Автор конспекта:
Автор(ы): — Артемьев Григорий Степанович

Место работы, должность: — Тувсинская СОШ Цивильского района Чувашской Республики, учитель физики

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — 1. Показать: 1) роль отечественных ученых и конструкторов, инженеров и на-учных сотрудников в победе Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г. над Фашистской Германией; 2) на интересных примерах из истории ВОВ учет и использование знаний по физике; 2. Вызвать у школьников познавательный интерес в области военной техники и военным профессиям, пробудить и развивать стремление к изучению военного дела; 3. Воспитание у подрастающего поколения благодарной памяти к героическому прошлому Советского народа, уважительного отношения к ветеранам ВОВ, вдо-вам, людям старшего поколения.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — Урок посвящается советским ученым различных областей науки и техники, научным сотрудникам, генеральным и рядовым конструкторам, инженерам.

Солдаты невидимого фронта

.

Урок посвящается

советским ученым различных областей науки и техники,

научным сотрудникам, генеральным и рядовым конструкторам,

инженерам.

Цели урока:

1. Показать: 1) роль отечественных ученых и конструкторов, инженеров и научных сотрудников в победе Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г. над Фашистской Германией;

2) на интересных примерах из истории ВОВ учет и использование знаний по физике;

2. Вызвать у школьников познавательный интерес в области военной техники и военным профессиям, пробудить и развивать стремление к изучению военного дела;

3. Воспитание у подрастающего поколения благодарной памяти к героическому прошлому Советского народа, уважительного отношения к ветеранам ВОВ, вдовам, людям старшего поколения.

Ход урока.

Все мы по праву гордимся историей советской военной техники. Именно она внесла огромный вклад в дело победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945годов. Гордимся мы и теми, кто своим трудом, талантом и мужеством вписал в нее самые яркие страницы. Среди них - рядовые и генеральные конструкторы, рабочие и научные сотрудники, инженеры-производственники, ученые различных областей науки и техники - солдаты невидимого фронта.

Вспомним сегодня тех, кто своим поистине героическим трудом в различных облас­тях науки и техники совершал подвиг во имя победы нашей страны над фашистской Германией.

Звучит фрагмент песни « Вставай страна огромная».

Очень сурово, как приказ прозвучал призыв, обращенный ко всем гражданам

СССР. Вместе со всеми на защиту своей Родины встали и ученые. Их ждало серь-

езное испытание.

В это трудное для страны время вся деятельность АН СССР была подчи­нена

следующим целям:

1.поиск и конструирование новых видов оружия обороны и наступления;

2.научной помощи промышленности, производящей оружие, боеприпасы;

3.изысканию новых сырьевых, энергетических ресурсов, которые заменяли бы

дефицитные материалы более простыми, подручными.

Но это очень сложно, тем более враг двигался на восток, а все научные

цен­тры находились именно на западе страны: на Украине, в Белоруссии, Ленин-

граде, в Москве.

Вопрос к классу: Как вы думаете, что же нужно было сделать в первую

очередь?

Ответ: Да, это эвакуация научных учреждений, вузов, заводов и фабрик на

восток: в Поволжье, Сибирь. Очень много выве­зено в Казань: президиум АН

СССР, физико-технический и химический вузы, авиационный институт.

На Урал вывезены геологические вузы, много заводов и фабрик, как оборонной

, так и гражданской отрасли.

Не осталась в стороне и Чувашская Республика.

В 1941-1942 годах из прифронтовых районов в Чувашию было перебазировано 28 заводов, фабрик и цехов. Большая часть их оборудования была установлена на родственных предприятиях, а 11 предприятий были организованы вновь. В рассекреченных документах фонда Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР имеются сведения об эвакуации и размещении промышленных предприятий на территории Чувашии в годы Великой Отечественной войны.

Уже в первые месяцы войны 35 научных учреждений АН СССР и около 4 тыс.

сотрудников вывезены в но­вые места. К концу 1941 года АН размещалась в 45

пунктах нашей страны. Несмотря на такой большой разброс научных учрежде-

ний АН, технических вузов по всей огромной стране, плохую связь, ученые су-

мели наладить работу в новых условиях за 2-3 месяца.

Не это ли подвиг ученых, сотрудников научных учреждений, конструкторов!?

Сегодня мы с вами, ребята, остановимся на немногих эпизодах и конкрет-

ных примерах, показывающих героизм ученых, научных сотрудников, конструк-

торов на невидимом фронте великой битвы с фашизмом на воде, на суше и на

небе.

Звучит музыка, песня о море, военных кораблях.

Морской флот. Фашисты рассчитывали уничтожить наш морской флот мощ­ным ударом и минами – очень секретным и грозным оружием в те времена. Когда наши корабли, подводные лодки выходили в море в Финском заливе, многие по непонятным причинам взрывались.

Но вскоре наши ученые выяснили, что немцы используют магнитные мины.

Вопрос к классу: Что означает «магнитные мины»?

Ответ:- Это мины, которые срабаты­вают под действием магнитного поля проходящего корабля.

Магнитный взрыватель может быть статическим или динамическим (индукционным). Взрыватели первого типа реагируют на абсолютную величину магнитного поля корабля, а второго — на величину и скорость перемещения (изменения) поля. Чувствительный элемент магнитного взрывателя представляет собой магнитную систему, реагирующую на искажение магнитного поля Земли под действием поля корабля. При этом один из контактов замыкается и запал взрывателя подключается к батарее.

Вот тут и встала перед учеными задача: как уберечь корабли морского флота от действия таких магнитных мин? В Ленинградском физико-техническом ин­ституте (ЛФТИ) Анатолий Петрович Александров с группой ученых создали обмоточный метод размагничивания судов.

Вопрос к классу: В чем же заключается суть

этого метода?

Ответ: -Суть этого метода заключается в

искусственном уменьшении магнитного поля

морских судов.

Вопрос к классу: Почему же стальные корпу-

са кораблей, танков оказываются намагни-

ченными?

Ответ: -Это объясняется действием маг-

нитного поля Земли, работой двигателей и ге-

нераторов кораблей и танков.

Для уменьшения этого магнитного поля петлю из специального кабеля пускали по периметру корабля, а по кабелю пускали ток, который создает искусственное магнитное поле, направленное против основного магнитного поля. Вследствие чего общее магнитное поле корабля умень­шилось и вражеские магнитные мины не «реагировали» на ослабленное магнитное поле кораблей. На каждый вид, тип корабля нужно было сделать свои расчеты: какой величины ток, сколько времени его пропускать и т.д.

22 июня – начало войны, а уже 27 июня 1941 года вышел приказ по ус­тановке таких устройств на всех кораблях морского флота.

Затем группой Кли­мова В.Я., Курчатова И.В. и др. ученых создан безобмоточный метод размагничивания для кораблей и подводных лодок.

Вопрос к классу: Какой еще метод, способ вы бы предложили? Нельзя ли намагничивать корабль еще сильней?

Ответ: Да, можно, чтобы мина срабатывала задолго до прохождения корабля.

Таким образом, ученые спасли сотни кораблей, сохранены тысячи человече­ских жизней.

После 1942г. ни один советский корабль не подорвался на магнитной мине.

За этот подвиг А.П. Александрову, Курчатову, Гаеву, Климову и др. присуждена

Государственная премия 1 степени.

А теперь поговорим о блокадном Ленинграде.

Вопрос к классу: Сколько же дней на­ходился в блокаде Ленинград?

Ответ:- Ленинград в блокаде находился 900 дней.

Очень суровые условия тогда приходилось выдержать жителям блокадного Ленинграда. В январе 1942г. ударили морозы под -25-30 градусов по Цельсии, водопровод замерз, перебои в обес­печении электроэнергией, голод. 250 г. хлеба для рабочих и 125 г. для служащих - такова суточная норма.(Учащимся показываются куски хлеба в 125 и 250 граммов).

Вопрос к классу: Скажите, пожалуйста, где был налажен контакт с жителями блокадного Ленинграда в это суровое время ?

Ответ: Единственной дорогой, соединяющей Ленинград с Большой Землей, была «Дорога Жизни» через Ладожское озеро.

По этой дороге автомашинами в блокадный Ленинград возили продовольствие, оружие, стройматериалы и т.д., а оттуда – детей, больных, раненых. При этом заметили непонятную с точки зрения физики картину: в сторону Ленин­града лед Ладожского озера выдерживал груженые машины, а оттуда, почти впустую, машины часто проваливались под лед. В чем тут дело?

Изучением этого явления занялся сотрудник ЛФТИ, ученый физик Павел Павлович Кобеко. Для этого из деталей старых телефонов, приемников и т.д. создали специальный прибор. В 30 градусную стужу под обстрелом изучали ученые практическую деформацию, вязкость льда, проломы, грузоподъемность, деформацию под влиянием нагрузок и т.д. «Пальцы прилипали от мороза к металлу, сдиралась кожа, отчего торчало мясо на пальцах»,- впоследствии вспоминали ученые. Несмотря на это группа ученых под руководством П. П. Кобеко выполнили поставлен­ную задачу и пришли к главному выводу: «Степень деформации зависит от скоро­сти движения транспорта». По их подсчетам критическая, опасная скорость составляла примерно 35 км/час. Выяснили, что если скорость машины равна скорости распространения ледяной волны, то наступает резонанс.

Вопрос к классу: Что означает выражение « наступает резонанс»?

Ответ: Резонанс- это резкое увеличение амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты внешних периодических силы с частотой собственных колебаний системы.

Для водителей вывесили инструкцию по переправе через «Дорогу Жизни»,

после чего аварий стало значительно меньше. Академик А.Ф. Иоффе очень вы­соко оценил эти исследования. Не является ли подвигом то, что проделала группа ученых под руководством П.П. Кобеко!?

Звучит музыка, песня об артиллерии, танкистов.

Вопрос к классу: А что вы знаете про боевую машину БМ-13 и как называли ее наши солдаты?

Ответ: Машину БМ-13 солдаты называли ласково и просто «Катюша». Над созданием этой машины – БМ-13 ра­ботали такие ученые, как Артемьев, Тихомиров, Петропавловский, Лангемак Г.Э.

(Показывается рис. катюши (журнал « Моделист-конструктор». №4 , 1985г или любой другой источник)) Немцы ее называли «адской машиной».

16 реактивных снарядов калибра 132 мм по 42.5 кг каждый за 8-10 секунд вы­летали из установки с дальностью полета 5-8 км. Чтобы сохранять устойчивость снарядов, и соответственно кучность попадания, при движении они вращались вдоль продольной оси.

Вопрос к классу: Используя какой закон механики можно добиться вращения снарядов вдоль оси?

Ответ: В основе этого лежит закон сохранения импульса( реактивное движение)

На хвостовой части ракеты сделаны узкие отверстия, касательные к сопло, откуда выбрасывается сгоревшее топливо. Часть его выходит из этих отверстий приводя снаряд во вращательное движение.( см рис.)

Сгоревшие газы

Направление

вращения снаряда

Вопрос к классу: Кто, когда и где впервые нанес сокрушительный залп по немцам из этого грозного оружия?

Ответ: Уже 14 июля 1941 года батарея капитана Флерова нанесла залп по занятой немцами железнодорожной станции г. Орша под Смоленском.

Действительно, для немцев она была адской машиной.

7 октября 1941 года около д. Богатырь Смоленской области батарея капитана Флерова И. А. попала в засаду. Но они сумели уничтожить свои боевые машины. Часть солдат вышла к своим за 10 дней, преодолев расстояние 120 км. Капитан Флеров, будучи тяжело раненным, был убит в неравном в бою вместе с пятью оставшимися с ним солдатами. В 1963 году ему посмертно вручен орден мужества 1 степени и лишь в 1998 году присвоили звание «Героя России».

Вопрос к классу: Как вы думаете, какой танк второй мировой войны считается легендарны?

Ответ: танк Т-34. Этот танк по своим ходовым, стрелково-техническим параметрам опережал время на 20 лет . Появление на полях сражений Т-34 явилось для врага полной неожиданностью. Над созданием этой боевой уникальной машины трудились Кошкин, Морозов А.А., Кучеренко. (Показываю самодельную модель танка Т-34)( рис.танка Т-34, журнал « Моделист-конст­руктор». № 2 , 1985г.или другой источник)

В 1942 году из всех 24668 танков 66% приходилось на Т-34. Каковы же техниче­ские характеристики данного танка? Масса -26,5 т, экипаж -4 человека, броня 55 мм, мощность 500 л.с., скорость –55 км/час, запас хода – 370 км., пушка — 76, 2 мм, два пулемета по 7, 62 мм. Ничего подобного не было в это время ни в одной стране мира.

Задача. Вес танка Т-34 с боеприпасами составляет примерно 31400 Н, длина гусеницы, соприкасающейся с землей-3,5 м, ее ширина -0,5м. Вычислите давление танка на грунт. Сравните его с тем давлением, которое производит ученик 6-7 класса при ходьбе ( р = 36000 Па)

Ответ: Давление, производимое танком, примерно в 4 раза меньше давления ученика при ходьбе.

Наши ученые во главе конструктора Духова в начале Великой отечественной войны сумели создать самый мощный танк того времени – КВ.

Вопрос к классу: Что означает КВ? В честь кого он так назван?

Ответ: Он назван в честь великого полководца Клементия Ворошилова.

(Показываю самодельную модель танка КВ)( рис. танка КВ-2, журнал « Моделист-конструктор». № 11, 1984г или другой источник.)

Б. Полевой в своем в документальном рассказе «На заре великой победы», в сб. «Война. Народ. Победа», М. 1976г. описывает такой случай с танком КВ. 7 ноября 1941 года после парада на Красной площади советские танки двинулись на фронт под Тулу и сходу вступили в бой. Танк КВ, на котором механиком-водителем был комсомолец Григорьев, подбил два вражеских танка. Но тут что-то случилось с подачей топлива из баков к двигателю и КВ остановился.

Немцев заинтересовал новый советский танк. Они решили перетащить его к себе в тыл. Два вражеских танка взяли КВ на буксир. К этому времени Григорьев подключил запасные баки с топливом, завел, дал задний ход, и его могучая машина потащила за собой оба танка противника. Приволок их в распоряжение своей части. Отважный танкист был удостоен звания Героя Советского Союза.

Масса – 47,5 т, экипаж – 4 человека, пушка – 152 мм, броня – 100мм, мощ­ность – 600л.с., скорость – 35 км/час. На основе танков серии КВ начали создавать танки серии ИС ( Иосиф Сталин). (Показываю самодельную модель танка ИС)

( рис. танка ИС, журнал « Моделист-конструктор». № 11, 1984г или другой источник.)

Эти танки внесли весомый вклад в дело победы советского народа в войне с фашистской Германией. А имена ученых, конструкторов, работавших над созданием этих грозных оружий, по праву вошли в историю нашей Родины.

Вопрос к классу: Чем же отличалась наша боевая техника от боевой техники других стран?

Ответ: Простота, экономичность конструкции танков давали возможность быстро налаживать производство боевой техники без дефицитных материалов, станков и оборудования.

В разработке и создании новых систем орудий и минометов, боеприпасов к ним занимался наш земляки из г. Ядрин Пономарев Валериан Корнельевич. (1898-1955) За оснащение Советской Армии новыми видами вооружения в октябре 1945 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1946 году он удостоен Государственной премии.

Звучит музыка, песня летчиках, самолетах.

И на небе летали чудесные машины, созданные учеными-авиаконструкто­рами. Это:

– истребитель высокого класса ЛА-5 ( Конструктор Лавочкин С.А.. Самолет скороподъемный, маневренный, имеет большой потолок, 11км. Показывается рис. самолета (журнал « Моделист-конструктор». № , 19???г.)

-Як-3 –самый легкий и маневренный самолет- истребитель второй мировой войны. Взлетная масса самолета 2650 кг. Создан самолет в 1943 году в КБ Яковлева А.С..

-штурмовики ИЛ-2 (ИЛ-4) , созданные в КБ Илюшина С.В.. Скорость –430 км/час, крупнокалиберный пулемет. Показывается рис. самолета ИЛ-4( журнал « Моделист-конструктор». № 8 , 1985г.или другой источник)

« Советская авиация полностью уничтожена. Люфтваффе безраздельно господствует в воздухе. Ни одна бомба не может упасть на территорию рейха»,- уверял немцев Геринг – шеф гитлеровской авиации. Но не прошло и полутора месяцев с начала войны, как в августе 1941 года над Берлином и Восточной Пруссией появились советские бомбардировщики ДБ-3 конструкции Илюшина С.В.

Задача: Максимальная скорость самолетов этого типа 500км/час. Продолжительность эффективной для полета части суток (ночи) 7 часов, расстояние от аэродрома до цели 1600 км. Могла ли быть совершена операция в течение одной ночи?

Ответ: Да. Решение: t= s /v, t= 3200 км/ 500км/ч =6,4 часа, где s- расстояние туда и обратно.

Самолет СУ-2(3)– высотный истребитель- перехватчик – один из самых скоростных для того времени самолетов в мире. ( КБ Сухого П.О.) Максимальная скорость на высоте 638 км/час, потолок – 11900м, максимальная дальность полета – 700км

Показывается рис. самолета Су-3 (журнал « Моделист-конструктор». № 8 , 1988г или другой источник.)

Задача: В док. фильмах периода ВОВ можно видеть, как самолеты для бросания бомб заходят в пике.( вертикально падают вместе с бомбовым грузом) С какой целью выполнялся такой элемент пилотажа?

Ответ: Для повышения точности попадания, т.к. бомба падала почти вертикально.

Много хитростей пришлось использовать на самолетах. Вот один из примеров. При попадании пули в топливный бак самолет мог загореться.

Вопрос к классу: Что нужно сделать, чтобы самолет не загорелся?

Ответ: Бак пришлось сделать в два слоя, между ними находилась резина, которая набухала при контакте с бензином и затягивала пробоину.

В 1941 году группа конструкторов, в составе которых находился и наш земляк из г. Ядрин Буднин Михаил Павлович в короткий срок разработала 33 мм пушку НС-37 для вооружения боевых самолетов конструкции Яковлева, Лавочкина, Илюшина. У немцев такой скорострельной мощной пушки не было. В 1943 г. за разработку пушки НС-37 конструктору М.П. Буднину (и 4 его товарищам) присуждена Государственная премия СССР.

Звучит музыка, песня « День Победы»

В заключение своего урока хочу сказать вам, вступающим в жизнь: Учитесь. Знание - сила! Только умные, образованные люди способны создавать современные виды оружий, способные защитить рубежи нашей великой державы — России, противостоять, конкурировать военной техникой других стран. Именно вам, сегодняшним учащимся, предстоит развивать Россию, как мощное, сильное государство. Государство, с которым бы считались и уважали. Мы должны помнить, какой ценой нам далась победа, что наша страна дала мир всему Миру.

Уважайте старших, участников ВОВ, вдов, престарелых. Благодаря им мы живем в одной из самых сильных стран мира — в России!

Файлы: pril1.ppt
Размер файла: 740864 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология