Автор конспекта:
Автор(ы): — Валеева Маусиля Иматдиновна
Место работы, должность: — МОУ «Бюргановская СОШ Буинского района РТ», учитель
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: —
Образовательные:
- Познакомить со строением, номенклатурой солей.
- Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
- Выявить уровень знаний о классификации кислот.
Развивающие:
- Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
- Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.
Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).
Воспитательные:
- Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
- Воспитывать у учащихся интерес к учебе
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 8
Используемые учебники и учебные пособия: —
"Химия " 8 класс , О.С. Габриелян, Дрофа-2008
Используемая методическая литература: —
1. "Отличник ЕГЭ. Химия." А. А. Каверина, А.С. Корощенко, Д. Ю. Добротин и др.
2. Журнал "Химия в школе" №5
3. "ЕГЭ по химии" 2012 год под редакцией А. А. Кавериной, национальное образование 2011г.
Используемое оборудование: —
— хлорид натрия
— хлорид железа (III)
— хлорид меди (II)
— карбонат натрия
— нитрат натрия
— пробирки
— ПК
— мультимедийный проектор
— таблица «Растворимость кислот, оснований и солей»
Краткое описание: — понятие о солях, название солей.
Тема урока: Соли
Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить со строением, номенклатурой солей.
- Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
- Выявить уровень знаний о классификации кислот.
Развивающие:
- Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
- Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.
Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).
Воспитательные:
- Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
- Воспитывать у учащихся интерес к учебе
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок постановки и решения учебной задачи
Методы обучения:
- Словесные.
- Наглядные.
- Фронтальный опрос
- Тестирование.
Реактивы и оборудование:
— хлорид натрия
— хлорид железа (III)
— хлорид меди (II)
— карбонат натрия
— нитрат натрия
— пробирки
— ПК
— мультимедийный проектор
— таблица «Растворимость кислот, оснований и солей»
http://tarkhani.ru/attachments/134_Презентация
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель объявляет план, цели и задачи урока
II. Актуализация знаний
1. Повторение знаков химических элементов (учитель называет химические элементы, учащиеся должны поднимать карточки с соответствующими химическими элементами)
III. Изучение новой темы.
Нас окружает много объектов живой и неживой природы. Из чего они состоят? (из веществ). На какие группы делятся все известные вам вещества? (на простые и сложные). Какие вы знаете простые и сложные вещества? С тремя классами сложных веществ вы уже знакомы, это оксиды, основания, кислоты. Сегодня мы познакомимся с четвёртым классом неорганических веществ. Чтобы узнать, что это за класс, нужно пройти этап проверки домашнего задания, а на прошлом уроке мы что изучили?- кислоты.
a) Фронтальный опрос
b) Тестирование (учащиеся работают в тетрадях)
c) Проверка заданий (учащиеся проверяют правильность заданий друг у друга)(слайд 2)
d) Итак, вернемся к изучению состава и номенклатуры класса неорганических веществ «Соли»
1. (слайд 3)
Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов метала и кислотных остатков.
(Учащиеся записывают определение в тетради) (слайд 4)
(слайд 5)
2. Учитель приводит несколько химических формул солей: KCl, Na2SO4,AlPO4, MgSи спрашивает, какие виды ионов входят в состав солей. (слайд 6)
3. Демонстрация солей
4. Учитель объясняет порядок составления формул солей (бескислородных и кислородсодержащих кислот):
А) — Вначале выписывают заряды ионов из которых состоит соединение Na+S2-. Заряд иона металла можно найти в таблице растворимостей. Но, ребята уже должны знать, что у натрия заряд иона постоянен и равен + 1 (т.к. металл находится в главной подгруппе первой группы). Заряд иона кислотного остатка сероводородной кислоты определяют по числу атомов водорода в молекуле Н2S, т.е. заряд иона равен – 2.
— Находите наименьшее общее кратное двух чисел: 1*2= 2.
— Делим н.о.к. на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы. Для Na – 2 : 1 = 2 (индекс) для S — 2 : 2 = 1 (индекс)
— оставляем химическую формулу, выписывая индексы после знаков химических элементов: Na2S
— Прочитывайте формулу: «натрий-два, эс-»
Итак, в молекуле Na2S имеются 2 положительных зарядов и два отрицательных зарядов.
Учащиеся могут давать названия солям бескислородных кислот. Поэтому можно провести экспресс-опрос по данной теме. Затем дает задание:
Б) – Аналогично выводят формулы солей кислородосодержащих кислот, имеющих сложные ионы. Сотсвим например формулу сульфата железа (III) . алгоритим составления тот же, что сложные ионы берутся в скобки, если соответствующий индекс больше 1.
1. Fe3+SO42-
2. 3*2=6 н.о.к.
3. Делим н.о.к. на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы. Для Fe – 6 : 3 = 2 (индекс) , для SO4 = 6 : 2 = 3 (индекс). Разъяснить ученикам что данный индекс относится ко всему сложному иону.
4. Составляем химическую формулу: Fe2(SO4)3, получаем: «Феррум-два, эс-о-четыре-трижды»
5. Выпишите формулы солей: NaI, KF, BaBr2 , ZnCl2, MgS, CaI2, Ag2S, PbS. (слайд 7)
— Дайте им названия (при необходимости им помочь ).
Учитель разъясняет номенклатуру солей кислородсодержащих кислот. Можно предложить следующую схему: (слайд 8)
Название соли
=
Название кислотного остатка
+
Название метала в родительном падеже
+
(с.о.металла)
Значит, для того, чтобы дать название соли, необходимо выучить название кислотных остатков. Можно дать ученикам задание переписать в тетради таблицу № 5 и выучить наизусть название солей
Таблица № 5 (слайд 9)
Примеры:
Fe2(SO4)3 – сульфат железа (III), Fe2(SO3)3 – сульфит железа (III),
FeSO4 – сульфат железа (II), FeSO3 — сульфит железа (II),
IV. Закрепление изученной темы
1. Определить степень окисления элементов в следующих солях Сa3(PO4)3, Fe(NO3)3, AlPO4, MgSO3, CaSO4.
2. Решить задачу: Какое количество вещества соответсвует 34,2 мг сульфат алюминия. Сколько молекул содержиться в данном количестве?
3. (слайд 10) – ЕГЭ
4. (слайд 11) — ответы
5. Несколько советов по применению поваренной соли (NaCl) в хозяйстве: (слайд 12-13)
-Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на 1л масла чайную ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку;
-Если положить в хлебницу кусочек очищенного картофеля и немного соли, то хлеб будет дольше оставаться мягким и не заплесневеет.
-Чтобы нарезанные яблоки не потемнели, их можно залить слегка подсоленной водой
V. Домашнее задание (слайд 14)
21(с.107-109),упр. 1 – 3 . Подготовиться к самостоятельной работе по номенклатуре основных классов химических соединений. Выучить таблице № 5
VI. Итог урока.
Беседа по вопросам:
1. И так, что изучали на уроке?
2. Что нового вы изучали?
3. Особенно, что вам понравилось?
4. Что бы вы хотели выполнить еще раз?
5. А что сделать по-другому?
6. На сколько оценим урок?
Спасибо за внимание (слайд 15)
Файлы: Урок химии в 11 классе.docx
Размер файла: 1096208 байт.