Автор конспекта:
Автор(ы): — Самарокова Наталья Геннадьевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №3 г. Пугачева Саратовской области», учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Математика
Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Повторить изученные случаи сложения и вычитания трёхзначных чисел, решение задач, изученных видов. Развивать вычислительные навыки, мыслительные операции, воображение, память, фантазию.

Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.

Воспитывать в детях бережное отношение к природе, гордость за свой край.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемое оборудование: —

Картинки с изображением рыб, растений, животных, фотографии реки Иргиз, схема реки Иргиз, модель кораблика, карточки с индивидуальными заданиями, карта Пугачёвского района Саратовской области.

Краткое описание: — Интегрированный урок математики и окружающего мира, посвященный краеведческой теме родного края.

Организационный момент.

Вступительная часть.

— Ребята, послушайте отрывок из стихотворения З. Александровой «Родина»

Если скажут слово « родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот

Или степь от маков красная,

Золотая целина,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

— А что вам, ребята, вспоминается, если звучит слово «родина»? (Ответы уч-ся)

-Да, каждому из нас вспоминается что-то своё, самое дорогое: свой город, двор, дом, родители, река и т д. – всё это можно объединить словосочетанием «малая родина»

2 Сообщение темы урока.

а) — Сегодня мы с вами совершим «путешествие» по нашей реке Иргиз. (Приложение 1)

Мне порою часто снится,
Словно крик осенней птицы.
Край суровый, край далекий,
Где с тобой мы родились.
Где колечко за колечком
по степи рисует речка,
Для кого-то небольшая,
А для нас большой Иргиз.
В. Фадин

А поплывём мы на этом кораблике. (На план-схему реки прикрепляется модель кораблика).

— Мне очень хочется, чтобы в путешествие отправился весь класс, поэтому вы должны быть старательными, чтобы узнать много нового и вспомнить изученное ранее. Вообще мы будем заниматься математикой, и говорить о природе нашего края, о реке Иргиз, о животных, обитающих около неё, о растениях, о рыбах.

б) Легенда о названии реки.

— Откуда же пришло название реки Иргиз? С нами путешествует краевед. Он поведает нам историю названия нашей реки.

( Рассказ уч-ся приложение 2)

Существует легенда, что якобы у хана Маянги была красавица – дочь Ир-Кис, которую хотел взять себе в жены сын соседнего хана, но гордая девушка ему отказала. Хан не стерпел обиды и начал войну против соседей. Девушка сама повела воинов отца. Сражение разыгралось на реке. В честь храброй девушки реку назвали Ир-Кис, потом звуки «к» и «с» стали более звонкими. В результате получилось Иргиз.

Некоторые ученые считают, что название реки произошло от тюркского «Ир» «извилина» или «ырг» — крюк. Это наиболее правдоподобно, т.к. р. Большой Иргиз течет среди широкой долины, которая местами развивается до 10-15км.
455км из всей долины реки приходится на Саратовскую область. Своими крутыми изгибами и зелеными от леса берегами река придает ландшафту своеобразный колорит и красоту.

3 Актуализация опорных знаний.

— Каждое путешествие должно быть хорошо спланировано, особенно по нашей извилистой реке. Поэтому капитан и его помощник рассчитают наш маршрут (индивидуальная работа у доски с карточками)

Карточка 1. Длина реки Иргиз 652км. Какова её протяжённость по Пугачёвскому району, если по другой территории её длина составляет 429км?

Карточка 2. В реке Иргиз промысловых рыб 30 видов, а непромысловых 20 видов. Сколько всего рыб в реке Иргиз? На сколько промысловых рыб больше, чем непромысловых?

— А я приглашаю вас на рыбалку. Если правильно выполните все задания, то сможете узнать название рыбы, которая обитает в реке Иргиз и мечет икру зимой.

Игра «На рыбалке» (Приложение 3)

Игра «На рыбалке» (Приложение 3)

43+17=

45+30=

34+35=

70-4=

90-18=

30+33=

— Посчитайте. Расставьте числа в порядке возрастания. (60, 63, 66, 69,72, 75)

— Найдите закономерность и продолжите ряд.

— Молодцы! Вы правильно выполнили задание и я могу открыть первую карточку: ЛИ

— А теперь решите задачу:

Три одинаковых карася тяжелее, чем 4 одинаковых окуня. Что тяжелее 4карася или 5 окуней?

( Учитель открывает карточку с буквой М)

Игра «Поиск девятого» (Приложение 4)

— Какую рыбку надо нарисовать вместо пустой клетки?

После выполнения задания учитель открывает карточку: НА

На доске карточки: ЛИ М НА

— Догадайтесь, какое же здесь слово? Переставьте карточки местами и составьте слово

(налим).

— Правильно. Налим- это рыба, которая летом впадает в спячку, а зимой мечет икру и выводит потомство. Эта рыба водится в реке Иргиз.

Приложение 5

(Изображение рыбы поместить на схему реки)

Рыбалка наша подходит к концу, подведём итог, решив задачу:

Ловить пошли однажды мы:

Карасей десятка два, щук поймали сорок штук.

Пять лещей, шесть линей,

Ершей тринадцать штук,

Три карпа и сома

Называть улов пора.

(20+40+5+6+13+3+1=88)

А ещё названия, каких рыб вы услышали при решении задачи? (Также картинки с изображением рыб поместить на схему реки)

Проверка индивидуальных заданий.

4. Повторение и закрепление пройденного материала.

— Итак, первый этап нашего пути мы прошли. Идём дальше. (Передвигаем корабль)

С нами на корабле плывёт орнитолог, который изучает птиц, гнездящихся в пойме реки Иргиз. Он расскажет о них.

( Рассказ уч-ся. Приложение 6. По ходу рассказа заполняется схема реки. Показываются слайды с изображением птиц)

Пойма реки Иргиз и её берега являются излюбленным местом обитания водоплавающей птицы. Здесь встречаются утки –кряквы, чирок – свистунок,


чирок – свистунок,

лысухи.

лысухи, водяная курочка,


серые цапли, чайки и другие птицы.

Вблизи села Большая Таволожка гнездятся лебеди. Они занесены в Красную книгу.


а) Работа в рабочих тетрадях.

— Давайте решим задачу.

Задача. (Приложение 7) На реке гнездятся уток – крякв 125 пар, а уток лысух на 25 пар больше, чем крякв. Сколько всего пар уток гнездится на реке?

(Дети решают самостоятельно. Проверка) Приложение 8

5 Физминутка.

Мы немножко отдохнем

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по Иргизу плыли,

О природе говорили.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Также на нашем корабле плывёт ботаник. Он расскажет о растениях, растущих по берегам нашей реки. (Рассказ уч-ся. Приложение 9. Заполняется схема, показываются слайды)

Укрытием и пищей многих водоплавающих птиц являются растения: тростник, камыш, рогоз, стрелолист, сусак и осока.

Тростник Камыш

Рогоз Стрелолист

Сусак Осока

Стрелолист

Сусак

Глубже в воде располагаются с плавающими листьями: кубышки, телорезы, кувшинки, среди них «островками» — ежеголовник и другие растения.

Кубышка желтая Телорез

Кувшинка Ежеголовник

Ежеголовник

Следующий пояс растений целиком погруженных в воду составляют: рдесты, уруть, роголистник и элодея.

Рдест Уруть


Роголистник Элодея


б) Работа в группах.

— Какие звери обитают в наших лесах и приходят на водопой, а какие живут около реки, вы узнаете, когда выполните следующие задания.

в) Игра «Узнай животное»

1 группа. Это крупное животное. Его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, веточками. У самцов – рога с большой плоской частью, которую называют «лопатой». В начале зимы самцы их сбрасывают.

(лось)

2 группа. Это животное полуводное. По виду оно напоминает огромных крыс, своеобразного облика. Прекрасно плавает. Сооружает под водой из веток хатки, строит плотины. Питается растительной пищей. У него крепкие зубы, которыми он подгрызает стволы деревьев диаметром 60 см и более. Это ценный пушной зверь.(бобр)

3 группа. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Он быстро бегает, часто роет землю, чтобы добыть себе пищу. Кормится обычно днём, а ночью отдыхает. Детёныши этого животного очень симпатичные, полосатые. (кабан)

Изображение животных помещается на схему, показываются слайды.

Приложение 10.

г) Работа в тетрадях по карточкам.

Реши примеры и расшифруй:

265+13 (М) 744-201 (А) 300-53 (Л)

685+122 (Ж) 570-16 (П) 413+347 (У)

296+85 (Х) 139+661 (С) 927-349 (Е)

807

578

247

543

578

278

760

800

554

578

381

543

Расшифровываются слова: «Желаем успеха!»

6 Влияние людей на реку.

Не умыться, не напиться без воды

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

— Конечно, всем нужна не любая вода, а только чистая, пресная. А чистой воды становится всё меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди.

Люди часто выбрасывают в реку мусор, моют машины, а ещё много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Что надо делать, чтобы вода в нашей реке была чистой? (ответы уч-ся)

5 Итог урока.

— Подходит к концу наше путешествие. Мы решили примеры и расшифровали фразу «Желаем успеха!» Пожелаем успеха всему живому, кто населяет нашу реку, родину, планету. С нами на корабле плыли экологи, они хотят сказать несколько слов.

Ученик 1. Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ученик 2. Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Ученик 3. Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь,

Как ландыши в траве зелёной

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету

Ведь другой такой на свете нету!

— Окончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Нарисовать в тетради по окруж. миру эмблемы об охране природы.

Файлы: ход урока.doc
Размер файла: 6144512 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология