Автор конспекта:
Автор(ы): — Дьяченко Елена Игоревна

Место работы, должность: —

МАОУ лицей №35 г. Челябинска

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Цели учебного занятия:

  • Освоение системы знаний об обществе, социальной структуре общества, социальных институтах, о различных подходах к изучению проблемы социальной стратификации, об исторических типах стратификации
  • Ознакомление со способами познавательной, коммуникативной и практической деятельности
  • Овладение умением применять полученные знания для решения типичных познавательных и практических задач в области социальных отношений
  • Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной культуры и социального мышления, развитие интереса к изучению дисциплин социально-экономического и гуманитарного цикла; развитие способности к личному самоопределению и самореализации
  • Воспитание социальной ответственности

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Обществознание: базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2007.
  • Салыгина Е.Н., Салыгин Ю.Г. Обществознание: человек в обществе: 10 класс. М., 2001.
  • Обществознание: 10 класс: базовый уровень: методические рекомендации: пособие для учителя. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2007.
  • Школьный словарь по обществознанию: пособие для учащихся 10-11 классов. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2007.
  • Краткое описание: —

    Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

    Форма урока: лабораторно-практическое занятие.

    Технологии: разноуровнего (дифференцированного) обучения, ИКТ, интерактивная, развивающая.

    Класс: 10

    Название этапа

    Ведущая деятельность учителя

    Ведущая деятельность учащихся

    Исходный

    Учитель определяет цель учебного занятия, мотивирует учащихся на выполнение заданий разного уровня сложности. Каждый из учащихся может определить свою траекторию освоения материалом. Определяется объем обязательной и сверхнормативной частей работы. Домашнее задание.

    Учащиеся записывают план освоения материалом:

  • Основные элементы социальной структуры общества
  • Социальная стратификация и расслоение
  • Исторические типы стратификации
  • Различные подходы к изучению проблемы социальной стратификации
  • Особенности среднего класса в современной России
  • Этап усвоения новых знаний на основе самостоятельной работы по уровневым заданиям

    Обобщенное объяснение нового материала. Работа в группах и в парах.

  • Работа со схемой «Социальная структура общества»
  • Задание: соотнести понятия и определения понятий, заполнить схему, привести примеры. Сделать вывод о сущности социальной системы общества.

    минимальный (базовый) – учащиеся составляют схему «Социальная структура общества», используя учебник

    программный — учащиеся соотносят и записывают определения понятий социальная группа (1), социальная общность (2), социальный институт (3), социальные слои (страты) (4), социальные отношения (5) в течение 10 минут

    усложненный (продвинутый) – учащиеся приводят примеры различных социальных образований и делают вывод о сущности социальной системы.

  • Графический анализ двух понятий «стратификация» и «расслоение»
  • Задание: используя графические схемы, определить отличия понятий «стратификация» и «расслоение». На основе отличий создать собственное определение стратификации, соотнести его с определением П.Сорокина

    минимальный (базовый) – учащиеся соотносят понятия со схемами и объясняют свой выбор

    программный – учащиеся выделяют основные отличия двух понятий

    усложненный – учащиеся создают свое определение на основе двух схем и сопоставляют с определением П. Сорокина

  • Работа с текстом «Исторические типы стратификации»
  • Задание: используя текст, определить характерные черты исторических типов стратификации и заполнить схему.

    минимальный (базовый) – учащиеся выделяют из текста основные типы стратификации

    программный – учащиеся соотносят типы стратификации с местом положения в схеме и объясняют свой выбор

    усложненный – учащиеся заполняют схему и продолжают ее создавать при помощи таких понятий, как закрытое, открытое и промежуточное общество

  • Анализ первоисточника П. Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество»
  • Вопросы к тексту:

  • Что такое социальное пространство?
  • Как можно определить социальное положение человека?
  • Что такое социальная стратификация?
  • В чем сущность социальной стратификации?
  • Какие формы социальной стратификации выделяет П. Сорокин?
  • Задание: при помощи текста учебника изобразите графически модель современного общества и предположите соотношение классов в наиболее развитом обществе. Свою точку зрения обоснуйте.

    минимальный (базовый) – учащиеся отвечают на вопросы к тексту

    программный – графически изображают социальную модель современного общества

    усложненный – учащиеся дают анализ процентного соотношения классов современного развитого общества

  • Решение дискуссионной проблемы «Средний класс в России»
  • Задание: прочитать текст о проблемах формирования среднего класса в России и выразить свою точку зрения по данной проблеме.

    Учитель составляет «корзину идей»

    Задание выполняют учащиеся с применение элементов интерактива: сначала обсуждают задание по парам, затем в группах и выбирают наиболее ценные идеи. Их представляет один человек от группы.

    Этап закрепления изученной темы

    Презентация наиболее важных результатов

    Учащиеся проводят само- и взаимопроверку

    Этап подведения итогов

    Рефлексия:

  • Какие новые знания вы приобрели?
  • Определите виды деятельности, используемые на уроке.
  • Какие из них вызывают трудности? Какие делать легко?
  • Назовите преимущества и недостатки урока.
  • Выстраивание рейтинга своих результатов

    Файлы: урок обществознания в 11 классе.odt
    Размер файла: 33700 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология