Автор конспекта:
Автор(ы): — Пулина Ирина Анатольевна

Место работы, должность: —

МБОУ "Войсковицкая СОШ № 1",социальный педагог

Регион: — Ленинградская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — Все классы
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ШКОЛА МОЛОДОГО ЛИДЕРА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«ШКОЛА МОЛОДОГО ЛИДЕРА»

Разработка и апробация

1. Формирование лидерства молодежи средствами тренинговой социально-педагогической работы

На основании опросов учащихся и анализа деятельности молодёжных объединений в школах Гатчинского муниципального района, Ленинградской области мы выявили проблемы, с которыми сталкивается учащийся в процессе лидерства. Как показала практика, более половины учащихся не могут реализовать свой лидерский потенциал, и, не смотря на высокий показатель коммуникативных и организаторских склонностей в процессе практической деятельности, данные качества учащихся проявляются слабо.

Для активизации коммуникативного и организаторского потенциала учащихся нами была разработана и апробирована серия тренинговых занятий.

Опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие лидерских качеств учащихся, проводилась в течение трёх месяцев в 9-х классах средней школы № 1 посёлка Войсковицы, Гатчинского муниципального района, Ленинградской области и в Молодёжном общественном объединении «ЛИГА» (Лидеры Гатчинского района). Данные группы были определены для проведения опытно-экспериметальной работы, так как для данной категории учащихся развитие коммуникативного и организаторского потенциала актуально и осознанно.

Содержание опытно-экспериментальной работы было направлено на формирование активной позиции, составляющей основу лидерского потенциала личности, связано с наличием у нее позитивного отношения к жизни, готовностью взять на себя ответственность, развитием способностей к рефлексии, организаторских навыков, умением объединять людей для решения социально-значимых проблем.

Обоснование условий формирования лидерских качеств определялось основным назначением лидерства: в первую очередь необходимо было познакомить учащихся с требованиями к их деятельности, функциями лидера и его необходимостью в коллективе, а затем закрепить их знания и применить на практике для развития их собственного лидерского потенциала. При этом в качестве основной позиции использовался частично-поисковый метод, с помощью которого происходило ознакомление учащихся со способами формирования лидерских качеств на основе выполнения организаторских действий при наличии относительно одинаковых условий, метод групповых занятий, метод «мозгового штурма», метод социальных проектов общественных объединений, психолого-педагогическое сопровождение лидерства. Все методики и технологии были направлены на привлечение учащихся к обсуждению проблем активности и лидерства подрастающего поколения.

Таким образом, целью нашей опытно-экспериментальной работы выступило формирование лидерских качеств у учащихся старших классов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в трёх учебных группах 9-х классов на внеклассных часах и занятиях МОО «ЛИГА» в виде тренингов. Последовательность формирования таких составляющих лидерства как коммуникативные и организаторские умения и навыки осуществлялась в процессе тренинговых занятий.

Тренинг как метод групповой работы формирует у учащихся новый значимый для них опыт. При этом учащийся погружается в игровую реальность, которая позволяет воссоздать проблемные ситуации, связанные с осмыслением и освоением социальных связей с миром, другими людьми, самими собой.

Тренинг является специальным методом получения знаний, которые участники учатся применять на собственном опыте. Таким образом, создаётся специальная благоприятная среда, где каждый учащийся может увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения, быстрее может понять, какие личностные качества необходимы и какие навыки надо развивать.

На тренинговых занятиях применялись такие формы работы как ролевые игры, дискуссия, лекция, презентация, социальный проект.

Таблица 1.

Краткая программа тренинговых занятий по формированию коммуникативных и организаторских умений.

№ занятия

Цель занятия

Формы работы

Ожидаемые результаты

1. Лидер как организатор и руководитель группы

Ознакомление учащихся с понятиями лидер и лидерство

Презентация, интеллектульно-творческая игра «Я думаю, лидер — это…», выставка работ учащихся, отражающих их представление о лидере.

Расширение представлений учащихся о лидере и лидерстве

2. Деловая коммуникация и деятельность лидера группы

Развитие коммуникативной культуры учащихся

тест «Речевые барьеры общения», серия игровых упражнений «Саботажники общения», «Постройка моста», «Скажи да!»

Приобретение навыков саморегуляции

3.Планирование работы лидера и группы

Формирование практических навыков социальной успешности

Создание социального проекта

Приобретение навыков лидера

4. Шаги по достижению личностной успешности

Развитие эмоциональной устойчивости

Практикум личностной успешности

Приобретение навыков руководителя

Таким образом, содержание и направление тренинговых занятий для будущих лидеров включало четыре взаимосвязанных занятия по расширению представлений у учащихся о лидерстве и возможностях данного вида деятельности. В тренинговых занятиях было обращено внимание на совместную индивидуальную деятельность, когда каждый учащийся должен выполнить свою часть общей работы, иногда и отдельно от других. В тренинговых занятиях была дана возможность учащимся познакомиться с различными социально ориентированными объединениями. Такие тренинги являются необходимым ознакомительным этапом работы с будущими лидерами молодежных объединений, так как они позволяют представить общие требования к будущему руководителю группы.

Так, на тренинге важной задачей обучения было деловое общение, принятие позиции другого, что очень важно в деятельности группы.

Для доверия и понимания в отношениях руководителя с участниками группы были разработаны правила тренинга. Назначение правил состояло в обеспечении психологической комфортности участников тренинга. Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствовало помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей. Активность и добровольность участников являлись еще одним необходимым условием проведения тренинга.

Кроме вышеназванных условий, проведения тренинга, использовались развлекательные упражнения, не несущие серьезной смысловой нагрузки. Большой интерес вызывали у подростков упражнения, связанные с раскрытием их внутреннего потенциала, лежащего в подсознании человека и расшифровка символических образов, увиденных с помощью упражнений.

Тренинговые занятия в группах проходили по двум направлениям: развитие коммуникативной культуры и организаторского потенциала; развитие групповой самоорганизации.

В первое занятие мы включили теоретические основы лидерства. Занятие включало показ презентации деятельности детско-молодежного движения «ДЕЛО», выступление лидеров первичных ячеек организации. На занятии были определены проблемные задания для учащихся по теме лидерства в молодёжном объединении. Учащиеся выполняли следующие задания: «нарисуй» лидера краска­ми, афоризмами, стихами, прозой, песнями, музыкой, жестами; в интеллектуально-творческой игре «Я думаю, лидер — это…» — расшифровку слова «лидер» с применением разных средств. Приведем пример из работ старшеклассников, участвовавших в выполнении этого задания: «Я думаю, что лидер — это Личность, добивающаяся единства; лаборатория, ищущая деловых единомышленников, рационализаторов». Подобным образом расшифровывают и слово «вожак». Один из вариантов ответа: вперед, оперативно, живо, активно, коллективно. В числе достижений подобного вида работ — фиксирование в сознании школьников сущности предлагаемых терминов.

Осуществление подобной деятельности превращает сам ее процесс в интересную творческую работу. Появляются разнообразные варианты, разрабатываемые самими учащимися: «ты лидер, а это значит…»; литературная «ода лиде­ру»; сайт в Интернете «Лидер»; выставка работ учащихся, отражающих их представление о лидере. В этом виде деятельности появляются лидеры-творцы, организаторы, коммуникаторы.

На занятиях был определен набор проблемных заданий для учащихся по анализу содержания тренингов. Самооценка участия в тренингах определялась по формам тренинговых занятий, удовлетворённости проведёнными занятиями.

Мы предложили учащимся ответить на следующие вопросы: изменилось ли ваше представление о лидере, удовлетворены ли вы формами проведения занятий, заинтересовала ли вас организаторская деятельность (см. табл. 2).

Таблица 2

Самооценка учащимися содержания тренингов

Вопросы

Да

Нет

Выделенные недостатки

Изменилось ли ваше представление о лидере

70%

30%

Занятие занимает много времени(2 часа).

Есть учащиеся, не заинтересованные в тренинге.

Удовлетворены ли вы формами проведения занятий

60%

40%

Заинтересовала ли вас организаторская деятельность

30%

70%

В ходе обсуждения проблемных вопросов у учащихся были закреплены знания о лидере и лидерстве как явлении. В процессе выполнения проблемных заданий выявилось, что большинство испытуемых чётко определяют необходимость лидера в группе и могут дать некоторые характеристики личностных качеств лидера. Для снятия эмоционального напряжения в группе нами была проведена игра «Любящий взгляд». Таким образом, изучение представлений школьников о лидере, носящее неординарный характер, проводимое в форме тренинга, превращается в отдельный вид занятий, вызывающий у школьников большой интерес.

Проведенные с учащимися занятия, включавшие само­стоятельное составление инструкции для тех, кто наделяется ли­дерскими полномочиями, показал, что наиболее четко понимают сущность лидерства учащиеся, которые являются членами социально ориентированных объединений. Следует отметить, что обнаружена прямая зависимость между подготовленно­стью к выполнению роли лидера и пониманием ее сущности. В подростковом возрасте чаще наблюдается стремление к лидирую­щей роли без достаточно выраженной способности осознавать ее направленность и сущностные составляющие.

Второе занятие было направлено на развитие коммуникативных навыков учащихся и включало тест «Речевые барьеры общения», серию игровых упражнений, таких как «Саботажники общения», «Постройка моста», «Скажи да!». В процессе занятия учащимся удалось выявить свой коммуникативный потенциал, игровая деятельность позволила скорректировать некоторые проблемные аспекты межличностного общения.

Ещё одним этапом в нашей экспериментальной работе выступил самостоятельный анализ действий. Регулярно учащиеся получали задания проверить готовность к занятиям товарища по парте – наличие тетради, ручки, оценивать ответы учащихся в процессе выполнения проблемных заданий, при этом необходимо было выделить положительные и отрицательные моменты. Во внеурочное время учащиеся следили за поведением учеников на коридоре и в столовой, внешним видом учеников.

В ходе проведенной нами работы, к выполнению организаторских функций привлекались в основном все учащиеся, и только в некоторых случаях – отдельные ученики. Мы стремились охватить этой работой наибольшее количество учащихся, так как данный вид деятельности развивает у них организаторские умения и навыки.

Отметим, что на данном этапе из отдельных функций, выполнявшихся учащимися лидерами, складывались несложные по своей структуре комплексы. При организации коллективной работы учащиеся планировали предстоящую работу, определяли инструменты и материалы, необходимые для её выполнения, распределяли задания для каждого члена группы.

Основное значение второго направления эксперимента заключалось в практической реализации лидерских качеств, лежащих в основе умения самоорганизации своей деятельности. Каждый из отдельных компонентов лидерства формировался как целенаправленное действие. Цели действий конкретизировались и доносились до сознания учащихся.

Проведение опытно-экспериментальной работы показало, что на начальном этапе лидерские качества формируются не только организаторской, но и в других видах деятельности. В процессе организаторских операций возможно формирование у ребят некоторых организаторских качеств.

Нашей основной задачей было создание и поддержание условий, необходимых для активной самостоятельной работы каждого учащегося над собой. Проведение тренинговых занятий способствовало выработке позитивного отношения к общественно полезной деятельности.

На третьем занятии учащимся было предложено создание социального проекта. Учащимся необходимо было создать групповой проект социально ориентированного объединения, самостоятельно выделить цели и задачи объединения, целевую аудиторию, материально-технические средства, создать план работы объединения на один месяц.

В процессе выполнения коллективных заданий выявилась тенденция разделения группы на микро-группы, в каждой из которых определился неформальный лидер. Одной из задач тренинговых занятий было грамотное распределения заданий для микро-группы. В зависимости от типа лидера в микро-группе учащимся были предложены различные направления деятельности: организаторская, информационная, досуговая.

В результате коллективных действий выявились следующие типы лидеров:

  • организаторы деятельности (деловые лидеры) – хорошо понимают сущность организаторской деятельности, разбираются в межличностных отношениях, существующих в объединении, умеют распределять поручения между людьми;
  • генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры) – зачастую не испытывают потребности в управлении группой в прямом смысле, но к ним тянутся люди, прислушиваются к их мнению;
  • лидеры-инициаторы (творческие лидеры) – выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, поиска новых сфер и форм деятельности. Этих лидеров отличает общая креативная направленность.

После проведения тренингов мы выявили недостатки форм работы занятий на основании самооценки участников тренинга по пятибалльной шкале. (см.Табл. 3)

Таблица 3.

Самооценка учащимися и ведущими

форм работы тренинговых занятий

Формы работы

Лидеры

Учащиеся

Ведущие

Лекция

3

3,5

4

Презентация

4.5

4

4

Ролевая игра

5

5

5

Социальный проект

5

4

5

Брейнсторминг

(мозговой штурм)

4

3

4

Наиболее эффективной формой работы на тренинге как учащиеся так и руководители тренинга считают социальный проект и ролевую игру. Такие формы работы позволяют учащимся закрепить сформированные умения и навыки, способствуют улучшению межличностных отношений в группе.

Таким образом, уже в учебных заведениях лидерские качества будут развиваться и аккумулироваться. Исследования становления учащегося лидера в социально ориентированном объеди­нении показывают, что существуют разнообразные пути реализации этого процесса. Один из них условно назван просветительским, когда происходит целенаправленное информационное обучение школьников способам освоения роли лидера, учащийся приобретает знания о способах выполнения роли лидера в социально ориентированных объединениях.

Другой путь становления учащегося лидера назван деятельностно-практическим. В этом случае школьник непосредственно сам включается в выполнение роли лидера, приобретая практический опыт освоения этой роли. Иногда такой путь называется путем проб и ошибок.

Третий путь условно назван интегрированным. Он сочетает в себе специальную теоретическую подготовку и собственную практическую деятельность. Существует еще один путь, который можно определить как путь копирования образца, когда на основе подражания образцу происходит становление лидера.

Таким образом, лидерская роль может быть освоена наиболее успешно при следую­щих условиях:

  • личностной установке школьника на роль лидера;
  • востребованности ситуации, определяемой сущностью функ­ционирования воспитывающей среды школы, ориентированной на самостоятельность, активность, инициативу школьников;
  • систематической педагогической поддержке в процессе ос­воения учащимися роли лидера.

Познавательно-информационная тренинговая работа с будущими лидерами конструируется как деловые игры и упражнения по расширению представления у будущих лидеров по проблеме лидерства и организационной деятельности в группе. Основа программы тренинговых занятий определяется социальными ролями и функциями, которые должен выполнять лидер в социально ориентированном объединении.

Содержание программы тренинговых занятий может быть реализовано несколькими путями:

  • расширение представлений учащихся о лидерстве на основе деловых игр;
  • разработка социальных проектов работы с группой.

Основные формы образовательного процесса, которые могут использоваться для реализации тренингов:

  • деловые игры;
  • упражнения;
  • социальные проекты.

Основной целью тренинговых занятий может быть развитие личностных ориентации учащихся в области лидерства. Тренинг развивает инициативу лидера, так как функции и методы такого типа занятий предполагают разрешение данных целей и задач.

Лидер оказывает значительное влияние на группу, одновременно происходит обратный процесс: остальные члены группы оказывают влияние на лидера.

Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

  • видение ситуации в целом;
  • способность к коммуникациям;
  • доверие членов группы;
  • гибкость при принятии решений.

Формирование эффективного лидера в молодежной группе возможно в условиях организации постоянно действующего тренинга по развитию коммуникативных и организаторских способностей.

2. Разработка и апробация программы «Школа молодого лидера»

для учащихся образовательно-воспитательных учреждений как условие социализации и развития лидерских качеств старших школьников

Процесс формирования лидерства в социально ориентированных молодёжных объединениях предполагает подготовку эффективного лидера молодёжной группы в условиях организации постоянно действующих комплексных форм работы.

Основными комплексно интегрированными формами работы по развитию лидерства в социально ориентированных объединениях молодёжи должны быть обучающие программы, тренинги, деловые игры, семинары.

Комплексно интегрированные формы подготовки учащийся молодёжи к лидерству могут быть спешными при следующих условиях: личностной установки учащегося на роль лидера; востребованности ситуации; систематической поддержки будущих лидеров социальными педагогами, учителями образовательно-воспитательных учреждений.

Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию лидерства в социально ориентированных молодёжных объединениях было направлено на формирование активной позиции и инициативности учащихся, что составляет основу лидерского потенциала личности.

Мы предположили также, что для систематической подготовки будущих лидеров необходимы комплексные формы работы с учащимися, которые должны включать: формирование социальных ориентаций учащихся, тренинги по развитию коммуникативных навыков и умений, умений планировать и организовывать данный вид деятельности, предполагающий освоение будущими лидерами основных функций и социальных ролей, которые они должны выполнять в социально ориентированных объединениях учащихся.

Таким образом, программное обучение будущих лидеров было осуществлено на основе теории ролевой социализации личности.

Образовательно-воспитательный процесс в такой программе включает работу клуба будущего лидера, дискуссии, деловые игры, встречи с лидерами молодёжных объединений.

Значительную часть программы составляет познавательно-информационный блок, который включает информацию о лидерстве, виды деятельности лидеров, рекомендуемую научно-методическую литературу, молодёжные сайты и СМИ.

Ведущей задачей программы «школы лидеров» как комплексной работы, является развитие мотивации и ценностных ориентаций у будущих молодёжных лидеров.

Программа была предназначена для учащихся старших классов (9-11) и направлена на развитие коммуникативной компетентности и организаторских умений учащихся.

Логика постановки и разрешения учащимися проблем обуславливалась задачей обеспечения процесса гармоничной социализации молодого человека в социально ориентированном объединении.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания, умения и лидерские качества, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Предлагаемые программа создаёт благоприятные условия для социализации подростка обладающего лидерскими качествами. Социальная самореализация молодого человека немыслима без творчества и инициативы, именно поэтому реализация программы предполагала большую степень гибкости и стимулировала самих учащихся к участию в проектировании составных частей программы.

Цели:

  • Выявление и поддержка одаренных детей школьного возраста, имеющих организаторские и другие лидерские качества, привлечение их к созидательному и активному участию в жизни школы, района, общества.
  • Привлечение внимания общественности к важности выявления лидеров детских и молодёжных объединений.
  • Расширение информационного банка детских и молодёжных объединений Гатчинского района. Поддержка инновационной деятельности лидеров детских и молодёжных объединений.
  • Создание ДМОО в городских и сельских поселениях Гатчинского муниципального района.

Задачи:

  • Создание системы выявления и поддержки одаренных детей, учащихся школ, имеющих лидерские качества.
  • Обучение детей с лидерскими и организаторскими способностями.
  • Оказание содействие местным органам власти в реализации их программ, касающихся детей, проведении массовых мероприятий.

Основной замысел:

Общественные объединения являются одним из важнейших институтов гражданского общества. Именно они обеспечивают горизонтальные связи между различными социальными группами и институтами. Особенно важно то, что эти связи основаны не на формальном статусе и отношениях властиподчинения, а на осознании самими людьми чувства сопричастности к сообществу равных и близких по духу людей.

Участие молодежи в общественной деятельности, является инструментом, который позволяет эффективно решать многогранные воспитательные задачи, способствует творческой самореализации личности, развивает её деловые и духовные качества

Проведя социологический опрос среди учащейся молодежи Гатчинского района мы, пришли к выводу о необходимости создания в районе курсов по обучению руководителей и лидеров детских и молодёжных общественных объединений. Опираясь на опыт проведения таких курсов на областном уровне, мы разработали систему обучения, которую назвали «Школа молодого лидера».

Механизм реализации проекта

Мониторинг деятельности общеобразовательных учреждений и детских и молодёжных организаций с целью выявления подростков с лидерскими способностями.

Сотрудничество с учреждениями и организациями по тематике проекта

Сбор методических материалов по тематике проекта

Апробация и внедрение различных методик по выявлению лидерских качеств;

Информационно-методическое обеспечение основных мероприятий проекта:

- информационная кампания в СМИ;

- разработка и распространение информационно-просветительских материалов по выявлению подростков с лидерскими способностями для общеобразовательных учреждений и детских и молодёжных организаций;

- разработка методических рекомендаций и информационно-аналитических материалов для специалистов, занимающихся проблемами подростков.

Аккумулирование опыта общеобразовательных учреждений и детских и молодёжных организаций по выявлению подростков с лидерскими способностями;

Активное участие в мероприятиях учреждений и организаций, занимающихся проблемами по выявлению подростков с лидерскими способностями (управление образованием, комитет по делам молодежи и др.)

Подведение общих итогов реализации мероприятий проекта, внесение изменений и дополнений в программы;

Составление методического сборника по итогам реализации проекта;

Организация конференции, семинаров для специалистов учреждений и организаций, занимающихся проблемами выявления подростков с лидерскими способностями, с целью совершенствования системы межведомственного взаимодействия;

Распространение опыта системной социально-педагогической работы с подростками с лидерскими способностями, в муниципальные образованияг. Гатчины, Гатчинского р-на и Лен. области;

Обучение специалистов учреждений социального обслуживания социально-педагогической работе с подростками с лидерскими способностями.

Система обучения делится на 4 этапа:

  • Выявление детей с лидерскими и организаторскими способностями в общеобразовательных учреждениях Гатчинского района.
  • Используя разработки ведущих специалистов России в области детской психологии, методические разработки игровых программ путем проведения различных игр и психологических тренингов выявляются дети обладающие лидерскими и организаторскими способностями.

  • Обучение детей с лидерскими и организаторскими способностями и педагогов-организаторов общеобразовательных учреждений в районной «Школе молодого лидера».
  • Обучение проводится в два дня с привлечением специалистов в области молодежной политики и государственного управления, профессиональных психологов. Специалисты проводят тематические лектории, психологические тесты, игры, тренинги, помогающие развить и укрепить лидерские способности у детей, способствующие сплочению коллектива детей и педагогов, и развивающие взаимопонимание между ними.

  • Проведение районного конкурса «Лидер», с целью подведения итогов работы «Школы молодого лидера» за год, рекомендуя участников конкурса в состав Молодежного совета при главе администрации Гатчинского муниципального района.
  • В программу конкурса входит:

    • Сочинение-эссе на заданную тему
    • Самопрезентация участника и его организации
    • Разработка участником социального проекта.
    • Деловая игра «Создай свою организацию»
    • Изготовление наглядной агитации.
    • Выступление группы поддержки и т.п.

    Победители конкурса направляются на областной конкурс «Лидер».

  • Работа участников конкурса «Лидер» в Молодежном совете при главе администрации Гатчинского муниципального района.
  • В результате системы обучения в районе образован действующий молодежный совет с постоянным активом, который занимается подготовкой и проведением мероприятий различной направленности. Разработкой и воплощением в жизнь социальных проектов, направленных на развитие Гатчинского муниципального района.

    Ожидаемый результат:

  • Выявление и поддержка одаренных детей школьного возраста, имеющих организаторские и другие лидерские качества, привлечение их к созидательному и активному участию в жизни школы, района, общества.
  • Создание ДМОО в городских и сельских поселениях Гатчинского муниципального района, членами Молодежного совета.
  • Критерии отслеживания результативности:

    1. Критерий внутренней готовности, который включает:

    - мотивационную составляющую (внутренняя готовность к принятию роли лидера, желание выполнять функции лидера, интерес к деятельности лидера, стремление действовать).

    - познавательную составляющую (понимание поставленных задач, знание алгоритмов организаторской деятельности, знание правил эффективного общения в различных ситуациях);

    2. Критерий практически-действенный (критерий внешней реализации), который включает:

    - деятельностную составляющую (умение использовать лидера на практике, результативность деятельности);

    - личностно-позиционную составляющую (восприятие лидера группой, восприятие группы лидером).

    Методы отслеживания результативности:

    Проведение конкурсов «Лидер класса», «Лидер школы» или «Лидер детской организации» на местах.

    Проведение районного конкурса «Лидер».

    Форма презентации и отчётности:

    Круглый стол. Семинар. Слёт общественных объединений.

    Материальные ресурсы:

    Проект финансируется Комитетом по молодёжной политике, спорту и туризму и Управлением образования Гатчинского муниципального района т.к. разработан в рамках закона о детских и молодёжных общественных организациях.

    Возможные риски:

    Неприятие или формальное отношение к проекту отдельных руководителей и специалистов общеобразовательных учреждений и детских и молодёжных организаций.

    Способы их преодоления:

    Проведение разъяснительной работы с руководителями и специалистами общеобразовательных учреждений и детских и молодёжных организаций организаторами проекта при участии специалистов Комитета по молодёжной политике, спорту и туризму и Управления образования Гатчинского муниципального района

    В нашей работе мы более подробно рассмотрим первый этап программы «Школа молодого лидера» — Выявление учащихся 9-11кл с лидерскими и организаторскими способностями в общеобразовательных учреждениях Гатчинского района. Он состоит из 12 тренинговых занятий, направленных на развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, самоорганизации и личностного роста. Каждое занятие длилось 1,5 часа и проводилось во время внеклассных часов еженедельно. (см. Приложение 2)

    Апробация программы проводилась средней школе № 1 посёлка Войсковицы, Гатчинского муниципального района, Ленинградской области. Результативность реализации программы оценивалась самими учащимися по следующим критериям:

    • эффективность занятий,
    • удовлетворённость формами работы,
    • позиция учащихся по отношению к лидерству,
    • личностный рост.

    Таблица 4.

    Программа тренинговых занятий для учащихся 9-11 классов

    Тема

    Цель

    Содержание работы

    Ожидаемые результаты

    1.

    Лидерство как социальное явление

    Знакомство участников группы, информирование о целях занятий, принятие групповых правил

    Приветствие и знакомство с ведущим.

    Процедура знакомства с участниками «Что в имени моём».

    Упражнение «Я тебя не понимаю».

    Упражнение «Королевство». Групповая дискуссия «Наши ожидания — наши опасения». Рефлексия

    Осознание участниками необходимости придерживаться правил,

    приобретение навыков слушания

    2.

    Умею говорить и слушать

    Развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков, навыков партнёрских отношений, сплочение группы

    Приветствие

    Упражнение «Повороты»

    Упражнение «Договоримся?»

    Упражнение «Переправа»

    Игра «Переправа»

    Рефлексия

    Создание партнёрских отношений между участниками группы,

    повышение ответственности за партнёра,

    Тема

    Цель

    Содержание работы

    Ожидаемые результаты

    приобретение навыков вербального и невербального общения

    3.

    Диалог с учащимися социально ориентированных объединений

    Сплочение группы, развитие коммуникативных навыков, выработка адекватной самооценки

    Ритуал приветствия

    Упражнение «Трио»

    Упражнение «Граффити»

    Игра «Запрещённые слова»

    Упражнение «От чужого имени»

    Рефлексия

    Навыки работы в группе,

    Выработка способности принятия мнений окружающих, речевая гибкость.

    4.

    Эмоции и чувства лидера

    Эмоциональное развитие участников

    Приветствие

    Упражнение «Радуга чувств»

    Упражнение «Я- источник чувств»

    Упражнения «Наши чувства – наши поступки»

    Рефлексия

    Достижение эмоционального равновесия участников

    5.

    Социальные роли лидера

    Развитие навыков самоанализа и способности адекватно принимать свои личностные качества

    Приветствие

    Упражнение «Маски»

    Визуализация «Кто я есть на самом деле»

    Притча «Трое и слон»

    Рефлексия

    Формирование адекватной самооценки

    6.

    Лидер и конфликт

    Знакомство с понятием конфликт, видами конфликтов, способами разрешения конфликтов

    Приветствие

    Упражнение «Датский бокс»

    Мозговой штурм «Что такое конфликт»

    Информационная часть «Виды конфликтов и способы их разрешения»

    Упражнение «Бумажные мячики»

    Рефлексия

    Приобретение навыков саморегуляции и терпимости к людям

    7.

    Роль лидера в разрешении конфликта

    Обучение на практике способам разрешения конфликтных ситуаций в межличностных отношениях

    Приветствие

    Ролевая игра «Верёвка»

    Упражнение «Безмолвный крик»

    Групповая дискуссия «Чему мы научились при разрешении конфликтов».

    Игра «Любящий взгляд»

    Рефлексия

    Приобретение навыков саморегуляции и терпимости к людям

    8.

    Образ лидера

    Осознание учащимися необходимости лидера, выявление лидерских качеств

    Приветствие

    Фильм «Первый рыцарь»

    Дискуссия «Как стать первым?». Рефлексия

    Приобретение навыков лидера

    Тема

    Цель

    Содержание работы

    Ожидаемые результаты

    9.

    Самодиагностика лидерских качеств

    Актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей

    Ритуал приветствия

    Упражнение «Такое вот к и н о».

    Упражнение «Перекрёсток».

    Групповая дискуссия «Чем нужно обладать, чтобы достигнуть желаемого?»

    Рефлексия

    Приобретение навыков руководителя

    10.

    Цели и дела в социально ориентированном объединении

    Создание плана действий для достижения жизненных целей

    Ритуал приветствия.

    Упражнение «Цели и дела»

    Упражнение «закончи предложение»

    Упражнение «Волшебная подушка»

    Упражнение «Четыре сферы»

    Рефлексия

    Самоопределение учащихся в выборе жизненных целей.

    11.

    Лидер в молодёжном объединении

    Формирование практических навыков социальной успешности

    Создание социального проекта «Лидер в молодёжном объединении»

    Самоорганизация группы

    12.

    Искусство успешного лидерства

    Закрепление полученных знаний о руководстве

    Круглый стол,

    Выпуск стенгазеты.

    Позитивное отношение к лидерству в социально ориентированных объединениях

    По результатам анкетного опроса, 85% учащихся удовлетворены формами работы на занятиях, однако наиболее эффективной формой работы считают тренинг. Не всегда было интересно 15% учащихся, однако это объясняется нежеланием учащихся заниматься интеллектуальной деятельностью после учебных занятий. Учащиеся отмечают, что вовлёкшись в деятельность группы, они с радостью выполняли предложенные им задания.

    Для диагностики реализации лидерского потенциала использовалась «Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС— 1)». Зафиксировано развитие организаторских способностей у 79% лидеров молодежных объединений, коммуникативных— у 65% респондентов.

    Результаты длительного включенного наблюдения позволяют говорить о динамике позиции лидеров объединений в аспекте инициативности, осознанности действий, ответственности, готовности к выдвижению разных участников в качестве лидеров при решении различных видов и уровней организационных и содержательных задач. Результаты опроса по разработанной анкете, фиксирующей достижение индивидуальных и групповых целей в процессе осуществления общественно-значимых проектов показали, что на завершающем этапе эксперимента определяют и реализуют индивидуальные цели 68% участников, а определение групповой цели представляется учащимся обязательным этапом разработки проекта.

    Также эффективность программы оценили педагоги школы на педагогическом совете школы, отметив улучшение дисциплины в классах, в которых проводились занятия, повышение активности учащихся на уроках.

    Таблица 5.

    Самооценка учащимися и педагогами по 5-ти бальной шкале эффективности программы «Школа молодого лидера»

    учащиеся

    лидеры

    члены молодёжных

    объединений

    педагоги

    сформированность коммуникативных умений

    4.5

    4

    4.5

    сформированность организаторских способностей

    4

    4

    4

    формы работы в группе

    5

    5

    5

    Эффективность программы в целом

    5

    4.5

    5

    Таким образом, программа обучения будущих лидеров коммуникативным навыкам, планированию и организаторским умениям должна основываться на теоретических положениях ролевой социализации личностей (Е.И Тихомирова, В.И. Добреньков, Г.И. Макартычева), так как:

    • содержание занятий определяется социальными ролями и функциями, которые должен выполнять лидер в социально ориентированном молодёжном объединении;
    • основной целью комплексных форм подготовки будущих лидеров к деятельности организатора должно быть развитие личностных ориентаций учащихся в области лидерства и создание условий для самореализации личности;
    • важной составной частью программы «Школы молодого лидера» выступает знание о специфике социальной деятельности с группой, социальная компетентность в сфере взаимодействия «человек-человек», а также направленность на развитие способности будущего лидера к рефлексии и совершенствованию лидерских качеств;
    • формы образовательного процесса «Школы молодого лидера» могут включать деловые игры, дискуссии, упражнения, презентации, акции, социальные проекты.

    Файлы: Приложения.doc
    Размер файла: 74240 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология