Автор конспекта:
Автор(ы): — Большова Тамара Геннадиевна,учитель химии и биологии МБОУ "Тюмеревская СОШ"

Место работы, должность: — учитель химии и биологии МБОУ «Тюмеревская СОШ»

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Природоведение

Цель урока: —

Совершенствование знаний учащихся о Вселенной.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин Природоведение,5 класс. Учебник для образовательных учебных заведений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Дрофа, Москва,2011г

Используемая методическая литература: —

1.Т.В.Козачок Природоведение,5 класс. Поурочные планы (по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина), Волгоград,2010

2.Л.А.Потапова Открытые уроки.Природоведение Биология.5-8 классы,Москва, "Вако",2010

Используемое оборудование: —

вырезание из бумаги планеты, на обратной стороне которых написаны задания (чем крупнее планета, тем сложнее задание).

Используемые ЦОР: —

Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешаков, Н.И. Сонина Природоведение.5 класс.

Краткое описание: — Задачи: 1.закрепить знания учащихся о Вселенной; 2.развить умение работать в команде, оценивать ответы товарищей; 3.воспитывать сплоченность и командный дух учащихся.

Обобщающий урок. Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела солнечной системы.Обобщающий урок. Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела солнечной системы.

Природоведение.5 класс

Большова Тамара Геннадиевна, учитель биологии 1-ой категории

Цель: Совершенствование знаний учащихся о Вселенной.

Задачи:

1.закрепить знания учащихся о Вселенной;

2.развить умение работать в команде, оценивать ответы товарищей;

3.воспитывать сплоченность и командный дух учащихся.

Оборудование: вырезание из бумаги планеты, на обратной стороне которых написаны задания (чем крупнее планета, тем сложнее задание).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения Риммы Алдониной, а вы отгадайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Вот над нами свод небесный Закружился как живой!

Звезды нашей стороны, Звезды южной стороны,

Я забыл про все на свете, Я как будто видел сны!

Мчит созвездье гончих Псов Мимо Лиры и Весов,

Бриллиантовый Пегас Скачет по небу на нас,

Ковш огромный светится, Но этот ковш- Медведица!

До сих пор со всех сторон Где-то бродит этот сон,

Километров миллионы И столетний миллион.. (

Тема урока- «Вселенная»

II. Повторение изученного материала ( На доске вырезанные из бумаги планеты, на обратной стороне которых написаны задания. Вызванные к доске ученики сами выбирают, ответить им на один сложных вопрос или на два простых.)

1.По просторам вод глубоких

Черепаха все плывет,

На своей спине широкой Т

рех слонов вперед везет.

На хребте у них Земля,

Окружила их змея. -

В какой стране в древности люди так представляли Землю? (В Индии, потому что там живут змеи, черепахи и слоны)

2.Он думал, Земля – это центр Вселенной.

Стоит себе смирно и смотрит она,

Как в сказочном танце, плывут постепенно

По кругу планеты, Солнце, Луна. -Кто из древних философов предполагал, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли? (Аристотель.)

3.Первым он придумал это:

Хоровод ведут планеты

Вокруг Солнца, не Земли

Но ему не верили.

-Кто первым предположил, что в центре Солнечной системы находится Солнце, а не Земля?( Аристарх Самосский)

-Почему в эту теорию не могли поверить? (Когда мы смотрим на небо, нам кажется, что движется Солнце, а не Земля. А еще движение Земли мы никак не ощущаем.)

4.Разные ученые,

Люди увлеченные,

Долго думали, считали

И трактаты все писали.

Вот один подал идею, А второй в костре сгорел,

Третий взял и отказался

От неправильных идей!

-Кто эти ученые? (1-Н. Коперник,2-Д. Бруно,3-Г. Галилей.)

5.Я –Сатурн,как вам известно.

Мне уж очень интересно,

В честь кого мне имя дали,

Странным именем назвали?

-В честь чего назвали планету Сатурн? а) искусственного спутника Земли;

б) древнегреческого ученого; в) древнеримского бога.

6.Я Венера, не Юпитер,

Вы, ребята знать хотите,

К какой я группе отношусь?

С кем в соседстве нахожусь?

-К какой группе планет относится планета Венера? Перечислите планеты этой группы. ( Земная группа: Меркурий, Венера, Марс, Земля.)

7.Юпитер,нет меня крупнее,

Попробуй найдискорее

Такого же, как я,титана

И назови всех без обмана.

-К какой группе планет относится планета Юпитер?

Перечислите планеты этой группы.

В честь кого они названы? И почему они так названы?

(Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Эти планеты самые большие.

Их назвали в честь крупнейших античных богов: самого древнего бога, ставшего

отцом всех богов, Урана; главного бога древнего Рима, властвовавшего над

Землей, Юпитера, его отца Сатурна; верховного бога морей Нептуна.) А теперь

небольшой конкурс.

Делимся на 2 команды из 4 человек (по 2 соседние парты). Каждой команде я

даю листочек с заданием. В течение 10 минут вы подготавливаете как можно

более подробный ответ, а потом каждая команда изложит его у доски.

Команда, подготовившая лучший ответ, получает более количество очков и

высшее оценку.

Задания на карточках 1

.Расскажите о системе мира по Аристотелю. (В центре Вселенной расположена неподвижная Земля. Вокруг неё вращается 8 небесных сфер, на которых неподвижно закреплены планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера – двигатель Вселенной. Она обеспечивает движение всех остальных сфер.)

2.В чем отличие системы мира Аристотеля и Птолемея? (Птолемей был последователем учения Аристотеля и тоже считал, что в центре Вселенной расположена Земля. Он расширил теорию Аристотеля, подробно описав движение «сферы неподвижных звезд», ограничивающей пространство Вселенной. Система Птолемея позволила определить и предсказывать расположение звезд в определенный момент времени.)

3.Что вы знаете о польском астрономе Николае Копернике и о его научной деятельности? (Коперник создал новую модель Вселенной. Он решил, что Земля вращается вокруг Солнца и Солнце, а не Земля является центром мира. Он догадался, что планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Звезды, он считал ,неподвижны, а их кажущееся движение происходит из-за вращения Земли. Один оборот Земли проходит за 24 часа, что составляет одни сутки.)

4.Какие из ученых были сторонниками взглядов Коперника? Расскажите, как им удалось расширить и углубить учения Коперника? (Джордано Бруно, Галилео Галилей. Первый из них предположил, что Вселенная бесконечна, а потому не может иметь единого центра. А значит, Солнце – только лишь центр Солнечной системы, ноне Вселенной в целом. Само же оно – одна из многих звезд бесконечной Вселенной. Джордано Бруно предположил, что ещё не все планеты Солнечной системы открыты и что на других планетах, возможно тоже есть жизнь. Галилей впервые использовал телескоп для астрономических исследований. С помощью него Галилею удалось увидеть пятна на Солнце, неровности на поверхности Луны и спутники у Юпитера. В результате своих нблюдений он предположил, что Солнце тоже вращается вокруг своей оси и что спутники могут быть не только у Земли.)

5.Почему планеты земной группы были выделены в отдельную группу? Что у них общего? Расскажите вкратце об этих планетах. (Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они ближе всего расположены к Солнцу, а по сравнению с планетами второй группы, планетами-гигантами, намного меньше них. Меркурий размерами и массой схож с Луной. Он находится ближе всех к Солнцу, поэтому на поверхности Меркурия температура поднимается до 400˚С. Венера названа именем римской богини любви и красоты, потому что на небе она сияет ярче всех звезд. Земля – самая большая из планет земной группы. Главное её отличие от других планет земной группы заключается в том, что на ней есть жизнь. Последняя планета земной группы – Марс. Она красного цвета, потому и получила имя греческого бога войны.) (Взаимная оценка ответов команд и выбор лучшего ответа.)

А теперь тест, но не простой, а тест-конкурс. Каждый ряд – команда. Я кладу листочки с тестом на задние парты. Последний сидящий отвечает на первый вопрос и передает листок своему соседу. Он – соседу спереди. И так до тех пор, пока листок не дойдет до первой парты, а каждый из участников команды не ответит на один вопрос.

Тест 1

1.Назовите имя ученого, который изготовил телескоп и разглядел в него темные пятна на Солнце, неровности на поверхности Луны и спутники у Юпитера. А)Джордано Бруно Б)Птолемей В)Галилео Галилей Г)Аристарх Самосский

2. Какая планета самая близкая к Солнцу? А) Юпитер Б) Меркурий В) Марс Г) Венера

3. Эта планета имеет атмосферу, состоящую из углекислого газа, которая удерживает тепло, поэтому температура на этой планет + 500º С. А)Венера Б)Земля В)Марс Г)Сатурн Д)Нептун Е) Уран

4. Большинство этих небесных тел движутся между орбитами Марса и Юпитера. А)кометы Б)астероиды В)метеоры Г)метеориты

5. Самая большая планета Солнечной системы. А)Сатурн Б)Меркурий В)Уран Г)Юпитер Д) Земля 6. Месторасположение этой планеты было сначала рассчитано учеными, а потом эту планету обнаружили в телескоп. А)Земля Б)Марс В)Уран Г)Нептун Д) Плутон

7. Планета-карлик А)Плутон Б)Уран В)Нептун Г)Юпитер Д)Земля

8. Это небесное тело в переводе с греческого означает «волосатая». А)астероиды Б)комета В)метеорит Г)метеор Д)звезда

9. Эту планету окружают крупные и яркие кольца. А)Сатурн Б)Меркурий В)Уран Г)Юпитер Д)Земля

10. На сколько созвездий разделено звездное небо? А)88 Б)89 В)99 Г)66 Д)54

III. Подведение итогов На этом уроке мы повторили все, что знали о Вселенной: как её представляли древние люди, какие ученые сделали величайшие открытия в астрономии, как называется наша космическая система, и какие планеты в неё входят, упомянули о малых телах космического пространства, о звездах и созвездиях.

Домашнее задание Прочитать любой фантастический рассказ о космосе и подумать, что в нем является правдой о Вселенной, а что выдумкой. Можно сочинить сказку о происхождении Вселенной, созвездий.

Файлы: Царства живой природы.pptx
Размер файла: 5076059 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология