Автор конспекта:
Автор(ы): — Кузнецова Елена Алексеевна

Место работы, должность: — МОУ»СОШ312″ г. Бузулука Оренбургской области, учитель русского языка и литературы

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — — обеспечить высокий уровень усвоения способов образования имен существительных: закрепить навык образования существительных приставочным и суффиксальным способом, объяснить бессуффиксальный способ образования существительных, обратить внимание на устаревшие и книжные суффиксы, повторить существительное как часть речи; — развивать умение логически мыслить, развивать устную и письменную речь, — развивать чувство юмора уч-ся, умение видеть красоту слова, воспитывать любовь к маме и слову.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — Урок объяснения нового материала.Учитываются возрастные особенности пятиклассников,используются различные лингвистические игры.

ХОД УРОКА

I.Назвать существительные, прилагательные, глаголы по колонкам.

Песня.

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из веснушек

И хлопушек,

Из линеек

И батареек

Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из цветочков

И звоночков,

Из тетрадок

И переглядок

Сделаны наши девчонки!

А из чего сделаны слова?

Сегодня на уроке мы исследуем, из чего сделаны существительные и как они образуются.

II.Опрос и проверка домашнего задания

1.Устный опрос.

- Сколько частей речи в русском языке?

- Сколько самостоятельных ч.р.? Назовите. Сколько служебных? Назовите.

-Какая часть речи называется именем существительным?

-Упражнение 677.Пересказать, чтобы убедиться, как много грамматических значений у существительного.

- проверка домашнего задания. Упр.676.(цепочка). Собрать тетради.

Б..лизна, б..елеет,поб..лела, заб..лили, б..лила,заяц-б..ляк.

Т..мнота,т..мнеет,пот..мнело,зат..мнение.

Ж..леть,сож..аление,пож..лели.

Х..дить, пох..ждение,х..дьба,х..доки,х..дули,зах..дили.

Окончание, часть речи.

III.Объяснение нового

1.Запишите слова столбиком

смелость

столик

перевозчик

подберёзовик

бег

непогода

Подумайте, от каких слов и как они образованы.

Вывод: существительные образуются от существительных, прилагательных, глаголов суффиксальным и приставочным способом, бессуффиксным.

IV Закрепление

1.Игра «Лифт». Вам поможет учебник, упражнения № 682,683.

Чья колонка поднимется быстрее?

-ени(е)

-ни(е)

-от(а)

ость( )

-ок ( )

-изн(а)

-ств(о)

-отн(я)

-б(а)

-ист( )

2.Работа со словарями (в парах)

Выписать из словарей по 3 существительных, указать способ образования.

3. Карточки с задачами: «Получи 5»

Карточка №1

Определите слово.

Корень тот же, что в слове уклониться,

приставка та же, что в слове сбегать,

суффикс тот же, что в слове обращение,

окончание существительного им.п., ср. р.ед.ч.,

а целое – грамматический термин.

Запишите полученное слово. Обозначьте все морфемы.

Карточка №2

Определите слово, обозначающее признак предмета.

Корень возьмите у слова полагать,

приставку – у слова приложение,

суффикс – у слова восклицательный,

окончание – у слова числительное.

Запишите полученное слово. Обозначьте все морфемы.

Карточка №3

Догадайтесь, какие слова задуманы.

1.В слове такая же приставка, как в слове полёт;

корень такой же, как в слове дружба;

суффикс такой же, как в слове артистка.

2.Слово имеет такой же корень, как в слове лётчик;

приставка такая же, как в глаголе перепрыгнул.

Запишите полученные слова. Обозначьте все морфемы.

4.Послушайте стихотворение Д.Блынского «Солнышко». Определите главную мысль.

Солнышко

Я слышал:

Ежонка ежиха

Звала – зазывала домой,

Шептала спокойно и тихо:

- Мой гладенький,

Мягонький мой…

Качала

Жучиха жучонка,

Качала

Под вишней в тени

И пела протяжно и тонко:

-Мой беленький мальчик,

Усни…

Зайчонка зайчиха

Будила:

-Ну что же ты, львёнок мой,

Спишь?

Пойдём на охоту, мой милый,

Мой сильный,

Мой храбрый малыш…

А мы с тобой

Весело пляшем,

Цветы собираем во рву.

И я тебя

Солнышком нашим

И радостью нашей зову.

Все родители на земле очень любят своих детей и считают их самыми лучшими.

- Почему это стихотворение вызывает улыбку?

Несоответстствием маминых обращений и внешним обликом малышей.

-Назовите однокоренные слова из этого стихотворения и скажите, каким способом они образованы.

Ежонок, ежиха, жучиха, жучонок, зайчонок, зайчиха.

5.Перед вами книга К.И.Чуковского «От 2 до 5».Из этой книги я выписала слова, придуманные маленькими детьми. Как вы думаете, что они обозначают? Как они образованы?

С.269

- Вы и шишку польёте?

-Да.

- Чтобы выросли шишенята?

Трёхлетняя Таня, увидев морщинки на лбу отца, указала на них пальцем и сказала:

-Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

Боря назвал бормашину зубного врача больмашиной.

6.На мир можно смотреть разными глазами.2 человека читают наизусть.

- Смотри, как дышит эта ночь.

Звезда, уставшая светить,

упала,

обожгла плечо…

-Чо?

- А сколько музыки в степях,

В преутреннем дрожанье рос…

-Брось!

- Да погоди!

Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы,

Сопенье медленных лосих…

-Псих!

-Послушай, разве можно так:

Прожить – и не узнать весны,

Прожить – и не понять снега?..

-Ага!

Роберт Рождественский. Поэма о разных точках зрения.

Почему герои не понимают друг друга?

7.Прочитайте строки из стихотворения Ф.И.Тютчева. Каким настроением оно проникнуто? Какими приёмами автор создал картину радостного весеннего утра?

Заучите наизусть, запишите.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

8.Для 2-го варианта или для желающих.

Перепишите предложение, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

Смех помога..т людям преодолевать трудности, обнаруживать (не)достатки, борот(?)ся (с) ними, отл..чать истину от лжи, приносить радость и делать добро.

V.Домашнее задание: № 688, вспомнить с родителями истории из детства, когда вы изобретали новые слова. Желающие могут сочинить стихи о весне.

Итог урока.

Игра «Собери словечко»

На карточках написаны половины слов. Найдите свои половины, составьте слова, назовите способы образования. Кто пару не найдёт за 1 минуту, тот возвращается на своё место, проиграл.

Слова

Добр-от(а) со-страдани(е) смеш-инк(а)

Сердечн-ость чутк-ость юмор-ист

Благород-ство душевн-ость сия-ни(е)

Рад-ость ликова-ни(е) шут-ник

Слов-арь приз-ёр

Какими способами образуются существительные?

Из чего сделаны существительные?

Оценки.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология