Автор конспекта:
Автор(ы): — Петлевская Наталия Михайловна

Место работы, должность: —

Учитель начальных классов МОУ Дмитриевская средняя общеобразовательная школа, Сакмарский район ,Оренбургская область.

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

1. Учить писать сочинения — описания на основе увиденного.

2. Совершенствовать речевую деятельность детей:

· Умение подбирать речевой материал в соответствии с темой, умение употреблять в собственной речи сравнительные обороты, синонимы;

· Умение формировать и записывать простые и сложные предложения;

· Умение корректировать текст, проверять орфограммы.

3.Развитие интереса к живой и неживой природе, внимательности и наблюдательности.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемые учебники и учебные пособия: —

Презентация к уроку с несколькими фотографиями цветка.

Используемое оборудование: —

Оборудование: презентация к уроку, магниты, полоски для записи, маркеры,формленный лист для записи сочинений.

Краткое описание: — Технология педагогических мастерских.Ателье. Урок развития речи.Дети самостоятельно подыскивают и подбирают слова для описания цветка. Для организации работы используется работа в микрогруппах.

1..Мобилизующее начало. Приветствие гостей.

2.Индукция.

-Ребята, сегодня у нас урок развития речи, я приглашаю вас в творческую мастерскую, где мы сегодня будем наблюдать, исследовать, удивляться и создавать – это мастерская художника. Какие инструменты для работы есть у художника?

-(Палитра, краски, кисточки, мольберт).

— Но наш художник не человек, а весна…. Весна – художник, что имеет в своём арсенале?

(Краски – растения, холст – природа, звуки – пение птиц).

-Давайте рассмотрим первые мазки художника Весны, ведь когда картина будет готова и краски у Весны закончатся, наступит лето.

— Посмотрите в окно, снег уже растаял, что появилось с приходом весны?

— Зелёная травка и голая сырая земля, в воздухе летают и поют птицы.

( Слушают пение птиц).

-Землю в этот период украшают первоцветы. Как вы понимаете значение этого слова?

(Цветы, которые зацветают весной первыми).

— А, как и чем мы будем писать картину? ( Мы будем писать словами.)

Сегодня мы художники слова напишем портрет этого цветка.

(слайд №1 Читают: Мать – и – мачеха. Первоцвет.)

3. Самоконструкция.

— Рассмотри этот цветок. Опиши что увидел.

(Слайд№3) – На берегу реки из сырой земли пробились первые цветы, похожие на желтые головки одуванчика.

(Слайд№4)-В лесу мать – и – мачеха выглядывает из-под прошлогодней травы и листьев.

(Слайд№5)- Стебельки необычные мохнатые с розовыми чешуйками.

(Слайд№6)- Иногда вырастают целыми группами и занимают большие участки.

— Что нового вы узнали о первоцвете из текстов? Дети делятся впечатлениями.

-А теперь пришло время удивляться…

(Слайд №7) Что увидели? Что вас удивило?

-В жёлтой корзине маленькие пятиконечные цветочки – звёздочки.

4. Социоконструкция //Социализация.

-Ну что художники, пришла пора и нам подбирать краски — слова для нашей картины.

(Работа на полосках бумаги, запись слов по заданию для каждой группы)

5.Афиширование.

Какие действия?

Какие они?

цветы земля/трава

С чем сравнить?

На что похоже?

Сияет

Золотые

мёрзлая

Корзинка золотых звезд

Украшает

Жёлтые

Пожухлая

Чашечка

Появляются

Яичные

Седая

Золотая звезда

Расцветают

солнечные

Прошлогодняя

Солнце

Оживает

Мохнатый стебель

Чёрная

Одуванчик

Пробивается

Стебель с розовыми чешуйками.

Серая

Летающая тарелка

Прогрелась

Пятиконечные

Сырая

Жёлтая антенна

Раскрылись

Золотые гвоздики

6. Разрыв.

— Теперь у нас есть краски можно приступать к работе? Давайте немного перераспределим прилагательные, ведь они относятся и к растению и к земле.

(Разбивка прилагательных в две колонки).

-Давайте спланируем работу… Составляется план:

1) Весна.

2)Первоцвет.

3) Моё отношение (впечатление).

-Ребята, вы уже знакомились с описанием первоцвета, кто уже уверен, что он готов можете приступать к работе.( Смотри: « Дополнительный материал к уроку».)

-Для тех, кому кажется, что красок маловато, прочитайте упражнение 581. (Задание для учащихся, обучающихся по 7 программе.)

— Ребята при записи текста помните, что на родном языке писать с ошибками стыдно, поэтому не забывайте оставлять «окошки» в словах. При изменении по падежам названия Мать — и – мачеха изменения происходят только в окончании слова мачеха.

7. Рефлексия.

Запись сочинения на подготовленном листе. Чтение второй части сочинения учениками. Рецензии.

8. Подведение итогов урока.

— Ребята кем вы сегодня почувствовали себя? Трудно ли вам было писать портрет?

( Ученица К :Почувствовала себя художником слова,

ученик Д: Почувствовал себя писателем.)

9 Домашнее задание. Как говорят настоящие художники: «Нет предела совершенству», поэтому дома подкорректируйте текст и проверьте орфограммы. Познакомьте родителей с этим растением.

Дополнительный материал к уроку. Тексты с описанием растения.
Весенней улыбкой сияют первоцветы… И среди них ———- первая украшает талую землю, выводя на блеклые лужайки хороводы золотистых головок.

Солнечные глазки первоцвета ———— можно считать символом оживающей природы. Там, где чуть-чуть прогрелась на солнце земля, появляются ее скромные цветки на мясистых, покрытых чешуйками стебельках.

Эти цветы развиваются поразительно быстро. Пустой сегодня клочок земли на завтра покрывается тугими бутончиками на коротеньких стебельках, а через пару дней все они уже распустились желтыми корзиночками. Цветки держатся несколько дней, и все это время их стебли упрямо растут. Венчики цветов постоянно следуют за солнцем, поворачиваясь, в его сторону. В пасмурную погоду и на ночь они закрываются, и с появлением солнечных лучей вновь широко раскрываются. А вокруг них всегда кипит жизнь первых весенних насекомых.

Название свое этот цветок получил из-за контрастной фактуры листьев: по-матерински мягких и теплых на ощупь с нижней стороны и отстраненно холодных и жестких сверху.
Есть у этого растения и еще один удивительный контраст. Его цветки весной видят все, но где же листья? А листья начнут расти только после того, как растение отцветет.

Детские работы.

Сочинение.

Мать — и – мачеха.

Учащийся М.:

Ты когда – нибудь, видел ранней весной замечательный цветок? Он похож на одуванчик, но это мать – и — мачеха.

Этот цветок-первоцвет. Пригрелась земля и вот он пробился к свету. Этот цветок необычный, сначала вылезет сам, зацветёт, а потом листочки распустит. Внутри желтого солнца есть маленькие цветочки, они похожи на золотые звёздочки, а на мохнатом стебельке розовые чешуйки.

Этот цветок мне очень понравился, растение необычное и холода не боится.

Учащийся К.:

Пришла ранняя весна. Тает снег, бегут ручьи. На лесных полянках появляются цветы мать – и – мачехи.

Они зацветают раньше всех. Украшают овраги и берега рек. Цветут очень необычно: внутри жёлтой корзинки есть ещё несколько маленьких цветочков. Они как звёздочки из золота. Стебелёк похож на маленький стволик, потому что он очень толстый. И весь как бы в чешуйках. Эти цветы на земле, как летающие тарелки, блестят тут и там.

Мне очень нравится мать – и – мачеха, потому что цветок красивый.

Файлы: урок окружающего мира.doc
Размер файла: 56320 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология