Автор конспекта:
Автор(ы): — Королева Ирина Валерьевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №6″ учитель

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Используемые учебники и учебные пособия: —

УМК "Вокруг тебя мир"

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедийная доска

Краткое описание: — Урок по рассказу Рэя Брэдбери "Улыбка", с использованием презентации

Урок начинаю с чтения стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ.

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Проблемный вопрос: «Почему мы начали урок со стихотворения» о красоте?

Ответы: Рассказ, прочитанный дома, о красоте человеческого лица, изображенного Леонардо да Винчи на картине «Джоконда», о красоте искусства.

Учитель: ДА, главная тема рассказа Бредбери — настоящее искусство, его красота и сила, об этом сегодня и пойдет речь.

Сформулируйте тему урока.

Ученики: Спасительная сила искусства в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка».

Учитель: Какую проблему затрагивает автор?

У: Варварского отношения к произведениям искусства.

Учитель: Сформулируйте проблемный вопрос урока.

У: Что поможет сохранить культурные ценности?

Учитель: Включите в формулировку вопроса слово красота.

У: Спасет ли мир красота?

Уч: Почему речь идет о спасении мира?

У: Перед нами страшное будущее.

Учитель: Опишите тот мир, который рисует писатель-фантаст.

(«… разбитые здания…

груды развалин…

дороги от бомбёжек – словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные…

… запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что-то копошилось среди обломков зданий;

… разбитое здание фермы…).

Разделите тетрадный листок на две колонки. Первую озаглавьте мир будущего. Запишите приметы, символы этого будущего.

Разбитая чашка…

Учитель: Попробуем представить атмосферу этого мира. Что ужасает в нем?

Инсценировка.

Грубость, резкость отношений.

(Каково настроение людей?Какое чувство объединяет людей стоящих в очереди?)

У: Усталость, недовольство жизнью, но самое главное – ненависть к Прошлому..)

Учитель. Зачитайте предложения, в которых отражено отношение людей из очереди к прошлому. Что подразумевают они под прошлым?

Цивилизацию.

У: Почему люди в очереди ненавидят все, что связано с цивилизацией?

«Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж устроен мир. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа.».

Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях?

(Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры).

Что для вас значит цивилизация? (Зачитываются мини-сочинения, написанные дома.

Продолжим таблицу. Что можно противопоставить миру будущего?

Цивилизацию. Это будет название второй колонки. Заполнит ее, чтобы получились антонимические пары.

— Почему герои рассказа не хотят повторения цивилизации?

(Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят ораву идиотов, их систему ценностей, всё, что может привести к возвращению к прежней цивилизации).

УЧ: Как герои рассказа Брэдбери стараются не допустить повторения цивилизации?(Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей своеобразными символами цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)

УЧ: Что именно разрушают люди из очереди?(Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной культуре: завод, выпускающий самолеты, автомобили; типография, — так и то, что относится к духовной культуре, — книги, живопись.)

УЧ: Каким смыслом наполняется слово «праздник» для тех, кто стоит в очереди?(«Праздники» людей будущего — это «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: «Тут все дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым».)

Какое значение у слова праздник сейчас? Словарная работа.

УЧ:. Обратитесь к эпизоду, описывающему воспоминания Тома о прошлых праздниках, и к эпизоду уничтожения картины. Определите, как передается разрушительный характер действий людей «нового общества». (Цель этого задания — обратить внимание учащихся:

—на фразы, в которых начало и окончание не соответствуют друг другу:
ознаменовать праздник науки уничтожением последнего автомобиля, считать удачей
возможность разбить переднее стекло, взорвать типографию и потом жить «светлыми»
и «счастливыми» воспоминаниями.

Чтобы ученики лучше восприняли абсурдность приведенных выше высказываний, учитель может предложить им задания:

а)сравнить общеупотребительное значение слова «праздник» с тем значением, которое имеет это слово в данном рассказе;

б)продолжить фразы: «ознаменовать праздник науки (чем?) — …», «считать удачей
возможность (что сделать?) —…»и т. д.;

—на глаголы, обозначающие действие (сжигать книги, разбивать машины, громить
заводы, взрывать типографии и т. д.)

7. Все ли одинаково относятся к прошлому?

Какие «хорошие стороны» прежней цивилизации имел в виду один человек из очереди?(Важно, чтобы ученики не ограничивались перечислением достижений только материальной культуры. В случае затруднения учитель может обратить внимание на следующие фразы: «Человек с душой», «человек, у которого душа лежит к красивому».)

8. Пришедшие на праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь?Представьте систему персонажей этого рассказа в виде схемы.

(Большинство в очереди ненавидит цивилизацию, то есть стремятся к полному ее разрушению. Один человек из очереди, реплики которого очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так готов ее терпеть. Не все, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны…»)

9. Какое место занимает Том в системе персонажей? Какие детали подтверждают то, что Том противопоставлен очереди?

Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение.) Какие чувства его переполняли в тот момент?(Ответить на этот вопрос поможет анализ отрывка со слов: «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка».)

10. Обратитесь к сцене уничтожения картины.

Подберите слово, которое наиболее емко, точно определяло бы то, что было совершено толпой из рассказа Р. Брэдбери «Улыбка» по отношению к картине. (Ученики могут сами догадаться и назвать слова «вандализм», «варварство». Если этого не произойдет, учитель должен быть готов не только назвать эти слова, но и объяснить их значение и происхождение — от слов «вандалы» и «варвары»).

Работа со словарем. Найдите значение слов вандал, вандализм, варвар, варварство.

Вандал — разрушитель культуры, варвар (по названию воинственных древнегерманских племен, разрушивших Рим и уничтоживших его культурные ценности).

Вандализм — бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.

Варвар — 1. У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2. Невежественный, грубый, жестокий.

Варварство — грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей.

11. Подумайте, чем поведение Тома отличается от поведения толпы.(Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал…» Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски», рука его «судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его», то есть Том сознательно старается уберечь «кусок холста».)

12. Так чем же отличается Том от очереди? (Ученики подводят своеобразный итог предыдущей работе.)

13. А как это отличие подтверждается в использованных художественных средствах?

Учитель направляет работу школьников на анализ художественных средств:

Закройте глаза, представьте себя, стоящим в очереди.

Инсценировка с использованием звуковых эффектов.

Что вы скажите о звуках реального мира?

(Громкие, резкие, пугающие)

14. Что им противопоставляет автор?

Противопоставляются громкие звуки реального мира и тишина мира внутреннего Тома,
необходимая для того, чтобы «слышать музыку»: «Мальчишка стоял сразу за двумя
мужчинами, которые громко разговаривали между собой… звук голосов казался вдвое
громче», «Том и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине.
Резкий звук рвущегося холста… Толпа выла… Один Том стоял притихший в стороне от
этой свистопляски», «Кругом царила тишина», «Он… тихо повторял про себя, снова
и снова: «Улыбка, чудесная улыбка…»)

15. Перед вами листы разноцветной бумаги, ребята первого варианта выберите цвета, присущие реальному миру. Ребята второго варианта – цвета, связанные с образом Тома.

а)В рассказе используются две цветовые гаммы. В первой из них преобладают серые тона. Она связана с описанием мира, в котором разворачивается действие («…пять часов [утра]… за выбеленными инеем полями… нигде не было огней… клочьями висел туман».)
Другая связана с описанием Тома или с тем, что и как он видит. Там цвета яркие («Мальчишка притопывал на месте и дул на свои красные, в цыпках руки…»).

Даже в том случае, когда о цвете не говорится прямо, он передается через ощущение и образ («Том увидел маленький жаркий костер…»). Возглас Григсби и воображение Тома дают нам возможность увидеть то, что слышит Том («Тррахх!» — Том и впрямь словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками»).

Встаньте ребята первого варианта. Покажите, каким представил окружающий мир Рэй Брэдбери.

Какие цвета связаны с описанием Тома?

Микровывод.

Художественные средства рассказа призваны противопоставить окружающий мир внутренний мир Тома.

16. Мы знаем, что Том уже принимал участие в «праздниках». Мы стали свидетелями того, как он поступил сейчас. Как вы думаете, пойдет ли он на следующий «праздник»? Если пойдет, то как поведет себя? На основании чего возникает у вас именно такое убеждение?

Микровывод.

Ученики на этом этапе работы в состоянии самостоятельно подвести итог: Тома отличает от других героев рассказа то, что он — «человек с душой», в появлении которого так уверен «один из очереди». Можно предположить, что Том не будет принимать участия в подобных «праздниках».

17. Трагически или оптимистически заканчивается рассказ?

18. Какой смысл автор вкладывает в название? Почему улыбка?

Улыбка Джоконды озадачивает своей ироничностью и многозначительностью, какой-то тайной. В природе много тайн, а человек — часть природы.

Именно это понял маленький Том, природой созданный для тонкого восприятия красоты. Будущее именно за такими людьми.

Атмосфера новеллы «Улыбка» (TheSmile) кажется насквозь пропитанной мраком и безнадежностью. Но находится мальчик Том, который уносит домой, спасая от уничтожения, маленький обрывок бесценного полотна — и в его бережных руках продолжает сиять неумирающая улыбка Моны Лизы. Улыбка, которая сделала жизнь мальчика не такой беспросветно мрачной, как раньше. Так выживает искусство, выживает и тогда, когда даже самым оптимистически настроенным наблюдателям кажется безвозвратно погибшим.

19. Что же спасет этот мир?

Настоящее искусствобессмертно. Чтобы убедиться в этом, достаточно перелистать любую из книг Брэдбери — дажесамых мрачных, самых горьких по тональности и, колориту.

Рэй Брэдбери не был бы Рэем Брэдбери, большим и самобытным художником, своими произведениями указывающим современникам пути духовного выживания в самой неблагоприятной обстановке, поверь он хоть на минуту в реальную возможность трагического «финала».

Урок я закончу так же, как и начала – стихотворением.

Вопрос домашнего задания:

Что объединяет рассказ Рэя Брэдбери и стихотворение Маргариты Алигер (Margarita Aliger) «О красоте».

О КРАСОТЕ

1955


По всей земле, во все столетья, Прощай, Сикстинская Мадонна!
великодушна и проста, Счастливого тебе пути!

Всем языкам на белом свете
всегда понятна красота.
Хранят изустные творенья
и рукотворные холсты
неугасимое горенье
желанной людям красоты.
Людьми творимая навеки,
она понятным языком
ведет рассказ о человеке,
с тревогой думает о нем
и неуклонно в жизни ищет
его прекрасные черты.

Чем человек сильней и чище,
тем больше в мире красоты.
И эта красота бездонна,
и безгранично ей расти.

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ.

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Проблемный вопрос: «Почему мы начали урок со стихотворения» о красоте?

Ответы: Рассказ, прочитанный дома, о красоте человеческого лица, изображенного Леонардо да Винчи на картине «Джоконда», о красоте искусства.

Учитель: ДА, главная тема рассказа Бредбери — настоящее искусство, его красота и сила, об этом сегодня и пойдет речь.

Сформулируйте тему урока.

Ученики: Спасительная сила искусства в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка».

Учитель: Какую проблему затрагивает автор?

У: Варварского отношения к произведениям искусства.

Учитель: Сформулируйте проблемный вопрос урока.

У: Что поможет сохранить культурные ценности?

Учитель: Включите в формулировку вопроса слово красота.

У: Спасет ли мир красота?

Уч: Почему речь идет о спасении мира?

У: Перед нами страшное будущее.

Учитель: Опишите тот мир, который рисует писатель-фантаст.

(«… разбитые здания…

груды развалин…

дороги от бомбёжек – словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные…

… запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что-то копошилось среди обломков зданий;

… разбитое здание фермы…).

Разделите тетрадный листок на две колонки. Первую озаглавьте мир будущего. Запишите приметы, символы этого будущего.

Разбитая чашка…

Учитель: Попробуем представить атмосферу этого мира. Что ужасает в нем?

Инсценировка.

Грубость, резкость отношений.

(Каково настроение людей?Какое чувство объединяет людей стоящих в очереди?)

У: Усталость, недовольство жизнью, но самое главное – ненависть к Прошлому..)

Учитель. Зачитайте предложения, в которых отражено отношение людей из очереди к прошлому. Что подразумевают они под прошлым?

Цивилизацию.

У: Почему люди в очереди ненавидят все, что связано с цивилизацией?

«Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж устроен мир. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа.».

Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях?

(Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры).

Что для вас значит цивилизация? (Зачитываются мини-сочинения, написанные дома.

Продолжим таблицу. Что можно противопоставить миру будущего?

Цивилизацию. Это будет название второй колонки. Заполнит ее, чтобы получились антонимические пары.

— Почему герои рассказа не хотят повторения цивилизации?

(Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят ораву идиотов, их систему ценностей, всё, что может привести к возвращению к прежней цивилизации).

УЧ: Как герои рассказа Брэдбери стараются не допустить повторения цивилизации?(Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей своеобразными символами цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)

УЧ: Что именно разрушают люди из очереди?(Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной культуре: завод, выпускающий самолеты, автомобили; типография, — так и то, что относится к духовной культуре, — книги, живопись.)

УЧ: Каким смыслом наполняется слово «праздник» для тех, кто стоит в очереди?(«Праздники» людей будущего — это «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: «Тут все дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым».)

Какое значение у слова праздник сейчас? Словарная работа.

УЧ:. Обратитесь к эпизоду, описывающему воспоминания Тома о прошлых праздниках, и к эпизоду уничтожения картины. Определите, как передается разрушительный характер действий людей «нового общества». (Цель этого задания — обратить внимание учащихся:

—на фразы, в которых начало и окончание не соответствуют друг другу:
ознаменовать праздник науки уничтожением последнего автомобиля, считать удачей
возможность разбить переднее стекло, взорвать типографию и потом жить «светлыми»
и «счастливыми» воспоминаниями.

Чтобы ученики лучше восприняли абсурдность приведенных выше высказываний, учитель может предложить им задания:

а)сравнить общеупотребительное значение слова «праздник» с тем значением, которое имеет это слово в данном рассказе;

б)продолжить фразы: «ознаменовать праздник науки (чем?) — …», «считать удачей
возможность (что сделать?) —…»и т. д.;

—на глаголы, обозначающие действие (сжигать книги, разбивать машины, громить
заводы, взрывать типографии и т. д.)

7. Все ли одинаково относятся к прошлому?

Какие «хорошие стороны» прежней цивилизации имел в виду один человек из очереди?(Важно, чтобы ученики не ограничивались перечислением достижений только материальной культуры. В случае затруднения учитель может обратить внимание на следующие фразы: «Человек с душой», «человек, у которого душа лежит к красивому».)

8. Пришедшие на праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь?Представьте систему персонажей этого рассказа в виде схемы.

(Большинство в очереди ненавидит цивилизацию, то есть стремятся к полному ее разрушению. Один человек из очереди, реплики которого очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так готов ее терпеть. Не все, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны…»)

9. Какое место занимает Том в системе персонажей? Какие детали подтверждают то, что Том противопоставлен очереди?

Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение.) Какие чувства его переполняли в тот момент?(Ответить на этот вопрос поможет анализ отрывка со слов: «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка».)

10. Обратитесь к сцене уничтожения картины.

Подберите слово, которое наиболее емко, точно определяло бы то, что было совершено толпой из рассказа Р. Брэдбери «Улыбка» по отношению к картине. (Ученики могут сами догадаться и назвать слова «вандализм», «варварство». Если этого не произойдет, учитель должен быть готов не только назвать эти слова, но и объяснить их значение и происхождение — от слов «вандалы» и «варвары»).

Работа со словарем. Найдите значение слов вандал, вандализм, варвар, варварство.

Вандал — разрушитель культуры, варвар (по названию воинственных древнегерманских племен, разрушивших Рим и уничтоживших его культурные ценности).

Вандализм — бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.

Варвар — 1. У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2. Невежественный, грубый, жестокий.

Варварство — грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей.

11. Подумайте, чем поведение Тома отличается от поведения толпы.(Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал…» Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски», рука его «судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его», то есть Том сознательно старается уберечь «кусок холста».)

12. Так чем же отличается Том от очереди? (Ученики подводят своеобразный итог предыдущей работе.)

13. А как это отличие подтверждается в использованных художественных средствах?

Учитель направляет работу школьников на анализ художественных средств:

Закройте глаза, представьте себя, стоящим в очереди.

Инсценировка с использованием звуковых эффектов.

Что вы скажите о звуках реального мира?

(Громкие, резкие, пугающие)

14. Что им противопоставляет автор?

Противопоставляются громкие звуки реального мира и тишина мира внутреннего Тома,
необходимая для того, чтобы «слышать музыку»: «Мальчишка стоял сразу за двумя
мужчинами, которые громко разговаривали между собой… звук голосов казался вдвое
громче», «Том и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине.
Резкий звук рвущегося холста… Толпа выла… Один Том стоял притихший в стороне от
этой свистопляски», «Кругом царила тишина», «Он… тихо повторял про себя, снова
и снова: «Улыбка, чудесная улыбка…»)

15. Перед вами листы разноцветной бумаги, ребята первого варианта выберите цвета, присущие реальному миру. Ребята второго варианта – цвета, связанные с образом Тома.

а)В рассказе используются две цветовые гаммы. В первой из них преобладают серые тона. Она связана с описанием мира, в котором разворачивается действие («…пять часов [утра]… за выбеленными инеем полями… нигде не было огней… клочьями висел туман».)
Другая связана с описанием Тома или с тем, что и как он видит. Там цвета яркие («Мальчишка притопывал на месте и дул на свои красные, в цыпках руки…»).

Даже в том случае, когда о цвете не говорится прямо, он передается через ощущение и образ («Том увидел маленький жаркий костер…»). Возглас Григсби и воображение Тома дают нам возможность увидеть то, что слышит Том («Тррахх!» — Том и впрямь словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками»).

Встаньте ребята первого варианта. Покажите, каким представил окружающий мир Рэй Брэдбери.

Какие цвета связаны с описанием Тома?

Микровывод.

Художественные средства рассказа призваны противопоставить окружающий мир внутренний мир Тома.

16. Мы знаем, что Том уже принимал участие в «праздниках». Мы стали свидетелями того, как он поступил сейчас. Как вы думаете, пойдет ли он на следующий «праздник»? Если пойдет, то как поведет себя? На основании чего возникает у вас именно такое убеждение?

Микровывод.

Ученики на этом этапе работы в состоянии самостоятельно подвести итог: Тома отличает от других героев рассказа то, что он — «человек с душой», в появлении которого так уверен «один из очереди». Можно предположить, что Том не будет принимать участия в подобных «праздниках».

17. Трагически или оптимистически заканчивается рассказ?

18. Какой смысл автор вкладывает в название? Почему улыбка?

Улыбка Джоконды озадачивает своей ироничностью и многозначительностью, какой-то тайной. В природе много тайн, а человек — часть природы.

Именно это понял маленький Том, природой созданный для тонкого восприятия красоты. Будущее именно за такими людьми.

Атмосфера новеллы «Улыбка» (TheSmile) кажется насквозь пропитанной мраком и безнадежностью. Но находится мальчик Том, который уносит домой, спасая от уничтожения, маленький обрывок бесценного полотна — и в его бережных руках продолжает сиять неумирающая улыбка Моны Лизы. Улыбка, которая сделала жизнь мальчика не такой беспросветно мрачной, как раньше. Так выживает искусство, выживает и тогда, когда даже самым оптимистически настроенным наблюдателям кажется безвозвратно погибшим.

19. Что же спасет этот мир?

Настоящее искусствобессмертно. Чтобы убедиться в этом, достаточно перелистать любую из книг Брэдбери — дажесамых мрачных, самых горьких по тональности и, колориту.

Рэй Брэдбери не был бы Рэем Брэдбери, большим и самобытным художником, своими произведениями указывающим современникам пути духовного выживания в самой неблагоприятной обстановке, поверь он хоть на минуту в реальную возможность трагического «финала».

Урок я закончу так же, как и начала – стихотворением.

Вопрос домашнего задания:

Что объединяет рассказ Рэя Брэдбери и стихотворение Маргариты Алигер (Margarita Aliger) «О красоте».

О КРАСОТЕ

1955


По всей земле, во все столетья, Прощай, Сикстинская Мадонна!
великодушна и проста, Счастливого тебе пути!

Всем языкам на белом свете
всегда понятна красота.
Хранят изустные творенья
и рукотворные холсты
неугасимое горенье
желанной людям красоты.
Людьми творимая навеки,
она понятным языком
ведет рассказ о человеке,
с тревогой думает о нем
и неуклонно в жизни ищет
его прекрасные черты.

Чем человек сильней и чище,
тем больше в мире красоты.
И эта красота бездонна,
и безгранично ей расти.

Файлы: Презентация. Карлик Нос..ppt
Размер файла: 3620864 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология