Автор конспекта:
Автор(ы): — Котельникова Надежда Николаевна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ п.Новосельский Ершовского района Саратовской области" учитель истории и обществознания

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Цели и задачи урока:

образовательная:

  • на основе имеющихся у учащихся знаний о правах человека, способствовать формированию представлений учащихся о группе социальных прав человека и их направленности для жизни людей в государстве.

- развивающая: .

  • Содействовать развитию умений работать в группе, отстаивать собственное мнение.
  • продолжит работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками по предмету;
  • уметь находить информацию и отвечать на вопросы предлагаемые учителем;

- воспитательная:

  • привитие интереса к предмету;
  • формировать политическую культуру и гражданскую позицию у учащихся.
  • воспитывать уважение к правам человека.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

Боголюбов.

Используемая методическая литература: —

Боголюбов.

Используемое оборудование: —

ЦОР

Используемые ЦОР: —

Презентация

Краткое описание: —

Урок нового знания

Тема “Социальные права человека ”.

Подготовила — Котельникова Н.Н., учитель истории и обществознания МОУ «СОШ п.Новосельский Ершовского района Саратовской области»

Тип урока: изучение новой темы, урок-практикум с элементами игры.

Цели и задачи урока:

образовательная:

  • на основе имеющихся у учащихся знаний о правах человека, способствовать формированию представлений учащихся о группе социальных прав человека и их направленности для жизни людей в государстве.

- развивающая: .

  • Содействовать развитию умений работать в группе, отстаивать собственное мнение.
  • продолжит работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками по предмету;
  • уметь находить информацию и отвечать на вопросы предлагаемые учителем;

- воспитательная:

  • привитие интереса к предмету;
  • формировать политическую культуру и гражданскую позицию у учащихся.
  • воспитывать уважение к правам человека.

Оборудование и материалы:

Конституция РФ, Международный пакт, Всеобщая Декларация прав человека .

Мультимедиа

Раздаточный материал

Основные понятия:

Социальные права; право на социальное обеспечение;

Сценарий учебного занятия. Тема: «Социальные права человека»

Класс: 9-ый.

  • Приветствие.
  • Здравствуйте, меня зовут Надежда Николаевна Котельникова! Я работаю учителем истории и обществознания в средней школе посёлка Новосельский, но сегодня, на этом занятии, мне хотелось бы быть не столько учителем, сколько соучастником обретения нового знания. Не учить, а быть рядом с вами, быть вместе с вами в поисках ответов на вопросы поставленные жизнью, взрослой жизнью, всему российскому обществу, а, следовательно, и вам, и мне. Я очень надеюсь, что мы пройдём путь от постановки проблемы до её разрешения вместе, рука об руку. Мне кажется, что для такого занятия лучше всего подойдёт форма молодёжного парламента, членами которого мы все будем ближайшие 30 минут. Ну, что ж, за дело!
  • 2. Мотивация формулирования темы учебного занятия обучающимися. Слайды 1-7.

    И так, уважаемые парламентарии, прошу обратить внимание на экран!

    На экране сменяют друг друга слайды с фотографиями нищих, протягивающих за подаянием руки, пенсионеров, перебирающих копейки, лица голодных детей… Звучит песня из К/ф «Генералы песчаных карьеров».

    Учитель обращается к обучающимся с вопросом.

    Как вы считаете, справедливо ли такое положение, когда у одних есть всё, о чём можно только мечтать, другие не испытывают недостатка, по крайней мере, в необходимом, а третьи нуждаются в самом насущном? Почему эти люди в таком положении? Заслужили ли они такое социальное положение? И следует ли помогать им? Готовясь к занятию, я обратилась к возможностям сети Интернет, чтобы выяснить мнение случайных посетителей одного из сайтов. Результаты вы можете увидеть здесь (на экране).

    слайды№ 8,9 «Как вы относитесь к людям, просящим милостыню» и «Мнения. Мнения»)

    Учитель.

    И так, о чём же мы сегодня будем говорить с вами? Какую проблему будет обсуждать наш молодёжный парламент?

    Выслушивает ответы.

    Вряд ли тема занятия «Социальные права человека» будет названа. Поэтому учитель должен задать ещё несколько вопросов:

    1. Считаете ли вы, что проблему этих людей возможно решить, подавая милостыню, деятельностью религиозных организаций, акциями благотворительных организаций или без вмешательства государства решить проблему нельзя?

    Возможные ответы: а) если каждый подаст, проходя мимо, то средств на жизнь хватит (Рефлексия учителя: а если подадут единицы? Да и много ли подают?) б) Если люди активно будут сдавать средства благотворительным организациям, то их хватит многим и надолго (Рефлексия учителя: но многие ли готовы это делать? Кто будет координировать сбор и распределение собранной помощи?)

    2. Считаете ли вы, что то, что мы сейчас увидели, происходит в странах Азии и Африки и не имеет отношения к нашей стране?

    Возможные ответы: а) нет, это можно видеть и у нас б) это явление характерное и для развитых стран в) нищета и попрошайки были, есть и будут всегда и везде

    3. Является ли проблема нищеты, социальной незащищённости проблемой отдельных людей, всего общества, государства?

    Возможные ответы: а) это проблема тех, кто не хочет работать в) это проблема всего общества г) пусть этим занимается государство д) это проблема людей, общества и государства

    Вывод (видимо, делает учитель):

    Я благодарю всех, высказавших своё мнение, ваши рассуждения позволяют нам зафиксировать обсуждаемую проблему как «Социальная справедливость и социальные права человека»

    Тема высвечивается на экране.Слайд № 10.

    Учитель: ориентиром для лучшего понимания сущности социальной справедливости, закреплённой в социальных правах, могут быть определения, данные в юридическом словаре:

    Слайд №11

    Социальные права человека — совокупность конституционных прав человека, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ.

    Социа́льная защи́та — система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

    Учитель: А примером закрепления социальных прав в Основном законе государства статьи 38 – 42 Конституции Российской Федерации:

    Слайд № 12,13.

    • Право на охрану материнства и детства (ст. 38)
    • Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39)
    • Право на жилище (ст. 40)
    • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
    • Право на труд (ст. 37)

    1) Вербальное поощрение активных обучающихся

    2) Объявление отметок за работу на первом этапе занятия

    3. Повторение пройденного материала.

    Учитель задаёт вопрос: а чем права отличаются от свобод. Есть ли разница между этими понятиями?

    • Скорее всего, дети не смогут дать ответ, провести различие. В таком случае учитель обращает внимание на экран, где написано, что
    • «ПРАВА -это охраняемые и обеспечиваемые государством возможности что либо делать, осуществлять; то, что разрешено законом и соответствует природе человека».
    • СВОБОДЫ – это отсутствие каких-либо ограничений в деятельности или поведении

    Вывод: охрана прав государством необходима, чтобы свободы немногих не сделали жизнь большинства полным бесправием

    4. Этап работа в группах.

    Учитель: В нашем молодёжном парламенте сегодня работает 5 комиссий.

    Каждая из которых является экспертом в области того или иного права.

    Комиссии парламентариев будут представлять свою правовую область по следующей схеме. В голубом поле будут отражены: статьи Конституции РФ и способ реализации права ,а в розовом рекомендации комиссии по усовершенствованию данного права.

    Пока наши комиссии работают специалист более узкого профиля приготовит мини доклад о связи экономических и социальных прав.

    Схема на СЛАЙДЕ № 15

    Учитель: И я приглашаю к себе специалистов в области права на

    Учитель: Итак, мы рассмотрели все группы прав .

    А теперь попросим выступить аналитика ,который пояснит нам:

    Почему данные права называются социаль­но-экономическими.

    Вывод: Неразрывная связь социальных прав с уровнем жизни людей (жильё, мед.обслуживание) указывает на экономический характер этих прав.

    2) Вторая группа парламентариев рассматривает на основе законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики, то есть того, что уже сделано и делается, основные направления социальной политики нашего государства. Их цель: Сравнительный анализ материала таблицы «Социальные права граждан РФ» с выдержками из Всеобщей декларации прав человека 1948 года и текстом Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) проанализировать эффективность проводимой социальной политики.

    Проблемная задача: Соответствуют ли социальные права человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты социальных прав человека? Ответ аргументируйте.

    План работы 2-й группы:

    1) прочитать статьи Конституции РФ 38 – 43, в которых закреплены социальные права граждан РФ.

    2) Прочитать положения Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года

    3) Составить таблицу соответствия.

    Можно ли говорить о существовании социального государства в России?

    Учитель: Какие требования мы предъявили к обществу социальной справедливости?

    Вывод: Обобщённая трактовка принципа социальной справедливости , включающая такие требования, как равная оплата за равный труд, недопущение дискриминации на любых основаниях, поддержка слабых слоёв населения со стороны государства. Ответственность должностных лиц за нарушение конституционных прав граждан, социальная ответственность бизнеса.

    Учитель: Из такого понимания социальной справедливости вытекают и фундаментальные принципы социальной политики демократического государства:

    - предоставление государством каждому члену общества социальных гарантий существования;

    - контроль над имущественной и статусной дифференциацией;

    - перераспределение налоговых поступлений с целью поддержки малоимущих;

    - создание законодательной базы, исключающей нарушения равноправия в сфере трудовых отношений.

    Учитель: Статья 7 нашей Конституции указывает, что Российская Федерация –социальное государство.

    Так ли это? Является ли наше государство социальным? Государством социальной справедливости?

    Ответы учащихся:

    Учитель: На данный момент Россия находится на пути становления социального государства. И все выше нами перечисленные направления социальной политики государства, закреплённые в Конституции при условии из осуществления позволят нашему государству по праву носить гордое звание – СОЦИАЛЬНОГО!

    Тем не менее, наше государство проводит активную социальную политику о чём свидетельствуют данные статистики

    Слайд № 15,16

    Учитель: Давайте назовём основные направления социальной политики нашего государства?

    Слайд №17,18,19,20

    Программа обеспечения жильём ветеранов ВОВ

    Рост пенсий

    Материнский капитал

    Минимальная зарплата в РФ с 1 июня 2011 г. увеличится до 4,6 тыс. руб.

    Закрепить материал

    Учитель: Теперь я предлагаю каждой комиссии проверить свои знания в

    области всех социальных прав

    Тестовые задания на слайдах, каждая группа даёт свой ответ и набирает баллы.

    2) Объявление отметок

    Оглашение и комментирование оценок

    Учитель:Я предлагаю нашему молодёжному парламенту сделать выбор.

    Проголосуйте:

    Уровень жизни человека зависит от

    Каждого человека…….

    Поддержки и защиты государства……

    Положите на весы белую или красную фасоль.

    (самого человека плюс поддержка государства)

    Учитель: А сейчас я прошу вас проголосовать сердцем. Прошу поднять бумажные сердца тех из вас, которые не смогут пройти мимо нищего с протянутой рукой, не зная почему он стал нищим .От не защищенности государством или от собственной не состоятельности и лени.

    Ну и покидая, зал заседания нашего молодёжного парламента я прошу вас оставить

    Домашнее задание: § 45.Школьникам предлагается обдумать и оценить 6 форм распределения, известных в истории человечества с точки зрения эффективности и возможного применения в современных условиях.

    1) Каждому одно и то же (или каждому поровну)

    2) Каждому по заслугам (каждому в соответствии с его усилиями и жертвами).

    3) Каждому по труду (каждому в соответствии с оценкой его социально полезных услуг в связи с их редкостью, недо­статочностью, исключительностью)

    4) Каждому по потребностям (данный принцип гарантирован в социальных государствах)

    5) Каждому по рангу (каждому по его до­стоинству, то есть в соответствии с принадлежностью к касте, сословию, классу)

    6) Каждому то, что положено по закону (если закон справедлив, то и распределение будет таковым, но закон должен быть не просто принят, но и обеспечен бюджетными средствами)

    Файлы: Социальные права человека.ppt
    Размер файла: 9335296 байт.

    Рубрики: Обществознание Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология