Автор конспекта:
Автор(ы): — Белышева Г.Н.
Место работы, должность: — учитель, МКОУ Воздвиженская СОШ
Регион: — Новосибирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Организовать деятельность учащихся по выявлению в тексте средств выразительности, помогающих показать характеры персонажей в сказке
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 9
Используемые учебники и учебные пособия: —
Коровин
Используемые ЦОР: —
модули
Краткое описание: — 1. Мотивация и целеполагание. 2. Реализация домашнего задания. Терминологический диктант. Игра. 3. Развитие темы 4. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств. 5. Обсуждение проблемного вопроса. 6. Подведение итогов по содержанию урока. 7. Домашнее задание. 8. Подведение итогов групповой работы. 9. Рефлексия.
Урок литературы. 7 класс
Учитель: Белышева Г.Н. Iкв. категория
МКОУ Воздвиженская СОШ
Тема урока: Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Цель:
Организовать деятельность учащихся по выявлению в тексте средств выразительности, помогающих показать характеры персонажей в сказке.
Задачи:
общеучебные:
познавательные:
1. Совершенствование умений учащихся понимать значение и роль художественных приемов создания персонажа;
2. воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
коммуникативные:
Структура урока:
Виды учебной деятельности:
Технологии, методы обучения, формы организации познавательной деятельности:
Планируемые образовательные результаты.
Научатся: определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;
Получат возможность:ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, работая в группе; осуществлять поиск нужной информации.
Оборудование:портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, компьютер, экран, проектор, презентация.
Перед уроком класс делится на две группы.
Ход урока.
I.Мотивация и целеполагание.
Стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)
1.Что знаем по теме урока? (слайд №2)
— прочитали сказку;
— знакомы с определением жанра “сказки”;
— знакомы с понятиями “сатира”, “юмор”, «гипербола», «сарказм», «ирония», «олицетворение»,
2. Что должны узнать? (Слайд №3)
— каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);
— характеристику героев;
— какие приемы использовал автор, для того чтобы раскрыть характеры героев и показать жанровые особенности сказки.
II. Реализация домашнего задания. (Слайд №6)
— Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, готовились к терминологическому диктанту)
— Вы поделены на группы, но сейчас каждый из вас работает индивидуально в своей зачетной книжке.
- Терминологический диктант.
— Обменяйтесь зачетными книжками, проверьте и поставьте оценки, а эксперт внесет их в таблицу.
— А сейчас игра поможет нам понять, как хорошо вы знаете содержание сказки. Работаем в группе, каждый правильный ответ равен 1-му баллу, который эксперт вносит в таблицу группы.
- Игра «Хочу всё знать». (Слайд №6)
- Физминутка для глаз. (Слайд №7)
III. Развитие темы. Стадия – осмысление (Слайд №8)
1.Анализ текста сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Беседа, в процессе которой учащиеся работают с текстом и составляется кластер:
(Слайд №9)
— Кто герои сказки?
— Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?
(Слайд 10)
— Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется? (Гипербола)
(Слайд 11)
— Посмотрим отрывок из сказки.
(http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%20%D0%A9%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD
— Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием при этом использовал автор? (Гипербола) Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?
— Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)
— Как генералы относятся к мужику?
— Как автор относится к своим героям?
Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в “Повести…”?
Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты “ Московские ведомости” и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – то есть о талантливом народе.
(Слайд 12)
Цель его сатиры — разоблачить глупость, невежество, тупость генералов.
— Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)
IV. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.
(Слайд №13)
V.Обсуждение проблемного вопроса.
— О чём, используя средства выразительности, хотел сказать Салтыков – Щедрин в своей сказке?
VI.Подведение итогов:
-Что должны были узнать? Что узнали?
— Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?
- Составление синквейна:каков смех у Щедрина? (Слайд №14)
Смех
Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками.
Задумайся!
VII. Домашнее задание:
Создать собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, используя рассмотренные на уроке средства
(Слайд №15)
VIII.Итог урока:
— Подсчитайте результаты в таблице и определите средний балл.
— Кто, по вашему мнению, принес больше баллов в копилку команды и достоин оценки «5» независимо от результатов оценки группы.
IX. Рефлексия.
— Определите своё настроение (поднимают карточки соответствующего цвета)
— поставим оценку: уроку, учителю, классу, себе.
- Спасибо за урок.
Файлы: Урок литературы Белышева Г.Н.rar
Размер файла: 4386320 байт.