Автор конспекта:
Автор(ы): — Сёмистина Татьяна Николаевна

Место работы, должность: — МБОУСОШ №16, учитель

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Краткое описание: — Анализ рассказа "Некрещенный поп"

Соотношение формального и духовного православия в рассказе «Некрещеный поп».

Рассказ «Некрещеный поп» был написан Лесковым в 1877 году и впервые напечатан в журнале «Гражданин» в 1977 году.

Сам Лесков определил жанровую форму рассказа, как «невероятное событие», «легендарный случай».

Этот рассказ мало освещен в критике. Исследователь П.Другов в своей работе «Н.С.Лесков. Очерк творчества» дает лишь общую характеристику рассказа: «В «Некрещеном попе» Лесков как будто собирался показать «праведного попа Савву, который живет в ладу с сельским населением и не похож на типичных «сытых скотин», как теперь, используя терминологию петровской эпохи, говорит Лесков о духовенстве.

Между тем в рассказе на фоне украинского села изображена также история сельского богатея Дукача, рассорившегося со всем деревенским «миром», и веселые приключения плутоватой жинки Керасивны, прослывшей ведьмой… А об истории благочестивого, но не крещеного попа автор шутливо замечает в пятнадцатой главе: «До сих пор еще не видать ничего касающегося «некрещеного попа», меж тем, как он уже тут.» Дело в том, что введение, подробно объясняющее обстоятельства несостоявшегося, по вине Керасивны, крещения младенца Саввы, будущего попа, разрослось до размеров настоящего рассказа, и о взрослом Савве было сообщено только в эпилоге.»[23,79-80].

В этом рассказе как и во многих других произведениях Лескова, раскрывается тема нравственной чистоты праведника, духовного православия и тема наказания божьего, которое за содеянные грехи все равно рано или поздно происходит.

Читая рассказ, мы узнаем, что «в одном малороссийском казачьем селе жил казак Петро Захарович, по прозвищу Дукач».[28,XII,219]. Никому и никогда этот Дукач хорошего слова не молвил и хорошего дела не сделал. Все его боялись: «селяне при встрече с ним открещивались, поспешно переходили на другую сторону, чтобы Дукач не обругал, а при случае, если его сила возьмет, даже и не побил.»[28,XII,219]. Дети, завидя его, «в перепуге бросались в россыпь с криком: «Ой, лышенько, старый Дукач иде.»[28,XII,219].

И все только диву давались, за что бог дал Дукачу богатство и ждали, что скоро придет расправа за его нелюбовь к людям.

И вот у Дукача родился сын, а никто из селян даже слышать не хотел, чтобы его крестить. Вот тут-то кажись, и наказал Дукача бог. Дукач наперекор всем берет в кумовья своего племянника Агапа да бабу Керасивну, слывшую в деревне ведьмой.

С этого момента и начинаются злоключения Дукача. Только выехали Керасивна с Агатом из дому, как «начал разыгрываться ветер и превратился в жестокую бурю. Небо сверху заволокло свинцом, и пошла лютая метель.[28,XII,236].

Дукач идет встречать кумовьев и нечаянно убивает своего племянника, приняв его за зайца. И все считают, что это божье возмездие за его грехи.

Керасивна говорит Дукачу, что «дитина крещена и зовите его Саввою.»[28,XII,241]. Но с этого дня она очень сильно изменилась: «все ходила как не своя.»[28,XII,242]. И на протяжении всего рассказа мы видим, как страдает старая Керасивна, «ибо знает тайну великую.» [28,XII,243]. она постоянно просит Дукача, который отбывал в монастыре церковное покаяние, сделать молитвы «за три души.» [28,XII,250]. До конца своей жизни она свято хранит тайну, хотя отяготилась ею. Она пыталась помешать тому, чтобы ее «крестник Савка ставился в попы.» [28,XII,248]. И лишь перед смертью кается в своем страшном грехе. «Прости меня, — говорит, мое серденько, мое да несчастливое, — заговорила она до Саввы, — носила я в своем сердце твою тайную причину, а свою вину больше я тридцать лет и боялась не только наяву никому не сказать, но и чтоб во сне не обредить… Я тебе все в жизни испортила, потому что хотя ты и писанию научен и в попы поставлен, а сам до сих пор некрещеный человек.» [28,XII,253-254]. И Керасивна рассказала, что в пургу они с Агапом заблудились и она сама «водицей на личике крест обвела и проговорила: во имя отца, сына, и крестик надела.» [28,XII,257]. Тут решили отца Савву от церкви отлучить и повезли его к самому архиерею.

Но народ «тут и зашумел, пошли переговоры: что это такое над нашим попом – отцом, да откудова и с какой стати.»[28,XII,257]. И решили они идти к архиерею, чтобы «он отца Савву и думать не смел от них трогать, а то-де мы бес сего попа-отца никого слушать не хотим и пойдем до иной веры, хоть не до колмыцкой, до турецкой, а только без Саввы не останемся.» [28,XII,258].

Решение архиерея кажется на первый взгляд неправдоподобным. Он назначает отца Савву на место благочинного. Именно за такое окончание рассказа многие духовные и литературные издания обвиняли Лескова в богохульстве, еретичестве. Но на самом деле Лесков в «Некрещеном попе» опять утверждает мысль о том, что каждый человек должен прежде всего быть духовным христианином, независимо от того, крещен он или нет.

Естественно возникает вопрос: «Отчего архиерей принял такое решение?» Но читатель понимает почему. Ведь поп Савва был матерью «обречен богу». [28,XII,243]. «Взяв мальчика на руки поднеся к огню, она (мать) увидела на нем крест и тотчас радостно заплакала, а потом подняла его к иконе и с горячим восторгом, глубоко растроганным голосом сказала:

— Господи! За то, что ты его спас и взял под свой крест, и я не забуду твоей ласки, я вскормлю дитя, и отдам его тебе: пусть будет твоим слугою.» [28,XII,186].

Он, как и другие праведники Лескова отличается от других людей, у него были свои странности.

Во-первых, он был беден, но совершенно равнодушен к деньгам. Во-вторых, вскоре овдовев, он не был и не брал себе молодой наймички, в-третьих, когда несколько женщин пришли ему сказать, что идут по обету в Киев, то он советовал заменить их поход обетом послужить больным и бедным, а прежде всего успокоить семью заботами о доброй жизни…»[28,XII,245].

«Но и на этом дело не остановилось – поп Савва вскоре дал противу себя еще большие сомнения: в первый же великий пост, когда все прихожане перебывали у него на духу, оказалось, что он ни одному человеку не запретил есть, что ему бог послал, и никому не назначил епитимных поклонов, а если и были от него кому-нибудь епитимные наложения, то они показывали новые странности. Так, например, мельнику Гавриле, который заведомо брал за помол очень глубоким ковшом, отец Савва настоятельно наказал сейчас же после исповеди сострогнуть в этом ковше края, чтобы не брать лишнего зерна. Иначе не хотел дать ему причастия – мера бога гневает, и может навлечь наказание.» [28,XII,249].

Отец Савва заступается и за детей, над которыми лютовала мачеха. Взяток он никаких не брал, «жертвы же за грехи хотя и принимал, — но не на ладан и не на свечи, а для двух бездомных и бесприютных сироток Михалки и Потапки, которые жили у него в землянке под колокольней.» [28,XII,249].

Отец Савва радеет и за то, чтобы учить ребят «грамоте и слову божию.» Он указал «на кону грошей, которую завещал казак Осенец, построить светлую хату с растворчатыми окнами и стал собирать в ней ребят да учить их…»[28,XII,250].

Удивительна и поразительна личность отца Саввы, он, как и отец Кириак, является своего рода новатором, который «видя этот обветшалый мир, старался найти новый, полный духа и истины.» [28,XII,256]. «Любить бога для него было потребностью и высшим удовольствием, и он любил его во всем, что отражает в себе бога и делает его и понятным и неоцененным для того, к кому он пришел и у кого сотворил себе обитель.» Как и у Н.С.Лескова, религиозность в нем была с детства, «он рос под кровом бога и знал, что из рук его – его никто не возьмет.» [28,XII,209]. И хотя в поведении попа Саввы много странностей, его даже называют чудаком, а перегудинский поп из зависти сочиняет на Савву нескладицы, народ любит и почитает его. «Паринсянские казаки … были очень рады, что им назначили попа – отца из их же казачьего рода, и встретили попа Савву с большим радушием…»[28,XII,250]. Это видно уже потому, что народ в его маленькую церковку шел и из окрестных деревень.

По своей сути отец Савва очень добрый человек: об этом мы узнаем не раз, читая рассказ. Например, когда Керасивна отказывается у него исповедоваться, у него не возникает обиды, а «добрый отец Савва сейчас же на своей лошадке послом в Перегуды за священником.» [28,XII,252].

Таким образом, в рассказе «Некрещеный поп» четко прослеживается мысль автора о том, что человек должен творить добро и любовь для других, независимо от того, крещеный он или нет, главное быть духовным христианином, жить по общечеловеческим заповедям, а за грехи свои каждый понесет наказание.

Файлы: Соотношение формального и духовного православия в рассказе.doc
Размер файла: 43008 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология