Автор конспекта:
Автор(ы): — Виндимут Александра Анатольевна

Место работы, должность: — МКОУ Большеникольская СОШ преподаватель биологии, химии

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее составление

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 электрогруппа

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

изучить особенности современного этапа эволюции человека, появления рас и неправомерность теории расизма.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Общая биология, М, Дрофа 2009г
  • Н.Н Воронцов, Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира.- М.: Просвещение,1991.
  • Н.П. Дубинин и др. Общая биология: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1980.
  • Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. М.: Дрофа, 2005
  • В.М. Харитонов, В.А. Бацевич Теория антропогенеза: двум взгляда на проблему. // Биология в школе.- 1997.№ № 2-3.- С. 5-10, С.17-21
  • А.В. Яблоков. Биология и современность.- М.: Просвещение, 1990.
  • Используемое оборудование: —

    Компьютер, проектор, экран,плакаты, рисунки, таблицы, иллюстрирующие этногония человека и рас, сигнальные карточки разных цветов.

    Используемые ЦОР: —

    презентация

    Краткое описание: — Интегрированный нравоучение с использованием информационных технологий

    Муниципальный олимпиада «Школа года»

    Разработка урока

    по биологии (11кл)

    по теме «Современный веха эволюции человека»

    Выполнила

    Виндимут Александра

    Анатольевна,

    учитель химии и биологии,

    Iквалификационной категории,

    МКОУ Большеникольской СОШ

    -Образовательная областьестествознание

    -Класс11

    -Тип урокаИнтегрированный нравоучение с использованием информационных технологий

    -Тема «Современный веха эволюции человека»

    -Цель:изучить особенности современного этапа эволюции человека, появления рас и неправомерность теории расизма.

    Задачи урока:

    Обучающая:учащиеся должны овладеть новыми знаниями; научиться определять характерные особенности человеческих рас, изучить условия формирования расовых признаков и познакомиться с основными положениями теории расизма.

    Развивающая:Формировать и развивать навыки работы с разными источниками информации, закреплять мастерство обобщать, анализировать и делать выводы на основе полученных данных.

    Воспитательная:Формировать толерантное ксенофобия к окружающим людям, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, создать условия для развития коммуникативных навыков возле работе в группах

    Методы обучения:

  • частично розыскной (выполнение самостоятельного исследования);
  • словесный (эвристическая тары-бары с элементами самостоятельной работы);
  • наглядно-образцовый (таблицы, отрывки из поэзии).
  • Формы организации познавательной деятельности:индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Оборудование.Компьютер, проектор, экран,плакаты, рисунки, таблицы, иллюстрирующие этногония человека и рас, сигнальные карточки разных цветов.

    Используемые ЦОР:презентация

    ХОД УРОКА

  • Организационный момент.Пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения.
  • Активизация познавательной деятельности.
  • Костер, похрустывая ветками,
    Мне кэш тайную встревожил, –
    Он был зажжен в пещерах предками
    У горно-каменных подножий.
    Как мудрено было им, «единственным»,
    На человеческом рассвете,
    На неуютной и таинственной
    Не обустроенной планете.
    Быть может, после этого был кажинный гением
    (Бездарность выжила б только что ли),
    С таким бессмертным удивлением
    Они нам землю открывали.
    На них презрительными мордами,
    Как на случайное уродство,
    Посматривали звери, гордые
    Своим косматым первородством.
    Мы стали опытными, взрослыми,
    А праотцы шли призывниками,
    Как смертники, в разведку посланные
    Предшествующими веками.
    Еще не поклонялись идолам,
    Еще анналов не писали…
    А Прометей был в дальнейшем выдуман –
    Огонь они добыли сами.

    О каких особенностях эволюционного становления человека говорится в этом стихотворении?
    (Беседа с учащимися о выделении человека из животного мира, эволюции предков человека, роли биологических и социальных факторов в становлении человека современного типа).

    III. Изучение нового материала

    1. Морфологические признаки рас

    Организуется самостоятельная халтура учащихся в группах

    Рассмотрите портреты людей, принадлежащих к разным расам, выявите морфологические признаки каждой расы, поработайте с материалом в учебнике (письменно в тетради). (Слайд 4)

    Обсуждение, дополнение, уточнение.

    И к примеру сказать что будто же такое расы?Зачитывание понятия расы, расоведение (слайд 5)

    Задание. Прочитайте конферанс и ответьте на вопросы:все ли группы человечества позволено разделить вдоль трем основным стволам? Какой суд позволено сделать на основе сих данных? (слайд 6)

    «Американских индейцев вдоль традиции относят к монголоидной расе. Однако изоклиналь верхнего века (эпикантус) у взрослых индейцев встречается редко, однако своеобразие с орлиным выступающим носом профилировано что у европеоидов. Тоже позволено сказать об обитателях Австралии и близлежащих островов. Они темнокожи, однако шерсть у типичных австралийских аборигенов не курчавые, однако волнистые, бороденка и усы растут обильно, однако вдоль строению зубов, составу крови, пальцевым узорам они оказываются ближе к монголойдам.»

    Вывод:В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки; не все группы, народности позволено разделить вдоль трем основным расам; большие расы также не однородны вдоль своим морфологическим признакам и делятся на малые расы.

    2.Доказательство принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду.

    Некоторые ученые– антропологи утверждают, что будто расы это разные виды из рода Человек. Согласны ли вам с этим?

    Задание. Проанализируйте следующие данные:

    В клетках каждый расы содержится вдоль 46 хромосом; от брака людей белой расы с людьми желтой или черной расы рождается плодовитое потомство; ихор человека одной расы позволено переливать человеку каждый расы (если соответствует электрогруппа крови).

    Объясните: а) к каким критериям вида относятся перечисленные повыше признаки людей; б) какие выводы вытекают из сих фактов. (Слайд 7)

    Работа с понятийным аппаратом, аудиозапись в тетраде. (слайд 8)

    Как называются потомки от смешанных браков посередине европеоидным и негроидным населением? Мулаты.

    Обратите сосредоточенность на нечасто встречаемое суждение метисация. Какое выступление оно вас напоминает?

    Так кого же называют метисами? (Потомки от смешанных браков посередине разными расами.)

    Почему так-таки метисов считают необычно здоровыми и красивыми особями?

    Вспомните из истории и обществознания микроопределение нации.

    Нация – цепь индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований и политических интересов.

    (Национальное разумение является рядом поздним продуктом исторического процесса.)

    Каким государством исходя из полученных данных является наша страна?

    Сформируйте обоснование принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду.

    Вывод:Все расы одинаковы вдоль генетическим, биохимическим, физиологическим признакам; они имеют виртуальность скрещиваться, от смешанных браков рождается плодовитое потомство; это указывает на то, что будто все расы биологически равноценны и относятся к одному виду -Homo sapies.

    3. Происхождение рас.

    Среди ученых не существует единого мнения о времени формирования современных рас. Известно, что будто сейчас посреди неоантропов существовало большое разнообразность физических типов. Около 40тыс. лет обратно началось стремительное анемохория неоантропов вдоль земному шару. Видимо в результате сих миграций отдельные популяции людей оказывались в разных природно-климатических условиях. Географическая теплозвукоизоляция способствовала закреплению в популяциях тех признаков, которые имели приспособительное концепт и позволяли популяции всячески адаптироваться к местным условиям.

    Задание. Используя должный материал учебника, учащиеся самодостаточно (в группах) выявляют приспособительный натура морфологических признаков разных рас.

    Обсуждение, дополнение, уточнение.

    Учитель предлагает подумать о значении сих признаков в сегодня время, рассмотреть современные области расселения рас и сравнить их с где-где первоначального возникновения; подумать о перспективах эволюции рас на планете (работа с атласом).

    По итогам коллективной работы формулируется

    Вывод: Основные факторы расогенеза — наследственная изменчивость, свободный отбор и изоляция.

    4. Ложная метатеория расизма

    На нынешний воскресенье существует реакционная метатеория о разделении человечества на “высшие” и “низшие” расы и она называется – расизм.

    Эту теорию поддерживают некоторые ученые, приводя определенные доводы.

    Вы фактически не будете отрицать, что будто в наше крон пока существуют полудикие племена так-таки людей с темной кожей, не подтверждает ли таковой звезда правомерность теории расизма? Чем позволено объяснить несхожий микроуровень развития науки и техники у народов различных рас?

    Вспомните, где-нибудь и как-нибудь в истории необычно пронзительно проявлялся расизм или национализм?

    Какую мечта он преследовал? (Оправдание господства одной расы надо другой, национальных и колониальных воин.)

    А в нашей стране сейчас присутствует такое суждение что расизм или национализм? В нежели он проявлялся или проявляется?

    В процессе беседы преподаватель подводит учеников к выводу, что будто неприятие расизма видать заключаться не исключительно в том, действительно отрицать его корни, однако действительно обуздать ошибки в собственных программах поведения, поддерживать в себе сочувственный ориентация к непохожим людям.

    Выводы вдоль уроку:Все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от браков посередине представителями разных рас. Общий микроуровень физического и умственного развития одинаков у всех людей, различия состоят в морфологических признаках, что будто позволяет изнутри вида выделять большие расы. Для современного этапа эволюции человека (последние 30–40 тыс. лет) типично понижение роли биологических факторов и удваивание роли социальных факторы, что будто создают возможности для раскрытия индивидуальных возможностей каждой личности.

    IV. Закрепление изученного материала

    Учащиеся отвечают на вопросы тестового задания поднятием зеленой (да) или красной (нет) карточек

    Тестовое задание.

    • Группы людей с общими биологическими, однако с различными морфологическими признаками называются расами. Да.
    • Основной причиной формирования рас стали географическая изоляция. Да.
    • Человеческие расы относятся к разным биологическим видам. Нет.
    • Одним из доказательств, принадлежности человеческих рас к одному виду является порождение детей от родителей разных рас. Да.
    • Расизм – это мастерство о расах, их возникновении и развитии. Нет.

    V. Заключение

    Известные исследователи А. Жакар и Р. Уорд писали: «…сила нашего вида не столько в благоприятных аллелях, одаренных индивидуумах или специфических достижениях общественных систем, однако в разнообразии людей и их генов. …Необходимо убедить каждого человека и каждую группу, что будто противный официант богат в праздник степени, в какой он отличается от них…» (Слайд 9)

    Домашнее упражнение п 4.20

    Литература

  • В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Общая биология, М, Дрофа 2009г
  • Н.Н Воронцов, Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира.- М.: Просвещение,1991.
  • Н.П. Дубинин и др. Общая биология: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1980.
  • Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. М.: Дрофа, 2005
  • В.М. Харитонов, В.А. Бацевич Теория антропогенеза: двум взгляда на проблему. // Биология в школе.- 1997.№ № 2-3.- С. 5-10, С.17-21
  • А.В. Яблоков. Биология и современность.- М.: Просвещение, 1990.
  • Интернет- ресурсы
  • Файлы: Современный веха эволюции человека.pptx
    Размер файла: 2316859 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология