Автор конспекта:
Автор(ы): — Николаева Маргарита Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ «Кугесьский лицей», учитель

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

  • Углубить знания темы “ Корень слова”, показав детям один из способов образования слов — соединение двух корней с помощью соединительной гласной о или е.
  • Обогатить словарный запас детей сложными словами, формировать чувство языка.
  • Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

Л.Ф Климанова, Т.В.Бабушкина

Используемая методическая литература: —

Пособие для учителя

Используемое оборудование: —

Компьютерное оборудование, презентация, конверты скарточками — корнями слов

Краткое описание: — В доступной для учащихся форме водится понятие "соединительные гласные в сложных словах". Использование моментов ситуации успеха, интеллектуального конфликта и разрешения этих конфликтов помогут учащимся усвоить материал и совершенствовать устную и письменную речь.

План урока:

I. Вводное слово учителя.

II. Создание ситуации успеха.

III. Момент интеллектуального конфликта.

IV. Разрешение интеллектуального конфликта

V. Закрепление. Вывод.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Разбор слов по составу.

Учитель: Прочитайте на доске: Мелькают в воздухе пушистые снежинки. Теплым одеялом укрывает снег землю. Дети играют в снежки, строят снежные крепости.

Учитель: Какие задания можете предложить?

Ученики: Прочитать выразительно.

— Разобрать предложения по частям речи и по членам предложения.

— Найти и выписать родственные слова.

— Списать текст и разобрать по составу родственные слова.

Учитель: Молодцы!

-Кто помнит, над какой темой мы работали на предыдущем уроке?

Ученики: Однокоренные слова. — Разбор слова по составу.

Учитель: Тогда какое задание точнее подходит к этой теме?

Ученики: Выписать однокоренные слова и разобрать их по составу.

(Работа выполняется одновременно в тетрадях и на доске)

Снежинки, снег, снежки, снежные.

Учитель: Докажите, что эти слова однокоренные.

- Как образовались эти слова?

Ученики: С помощью суффиксов

Учитель: А еще как могут образовываться новые слова?

Ученики: С помощью приставки.

— С помощью приставки и суффикса.

Учитель: А вы умеете?

Ученики: Да!

Учитель: Тогда образуйте с корнем снег -, снеж — с помощью приставок и суффиксов новые слова

Учитель: Назовите слова, образованные при помощисуффикса (снегурка, снегурочка, снеговой, снеговик, снежок, снегирь).

-при помощи приставки и суффикса (подснежник, заснеженный, подснежный, бесснежная).

2. Актуализация знаний.Целеполагание. Изучение нового материала.

Учитель: Как вы думаете, а есть другие способы образования слов?

— А хотите узнать?

— А зачем вам это надо знать?

I. Вводное слово учителя. Возможно, на сегодняшнем уроке нас ожидает открытие.

Учитель: Ребята, вы готовы сделать новые открытия?

Учитель: Сегодня мы познакомимся с необычными словами. А что в них необычного вы сейчас догадаетесь сами. С чего мы начинаем наш урок?

Ученики: С чистописания!

Учитель: Верно! Обратите внимание на это слово, оно записано на доске.

Чистописание чисто писать

О чём это слово нам говорит?

Ученики: Что нужно писать чисто.
Выделение корня. Что вы заметили?

Ученики: Два слова заменили одним.

Учитель: Действительно, два слова заменили одним, использовав в них два корня и соединительную гласную. Соединительными гласными могут быть о и е. В некоторых словах их может и не быть. Такие слова называются сложными словами.

Учитель: Давайте пронаблюдаем, как такие слова образовались (Слайд 4)

История 1. Давным-давно увидел человек необыкновенного зверя, у которого на носу рог. Как он назвал этого зверя?

Дети: Носорог

История 2. А у этого животного вообще дикий образ. Всё его тело покрыто иглами. Засмеялся человек, увидев его, и назвал зверя…

Дети: Дикобраз

История 3. А этот зверь был очень похож на медведя, но у него длинный нос и он поменьше размером. Он просто обожает есть муравьёв. За это его и прозвали…

Дети: Муравьед

Учитель: Теперь вы уже знаете, как человек образовывал сложные слова.

Учитель: Как называются такие слова?

Ученики: Сложные, сложнейшие, двукоренные, составные

Учитель: А как нам проверить, верны ли наши догадки?

Ученики: В книге посмотреть

Учитель: Откройте учебник на странице 92.

— Как называются такие слова? Как они образовались?

(Сложили 2 основы.)

— И все?….. Между ними есть гласная.

— А как ее можно назвать, раз она соединяет две основы? (Соединительная)

— Кто может сформулировать тему нашего урока?

II. Создание ситуации успеха. Запись на доске:

ПЫЛИНКА, СОСКА, ПЫЛЬ, СОСАТЬ, ПЫЛИТЬ, ПЫЛЬНЫЙ, ПЫЛЕСОС,

ЗАСОСАТЬ.

  • Прочтите слова. Лексическое значение каких слов не знаете?
  • Запишите группы однокоренных слов. Выделите корень.
  • Какое слово в каждой группе будет проверочным? ( ПЫЛЬ, СОСКА).
  • Подчеркните проверочные слова.

III. Создание интеллектуального конфликта.

  • В какую группу отнесли слово ПЫЛЕСОС? Почему? Сколько в нем корней? Как называют подобные слова? Какой гласной соединены корни? Какой буквой обозначен звук [э]? Почему?

IV. Разрешение интеллектуального конфликта.

В каком слоге (ударном или безударном) находится соединительная гласная? Можно ли ее проверить? Давайте понаблюдаем, только ли соединительная гласная Е может быть в сложных словах?

V. Закрепление.

Учитель: Прочитайте строчки из стихотворения Э. Успенского

— Глубокоуважаемый

Глубокопродавец,

Продайте мне, пожалуйста,

Глубокоогурец!

Творческая работа.

Запись в тетради:Цветовод, пешеход, водопад, пароход, камнепад, водовоз.

Цветы разводит……………

Пешком ходит……………

В воду лазит……………..

Учитель: Сколько сложных слов у нас?

Куда падает ударение в этих словах? Как проверить безударную гласную в другом корне? Какую соединительную гласную выбрали? Почему?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Оцените свой труд сложными словами:

ЛЕЖЕБОКА, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, ТУГОДУМ, ПУСТОСЛОВ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ.

I вариант – списать слова, вставить буквы.

— Прочитайте слова. Что скажете? ( Написаны сложные слова).

— Какие буквы могут быть соединительными? ( О/Е)

— Используйте в работе схему – помощник.

ДРОВ…СЕК, ЛЕД…РЕЗ, ТРУБ…ЧИСТ, СЕН…ВАЛ, ПОЛ…ТЕР, ЗЕМЛ…КОП, ЧЕРН…ЗЕМ

II вариант — составить сложные слова и записать их в тетрадь.

СТАЛЬ ВАРИТ, ПЧЕЛ РАЗВОДИТ, ПЫЛЬ СОСЕТ, САМ КАТИТСЯ, ЛЕД КОЛЕТ, ПТИЦ ЛОВИТ

После выполнения задания проводится проверка.

VII. Итог урока. Слайд “Итог урока”

— Чему учились на уроке?

— Какие слова называются сложными?

— Какие гласные могут соединять основы?

— Как называются эти гласные?

1. О каких словах вы сегодня узнали? (Ответы детей)

2. Какие слова называются сложными? (Ответы детей)

3. Нарисуйте схему сложных слов.

VII. Домашнее задание: Упражнение 172.Слайд 11.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология