Автор конспекта:
Автор(ы): — Дьяченко Елена Игоревна

Место работы, должность: —

МАОУ лицей №35

Регион: — Челябинская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Социальный работник
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

Ресурс содержит основные рекомендации работы в коллективах с преобладанием парней

Дьяченко Е.И. — учитель истории и обществознания

лицей №35

г. Челябинск

Специфика работы классного руководителя с юношами

Чтоб стать мужчиной,

Мало им родиться.

Чтоб стать железом,

Мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Михаил Львов

В рамках современной профильной школы, когда происходит ранняя профессиональная ориентация и выбор основного направления учебной деятельности, работа классного руководителя приобретает новые аспекты. Один из них — создание условий для формирования личности в смешанном коллективе с преобладанием юношей. На мой взгляд, такая масштабная задача, как воспитание мужчины, не по силам только школе как социальному институту. Здесь огромную роль призваны сыграть и семья, и государство в целом. Каким мы представляем себе этого будущего мужчину, который в любом случае больше, чем женщина отвечает за развитие рода человеческого и за прогресс.

«Если в семье нет настоящего мужчины, рушится семья, но если в обществе дефицит настоящих мужчин — рушится общество». (Л. Тархова «Воспитать мужчину», 1992).

Доля учительского труда в решении данной проблемы может стать наиболее важной, если попытаться смоделировать работу классного руководителя с юношами в условиях коллектива, четко выстроить принципы воспитательного процесса, а главное, всегда ими руководствоваться.

Основная идея:переход от коллективно-центрической практики воспитания юноши к личностно-ориентированной.

Схема № 1

На схеме № 1 представлен далеко неполный перечень качеств, которые, на мой взгляд, должны быть обязательной у настоящего мужчины, но, исходя из этого, классный руководитель уже может построить свою работу с мальчиками.

В организационной структуре лицея особенно выделяется физико-математический факультет, большинство которого составляют парни. Условия работы в данном коллективе имеют ряд специфических особенностей.

Во-первых, эти классы мы формируем уже из самодостаточных личностей с ярко выраженными чертами лидерства и очень часто наша задача состоит в том,чтобы сохранить эти качества, соблюдая при этом определенные правила жизни в коллективе.

Во-вторых, у наших парней преобладают познавательные интересы, которые выходят за рамки учебных программ и наша обязанность состоит в том, чтобы поддержать и развить интересы.

В-третьих, физико-математические классы способны показывать наивысшие результаты в учебном труде, что не может не являться предметом нашей гордости, но, наряду с этим, часто работать в этих классах трудно, так как ребята очень подвижны, соперничество проявляется не только в учебе, трудно у них проходит процесс самоутверждения, поэтому в системе работы классного руководителя появляется набор воспитательных средств. Одно из наиболее важных — включение юношей в разные виды деятельности.

А.С. Макаренко писал: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество — все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некоторых решениях, в смелости…».

Таблица 1

Основные виды деятельности

Виды деятельности

Краткая характеристика

Содержание

Гражданско-

обшественная

Деятельность на благо общества, коллектива лицея, класса

Мероприятия в классе, лицее; работа в музее, спортивные соревнования за честь класса, лицея.

Коммуникативная

Овладение навыками выступления перед аудиторией, вступления в диалог

Работа дискуссионного клуба; выступления на конференциях учащихся «Шаг в будущее».

Бытовая

Овладение основами культуры поведения

Посещение культурных учреждений города: театры, дискотеки, выставки, музеи.

Познавательная

Научная деятельность

Участие в НОУ.

Основные принципы воспитательной работы с юношами

— возрастной:подростку 11-16 лет важно, что он о себе думает, о своих мальчишеских доблестях. Часто самоутверждение происходит любой ценой. По моим наблюдениям в этот период страдают ребята, которые воспитывались в атмосфере умиления. У них высокая самооценка, которая не совпадает с мнением окружающих. В 14 лет мальчики наиболее уравновешены, и это время нам, учителям, и родителям стоит использовать для спокойных бесед.

— дисциплинарный: четко предъявляю требование, обязательно объясняю, почему, и требую четкого исполнения. Отделяю чувства от действия: юноша не должен

быть осуждаем даже в тех случаях, когда его действия достойны осужденья;


— деятельностный:воспитывает не педагог, а организация жизнедеятельности;

— принцип «надо»:к сожалению, современные юноши не умеют сделать усилие над собой; они хотят жить как хочется, а не так, как диктует жизнь;

— принцип духовности:формирование представлений об истинных и ложных ценностях; чаще мы обеспокоены тем, как уберечь парней от дурного влияния, не лучше ли учить их не воспринимать;

— принцип терпимости:уважение к юноше, признание его права на самостоятельный поступок. Пытаясь влиять на формирование характера, нужно прежде всего его уважать;

— принцип «поглаживании» (похвалы):человеку нужно, чтобы его любили, окружили теплом, уважали.

И последнее, Мужчина, так ему велено природой, это прежде всего бунтарь и
первопроходец. Классические мужские качества независимость, самостоятельность. Как ошибаемся мы, когда хотим их видеть послушными, во всем с нами согласными. Опасность этого пути в подавлении личности будущего мужчины.



Файлы: Путеводитель по Интернету, 8 — 9.doc
Размер файла: 133120 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология