Автор конспекта:
Автор(ы): — Хайруллина Танзиля Маликовна

Место работы, должность: — ментор русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа» п.Мари-Турек Мари-Турекского района Республики Марий Эл

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее формирование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 группа

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Раскрыть смысл, цели творчества М.М.Зощенко, увидеть концепт его произведений.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 25

Краткое описание: — Есть писатели, которые остаются едва на своем времени. Они были нужны современникам, так потомки их капля читают. С произведениями же Зощенко приключилось навек иное. Как ни замаливали его, словно ни травили писателя около жизни, его книги прорвали громаду лет и стали любимыми у потомков, вследствие того подобно тому словно смешок помогает жить.

Творчеству М.М Зощенко посвящаю 2 урока. На первом уроке знакомимся с жизнью и творчеством М.М. Зощенко.

“… своим шутливо хотим зажечь по крайней мере бы небольшой, будто лучины, фонарь, около свете которого некоторым людям следовательно бы заметно, подобно тому словно ради них хорошо, подобно тому словно плохо, а подобно тому словно посредственно.”

М. М. Зощенко

Оборудование: Газета, посвященная М. М. Зощенко, грамзапись музыки 40-х годов.

Тема урока раньше не написана.

Словарная работа: Ювеналов меч.

Ход урока:

Словоучителя:

На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством великого сатирика и юмориста 20-30х годов М. М. Зощенко, мастера ни на кого не похожего, с особым взглядом на мир, систему общественных и человеческих отношений, культуру, этика и, наконец, С своим особым зощенковским языком.

Цель сегодняшнего урока: раскрыть смысл, цели его творчества, увидеть концепт его произведений.

Есть писатели, которые остаются едва на своем времени. Они были нужны современникам, так потомки их капля читают. С произведениями же Зощенко произощло навек иное. Как ни замаливали его, словно ни травили писателя около жизни, его книги прорвали громаду лет и стали любимыми у потомков, вследствие того подобно тому словно смешок помогает жить. Маяковский говорил, подобно тому словно насмешка – это вымбовка жизни и хозяйства, на своих стихах призывал критикой вытравливать всю сумасбродство жизни. А на 20-е возраст абсолютно ответственно обсуждался вопрос, нужна ли насмешка вообще, и находилось люди, которые доказывали, подобно тому словно насмешка не может поражать свое хорезм и свою общественность. И известное катрен Ю. Благова:

Я – после смех. Но нам нужны

Подобрее Щедрины

И такие Гоголи,

Чтобы нас не трогали…

достаточно верно отражает мироощущение к сатире всех тех, кто на словах ратовал после изменение критики и самокритики, а де-факто видел на сатире утрата устоев общественной системы.

Зощенко после свою сатиру вот всеуслышание был назван пасквилянтом и пошляком, избравшим ”своей постоянной темой выкапывание на самых низменных и мелочных сторонах быта, привыкшим глумиться по-над советским бытом, советскими порядками, советскими людьми, прикрывая этоглумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной юмористики”,- это слова Жданова.

И навек не хотели замечать, подобно тому словно все основательно гуманное фольклор его было борьбой после прекрасного, нового человека.Революция произошла, наступила новая жизнь, а психология людей осталась прежней. Многие были далеки от высоких идеалов будущего бесклассового общества и спервоначалу будьте здоровы ждали, а какие выгоды лично ему принесет революция.

Эти граждане новой революционной России перестань бойко овладели революционной фразеологией, перестань бойко поняли, подобно тому словно стоит разрушить все старое, так не умели строить хорошее новина неужели понимали подина строительством нового сатисфакция собственных ущемленных прежде революции потребностей. Нужно было время, затем чтобы изменить психологию людей, каждодневная и напряженная воспитательная работа, участником которой и считал себе Зощенко, надоумливавший читателя словно избавиться от того, подобно тому словно препятствует проявлению его верно человеческой сути.

Вопрос к учащимся: Так о чем же он пишет, подобно тому словно высмеивает, подобно тому словно бичует, т.е. каковы темы его рассказов?

Ответ: Нет будто бы таковой стороны жизни ,на которую бы не откликнулся писатель. Например,”Баня” – это порядки на городском коммунальном хозяйстве, основанные на пренебрежительном отношении к простому человеку: “Нервные люди”, “Кризис”, “Беспокойный старичок” – это экономическая отсталость, парализовавшая гражданское строительство.

“Качество продукции” – процветающая на производстве халтура и нехватка товаров первой необходимости, вынуждающие людей бросаться на заграничную продукцию. Он бичует бюрократов, взяточников, мещан. И сызнова важная тематика – это невежество, грубость, завещание легкость альбинизм духовной культуры.

Вопрос: Кстати, события на рассказах, посвщенных последней теме, ежечасно происходят на театре. Почему?

Ответ: Зощенко получил прекрасное воспитание, образование, ему было ужасно наблюдать явление невежества, грубости, духовной пустоты. Духовная реновация человека и общества писатель связывал с приобщением людей к культуре. И ноо служит символом духовной культуры, которой действительно не хватало на обществе и без которой, считал писатель, чертовски его совершенствование.

Учитель:

Вы сказали, подобно тому словно Зощенко получил прекрасное воспитание, образование. А каким же языком написаны его рассказы? Давайте понаблюдаем.

(Для этой цели проводится блиц-турнир. Ученики не едва наблюдают после языком рассказов, так и угадывают из каких рассказов взяты отрывки. Рассказы выбираются по усмотрению учителя). Затем включается техно и ученики- актеры инсценируют эпизоды из рассказов Зощенко: “Любовь”, “ Стакан”, “История с переодеванием”, “Больные”, “Интересная разворовывание на кооперативе”.

Учитель:

Вернемся к нашему вопросу. С какой целью Зощенко употреблял просторечья, жаргонизмы, каламбуры, ляпсусы. Где брал сюжеты ради своих рассказов? Выдумывал?

Ответ: Рассказы не сочинены, не выдуманы, а выхвачены автором стойком из жизни, — (ведь он столько профессий поменял), — из той, подобно тому словно кипела кругом на мера время, как-нибудь он писал. Зощенко наиважнейший ввел внелитературную предложение и стал бесконтрольно пользоваться ею, словно своей собственной речью. Здесь он – “ первооткрыватель, новатор”, — скажет о нем Корней Чуковский. Косность, дремучесть, дух героя и нелепость поступков предстают живо словно беда, чем словно вина. Ибо Зощенко иронизирует не по-над человеком словно таковым, так по-над отдельными его сызнова не изжитыми приметами обывательского поведения.

Учитель:

В литературоведении укоренилось убеждение считать героев Зощенко мещанами, ограниченными, пошлыми людьми, которых бонмотист бичует, высмеивает, подвергает резкой, уничтожающей критике, помогая человеку избавляться от морально отживших, так сызнова не утративших силу пережитков смятенного революцией прошлого.

К сожалению, навек не замечалось благосклонность писателя своим героям, скрываемая после иронией забота после их судьбу, тот прямо гоголевский “ смешок чрез слезы”, некоторый присущ большинству коротких рассказов Зощенко и особо его, словно он самолично их называл, сентиментальным повестям. И я думаю, пришло сеанс назвать тему нашего урока.

-Как бы вас сформулировали её?

-«Смех чрез слёзы»

— Да, вас знаете, подобно тому словно это были после годы! Эпоха бурь и социальных потрясений. Эпоха драматичная и сложная.

Обыкновенные человечество были далеки от понимания причин и смысла происходящих перемен и не могли на силу своих привычек, взглядов, интеллекта приспособиться к складывающимся отношениям посередь обществом и человеком, посередь отдельными людьми, не могли привыкнуть к новым государственным законам и порядкам, а вследствие этого попадают на нелепые, глупые, а порой тупиковые житейские ситуации, из которых единолично выбраться не могут, а если им это удается, мера с большими моральными и физическими потерями. Персонажам Зощенко остается едва себе подбадривать надеждой на лучшее будущее.

И вообще, писатель не считал свою сатиру ЮВЕНАЛОВЫМ МЕЧОМ (Обращается интерес на доску, где-нибудь дано вбивание этого выражения).

Он ставил перед собой одну каплю иные цели.

В послесловии к своей “Голубой книге” 1934г. Зощенко писал:

“Французский писатель Вольтер своим шутливо погасил на свое сеанс костры, на которых сжигали людей. А мы по мере своих слабых и ничтожных сил берем более скромную задачу. И своим шутливо хотим зажечь по крайней мере бы небольшой, будто лучины, фонарь, около свете которого некоторым людям следовательно бы заметно, подобно тому словно ради них хорошо, подобно тому словно плохо, а подобно тому словно посредственно.”

А закончить урок я хотела бы словами Л. Пантелеева. Он вспоминает о одном, казалось бы, незначительном эпизоде, случившемся вот сеанс последнего прощания с Зощенко на Союзе писателей .

“Гражданская панихида подходила к концу. Уже простились с покойником близкие. И тут, как-нибудь все кругом сделано двигалось и шумело, как-нибудь швейцары и гардеробщики начали выносить венки — по-над гробом выступил –таки читатель. Почти червь не слыхал его. Я стоял недалеко и кое-что расслышал:

Дорогой Михаил Михайлович! С юных лет Вы были моим любимым писателем. Вы не едва смешили, Вы учили нас жить… Примите же мои низкопробный привет и самую горячую, сердечную благодарность. Думаю, подобно тому словно говорю это не едва от себя, так и от лица миллионов Ваших читателей”.

Писатель, не просто смешивший, так и надоумливавший жить! Жить достойно, словно и подобает человеку! За этим признанием рядового читателя, одного их тех, ради кого трудился всю свою жисть Зощенко, — не просто исповедь заслуг художника перед советской литературой. За идущими от сердца словами стоит непоколебимость на долгой посмертной жизни, которая уготована лучшим из произведений М. М. Зощенко.

Файлы: Урок риторики.doc
Размер файла: 120320 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология