Автор конспекта:
Автор(ы): — Фаттахова Г.А.

Место работы, должность: — МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Дидактическая: формирование понятий о классификации солей в зависимости от состава, способах получения и химических свойствах солей, формирование навыков и умений написания уравнений химических реакций на примере химических свойств солей, продолжение формирование навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

Развивающая: вызвать интерес к предмету, развивать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли;

Воспитательная: способствовать формированию общенаучной, информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой коммуникации учащихся, их личностному совершенствованию.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений.—М.: Дрофа, 2009.

Иванова Л.П. Основные классы неорганических соединений // Химия. 1997, №42.

Погорова Л.Б. Еще раз о солях // Химия в школе,2002, №3.

Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Ч.1: Пер. с англ. –М.: Мир,1998.-258 с., ил.

Используемая методическая литература: —

Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками [Текст]: Пособие для учителя. – М., 2002.- 168 с.

Используемое оборудование: —

проектор, экран, компьютер;

штатив с пробирками, спиртовки, лабораторный штатив, держатели;

растворы: соляная кислота, медный купорос, щелочь, сульфат цинк, нитрат бария;

вода, железо,

минералы: сидерит, малахит, галит, мрамор.

Краткое описание: — Урок посвещен изучению солей на примере минералов. Рассмотрены способы получения солей, нахождение в природе и химические свойства.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Здравствуйте! Сегодня на уроке вы будете пополнять свои химические знания о веществах. О каких именно химических соединениях пойдет речь, вы узнаете, разгадав музыкальный кроссворд. В этом вам помогут ребусы, ключевое слово будет темой нашего урока.

Актуализация знаний

- А, с чем у вас ассоциируются слово соль? (соль употребляется в пищу, поваренная соль). Это одна из главных солей, самая необходимая во все времена – поваренная соль. Без неё люди жить не могут. Из-за соли велись войны между народами, происходили народные восстания – соляные бунты. В некоторых странах соль была денежной единицей. (Китай, Центральная Африка). В химии со словом «соль» ассоциируется целый класс химических соединений.

Вспомните определение соли.

- Давайте подумаем, какими знаниями должен обладать человек о представителях класса?

Ваши ответы правильные, только в них не хватает упорядоченности. Для того чтобы просто, наглядно и понятно охарактеризовать вещество химики мира условились придерживаться определенного плана описания, знание которого поможет вам правильно описать любое химическое соединение.

Сегодня на уроке мы рассмотрим 4 пункта из этого плана: состав, нахождение в природе, получение и химические свойства.

Изучение нового материала

Согласно определению, которое вы дали вначале урока, мы знаем, что соли состоят из ионов металла и кислотного остатка. Посмотрите на формулы (слайд) и попытайтесь найти закономерность, согласно которой эти вещества можно разделить на группы.

Сколько групп вы получили и по какому признаку вы их разделили?

Классификация по составу

Эти три группы соответствуют разным типам солей. Всего различают шесть типов, мы поговорим о трех.

Кто из вас знает, как называются соли состоящие из ионов металла и кислотного остатка?

Во второй группе кроме металла и кислотного остатка присутствует гидроксогруппа.

Это характерный признак какого класса? Поэтому эти соли называют основными и в названии появляется префикс гидроксо-.

Отличие солей третьей группы – наличие водорода. Это признак класса … кислот. Соли называют по аналогии с предыдущим классом – кислые. В названии появляется префикс гидро- .

Таким образом, мы рассмотрели три типа солей, которые чаще всего используются в школьной лаборатории.

Нахождение в природе

Задумывались ли вы о том, откуда берутся соли и как попадают в нашу повседневную жизнь?

На уроках окружающего мира, природоведения и географии вы говорили о минералах и горных породах. Вспомните минералы, которые вы изучали на этих уроках. Что вы знаете о них?

Интерес к этим веществам возникал и в древнем мире.

Первые попытки систематизации минералов были сделаны в Древнем Вавилоне. В основе классификации лежали представления шумеров о тесной взаимосвязи микро- и макромира, особом влиянии звезд, планет, сил природы на землю и населяющие ее существа. В I тысячелетии до н.э. минералы разделяли на три группы: планетарную, звездную и земную. С этих времен появилась зодиакальная классификация камней, которая в наши дни используется астрологами и магами. Вы наверно знаете, что каждому знаку Зодиака соответствует свой камень-талисман. Я по зодиаку телец, и согласно астрологии у меня несколько таких талисманов, один из которых – жемчуг. В начале XI века любопытную систематизацию предложил Аль-Бируни. Все минералы он классифицировал по цвету, наиболее ценные с его точки зрения были минералы красного цвета. И наверно не случайно на коронах монархов в большом количестве находятся рубины, а как тут не вспомнить о рубиновых звездах Кремля. В ХХ веке Е. Киявленко разделил минералы на три группы: ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные. Как вы думаете, достаточно ли перечисленных фактов для классификации минералов? В настоящее время в основе классификации минералов лежит химический состав, согласно которой выделяют 9 классов минералов, из которых 6 классов – соли.

Например: слайды.

Таким образом, каждая соль находящаяся в природе имеет свое минералогическое название и соответственно большинство солей, которые нас окружают, есть не что иное, как минералы.

Получение

Соли можно получать и в лаборатории. Рассмотрим наиболее часто применяемые способы: Запишите уравнения реакций получения солей.

  • Основание + кислота
  • Оксид металла + кислота
  • Металл + кислота

О других способах получения солей вы можете узнать из таблицы, приведенной в инструктивной карте.

Химические свойства

Рассмотрим на примере природных минералов. Из курса географии вы знаете, что горы, а они состоят из минералов, т.е. солей разрушаются. Вспомните, какие факторы влияют на разрушение гор?

Установим так ли это. У вас на столах по одному виду минерала. Установите экспериментальным путем, как на них действует вода, раствор кислоты и повышенная температура.

Работа по вариантам.

Данные занесите в таблицу. Если изменения наблюдаются, поставьте плюс, если нет – минус.

Таким образом, экспериментальным путем установили, что минералы действительно разрушаются. Ежегодно в моря и океаны смывается 12,5 млрд тонн нерастворимых и 5 млрд тонн растворимых продуктов разрушения минералов. За год горы становятся ниже на полмиллиметра. В результате, всего за 2 млн лет горы теряют 1 км высоты.

Кроме этих свойств, солям характерны и другие взаимодействия.

  • С металлами
  • Со щелочами
  • С солями

Определите, какие из этих свойств характерны растворимым солям, а какие нерастворимым. Есть ли разница?

Мы рассмотрели основные характеристики класса соли. К какому выводу вы пришли?

Вывод: соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка, проявляющие химические свойства, обусловленные этими ионами.

Домашнее задание

Домашнее задание вы можете выбрать исходя из своих склонностей. Задание №1 и 2 для тех, кто дружит с математикой.

Задание 3 и 4 тем, кто заинтересовался минералогией.

Задание 5 и 6 увлеченным химией.

Задание 7 для тех, кто любит читать. Знакомы ли вы с произведениями Бажова? В детстве я любила читать и перечитывать были и легенды о змее Полозе, Хозяйке медной горы и многих других сказочных персонажах, о жизни горняков. В те моменты меня всегда переполняла гордость за своего земляка – уральца.

Закрепление

Посмотрите сюжет и определите, о каком классе химических соединений в нем идет речь, о каких веществах.

Назовите формулы этих веществ.

Как вы думаете, возможен ли переход кислой соли в среднюю и наоборот.

Итоги урока

Убедила ли я вас в том, что удивительные природные процессы можно рассмотреть и объяснить с точки зрения химии?

Если быть увлеченным, сотрудничать вместе, понимать изучаемый материал, быть единодушным в мнении, что для того чтобы много знать, надо много читать и уметь, то тогда после изучения курса химии к вам обязательно придет УСПЕХ.

Файлы: Тренировочный вариант экзаменационной работы для.doc
Размер файла: 181760 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология