Автор конспекта:
Автор(ы): — Валеева Маусиля Иматдиновна

Место работы, должность: — МОУ «Бюргановская СОШ Буинского района РТ», учитель

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Образовательные:

  • Познакомить со строением, номенклатурой солей.
  • Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
  • Выявить уровень знаний о классификации кислот.

Развивающие:

  • Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
  • Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.

Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Воспитательные:

  • Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
  • Воспитывать у учащихся интерес к учебе

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 8

Используемые учебники и учебные пособия: —

"Химия " 8 класс , О.С. Габриелян, Дрофа-2008

Используемая методическая литература: —

1. "Отличник ЕГЭ. Химия." А. А. Каверина, А.С. Корощенко, Д. Ю. Добротин и др.

2. Журнал "Химия в школе" №5

3. "ЕГЭ по химии" 2012 год под редакцией А. А. Кавериной, национальное образование 2011г.

Используемое оборудование: —

— хлорид натрия

— хлорид железа (III)

— хлорид меди (II)

— карбонат натрия

— нитрат натрия

— пробирки

— ПК

— мультимедийный проектор

— таблица «Растворимость кислот, оснований и солей»

Краткое описание: — понятие о солях, название солей.

Тема урока: Соли

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить со строением, номенклатурой солей.
  • Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
  • Выявить уровень знаний о классификации кислот.

Развивающие:

  • Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
  • Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.

Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Воспитательные:

  • Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
  • Воспитывать у учащихся интерес к учебе

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок постановки и решения учебной задачи

Методы обучения:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Фронтальный опрос
  • Тестирование.

Реактивы и оборудование:

— хлорид натрия

— хлорид железа (III)

— хлорид меди (II)

— карбонат натрия

— нитрат натрия

— пробирки

— ПК

— мультимедийный проектор

— таблица «Растворимость кислот, оснований и солей»

http://tarkhani.ru/attachments/134_Презентация

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель объявляет план, цели и задачи урока

II. Актуализация знаний

1. Повторение знаков химических элементов (учитель называет химические элементы, учащиеся должны поднимать карточки с соответствующими химическими элементами)

III. Изучение новой темы.

Нас окружает много объектов живой и неживой природы. Из чего они состоят? (из веществ). На какие группы делятся все известные вам вещества? (на простые и сложные). Какие вы знаете простые и сложные вещества? С тремя классами сложных веществ вы уже знакомы, это оксиды, основания, кислоты. Сегодня мы познакомимся с четвёртым классом неорганических веществ. Чтобы узнать, что это за класс, нужно пройти этап проверки домашнего задания, а на прошлом уроке мы что изучили?- кислоты.

a) Фронтальный опрос

b) Тестирование (учащиеся работают в тетрадях)

c) Проверка заданий (учащиеся проверяют правильность заданий друг у друга)(слайд 2)

d) Итак, вернемся к изучению состава и номенклатуры класса неорганических веществ «Соли»

1. (слайд 3)

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов метала и кислотных остатков.

(Учащиеся записывают определение в тетради) (слайд 4)

(слайд 5)

2. Учитель приводит несколько химических формул солей: KCl, Na2SO4,AlPO4, MgSи спрашивает, какие виды ионов входят в состав солей. (слайд 6)

3. Демонстрация солей

4. Учитель объясняет порядок составления формул солей (бескислородных и кислородсодержащих кислот):

А) — Вначале выписывают заряды ионов из которых состоит соединение Na+S2-. Заряд иона металла можно найти в таблице растворимостей. Но, ребята уже должны знать, что у натрия заряд иона постоянен и равен + 1 (т.к. металл находится в главной подгруппе первой группы). Заряд иона кислотного остатка сероводородной кислоты определяют по числу атомов водорода в молекуле Н2S, т.е. заряд иона равен – 2.

— Находите наименьшее общее кратное двух чисел: 1*2= 2.

— Делим н.о.к. на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы. Для Na – 2 : 1 = 2 (индекс) для S — 2 : 2 = 1 (индекс)

— оставляем химическую формулу, выписывая индексы после знаков химических элементов: Na2S

— Прочитывайте формулу: «натрий-два, эс-»

Итак, в молекуле Na2S имеются 2 положительных зарядов и два отрицательных зарядов.

Учащиеся могут давать названия солям бескислородных кислот. Поэтому можно провести экспресс-опрос по данной теме. Затем дает задание:

Б) – Аналогично выводят формулы солей кислородосодержащих кислот, имеющих сложные ионы. Сотсвим например формулу сульфата железа (III) . алгоритим составления тот же, что сложные ионы берутся в скобки, если соответствующий индекс больше 1.

1. Fe3+SO42-

2. 3*2=6 н.о.к.

3. Делим н.о.к. на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы. Для Fe – 6 : 3 = 2 (индекс) , для SO4 = 6 : 2 = 3 (индекс). Разъяснить ученикам что данный индекс относится ко всему сложному иону.

4. Составляем химическую формулу: Fe2(SO4)3, получаем: «Феррум-два, эс-о-четыре-трижды»

5. Выпишите формулы солей: NaI, KF, BaBr2 , ZnCl2, MgS, CaI2, Ag2S, PbS. (слайд 7)

— Дайте им названия (при необходимости им помочь ).

Учитель разъясняет номенклатуру солей кислородсодержащих кислот. Можно предложить следующую схему: (слайд 8)

Название соли

=

Название кислотного остатка

+

Название метала в родительном падеже

+

(с.о.металла)

Значит, для того, чтобы дать название соли, необходимо выучить название кислотных остатков. Можно дать ученикам задание переписать в тетради таблицу № 5 и выучить наизусть название солей

Таблица № 5 (слайд 9)

Примеры:

Fe2(SO4)3 – сульфат железа (III), Fe2(SO3)3 – сульфит железа (III),

FeSO4 – сульфат железа (II), FeSO3 — сульфит железа (II),

IV. Закрепление изученной темы

1. Определить степень окисления элементов в следующих солях Сa3(PO4)3, Fe(NO3)3, AlPO4, MgSO3, CaSO4.

2. Решить задачу: Какое количество вещества соответсвует 34,2 мг сульфат алюминия. Сколько молекул содержиться в данном количестве?

3. (слайд 10) – ЕГЭ

4. (слайд 11) — ответы

5. Несколько советов по применению поваренной соли (NaCl) в хозяйстве: (слайд 12-13)

-Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на 1л масла чайную ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку;

-Если положить в хлебницу кусочек очищенного картофеля и немного соли, то хлеб будет дольше оставаться мягким и не заплесневеет.

-Чтобы нарезанные яблоки не потемнели, их можно залить слегка подсоленной водой

V. Домашнее задание (слайд 14)

21(с.107-109),упр. 1 – 3 . Подготовиться к самостоятельной работе по номенклатуре основных классов химических соединений. Выучить таблице № 5

VI. Итог урока.

Беседа по вопросам:

1. И так, что изучали на уроке?

2. Что нового вы изучали?

3. Особенно, что вам понравилось?

4. Что бы вы хотели выполнить еще раз?

5. А что сделать по-другому?

6. На сколько оценим урок?

Спасибо за внимание (слайд 15)

Файлы: Урок химии в 11 классе.docx
Размер файла: 1096208 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология