Автор конспекта:
Автор(ы): — Фаттахова Г.А.
Место работы, должность: — МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: —
Дидактическая: формирование понятий о классификации солей в зависимости от состава, способах получения и химических свойствах солей, формирование навыков и умений написания уравнений химических реакций на примере химических свойств солей, продолжение формирование навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
Развивающая: вызвать интерес к предмету, развивать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли;
Воспитательная: способствовать формированию общенаучной, информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой коммуникации учащихся, их личностному совершенствованию.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 28
Используемые учебники и учебные пособия: —
Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений.—М.: Дрофа, 2009.
Иванова Л.П. Основные классы неорганических соединений // Химия. 1997, №42.
Погорова Л.Б. Еще раз о солях // Химия в школе,2002, №3.
Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Ч.1: Пер. с англ. –М.: Мир,1998.-258 с., ил.
Используемая методическая литература: —
Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками [Текст]: Пособие для учителя. – М., 2002.- 168 с.
Используемое оборудование: —
проектор, экран, компьютер;
штатив с пробирками, спиртовки, лабораторный штатив, держатели;
растворы: соляная кислота, медный купорос, щелочь, сульфат цинк, нитрат бария;
вода, железо,
минералы: сидерит, малахит, галит, мрамор.
Краткое описание: — Урок посвещен изучению солей на примере минералов. Рассмотрены способы получения солей, нахождение в природе и химические свойства.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Здравствуйте! Сегодня на уроке вы будете пополнять свои химические знания о веществах. О каких именно химических соединениях пойдет речь, вы узнаете, разгадав музыкальный кроссворд. В этом вам помогут ребусы, ключевое слово будет темой нашего урока.
Актуализация знаний
- А, с чем у вас ассоциируются слово соль? (соль употребляется в пищу, поваренная соль). Это одна из главных солей, самая необходимая во все времена – поваренная соль. Без неё люди жить не могут. Из-за соли велись войны между народами, происходили народные восстания – соляные бунты. В некоторых странах соль была денежной единицей. (Китай, Центральная Африка). В химии со словом «соль» ассоциируется целый класс химических соединений.
— Вспомните определение соли.
- Давайте подумаем, какими знаниями должен обладать человек о представителях класса?
Ваши ответы правильные, только в них не хватает упорядоченности. Для того чтобы просто, наглядно и понятно охарактеризовать вещество химики мира условились придерживаться определенного плана описания, знание которого поможет вам правильно описать любое химическое соединение.
Сегодня на уроке мы рассмотрим 4 пункта из этого плана: состав, нахождение в природе, получение и химические свойства.
Изучение нового материала
Согласно определению, которое вы дали вначале урока, мы знаем, что соли состоят из ионов металла и кислотного остатка. Посмотрите на формулы (слайд) и попытайтесь найти закономерность, согласно которой эти вещества можно разделить на группы.
Сколько групп вы получили и по какому признаку вы их разделили?
Классификация по составу
Эти три группы соответствуют разным типам солей. Всего различают шесть типов, мы поговорим о трех.
Кто из вас знает, как называются соли состоящие из ионов металла и кислотного остатка?
Во второй группе кроме металла и кислотного остатка присутствует гидроксогруппа.
Это характерный признак какого класса? Поэтому эти соли называют основными и в названии появляется префикс гидроксо-.
Отличие солей третьей группы – наличие водорода. Это признак класса … кислот. Соли называют по аналогии с предыдущим классом – кислые. В названии появляется префикс гидро- .
Таким образом, мы рассмотрели три типа солей, которые чаще всего используются в школьной лаборатории.
Нахождение в природе
Задумывались ли вы о том, откуда берутся соли и как попадают в нашу повседневную жизнь?
На уроках окружающего мира, природоведения и географии вы говорили о минералах и горных породах. Вспомните минералы, которые вы изучали на этих уроках. Что вы знаете о них?
Интерес к этим веществам возникал и в древнем мире.
Первые попытки систематизации минералов были сделаны в Древнем Вавилоне. В основе классификации лежали представления шумеров о тесной взаимосвязи микро- и макромира, особом влиянии звезд, планет, сил природы на землю и населяющие ее существа. В I тысячелетии до н.э. минералы разделяли на три группы: планетарную, звездную и земную. С этих времен появилась зодиакальная классификация камней, которая в наши дни используется астрологами и магами. Вы наверно знаете, что каждому знаку Зодиака соответствует свой камень-талисман. Я по зодиаку телец, и согласно астрологии у меня несколько таких талисманов, один из которых – жемчуг. В начале XI века любопытную систематизацию предложил Аль-Бируни. Все минералы он классифицировал по цвету, наиболее ценные с его точки зрения были минералы красного цвета. И наверно не случайно на коронах монархов в большом количестве находятся рубины, а как тут не вспомнить о рубиновых звездах Кремля. В ХХ веке Е. Киявленко разделил минералы на три группы: ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные. Как вы думаете, достаточно ли перечисленных фактов для классификации минералов? В настоящее время в основе классификации минералов лежит химический состав, согласно которой выделяют 9 классов минералов, из которых 6 классов – соли.
Например: слайды.
Таким образом, каждая соль находящаяся в природе имеет свое минералогическое название и соответственно большинство солей, которые нас окружают, есть не что иное, как минералы.
Получение
Соли можно получать и в лаборатории. Рассмотрим наиболее часто применяемые способы: Запишите уравнения реакций получения солей.
- Основание + кислота
- Оксид металла + кислота
- Металл + кислота
О других способах получения солей вы можете узнать из таблицы, приведенной в инструктивной карте.
Химические свойства
Рассмотрим на примере природных минералов. Из курса географии вы знаете, что горы, а они состоят из минералов, т.е. солей разрушаются. Вспомните, какие факторы влияют на разрушение гор?
Установим так ли это. У вас на столах по одному виду минерала. Установите экспериментальным путем, как на них действует вода, раствор кислоты и повышенная температура.
Работа по вариантам.
Данные занесите в таблицу. Если изменения наблюдаются, поставьте плюс, если нет – минус.
Таким образом, экспериментальным путем установили, что минералы действительно разрушаются. Ежегодно в моря и океаны смывается 12,5 млрд тонн нерастворимых и 5 млрд тонн растворимых продуктов разрушения минералов. За год горы становятся ниже на полмиллиметра. В результате, всего за 2 млн лет горы теряют 1 км высоты.
Кроме этих свойств, солям характерны и другие взаимодействия.
- С металлами
- Со щелочами
- С солями
Определите, какие из этих свойств характерны растворимым солям, а какие нерастворимым. Есть ли разница?
Мы рассмотрели основные характеристики класса соли. К какому выводу вы пришли?
Вывод: соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка, проявляющие химические свойства, обусловленные этими ионами.
Домашнее задание
Домашнее задание вы можете выбрать исходя из своих склонностей. Задание №1 и 2 для тех, кто дружит с математикой.
Задание 3 и 4 тем, кто заинтересовался минералогией.
Задание 5 и 6 увлеченным химией.
Задание 7 для тех, кто любит читать. Знакомы ли вы с произведениями Бажова? В детстве я любила читать и перечитывать были и легенды о змее Полозе, Хозяйке медной горы и многих других сказочных персонажах, о жизни горняков. В те моменты меня всегда переполняла гордость за своего земляка – уральца.
Закрепление
Посмотрите сюжет и определите, о каком классе химических соединений в нем идет речь, о каких веществах.
Назовите формулы этих веществ.
Как вы думаете, возможен ли переход кислой соли в среднюю и наоборот.
Итоги урока
Убедила ли я вас в том, что удивительные природные процессы можно рассмотреть и объяснить с точки зрения химии?
Если быть увлеченным, сотрудничать вместе, понимать изучаемый материал, быть единодушным в мнении, что для того чтобы много знать, надо много читать и уметь, то тогда после изучения курса химии к вам обязательно придет УСПЕХ.
Файлы: Тренировочный вариант экзаменационной работы для.doc
Размер файла: 181760 байт.