Автор конспекта:
Автор(ы): — Подшивалова С.М.

Место работы, должность: — МОУ «Марьинская СОШ», Юринский район, Республика Марий Эл, учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1) познакомить учащихся с историей создания, художественными особенностями романа Булгакова; 2) формировать навык анализа художественного произведения на основе романа «Мастер и Маргарита» Булгакова; углубить представления учащихся о личности писателя; 3) на примере творчества М. Булгакова воспитывать интерес учащихся к художественной литературе.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемые учебники и учебные пособия: —

Агеносов. Русская литература 20 века

Используемая методическая литература: —

  • Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – 2-е изд. – М., 2004.
  • 2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М., 2002. – (Библиотека

    отечественной классической художественной литературы).

  • Буровцева Н.Ю. Кроссворды для школьников. Литература. – Ярославль. 1998.
  • Козак О.Н. Литературные викторины. – Спб., 1998.
  • Побединская Л.А. Слово и судьба: Литературные сценарии. – М., 2000.
  • Газета «Литература»/ Приложение к газете «Первое сентября». — № 36. – 1997.
  • Газета «Литература»/ Приложение к газете «Первое сентября». — № 12. – 1998.
  • Журнал «Иностранная литература». — № 5. – 1991.
  • Используемое оборудование: —

    портреты М.А. Булгакова, иллюстрации к роману, магнитофон с

    записями песен В. Леонтьева «Маргарита» и И. Николаева «Мастер

    и Маргарита», карточки с заданиями.

    Краткое описание: — урок по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"

    ХОД УРОКА:

    Лишь тот достоин счастья и свободы,

    Кто каждый день за них идет на бой!

    И.В. Гете. «Фауст»

    I. Организационный момент

    II. Вступительное слово учителя

    (Звучит запись песни В. Леонтьева «Маргарита»)

    Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из загадочнейших явлений русской литературы ΧΧ века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным, хотя у некоторых этот роман вызывает чувство раздражения. В чем же специфика этого произведения, как реализовался здесь талант Булгакова, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы.

    Талант Булгакова-писателя носил ярко выраженный сатирический характер. Другой особенностью его была исповедальность: все произведения художника в той или иной мере биографичны, им присуще личное, булгаковское – его боль, его оценка описываемого. «Мастер и Маргарита» — роман особенный, над ним писатель работал буквально до последнего часа своей земной жизни, его написанию Михаил Афанасьевич придавал огромное значение.

    III. Психологическая подготовка к изучению нового материала

    Задание: Вспомните, по какому плану идет знакомство с художественным текстом.

    (Запись на доске: 1) История создания.

    2) Жанр.

    3) Основные образы.

    4) Временные рамки.

    5) Языковые особенности.)

    IV. Проверка домашнего задания

    1) Знакомство с иллюстрациями, созданными учащимися.

    2) Чтение афоризмов, найденных в тексте романа

    (можно выписать на доску)

    3) Викторина «Детали»

    Задание: Определите, кому принадлежат данные предметы.

    - монокль (кот Бегемот);

    - шпага (Воланд);

    - портфель с валютой (Босой);

    - клетчатый пиджак (Фагот – Коровьев);

    - клетчатая кепка (Бездомный);

    - украденная из гроба голова (Берлиоз);

    - желтые цветы (Маргарита);

    - шляпа пирожком (Берлиоз);

    - трость с черным набалдашником в виде пуделя (Воланд);

    - белая повязка с ремешком (Иешуа);

    - треснувшее пенсне (кот Бегемот);

    - бумажная иконка со стершимся изображением неизвестного святого (Бездомный);

    - кавалерийские усы (кот Бегемот);

    - клетчатые брючки (Воланд);

    - котелок на голове (Азазело).

    V. Изучение нового материала

    1) Сообщение подготовленного ученика об истории создания романа

    Начало работы над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков датировал то 1928-м, то 1929 годом. В начале 1930 года рукопись своего романа писатель сжег, о чем сообщал в письме правительству от 28 марта 1930 года: «…я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…» Причем он сжег часть рукописи, оставив корешки, чтобы иметь возможность доказать позднее, что рукопись существовала.

    В первоначальном варианте романа не было Мастера и Маргариты: замышлялся и разворачивался сатирический «роман о дьяволе», в сохранившихся черновиках имеющий следующие варианты названия: «Гастроль», «Сын…», «Черный маг», «Копыто инженера» (это «копыто» долго удерживалось в заголовке романа, в 1931 году – «Консультант с копытом»). В 1932 году сразу несколько вариантов названия рассматривает автор: «Сатана», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца».

    Но уже в ранних редакциях действие романа начиналось именно так, как теперь, — со сцены на Патриарших прудах. Еще будут исправляться и меняться имена героев, но в общих чертах Булгаков уже тогда представлял многие сцены сатирической дьяволиады (сеанс черной магии, история с фантастическими деньгами. Похороны Берлиоза). Роман разворачивался сатирической фантасмагорией, но была в нем особенность: с самого начала в роман входила евангельская тема, которая решительно опровергала церковную традицию. Первоначально это был рассказ Воланда о суде над Иешуа и о распятии,

    позже это войдет в роман как видение, картина.

    Многие образы романа восходят к впечатлениям и фантазиям детства. Однажды

    своей сестре Наде 12-летний Булгаков сказал: «Ты думаешь, я сегодня ночью спал? Я

    был на приеме у сатаны!» огромное впечатление на Михаила Афанасьевича произвела открывшаяся в Киеве в начале 1902 года панорама «Голгофа». Будущий автор знаменитейшего романа хорошо знал библейские тексты – в гимназии по Закону Божию

    у него была пятерка. Позже Булгаков читал «Жизнь Иисуса» Э. Ренана, изучал работы по демонологии, читал сочинение Ф.В. Феррара «Жизнь Иисуса Христа». Роман привлекал его характером своей критики Евангелий, своим стремлением «угадать». «Надо стараться угадывать», — писал Ренан, обращаясь к недостоверным библейским источникам. Ренан путешествовал по Сирии, Ливану, Палестине, естественно, он хорошо знал места,

    которые описывал.

    Феррар привлекал Булгакова конкретностью и красочностью описаний, у него Михаил Афанасьевич взял описание дворца, одежды в древней Иудее. Писатель искал истину образов, а не истину событий, он брал у предшественников то, что ему помогало

    в решении задачи.

    В 1931 году в тексте романа впервые появляется персонаж, который позже будет назван Мастером, но имени «Мастер» еще не было, имя своему герою автор найдет лишь в 1934 году, а до тех пор он будет называть его Фаустом, поэтом. В 1931 году в рукописи уже была Маргарита.

    2) Выступления учащихся о жанре произведения

    - философский роман;

    - исторический роман;

    - роман о любви;

    - роман в романе;

    - роман-миф;

    - притча;

    - один из вариантов романа о дьяволе и т.д.

    3) Основные персонажи романа и их прототипы

    - Прежде, чем перейти к рассмотрению основных персонажей романа и их прототипов, давайте проведем небольшую викторину.

    а) Викторина «Узнай героя по описанию»

    «Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, женаных белых брюках и в черных тапочках».

    (Иван Бездомный)

    «Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».

    (Мастер)

    «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью».

    (Иешуа)

    «Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами».

    (Фрида)

    «…тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокейской шапочке и в пенсне…».

    (Коровьев)

    «росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой».

    (Воланд)

    «…человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по-волчьи, исподлобья».

    (Левий)

    б) Сообщения учеников об основных прототипах

    Воланд. Родословная литературного героя огромна: образ сатаны привлекал великих художников – «Фауст» Гете, «демон» Лермонтова, опера Гуно «Фауст», «Мефистовальс» Ф. Листа, опера А. Рубинштейна «Демон», роман Жака Казота «Влюбленный дьявол», трагедия Мильтона «Потерянный рай», «Братья Карамазовы»

    Ф. Достоевского, полотна Врубеля «Демон летящий», «Демон сидящий» и многое другое.

    Более всего Воланд связан с Мефистофелем из трагедии «Фауст» Гете. Связь эта закреплена и эпиграфом к роману, сначала он был выписан по-немецки, потом – переведен на русский. Но первым толчком к замыслу образа была музыка – опера Шарля Гуно, написанная на сюжет Гете и поразившая Булгакова в детстве на всю жизнь. Вероятно, писатель видел в роли Мефистофеля Федора Шаляпина, ибо одеяние булгаковского Воланда повторяет костюм оперного певца.

    Само имя Воланд также восходит к Гете. Оно возникает в «Фаусте» один раз: так называет себя Мефистофель в сцене «Вальпургиева ночь», прокладывая себе и Фаусту дорогу на гору Брокен среди нечисти: Дорогу! – черт идет!

    Маргарита. Булгаков сохранил в своем романе имя героини Гете, но его

    Маргарита имеет и реальный прототип; им послужила Елена Сергеевна Шиловская, ставшая третьей женой Михаила Афанасьевича. Писатель делал выписки о Маргарите Валуа, известной своей страстностью. С 1934 года образ Мастера становится

    центральным в романе, рядом с ним – обобщенный поэтический образ женщины.

    Которая любит.

    Мастер. В черновиках ему присущи черты самого писателя, образ был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и самого Булгакова. Еще одна интересная деталь – у Михаила Афанасьевича были легкие, рассыпающиеся светлые волосы, они мешали ему, и работать он любил, натянув на голову шапочку. (Шапочку с вышитой руками Маргариты буквой «М» Мастер показывает Ивану Бездомному в сцене знакомства.)

    Азазелло. Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного Азазел. Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа – книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазеллу женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому именно этот персонаж передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность.

    (Информацию о прототипах героев романа можно взять из книги «Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 432с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).)

    Учитель: Всего в романе 506 персонажей, 156 из них имеют собственные имена, 249 – безымянны, более 100 – «коллективные» персонажи.

    В 1921-1924 годах писатель жил на Большой Садовой, в доме № 10, этот дом изобразил в романе под № 302-бис.

    Первый полный вариант романа Булгаков завершил в 1934 году, последний –

    в 1938. При жизни писателя роман не был опубликован, с 1946 по 1966 год Елена Сергеевна предприняла шесть попыток пробиться через цензуру, и лишь в конце 1966 года в журнале «Москва» была начата его публикация, при этом было изъято двенадцать процентов текста. Но Булгаков был убежден, что для писателя созданное – сознано, даже если оно не сохранилось…

    Итак… «Однажды весною, в час небывало жаркого заката. В Москве, на Патриарших прудах появились два гражданина… Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека…

    И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек…

    Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Первый глаз черный, левый – почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец».

    Так начинается этот загадочный роман, на первых страницах которого перед читателем предстает дьявол. Посмотрите, как изображали его предшественники Булгакова.

    (рассматриваются репродукции Г. Доре, М. Врубеля и др.)

    Фаусту, герою одноименной трагедии Гете, дьявол является в облике черного пуделя; как намек на неземную сущность героя – трость с набалдашником в виде головы пуделя в руках Воланда.

    в) Система образов в романе

    - Почему Булгаков эпиграфом к своему роману берет строки из «Фауста» Гете?

    (Чтобы показать, какую роль выполняет его герой в романе

    Воланд способствует установлению справедливости. Также

    это указывает на связь с гетевской трагедией на сюжетном

    уровне.)

    - Почему роман называется «Мастер и Маргарита»? Почему автор отказался от

    вынесения в заглавие имени дьявола, как это было в черновиках?

    (Главный герой не Воланд, а Мастер и Маргарита. В центре

    внимания Булгакова – история их жизни. Все, что происходит

    в Москве до и с появлением Воланда, так или иначе связано с их

    судьбой, их любовь, их страдания волнуют автора.)

    - Назовите темы романа. Какая из них основная? Докажите это.

    (Темы Творчества, любви, трусости и раскаяния, современной

    автору Москвы, свободы и несвободы. Основная – тема любви.

    Об этом свидетельствует название произведения.)

    - Главы романа Мастера не отделяются от глав, описывающих современную Булгакову

    Москву. Почему?

    (То, что происходило в древности в Иудее, повторяется на

    новом витке истории. Люди, как замечает Воланд, не

    изменились.)

    - Как создается образ Мастера? Почему у него нет имени?

    (Главное в нем – талант. Его прозрение, он описал события

    далекого прошлого так, как это было на самом деле. «О, как я

    угадал! О, как я все угадал!» — восклицает он. Главное его

    назначение – творчество.)

    - Почему автор не дает подробного портрета Мастера?

    (Как и имя, внешность героя не значима для Булгакова, ибо она

    не является определяющим в судьбе героя. Но не один раз

    описываются глаза Мастера, которые отражают тот

    внутренний свет, которым полна его душа.)

    - Есть ли сходство в судьбе Мастера и Иешуа?

    (Есть. Каждый из них не понят окружающими, обоих

    преследуют, травят за убеждения, убивают – Иешуа распят

    на кресте, Мастер морально сломлен, оба одиноки – лишь

    Левий Матвей рядом с Га-Ноцри, Маргарита с Мастером,

    обоих предают ради ничтожной выгоды.)

    Учитель: Стоит отметить общее в судьбе Мастера и самого Булгакова: писатель на протяжении всей жизни подвергался гонениям и травле.

    - Как создается образ Маргариты?

    (Портрета тоже нет. Но часто отмечается выражение ее

    глаз. Описываются ее поступки, которые характеризуют ее

    как решительную, преданную женщину, не лишенную

    сострадания: отказывается от предложения Азазелло убить

    Латунского, помогает Фриде, успокаивает ребенка,

    напуганного ее буйным поведением во время полета.)

    - Что основное в Маргарите?

    (Любовь и гордость. Ради любви она соглашается на

    предложение Воланда стать хозяйкой бала Сатаны, но

    гордость не дает ей слабости просить о помощи, она готова

    закончить жизнь, если нет с ней рядом Мастера.)

    (Учащиеся читают вслух сцену после бала:

    "Она чувствовала себя обманутой. Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал. А между тем ей совершенно ясно было, что идти ей отсюда больше некуда…

    - Всего хорошего, мессир, — произнесла она вслух, а сама подумала: «Только бы выбраться отсюда, а там я уж дойду до реки и утоплюсь»." – начало гл. 19)

    Учитель: Именно это в ней покоряет Воланда. Который возвращает ей возлюбленного, это покоряет и читателей, ее способность к самоотречению покоряет и Иешуа.

    - Как относится автор к Маргарите? Докажите примерами из текста.

    (Несомненно, что Булгаков симпатизирует своей героине.

    «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете

    настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его

    гнусный язык!

    За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе

    такую любовь!

    Нет! Мастер ошибался, когда с горечью говорил Иванушке

    в больнице в тот час, когда ночь переваливалась через

    полночь, что она позабыла его. Этого быть не могло. Она

    его, конечно, не забыла».)

    - За что на 12 тысяч лун наказан Пилат?

    (За трусость. Он не рискнул спасти понравившегося ему и

    невиновного Иешуа из опасения за свое положение, из

    боязни потерять место прокуратора.)

    Учитель: В этом его трагедия, это его вековая мука. Поэтому его пугает и больно бьет фраза Иешуа, записанная Левием Матвеем. «Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках пергамента он разобрал слова: "…большего порока… трусость"».

    Сам Булгаков считал трусость главным пороком: «Трусость – вот главный порок, потому что от него идут все остальные». Именно трусость, боязнь нового, нетрадиционного заставляет гонителей Мастера травить его.

    - Почему Пилат «убивает» Иуду?

    (Пытается загладить собственный грех – наказать

    предателя Иешуа, если уж не хватило смелости спасти

    бродячего философа.)

    - В чем назначение миссии Воланда в Москве?

    (Воланд и его свита вершат своеобразный суд. Они

    защищают Мастера и Маргариту, наказывают Берлиоза,

    Лиходеева и им подобных.)

    Учитель: На назначение появления нечистой силы в Москве указывает эпиграф из Гете, парадоксально, но свита Воланда вершит Добро, восстанавливает Справедливость.

    - В романе часто звучат слова «вина», «суд», каждый из героев как-то наказан. Почему так

    жестоко Воланд обходится с Берлиозом?

    (Потому что Берлиоз лишен фантазии, воображения и

    способности воспринимать чужую точку зрения. Он ни

    во что не верит.

    «Михаил Александрович, — негромко обратился Воланд к

    голове, и тогда веки убитого приподнялись, и на мертвом

    лице Маргарита. Содрогнувшись, увидела живые, полные

    мысли и страдания глаза. – Все сбылось, не правда ли?..

    Вы всегда были горячим проповедником той теории, что

    по отрезании головы жизнь в человеке прекращается и

    он превращается в золу и уходит в небытие… Впрочем,

    все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая,

    согласно которой каждому будет дано по его вере. Да

    сбудется же это! Вы уходите в небытие, и мне радостно

    будет из чаши, в которую вы превращаетесь. Выпить за

    бытие!»)

    - Почему Мастеру дарован покой, а не свет?

    (В какой-то момент он испугался жизни: отказался от

    борьбы, от любви, от Маргариты; заставил ее страдать,

    возненавидел свой роман.)

    Учитель: Истерзанный Мастер отказывается от своего призвания художника: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме нее… меня сломали, мне скучно. И я хочу в подвал… он мне ненавистен, этот роман… я слишком много испытал из-за него». Никто из людей не смеет упрекнуть замечательного человека за подобную капитуляцию. Но «он не заслужил

    света, он заслужил покой, — печальным голосом проговорил Левий». Ведь Мастер предал любовь – высшую ценность для Булгакова.

    Мастер поддался усталости. Маргарита сильнее, именно ее любовь возвращает Мастера, она живет ее жизнью, она способна нести на своих плечах бремя общих забот. Поддерживать своего возлюбленного.

    - Что символизирует свет?

    (Это высшая награда в мире Иешуа, который определяет

    судьбу Мастера и Маргариты. Это вера до конца, это

    преданность своим убеждениям, это беззаветная любовь и

    самоотречение.)

    - Кто из героев романа достоин света?

    (Маргарита, которая борется до конца за свою любовь.)

    4) Время в романе

    - В чем особенность временной и пространственной организации в романе?

    (все происходит почти в одно время;

    время года – лето;

    похоже описание Москвы и Ершалаима)

    5) Стиль романа

    (работа по карточкам)

    Задание: Определите стилевые особенности каждого отрывка.

    а) «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами.

    Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой

    землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший, и он без

    сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в

    руки смерти, зная, что только она одна (успокоит его)».

    (лирический настрой, стихотворный ритм, белый стих)

    б) « — Эй, гражданин, помогите задержать преступника! Вы обязаны это сделать!»

    (низкий стиль, сатирический настрой)

    в) «- О нет! – воскликнул Пилат, и с каждым словом ему становилось легче и легче: не

    нужно было больше притворяться, не нужно было подбирать слова. – Слишком много

    ты жаловался кесарю на меня, и настал теперь мой час, Каифа! Теперь полетит весть от

    меня, да не наместнику в Антиохию и не в Рим, а прямо на Капрею, самому

    императору, весть о том, как вы заведомых мятежников в Ершалаиме прячете от

    смерти. И не водою из Соломонова пруда, как хотел я для вашей пользы, напою я

    тогда Ершалаим! Нет, не водою!..»

    (высокий стиль, торжественность)

    VI. Итог урока

    Учитель: Есть в романе нота трагизма: покой и независимость дарованы героям в ином мире, роман Мастера не оценили современники, его прозрение оказалось им ненужным, он сам им не нужен; также оказался отвергнутым своим временем и современниками Иешуа. Но любовь торжествует в романе: она дает силы Маргарите, она прощает и спасает.

    Роман имеет два основных варианта прочтения: поверить всему фантастическому – или отнести все загадочное на счет гипноза. В эпилоге Булгаков дает «реальное» объяснение всему происшедшему, официальную точку зрения. И здесь каждый из нас выберет версию по своей вере.

    (Звучит песня «Мастер и Маргарита» в исполнении И. Николаева)

    VII. Домашнее задание

    Подумайте, на кого из героинь классической литературы похожа Маргарита и чем.

    Файлы: Музы в военной шинели.docx
    Размер файла: 481721 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

    https://unokor.ru воздуходувка пылесос электрическая купить.