Автор конспекта:
Автор(ы): — Потеряшная Надежда Алексеевна

Место работы, должность: — МОУ гимназия №1; учитель истории и обществознания

Регион: — Мурманская область

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — Цель: — рассмотреть содержание третьей социокультурной инверсии в истории Российской цивилизации, раскрыть особенности инверсионных процессов на примере русского крестьянства во второй половине XIX века; — продолжить работу по формированию информационных компетенций; — создание условий для воспитания толерантного отношения к различным явлениям и процессам русской истории.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Ионов "Российская цивилизация"

Используемое оборудование: —

компьютер, медиа проектор

Используемые ЦОР: —

библиотека "Просвещения" диск История России 8 класс

Краткое описание: — Ход занятия. I. Эпиграф: «В России тезис оборачивается антитезисом». Н.Бердяев 1. О какой особенности Российской цивилизации свидетельствует это высказывание? (социокультурная инверсия) Постановка целей занятия. 2. Что называют социокультурной инверсией, и сколько их было в истории России? Назовите какие? В чем проявилась третья социокультурная инверсия?

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Материалы к практическому занятию по теме: «Социокультурная инверсия – 3».

Цель: — рассмотреть содержание третьей социокультурной инверсии в истории Российской цивилизации, раскрыть особенности инверсионных процессов на примере русского крестьянства во второй половине XIX века;

- продолжить работу по формированию информационных компетенций;

- создание условий для воспитания толерантного отношения к различным явлениям и процессам русской истории.

Ход занятия.

I. Эпиграф: «В России тезис оборачивается антитезисом». Н.Бердяев

1. О какой особенности Российской цивилизации свидетельствует это высказывание?

(социокультурная инверсия)

Постановка целей занятия.

2. Что называют социокультурной инверсией, и сколько их было в истории России? Назовите какие?

В чем проявилась третья социокультурная инверсия?

Работа со схемой:

Социокультурная инверсия – 3


рабочие крестьянство буржуазия

город – деревня община – надел монополия – конкуренция

формальные – личные отношения коллектив — личность самодержавие – конституция

рост личного потребления – соц.справедливость придворный — предприниматель

3. На примере нескольких фактов рассмотрим, как проявлялась СКИ в деревне, каковы ее причины, проявления и последствия в среде русского крестьянства. (см. приложение 1)

Внесите в таблицу номера, приведенных фактов в соответствии с тем, что они иллюстрируют.

Причины СКИ

Проявления СКИ

Последствия СКИ

Вывод: крестьяне – типичные традиционалисты.

Но: крестьянское землевладение после реформы 1861 г. было подробно обследовано во многих губерниях, а результаты этих обследований опубликованы. Из них следует, что общие и частные переделы касались главным образом полевой земли. Подавляющая часть общин Московской, как и других губерний, осуществляла общий передел земли не чаще 1 – 2 раз в двадцать лет. При этом статистики отмечали тенденцию производить переделы все реже. Даже в передельных общинах пашня меняла своего хозяина лишь через 12 – 18 лет.

В Иркутской губернии переселенцы Михайленковы и Никитин построили паровую мельницу, купив локомобиль за 6,5 тысячи рублей. Паровую мельницу построили и крестьяне-переселенцы Степанчуки. Там же крестьянин А.Фомин построил кирпичный завод, а Куркин – маслобойный.

О чем свидетельствуют эти факты?(не все крестьяне находились в поле СКИ).

4. Задание : составьте скинвейн «Община», который отражал бы данное противоречие.

Община

Традиционалисты Нетрадиционалисты

1. Община 1. Община

2. Необходимая, ценная, многофункциональная 2. Нерациональная, неэффективная

3. Поможет, сохранит, гарантирует, поддержит 3. Сковывает, препятствует, подавляет

4. Средство соц. защиты и помощи апробированное 4. Негативное влияние общинных

на протяжении тысячелетий традиций на эконом. и соц. развитие

5. Спасение! 5. Неэффективно! Невыгодно!

Как вы считаете, кого было больше, тех кто «за» или тех, кто «против» сохранения традиций?

Каковы в таком случае перспективы модернизации в России в конце XIX века?

5 Рефлексия: Показались ли вам сегодняшние задания сложными? Какие?

Что полезного вы вынесли для себя с сегодняшнего занятия? Какие выводы возьмете на вооружение для будущего?

Дом. задание: 1) составить скинвейн «Надел» с точки зрения крестьянина черноземья и крестьянина нечерноземья; 2) ответьте на вопросы: а) Отражением какого явления в жизни российской деревни стала пословица «Куда ни кинь – всюду клин»? б) Каковы последствия этого явления?

Файлы: презентация дети войны.swf
Размер файла: 2767266 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология