПритчавзятаизкнигиВ.Г.Кротова«Массажмысли.»Притчи,сказки,сны, парадоксы, афоризмы.М., 1997.)
Очёмэтапритча?Можетбыть,как разосказках?Мыстремимсяузнатьнечто новое, нозабываемотом,что нам давноизвестно с самогораннегодетства-о сказках.
— Налистебумагинапишитеслово«СКАЗКА»
— Атеперьнапишитетеассоциации,которыевозниклиувасвсвязисэтимсловом.Этомогутбытьопределенияэтого понятия,Названияконкретныхсказок,какие – то воспоминания-вобщем,всёчтоугодно.
(Могутбытьнаписаныслова:«детство»,«теплота», «бабушка»,«радость»,«вымысел», «страшно» и т. д.)
Вселюдипо-разномувоспринимаютэтословои вкладываютвнегоразныйсмысл.Давайтепопробуемобратитьсякнаукеивыяснить,какжетрактуетсясказкаразнымиисследователями.Вотнесколькоопределенийсказки,взятыхизразныхисточников. (трактовкинаотдельнойстранице.)
— — — — ЧТОТАКОЕСКАЗКА?
— Вымышленныйрассказ, небывалаяидаже несбыточнаяповесть, сказание. В.Даль
Повествовательное,обычно народно – поэтическое, произведениео вымышленныхлицах и событиях, преимущественносучастием волшебных, фантастических сил. С.И.Ожегов
— Повествовательное произведениеустногонародноготворчества о вымышленных событиях, порою с участием волшебных фантастическихсил. Словарьрусскогоязыка
— Прозаическоехудожественноепроизведениеволшебного, авантюрногоилибытового характера с установкой навымысел.
Литературный всесторонний словарь
— Краткаяпоучительная,чаще оптимистическаяистория,включающаяправдуивымысел. С.К.Нартова-Бочавер
— Произведение,вкоторомглавнойчертойстановитсяусановканараскрытие жизненнойправдыс помощьювозвышающегоилиснижающегореальностьусловно-поэтическоговымысла. В.И.Аникин
— — Абстрагированнаяформаместногопредания, представленноговболеесжатойикристаллизованнойформе…Изначальнойформой фольклорных сказокявляютсяместныепредания,парапсихологическиеисторииирассказыочудесах,которыевозникаютввидеобычныхгаллюцинацийвследствиевторженияархитипическихсодержаний изо коллективногобессознательного. М.-Л. Фон Франц. Психология сказки.
— Почтивовсехопределенияхвстречаетсятакаяхарактеристикакаквымысел.Притакомширокомтолкованиитермина«сказка»получается, чтомыможемотнестиксказкамивсефантастическиепроизведения,идетективы,даивообще-любыепроизведения, описывающиекакие-тоистории,содержащиеправдуивымысел.Чемнесказкааргентинскиеимексиканскиесериалы?Получается,чтосказка окружаетнасвсюду!Неттакихлюдей,которыебынелюбилисказок.Нопочемутак?
— — — (Заполняеманкетуучастника семинара)
—
—
О Б С У Ж Д Е Н И Е А Н К Е Т Ы
-Какойпунктанкетыпоказался вамсамымлёгким?
-Какойизпунктованкетывызвалуваснаибольшиезатруднения?
-ЧтоВампоказалосьнепонятным?
Интересно,чтонаибольшиезатрудненияобычновызываютвопросыо нелюбимомживотноми о просьбекзломуволшебнику
Последнийвопросанкетыотчастипровокационный:неясно,окакомволшебникеидётречь-одобромилизлом.Подсознательныйвыбор,сделанныйкаждымизучастников,можетслужитьважнымдиагностическимматериалом.
Однаконаибольшийинтерес представляютпунктыанкетыо любимых и нелюбимых сказках.Обычно средь любимых сказок авторские и народные представлены хоть на соответствиипятьдесят на пятьдесят, ночащенаиболеезначимымиявляютсядревниенародныесказки.Наверное,этопроисходитотчастипотому,чтов сказкахотраженото,чтообъединяетлюдей, — ихвнутренниймир.Инымисловами,именнопсихологическоесодержаниесказок, символическоеотображениепсихологическихявлений, отшлифованноевеками, делаетнародныесказкинезаменимыминструментомвоздействияначеловека.Почемужеавторскиесказкичащевызываютвнутреннеенеприятие, отторжение? По-видимому,этопроисходитвтехслучаях,когдасказочник нарушаеткакие – тозаконыпостроениясказкии проецирует на созданнуюим сказкусвоиличностныеособенности. Хорошо, еслиличность автораздороваи гармонична, точно бывает и иначе. В этом случаемы можем обнаружить на сказке проекцииневротической личности, которые сбивают неделимость сказки, наполняют её неприемлемымидлянассмыслами.
— ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕИПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕЭМОЦИИ
Давайте обсудим сказку Г.Х.Андерсена «Огниво»В ней есть момент, каковой часто вызываетчувство удивления, отторжения и хоть брезгливости.
Солдат – главныйгерой сказки – по договорённости с ведьмой добывает длянеё огниво и получает за это неизмеримо золота. Но заместо того, ради соблюсти условия договора, как это общепринято делают порядочные люди, звание забирает себе и золото, и огниво, однако ведьме, несделавшей ему целиком хорошо плохого, наоборот, поступившейс ним честно, просто отрубает голову,(видимо, чтобыскрыть все последствия своего откровенного преступления-обмана).
Понятно, как положительногогероя, которымпредставляетсолдата Андерсен, такоеповедение, ласково говоря, не красит. Здесь проявляются невротические личностные проекциисамого автора. Можно найти и другие смыслыэтой сказки.
А в данный пункт давай обратимся к народной сказке «Колобок» и проанализируем её содержание. Эту сказку Вы сочувственно знаете.
Нам потребно на самотек 15 минут проанализировать эту сказку извлечь изо неёвсе смыслы, уроки, которые только лишь удастся.
— ПЕРЕЧЕНЬ УРОКОВСКАЗКИ«КОЛОБОК»
— В ситуации опасности стремись действовать.
— Откажись от стереотипов. Одни и те же действияне годятсядлявсех случаев жизни. Будь гибким.
— Если хочешь чего-то добиться – не медли.
Действуй решительно.
— Хитростьюможно многого добиться.
— Быстрая переэтерификация – пашня успеха. Чутко реагируй на окружающее.
— Распознай манипулятора, учись противостоять манипуляции.
— Умей рефлексировать, обдумывай и свои действия, и восприятиетебя партнёром.
— С миру по нитке – голому рубашка. Даже на ситуациикажущегося отсутствиярезервов их повсечастно разрешено найти.
— Нельзя быть беспечным – к словам старших достаточно прислушиваться.
— Родители не должны оставлять детей безо присмотра.
— Если вам хотите иметь детей, не теряйте надежды, у вы повсечастно есть вероятие (создание колобкакак символьный коммендация зачатия и рождения долгожданного ребёнка).
— Присмотрись: есть династия основа у следующий ступеньки, накоторую ты взобрался.
— Не воспринимай всё буквально(учись видеть скрытые мотивы и подтексты).
— Высоко взлететь – компаратив падать.
— Если контия ты решил отделиться от родителей,осознай ориентир этого.
— От судьбы не уйдёшь.
— Наглость не порок – всё одинаково сожрут.
— Без специальных усилий не извлечёшь скрытые ресурсы.
— - «Используй свои недостатки (в песенке Колобок сообщает о своём происхождении по амбару метён, по сусекам скребён», то естьиз пыли и грязи; иными словами: генотип никудышний- для какого дьявола же меня есть).
— Умей просчитывать стратегию своего поведения.
— Нерекламируйсебя,лучшеприкиньсянесьедобным.
— Нехамипервымвстречным – это попростуопасно.
— Будьосторожен на кризисные моменты своей жизни.
— — — — — — Практическое занятие
— РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕПОСКАЗКОТЕРАПИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
— Основнаяцельзанятий:созданиеусловийдляосмыслениянравственнойсистемыценностей, предоставлениевозможностейдлятрансформациинегативавпозитив.
— Задачи:
-профилактика у учащихся негативных эмоциональных проявлений: агрессивности, тревожности,дисгармоничности;
-создание условийдлясамоактуализации личностиучащихся, активизации психических функций, нравственности;
-предоставлениевозможностейдляделового сотрудничества , групповоговзаимодействия.
— Оборудование:свеча,магнитофон, записи релаксационнойитревожноймузыки, 2 гвоздя,яркиймячикнарезиночке, леденцовый петушокнапалочке,триденежки,глинянаясвистулька,пластилин,цветныекарандашииликраски.
— 1.Разминка.Ориентациянаработу.
— Здравствуйте, дорогиеребята!
Сегоднямывновьотправимсявсказку.Аначнём мы, каквсегдасразминки.
— Упражнение«Доброетело».
Возьмитесьзаруки, почувствуйтетеплоруксоседаипередайтеегодругдругусначалапочасовойстрелке,затемвпротивоположномнаправлении.
— — Упражнение«Поймайвзгляд»
— Надопойматьвзглядомлюбогоучастникаипоменятьсясним местами.
(Задача – сделать какможно главным образом перемещений)
— Психолог. Молодцы, сейчасвыпередалидруг другучуть-чуть волшебнойсилычерезрукопожатие и взгляд,вспомнив,чтоволшебствоможнотворитьс помощьюмыслей, рук, глаз.Мысвамизнаем,чтоволшебство — этотворчество,способностьпревращатьодновдругое.
— — 2.Ритуалвхода.
— Атеперьсоздадимсказочноепространство.Протянитевперёдруку,закройтеглаза. Яподойдуккаждомуизвас сосвечой,икактольковыпочувствуетееётепло,окажетесьвсказочноммире, вкоторомдействуютзаконыволшебства. (Обхожусосвечойвсехдетей,вэтовремязвучитрелаксационнаямузыка.)
— Итак,мывошли.Свечапомогланампровестиграницумеждумиромреальнымиволшебным.
— — Сегоднямысвами очутилисьвсказке«Триденежки».
— (чтениесказкипсихологом)
— Работанадсказкой.
— Нравственный урок:За всёнадоплатить.
Незнаяброду,не лезьвводу.
— ВОСПИТАНИЕДОБРЫХЧУВСТВ.
— -ПочемуМитькинарадость от покупки оказалась горькой?
-О чёмзаботилсяМитька, когда оказалсявдалиотродногодома?
-Почемурадость от возвращенияденегбыласо слезами на глазах?
-Наградил неужели наказал ходебщик Митьку за его поступок? Откуда это видно?
— РАЗВИТИЕМЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ:
— -Если бы Митькапопросил у бабушки на мячик,дала бы она ему?
-Что было бы,если бы соседка отдала козу бабушке, точно потребовала заплатить оставшийсядолг?
-Зачем следует было коробейнику собирать ребятишекв огромномдоме?
-Что могло случиться,если бы ходебщик и впрямь заставил Митьку у него работать неиспорченный год?
— СКАЗКАРАЗВИВАЕТРУКИ:Ребята,выдома слепили изо пластилинаподелки. Давайтепосмотрим, кто какуюподелкуслепил.
— (Мячик на резиночке, растение на палочке,свистулька.)
— (На столе детские поделки изо пластилина)
— 1 ЭТАП.
Цели: а) вызвать у детей свободныеассоциации, касающиеся их психической жизни, используясказукакметафору;
б)активнаяработа с текстом, позволяющаяобсудить мотивы поведения персонажейи ввести оценки«хорошо» и «плохо»,
в) используясказку как притчу-нравоучение, подсказатьварианты выхода изо ситуации.
Формаработы:фронтальнаясовсемидетьмивозрастной группы.
— 2 ЭТАП.
— Цели:а)дать виртуальность дети прочувствоватьнекоторыеэмоционально-значимыеситуациии«сыграть» эмоции путём проигрыванияэпизодовсказки;
б) вызвать свободныеассоциации,используярисование по мотивамсказки.
Формаработы: групповая. Участникигруппы -дети, намеренно отобранныепсихологом и учителем по результатамдиагностического обследования.Это детиснарушениями личностного и социального плана: тревожные,сострахами, конфликтные на отношениях со взрослыми исверстниками, с завышеннойсамооценкой,эгоистичные, с претензиями к своимсверстникам.
Исполнитель: психолог.
— РАСПРЕДЕЛЕНИЕРОЛЕЙ
ТРИДЕНЕЖКИ- трое детей, эгоистичных по направленностивсоейличности, конфликтных со сверстниками.
— МЯЧИК – ребёнок с завышеннойсамооценкой, часто отверженный.
ПЕТУШОК – ребёнок тревожный, обидчивый, часто отверженный.
— СВИСТУЛЬКА – разногласный по отношению к взрослым и непослушный;часто неужели «клоун», потешающийдругихдетейпроказамии непослушанием,или«кумир» сверстниковзасвою«смелость»идерзостьпо отношению к взрослым.
— ДВАБОЛЬШИХГВОЗДЯ – дети со страхами, робкие, застенчивые, с заниженнойсамооценкой.
(все персонажи – неодушевлённые,поэтому их переигрывание ивосприятие на вербальном уровне и уровне самоанализавнешнеабсолютно не связаны с личностью ребёнкаилирассуждающего о нём.)
— ПСИХОГИМНАСТИКА
При помощидвижений,мимики, иныхдействий, доступных ребёнкуданноговозраста,показатьчувствопечалипонесбывшейсямечте:
Сесть,рукиположитьнаколени, ощутитьтяжестьвнатруженныхруках,плечиопустить, головуслегканаклонитьвперёд;налицеизобразитьпечаль и обиду:кончикигубопустить вниз, бровислегканахмурить,глазаширокораскрыть,внихдолжнабытьпечаль.
— — — ВОПРОСЫдляПСИХОКОРРЕКЦИИ
— ТРИДЕНЕЖКИ –троедетей, держащихсязаруки ивместеотвечающихнавопросыпсихолога, неперебивая,аподсказываядругдругу:
-Откудавыпоявились,триденежки?
-ВыхотитепринестиМитькинойсемьедоброилизло?
-Чемвыогорчилибабушку?
-Чемвыеёпорадоваливконцесказки?
-АчтовыпринеслиМитьке?
-Что выможетесделать,чтобыпринестибабушкеиМитькерадость? —Втом,чтоуМитькислучиласьбеда,виноватмячик? — — МЯЧИК:
-Расскажиосебе,какойты?
-ЗачемМитькатебякупил?
-Тыобрадовался,когдаонтебякупил? А потом?
-Какуюрадостьтыемупринёс?
-Почемукоробейникпродалвместес тобойпетушка,свистульку, гвозди?
-Чтостанетстобой, когдаутебяпорвётсяодёжка?
— ПЕТУШОК:
-ПочемуМитькаоттебянеотказался?
-ПочемутыМитькуособеннопорадовал,хотяонтебяисъел?
-Чтобыбыло, еслибы Митькатебянесъел?
-Чтоосталосьоттебя?
-Тыобэтоммечтал,когдатебяделали?
— СВИСТУЛЬКА:
-Митькахотелтебякупитьукоробейника?
-Какаяты,есликоробейникдалтебяМитькев«нагрузку»кмячику? (пояснитьслово«нагрузка»)
- Если бы ты не попала к Митьке,то у когомогла бы оказаться?
- Тыдовольнатакой судьбой: пролежать на сараевзаветномместе,чтобтебяниктонеувидал?
- Приятнобудет Митькестобойиграть,еслионпросвойпроступокбудетвспоминать?
— ДВАБОЛЬШИХГВОЗДЯ:
— Какиевы?
-Длячеговынужнылюдям?
-Что бывымоглисобойскреплять?
-Вы – вещиполезныеиливредные?
-КудабывыхотелипопастьвМитькиномдворе?
-Выможетепринестибедуилиболь?
-ЗачтовыМитькунаказалиикаквыэтосделали?
-Какаябольсильнее:телаилидуши?
—
УПРАЖНЕНИЕ«РИСОВАНИЕ»
— — — Нарисоватькраскамилюбуюиздвухкартинок:
-бабушкинупечаль
-Митькину радость( навыбор – радостьотпокупкиигрушекилирадостьотпокупкикозы)
— (Дети рисуют)
Насталовремявозвращатьсявреальныймир,асделатьэтонам поможетсвеча.Закройтеглаза,протянитеруки,кактольковыпочувствуететеплосвечи,вернётесьвреальность.
(Психологобходитучастниковсосвечой,вэтовремязвучитрелаксационнаямузыка)
— Мысновавклассе. Постарайтеськакможнодольшесохранитьвсебесилуволшебства.Мысвамисегодняпрочувствовалипечальпонесбывшейсямечте,узнали,чторадостьбывает«горькой»
— СКАЗОЧНАЯРЕЛАКСАЦИЯ«УЛЫБКА»
Мысвамисовершилиочень утомительное путешествиеиоченьусталиНамнеобходимоотдохнуть.
Сядьтепоудобнееизакройтеглаза. Сделайтетриглубокихвдохаивыдоха.
Вовремякаждоговыдохатыможешьпочувствовать,кактвоёлицовсёбольшеибольшерасслабляется.Пустьскаждымвыдохомрасслабитсятвойрот,нос,уши,глаза…Теперьвдохниглубоко-глубокоизадержидыхание.Откиньголовуназад,сделайсильныйвыдох,выдуваявоздухкакможновыше,чтобыондолетелдопотолка… Повториэтоещё раз. Теперьсновавдохни.
Икогдабудешьсейчасвдыхать,постарайсяулыбнуться. Почувствуй,каквовремяулыбкирастягиваютсятвоигубыикакнапрягаютсямышцыщёк…. Сделайэтоещёразипопробуйулыбнутьсяпошире.Представь себе,чтовидишьпередсобойнарисункекрасивоесолнышко,роткоторогорасплылсявширокойдружескойулыбке.
Когдатыулыбнёшьсяснова, почувствуй,кактвояулыбкапереходитвтвоируки,доходитдоладоней.Дышиспокойноиулыбайся…Ощущай, кактвоиладонии рукинаполняютсяулыбающейся силком солнышка.
Когдатысноваулыбнёшься, почувствуй, кактвояулыбкаспускаетсявсёнижеидоходитидоходитдоног,досамыхкончиковступней. Ощутитеплосолнцаподподошваминог.
Ощутиулыбкувовсёмсвоёмтеле. Улыбаясь,тыхорошо чувствуешь себяс головыдоног, ощущаешьрадостьвсемиклеточкамисвоеготела. Тылюбишьипринимаешьсебя и всех, кто рядышком с тобой.
Теперьсновавдохни и задержи на мгновение дыхание. Представь,чтовгрудиутебянаходитсябольшойзолотойшар.Этонастоящеесолнцевокругтебя,внутритвоегосердца. Снова фундаментально вдохни,задержидыханиеи почувствуй, как солнцевнутритебяшироко и дружелюбноулыбается.А в данный пункт заметь,какспокойно, безмятежноирадостносталоу тебя надуше.Итысможешьпотомвызыватьвсебеэтоприятноечувство,вспоминаякартинуулыбающегося солнца.Теперьнемногопотянисьивыпрямись.Откройглазаисноваокажись с нами на этой комнате.
— — Педагог – психолог О.В. Буканова
— — — Используемая литература
— 1. И.Вачков. Введение на психологию сказки. Журнал «Школьный психолог».
№12 – 2001 г.
— 2. Н.Сакович. День за днём на стране фантазии. Программа развития самосознания детей 7-9 лет средствами сказкотерапии. Журнал «Школьный психолог». №9 – 2005 г.
— 3. Н.Сакович.Взрослые сказки о главном. Журнал «Школьный психолог».
№16 – 2005 г.
— 4.В.Пономарёва.В некотором царстве, на некотором государстве. Журнал «Школьный психолог», №18– 2005 г.
— 5.Набойкина Е. Коррекционные сказкотерапевтические игры для детей с отклонениями на развитии. Журнал «Школьный психолог». №23 – 2005 г.
— 6.Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. – М.: «ЦГЛ», 2004. – 246 с.
— 7.Фопель К. Как научить детей сотрудничаит? – М.: Генезис, 1998.
— 8.Энде М. Бесконечная книга. – Ташкент: Шарк, 1992.
— — — — — — — — —
Файлы: Лазарева И.В. Презентация А.Грин.pptx
Размер файла: 597218 байт.