Автор конспекта:
Автор(ы): — Самарокова Наталья Геннадьевна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ №3 г. Пугачева Саратовской области», учитель начальных классов
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Математика
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Повторить изученные случаи сложения и вычитания трёхзначных чисел, решение задач, изученных видов. Развивать вычислительные навыки, мыслительные операции, воображение, память, фантазию.
Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
Воспитывать в детях бережное отношение к природе, гордость за свой край.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемое оборудование: —
Картинки с изображением рыб, растений, животных, фотографии реки Иргиз, схема реки Иргиз, модель кораблика, карточки с индивидуальными заданиями, карта Пугачёвского района Саратовской области.
Краткое описание: — Интегрированный урок математики и окружающего мира, посвященный краеведческой теме родного края.
Организационный момент.
Вступительная часть.
— Ребята, послушайте отрывок из стихотворения З. Александровой «Родина»
Если скажут слово « родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот
Или степь от маков красная,
Золотая целина,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
— А что вам, ребята, вспоминается, если звучит слово «родина»? (Ответы уч-ся)
-Да, каждому из нас вспоминается что-то своё, самое дорогое: свой город, двор, дом, родители, река и т д. – всё это можно объединить словосочетанием «малая родина»
2 Сообщение темы урока.
а) — Сегодня мы с вами совершим «путешествие» по нашей реке Иргиз. (Приложение 1)
Мне порою часто снится,
Словно крик осенней птицы.
Край суровый, край далекий,
Где с тобой мы родились.
Где колечко за колечком
по степи рисует речка,
Для кого-то небольшая,
А для нас большой Иргиз.
В. Фадин
А поплывём мы на этом кораблике. (На план-схему реки прикрепляется модель кораблика).
— Мне очень хочется, чтобы в путешествие отправился весь класс, поэтому вы должны быть старательными, чтобы узнать много нового и вспомнить изученное ранее. Вообще мы будем заниматься математикой, и говорить о природе нашего края, о реке Иргиз, о животных, обитающих около неё, о растениях, о рыбах.
б) Легенда о названии реки.
— Откуда же пришло название реки Иргиз? С нами путешествует краевед. Он поведает нам историю названия нашей реки.
( Рассказ уч-ся приложение 2)
Существует легенда, что якобы у хана Маянги была красавица – дочь Ир-Кис, которую хотел взять себе в жены сын соседнего хана, но гордая девушка ему отказала. Хан не стерпел обиды и начал войну против соседей. Девушка сама повела воинов отца. Сражение разыгралось на реке. В честь храброй девушки реку назвали Ир-Кис, потом звуки «к» и «с» стали более звонкими. В результате получилось Иргиз.
Некоторые ученые считают, что название реки произошло от тюркского «Ир» «извилина» или «ырг» — крюк. Это наиболее правдоподобно, т.к. р. Большой Иргиз течет среди широкой долины, которая местами развивается до 10-15км.
455км из всей долины реки приходится на Саратовскую область. Своими крутыми изгибами и зелеными от леса берегами река придает ландшафту своеобразный колорит и красоту.
3 Актуализация опорных знаний.
— Каждое путешествие должно быть хорошо спланировано, особенно по нашей извилистой реке. Поэтому капитан и его помощник рассчитают наш маршрут (индивидуальная работа у доски с карточками)
Карточка 1. Длина реки Иргиз 652км. Какова её протяжённость по Пугачёвскому району, если по другой территории её длина составляет 429км?
Карточка 2. В реке Иргиз промысловых рыб 30 видов, а непромысловых 20 видов. Сколько всего рыб в реке Иргиз? На сколько промысловых рыб больше, чем непромысловых?
— А я приглашаю вас на рыбалку. Если правильно выполните все задания, то сможете узнать название рыбы, которая обитает в реке Иргиз и мечет икру зимой.
Игра «На рыбалке» (Приложение 3)
Игра «На рыбалке» (Приложение 3)
43+17=
45+30=
34+35=
70-4=
90-18=
30+33=
— Посчитайте. Расставьте числа в порядке возрастания. (60, 63, 66, 69,72, 75)
— Найдите закономерность и продолжите ряд.
— Молодцы! Вы правильно выполнили задание и я могу открыть первую карточку: ЛИ
— А теперь решите задачу:
Три одинаковых карася тяжелее, чем 4 одинаковых окуня. Что тяжелее 4карася или 5 окуней?
( Учитель открывает карточку с буквой М)
Игра «Поиск девятого» (Приложение 4)
— Какую рыбку надо нарисовать вместо пустой клетки?
После выполнения задания учитель открывает карточку: НА
На доске карточки: ЛИ М НА
— Догадайтесь, какое же здесь слово? Переставьте карточки местами и составьте слово
(налим).
— Правильно. Налим- это рыба, которая летом впадает в спячку, а зимой мечет икру и выводит потомство. Эта рыба водится в реке Иргиз.
Приложение 5
(Изображение рыбы поместить на схему реки)
Рыбалка наша подходит к концу, подведём итог, решив задачу:
Ловить пошли однажды мы:
Карасей десятка два, щук поймали сорок штук.
Пять лещей, шесть линей,
Ершей тринадцать штук,
Три карпа и сома
Называть улов пора.
(20+40+5+6+13+3+1=88)
А ещё названия, каких рыб вы услышали при решении задачи? (Также картинки с изображением рыб поместить на схему реки)
Проверка индивидуальных заданий.
4. Повторение и закрепление пройденного материала.
— Итак, первый этап нашего пути мы прошли. Идём дальше. (Передвигаем корабль)
С нами на корабле плывёт орнитолог, который изучает птиц, гнездящихся в пойме реки Иргиз. Он расскажет о них.
( Рассказ уч-ся. Приложение 6. По ходу рассказа заполняется схема реки. Показываются слайды с изображением птиц)
Пойма реки Иргиз и её берега являются излюбленным местом обитания водоплавающей птицы. Здесь встречаются утки –кряквы, чирок – свистунок,
чирок – свистунок,
лысухи.
лысухи, водяная курочка,
серые цапли, чайки и другие птицы.
Вблизи села Большая Таволожка гнездятся лебеди. Они занесены в Красную книгу.
а) Работа в рабочих тетрадях.
— Давайте решим задачу.
Задача. (Приложение 7) На реке гнездятся уток – крякв 125 пар, а уток лысух на 25 пар больше, чем крякв. Сколько всего пар уток гнездится на реке?
(Дети решают самостоятельно. Проверка) Приложение 8
5 Физминутка.
Мы немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по Иргизу плыли,
О природе говорили.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Также на нашем корабле плывёт ботаник. Он расскажет о растениях, растущих по берегам нашей реки. (Рассказ уч-ся. Приложение 9. Заполняется схема, показываются слайды)
Укрытием и пищей многих водоплавающих птиц являются растения: тростник, камыш, рогоз, стрелолист, сусак и осока.
Тростник Камыш
Рогоз Стрелолист
Сусак Осока
Стрелолист
Сусак
Глубже в воде располагаются с плавающими листьями: кубышки, телорезы, кувшинки, среди них «островками» — ежеголовник и другие растения.
Кубышка желтая Телорез
Кувшинка Ежеголовник
Ежеголовник
Следующий пояс растений целиком погруженных в воду составляют: рдесты, уруть, роголистник и элодея.
Рдест Уруть
Роголистник Элодея
б) Работа в группах.
— Какие звери обитают в наших лесах и приходят на водопой, а какие живут около реки, вы узнаете, когда выполните следующие задания.
в) Игра «Узнай животное»
1 группа. Это крупное животное. Его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, веточками. У самцов – рога с большой плоской частью, которую называют «лопатой». В начале зимы самцы их сбрасывают.
(лось)
2 группа. Это животное полуводное. По виду оно напоминает огромных крыс, своеобразного облика. Прекрасно плавает. Сооружает под водой из веток хатки, строит плотины. Питается растительной пищей. У него крепкие зубы, которыми он подгрызает стволы деревьев диаметром 60 см и более. Это ценный пушной зверь.(бобр)
3 группа. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Он быстро бегает, часто роет землю, чтобы добыть себе пищу. Кормится обычно днём, а ночью отдыхает. Детёныши этого животного очень симпатичные, полосатые. (кабан)
Изображение животных помещается на схему, показываются слайды.
Приложение 10.
г) Работа в тетрадях по карточкам.
Реши примеры и расшифруй:
265+13 (М) 744-201 (А) 300-53 (Л)
685+122 (Ж) 570-16 (П) 413+347 (У)
296+85 (Х) 139+661 (С) 927-349 (Е)
807
578
247
543
578
278
760
800
554
578
381
543
Расшифровываются слова: «Желаем успеха!»
6 Влияние людей на реку.
Не умыться, не напиться без воды
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
— Конечно, всем нужна не любая вода, а только чистая, пресная. А чистой воды становится всё меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди.
Люди часто выбрасывают в реку мусор, моют машины, а ещё много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Что надо делать, чтобы вода в нашей реке была чистой? (ответы уч-ся)
5 Итог урока.
— Подходит к концу наше путешествие. Мы решили примеры и расшифровали фразу «Желаем успеха!» Пожелаем успеха всему живому, кто населяет нашу реку, родину, планету. С нами на корабле плыли экологи, они хотят сказать несколько слов.
Ученик 1. Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик 2. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Ученик 3. Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь,
Как ландыши в траве зелёной
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
Ведь другой такой на свете нету!
— Окончен урок и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Нарисовать в тетради по окруж. миру эмблемы об охране природы.
Файлы: ход урока.doc
Размер файла: 6144512 байт.