Автор конспекта:
Автор(ы): — Слетова Надежда Ильинична

Место работы, должность: — МОУ СОШ №14 г. Искитима Новосибирской области

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Расширять знания учащихся о творчестве писателей 19 века. 2.Учить видеть связь литературы и музыки, их взаимосвязь, взаимообусловленность. 3.Развивать творческие способности учащихся. 4.Воспитывать любовь к музыке.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

литература5 класс

Используемое оборудование: —

грамзаписи: К. Паустовский "Старый повар", М. Ю. Лермонтов "Бородино" в исполнении народного хора, романс Рахманинова "Весенние воды".

Краткое описание: — интегрированный урок "Содружество муз: литература и музыка" позволяет расширить знания учащихся о творчестве писателей 19 века, учит видеть связь литературы и музыки, их взаимосвязь, взаимообусловленность, развивает творческие способности учащихся. 4. Воспитывать любовь к музыке.

Независимо от того, что поэт выражает в форме стиха, в самом стихотворении,вего звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это "что-то" есть музыка.

П.И. Чайковский

Ход урока.

1.Организационный момент.
2.Объяснение целей урока.
УЧИТЕЛЬ,
-Мы изучили раздел «Русская литература 19 века», с творчеством каких
писателей познакомились? (ответы).
Читая их произведения, любовались поэтической красотой стихотворений, которая достигалась разными изобразительными средствами языка. Вспомните изобразительные средства языка(ответы).
-Верно, это метафоры, эпитеты, сравнения. Но каждый раз вы говорили:
"Вот что-то еще присутствует". А иногда прямо говорили, что вам это
стихотворение хочется петь.
-Давайте сегодня взглянем на это "что-то", на музыкальность, которая
присутствует во многих произведениях писателей и неотделима от них.
Конечно, начнём разговор с баснописца, чьим именем открывается этот
раздел.
— Кто это, чьи герои пытаются петь, играть, плясать? (ответ). Назовите эти басни (ответ). А почему его герои играют, поют? (ответ) Да, действительно, Крылов был прекрасным скрипачом, некоторые музыкальные произведения исполнял профессионально. Ведь большинство писателей 19 века играли на музыкальных инструментах, пели, сочиняли музыку. Музыка была неотъемлемой частью их произведений.
УЧИТЕЛЬ.
А вот семья Пушкина была мало музыкальной. На фортепиано играла лишь сестра Ольга. Однако музыкальные впечатления являлись Пушкину "во дни утех и снов первоначальных" вместе со сказками. Няня Арина Родионовна рассказывала сказки, пела ему ,"как синица тихо за морем жила". Любовь и интерес к народному искусству прошли сквозь всю жизнь и творчество поэта. Конечно, нельзя вспомнить все сказки Пушкина, к которым написана музыка.
А теперь послушайте музыкальное произведение, скажите, из какого произведения эти слова? (ответ)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
-Что характерно для стихов Пушкина?
Вывод. Да, стихи Пушкина отличаются музыкальностью.
УЧИТЕЛЬ.
-Мне, ребята, приятно, что вы сегодня вспомнили о Лермонтове. Совсем
недавно говорили: "Не было бы Лермонтова поэта, не будь он художником".
А сегодня добавим: «Не было бы Лермонтова поэта, не будь он
музыкантом».
Он был одарен удивительной музыкальностью: играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Однако если бы мы даже не знали об этом, мы догадались бы о его музыкальности, читая стихи и прозу. Не- много было в мире поэтов, умевших передавать душевное состояние, живой разговор с помощью стиха.
УЧИТЕЛЬ.
— О каком стихотворении Лермонтова мы говорили, что хочется петь?
( «Бородино»)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
-Если бы вы сочиняли музыку, какого характера была бы музыка?
(Учитель предлагает разучить)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
— Каких еще поэтов 19 века вы знаете, чьи стихи переложены на музыку?
(ответы)
-Я так и думал, что вы непременно назовете А.В. Кольцова. Cтихи
Кольцова невозможно не петь. Их поет народ. И вот участник хора — «Русская песня» изъявил желание спеть песню "Хуторок" на стихи Кольцова.
(Слушаем песню в исполнении гостя). УЧИТЕЛЬ.
— А теперь послушаем знакомый вам отрывок на стихотворения Кольцова
"Косарь".
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
— Какого характера музыка будет соответствовать настроению этого стихотворения? Что проникающее, захватывающее душу присутствует в этом стихотворении? (Ответы — музыка).
УЧИТЕЛЬ.
-На прошлом уроке мы читали это стихотворение выразительно, а теперь — (Слушаем грамзапись).
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
-На чьи стихи написан этот романс?
- Что дала этому стихотворению музыка?
— Когда более понятно, какое это время года? Почему?
Вывод: значит, музыка помогает нам понять, какое это время года. Вот это "что-то" проникает через все стихотворение.
— МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
- Вспомните с уроков музыки, большинство рассказов какого писателя
тесно связано с музыкой? (Ответ)

(Слушаем рассказ в грамзаписи "Старый повар").
- Назовите рассказ.
- Какую роль "сыграла" в этом рассказе музыка? — - Вывод: Без музыки не было бы произведения вообще.
— УЧИТЕЛЬ.
- Музыка какого композитора звучит в этом рассказе? (Моцарта)
Мы не случайно остановились на Паустовском. Именно с его
произведениями мы встретимся во II части литературы. (Сказка "Теплый
хлеб").
Подводя итог сказанному, мы можем с уверенностью сказать, что музыка
тесно связана с литературой,иногда они существуют друг без друга, а
постоянно нет. Это связано с музыкальностью писателей.
Подводим итог урока (выставление оценок)
Дома. Записать в тетради произведения русских писателей 1 половины 19 века, к которым написана музыка.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология