Автор конспекта:
Автор(ы): — Аверьянова Наталья Васильевна

Место работы, должность: —

МОУ "Волоколамская СОШ",Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР

Регион: — Московская область

Характеристика конспекта:
Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Сопоставление сказки А.С.Пушкина Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь с народными сказками, сказкой и В.А.Жуковского Спящая царевна и сказкой Братьев Гримм Белоснежка

Приложение 2

Предмет:литература. Урок обобщение.

Тема урока: Сопоставление сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь» с народными сказками, сказкой и В.А.Жуковского «Спящая царевна» и сказкой Братьев Гримм «Белоснежка»

Продолжительность: 1 урок

Класс: 5

Технологии: компьютерные, авторская презентация в программе PowerPoint

Конспект урока

Урок литературы в 5 классе по программе под редакцией В.Я.Коровиной и учебника- хрестоматии для общеобразовательных учреждений, авторами- составителями которого являются В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.

Цели и задачи:

Показать истоки авторских сказок методами сопоставления с русскими народными сказками;

Привить умение сопоставлять и анализировать тексты сказок;

Дать понятие о «бродячих» сюжетах;

Проверить и систематизировать знания учащихся о героях и сюжетах названных сказок.

Ход урока и методические обоснования

1) Объявление темы урока. У нас сегодня необычный урок. Слайд №1. Посмотрите на слайд и скажите, о чём пойдёт разговор? (Верно, мы будем говорить о сказках) По клику учителя на слайде появляется слово «сказки».

Узнали ли вы героев сказок? Назовите их. (Золушка, Колобок, Карлсон, Буратино, сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Баба Яга) Дети с удовольствием узнают своих любимых героев, а так как они хорошо им знакомы, то у всех детей формируется чувство уверенности в своих знаниях. Яркие, добрые иллюстрации, общий фон слайда создают благоприятное настроение на урок.

Слайд №2.Перед вами высказывание о сказках. Кто автор этих слов? На слайде есть подсказка. (Так сказал русский писатель и поэт-сказочник А.С.Пушкин)

Слайд №3. Повторение знаний о законах построения русской народной сказки.

Народные сказки строятся по особым законам и правилам. Какими словами обычно начинаются сказки? (Зачин)

Народная сказка подчиняется закону «триединства». Приведите примеры использования слова «три». Какими словами обычно заканчивается сказка? (Концовка) Учитель в ходе беседы выясняет ключевые моменты в построении народной сказки. Анимация слайда зрительно закрепляет знания по данному вопросу. Схема открывается постепенно, после верных ответов детей, и позволяет подвести вывод по текущему этапу урока.

Слайд №3. Сказочники.

— Не все сказки являются народными. У многих сказок есть авторы. А вы узнали авторов ваших любимых сказок? Ученики называют имена сказочников по номерам. Это задание непростое, поэтому на помощь приходит подсказка учителя. Например: вспомните сказки «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы». Кто автор?

Откуда авторы сказок брали свои сюжеты? Конечно, из народных сказок.

Слайд №4.

К примеру, основу стихотворных сказок А.С.Пушкина легли народные сказки, рассказанные няней Ариной Родионовной. Поэт был восхищен сказками няни и произнёс слова: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…». Этот слайд поможет закрепить в памяти детей известное выказывание А.С.Пушкина, прозвучавшее в начале урока. Портрет няни и её имя на слайде поможет в конце урока отгадать один из вопросов кроссворда. Вся эта работа подводит к следующему этапу урока, на котором ученики должны сравнить народную сказку и литературную. На помощь приходит слайд №5.

Элементы схемы открываются по мере правильных ответов учеников. Коллективно созданная на слайде таблица позволяет ученику с легкостью сопоставить авторскую и народную сказки.

Слайд №6.Перед вами иллюстрации к двум известным авторским сказкам. Кто их авторы?

Ученики называют авторов сказок, на слайде появляется верный ответ.

Слайд №7. Верно, это известные русские поэты. Портрет А.С.Пушкина узнали все, а вот на портрет В.А.Жуковского посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить.

Слайд №8.Насколько внимательными вы были при чтении сказки Пушкина, мы сейчас проверим. Задание будет несколько необычным. Вы увидите фрагмент из «Сказки о мёртвой царевне…» без звука!!! Поработайте с текстом и найдите отрывок, иллюстрирующий данный фрагмент. Озвучивание фрагмента будет доверено тому ученику, который первым найдёт в тексте сказки нужный отрывок. Данный вид организации работы с текстом позволяет активизировать учебную деятельность каждого ученика. Все хотят попробовать себя в роли главного героя – королевича Елисея. (Имя главного героя пригодится ребятам при разгадывании кроссворда в конце урока.)

Проверка задания происходит следующим образом. Первое выразительное прочтение учеником. Далее образец художественного выразительного чтения ученики имеют возможность услышать, просматривая фрагмент со звуком. Цель данного этапа урока – научить детей эмоциональному, выразительному прочтению поэтического произведения.

Успех этого этапа работы достигается тем, что все фрагменты длятся не более 1 минуты, а их материал позволяет научить детей доносить характер героев, используя элементы сценической речи.

Слайд №9. Ученики выполняют похожее задание с другим фрагментом фильма.

Слайд №10.Систематизация знаний по сказкам А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна».

- Посмотрите таблицу на слайде. Вспомните основные сюжетные линии представленных сказок. В процессе беседы таблица заполняется на слайде и в тетрадях учащихся для того, чтобы аналогичная работа была проделана дома по сказке «Белоснежка и 7 гномов».

— Сделаем вывод. Почему так похожи данные сказки? Верно, в основе каждой из них лежит сюжет народной сказки.

Слайд №11. Домашнее задание. Прочитайте сказку «Белоснежка и семь гномов» и продолжите заполнение таблицы по образцу.

Слайд №12. А теперь поиграем.

Учитель показывает слайды с иллюстрациями и читает строки из сказок Пушкина, а ребята дают название сказки. Цель викторины – добиться правильности формулировки названия сказок и проверка знаний текстов сказок. Вопросы викторины обращают внимание детей на «Сказку о царе Салтане…» трижды, т. к. название сказки зачастую детьми сокращается или искажается.

Вопросы к литературной викторине.

Слайд №13

1.Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Слайды №14-16

2. Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

3. Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

4. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

5. Да на свете, говорят,

Царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Слайд №17. Самостоятельная работа. Отгадывание кроссворда. Ученики получают распечатки кроссворда, который они самостоятельно заполняют. Проверка проводится фронтально. После ответов детей учитель, по клику мышки, открывает ответ на слайде. Данный кроссворд развивает логическое мышление, сообразительность, внимание и выявляет детей, хорошо знающих сказки Пушкина.

Вопросы к кроссворду.

По вертикали:

1.Угадайте, о каком герое эти строки: «Живёт… в поповом доме, спит на соломе, ест за четверых, работает за семерых;

2.Назовите героиню сказки, которая выглядела так: «На крыльце стоит его …. в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка, жемчуги огрузили шею…»

3.Назовите одну из «диковинок» в царстве Салтана.

4.Куда пошел известный герой Поп с целью «Посмотреть кой- какого товару»?

5.О чём идёт речь в следующих строчках сказки: «Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто…»

По горизонтали:

2.Назовите кличку животного из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

4.Как назывался остров, мимо которого всякий раз проплывали корабельщики в царство славного Салтана?

6.Имя няни А.С. Пушкина.

7.Назовите имя королевича, разбудившего ото сна царевну в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

Вывод по уроку.

Итак, о чём мы сегодня говорили на уроке?

Мы говорили о том, что народные сказки строятся по особым законам и правилам . Сравнивали авторские сказки и пришли к выводу, что в основе каждой из них лежит сюжет народной сказки. Сходность сюжетов авторских сказок в литературоведении получило название «БЛУЖДАЮЩИЙ» сюжет.

Файлы: Приложение №2Аверьянова Н.В.Волоколамск ВСОШ2.doc
Размер файла: 3468288 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология