Автор конспекта:
Автор(ы): — Сёмистина Татьяна Николаевна
Место работы, должность: — МБОУСОШ №16, учитель
Регион: — Краснодарский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Краткое описание: — Анализ рассказа "Некрещенный поп"
Соотношение формального и духовного православия в рассказе «Некрещеный поп».
Рассказ «Некрещеный поп» был написан Лесковым в 1877 году и впервые напечатан в журнале «Гражданин» в 1977 году.
Сам Лесков определил жанровую форму рассказа, как «невероятное событие», «легендарный случай».
Этот рассказ мало освещен в критике. Исследователь П.Другов в своей работе «Н.С.Лесков. Очерк творчества» дает лишь общую характеристику рассказа: «В «Некрещеном попе» Лесков как будто собирался показать «праведного попа Савву, который живет в ладу с сельским населением и не похож на типичных «сытых скотин», как теперь, используя терминологию петровской эпохи, говорит Лесков о духовенстве.
Между тем в рассказе на фоне украинского села изображена также история сельского богатея Дукача, рассорившегося со всем деревенским «миром», и веселые приключения плутоватой жинки Керасивны, прослывшей ведьмой… А об истории благочестивого, но не крещеного попа автор шутливо замечает в пятнадцатой главе: «До сих пор еще не видать ничего касающегося «некрещеного попа», меж тем, как он уже тут.» Дело в том, что введение, подробно объясняющее обстоятельства несостоявшегося, по вине Керасивны, крещения младенца Саввы, будущего попа, разрослось до размеров настоящего рассказа, и о взрослом Савве было сообщено только в эпилоге.»[23,79-80].
В этом рассказе как и во многих других произведениях Лескова, раскрывается тема нравственной чистоты праведника, духовного православия и тема наказания божьего, которое за содеянные грехи все равно рано или поздно происходит.
Читая рассказ, мы узнаем, что «в одном малороссийском казачьем селе жил казак Петро Захарович, по прозвищу Дукач».[28,XII,219]. Никому и никогда этот Дукач хорошего слова не молвил и хорошего дела не сделал. Все его боялись: «селяне при встрече с ним открещивались, поспешно переходили на другую сторону, чтобы Дукач не обругал, а при случае, если его сила возьмет, даже и не побил.»[28,XII,219]. Дети, завидя его, «в перепуге бросались в россыпь с криком: «Ой, лышенько, старый Дукач иде.»[28,XII,219].
И все только диву давались, за что бог дал Дукачу богатство и ждали, что скоро придет расправа за его нелюбовь к людям.
И вот у Дукача родился сын, а никто из селян даже слышать не хотел, чтобы его крестить. Вот тут-то кажись, и наказал Дукача бог. Дукач наперекор всем берет в кумовья своего племянника Агапа да бабу Керасивну, слывшую в деревне ведьмой.
С этого момента и начинаются злоключения Дукача. Только выехали Керасивна с Агатом из дому, как «начал разыгрываться ветер и превратился в жестокую бурю. Небо сверху заволокло свинцом, и пошла лютая метель.[28,XII,236].
Дукач идет встречать кумовьев и нечаянно убивает своего племянника, приняв его за зайца. И все считают, что это божье возмездие за его грехи.
Керасивна говорит Дукачу, что «дитина крещена и зовите его Саввою.»[28,XII,241]. Но с этого дня она очень сильно изменилась: «все ходила как не своя.»[28,XII,242]. И на протяжении всего рассказа мы видим, как страдает старая Керасивна, «ибо знает тайну великую.» [28,XII,243]. она постоянно просит Дукача, который отбывал в монастыре церковное покаяние, сделать молитвы «за три души.» [28,XII,250]. До конца своей жизни она свято хранит тайну, хотя отяготилась ею. Она пыталась помешать тому, чтобы ее «крестник Савка ставился в попы.» [28,XII,248]. И лишь перед смертью кается в своем страшном грехе. «Прости меня, — говорит, мое серденько, мое да несчастливое, — заговорила она до Саввы, — носила я в своем сердце твою тайную причину, а свою вину больше я тридцать лет и боялась не только наяву никому не сказать, но и чтоб во сне не обредить… Я тебе все в жизни испортила, потому что хотя ты и писанию научен и в попы поставлен, а сам до сих пор некрещеный человек.» [28,XII,253-254]. И Керасивна рассказала, что в пургу они с Агапом заблудились и она сама «водицей на личике крест обвела и проговорила: во имя отца, сына, и крестик надела.» [28,XII,257]. Тут решили отца Савву от церкви отлучить и повезли его к самому архиерею.
Но народ «тут и зашумел, пошли переговоры: что это такое над нашим попом – отцом, да откудова и с какой стати.»[28,XII,257]. И решили они идти к архиерею, чтобы «он отца Савву и думать не смел от них трогать, а то-де мы бес сего попа-отца никого слушать не хотим и пойдем до иной веры, хоть не до колмыцкой, до турецкой, а только без Саввы не останемся.» [28,XII,258].
Решение архиерея кажется на первый взгляд неправдоподобным. Он назначает отца Савву на место благочинного. Именно за такое окончание рассказа многие духовные и литературные издания обвиняли Лескова в богохульстве, еретичестве. Но на самом деле Лесков в «Некрещеном попе» опять утверждает мысль о том, что каждый человек должен прежде всего быть духовным христианином, независимо от того, крещен он или нет.
Естественно возникает вопрос: «Отчего архиерей принял такое решение?» Но читатель понимает почему. Ведь поп Савва был матерью «обречен богу». [28,XII,243]. «Взяв мальчика на руки поднеся к огню, она (мать) увидела на нем крест и тотчас радостно заплакала, а потом подняла его к иконе и с горячим восторгом, глубоко растроганным голосом сказала:
— Господи! За то, что ты его спас и взял под свой крест, и я не забуду твоей ласки, я вскормлю дитя, и отдам его тебе: пусть будет твоим слугою.» [28,XII,186].
Он, как и другие праведники Лескова отличается от других людей, у него были свои странности.
Во-первых, он был беден, но совершенно равнодушен к деньгам. Во-вторых, вскоре овдовев, он не был и не брал себе молодой наймички, в-третьих, когда несколько женщин пришли ему сказать, что идут по обету в Киев, то он советовал заменить их поход обетом послужить больным и бедным, а прежде всего успокоить семью заботами о доброй жизни…»[28,XII,245].
«Но и на этом дело не остановилось – поп Савва вскоре дал противу себя еще большие сомнения: в первый же великий пост, когда все прихожане перебывали у него на духу, оказалось, что он ни одному человеку не запретил есть, что ему бог послал, и никому не назначил епитимных поклонов, а если и были от него кому-нибудь епитимные наложения, то они показывали новые странности. Так, например, мельнику Гавриле, который заведомо брал за помол очень глубоким ковшом, отец Савва настоятельно наказал сейчас же после исповеди сострогнуть в этом ковше края, чтобы не брать лишнего зерна. Иначе не хотел дать ему причастия – мера бога гневает, и может навлечь наказание.» [28,XII,249].
Отец Савва заступается и за детей, над которыми лютовала мачеха. Взяток он никаких не брал, «жертвы же за грехи хотя и принимал, — но не на ладан и не на свечи, а для двух бездомных и бесприютных сироток Михалки и Потапки, которые жили у него в землянке под колокольней.» [28,XII,249].
Отец Савва радеет и за то, чтобы учить ребят «грамоте и слову божию.» Он указал «на кону грошей, которую завещал казак Осенец, построить светлую хату с растворчатыми окнами и стал собирать в ней ребят да учить их…»[28,XII,250].
Удивительна и поразительна личность отца Саввы, он, как и отец Кириак, является своего рода новатором, который «видя этот обветшалый мир, старался найти новый, полный духа и истины.» [28,XII,256]. «Любить бога для него было потребностью и высшим удовольствием, и он любил его во всем, что отражает в себе бога и делает его и понятным и неоцененным для того, к кому он пришел и у кого сотворил себе обитель.» Как и у Н.С.Лескова, религиозность в нем была с детства, «он рос под кровом бога и знал, что из рук его – его никто не возьмет.» [28,XII,209]. И хотя в поведении попа Саввы много странностей, его даже называют чудаком, а перегудинский поп из зависти сочиняет на Савву нескладицы, народ любит и почитает его. «Паринсянские казаки … были очень рады, что им назначили попа – отца из их же казачьего рода, и встретили попа Савву с большим радушием…»[28,XII,250]. Это видно уже потому, что народ в его маленькую церковку шел и из окрестных деревень.
По своей сути отец Савва очень добрый человек: об этом мы узнаем не раз, читая рассказ. Например, когда Керасивна отказывается у него исповедоваться, у него не возникает обиды, а «добрый отец Савва сейчас же на своей лошадке послом в Перегуды за священником.» [28,XII,252].
Таким образом, в рассказе «Некрещеный поп» четко прослеживается мысль автора о том, что человек должен творить добро и любовь для других, независимо от того, крещеный он или нет, главное быть духовным христианином, жить по общечеловеческим заповедям, а за грехи свои каждый понесет наказание.
Файлы: Соотношение формального и духовного православия в рассказе.doc
Размер файла: 43008 байт.