Автор конспекта:
Автор(ы): — Белышева Г.Н.

Место работы, должность: — учитель, МКОУ Воздвиженская СОШ

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Организовать деятельность учащихся по выявлению в тексте средств выразительности, помогающих показать характеры персонажей в сказке

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 9

Используемые учебники и учебные пособия: —

Коровин

Используемые ЦОР: —

модули

Краткое описание: — 1. Мотивация и целеполагание. 2. Реализация домашнего задания. Терминологический диктант. Игра. 3. Развитие темы 4. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств. 5. Обсуждение проблемного вопроса. 6. Подведение итогов по содержанию урока. 7. Домашнее задание. 8. Подведение итогов групповой работы. 9. Рефлексия.

Урок литературы. 7 класс

Учитель: Белышева Г.Н. Iкв. категория

МКОУ Воздвиженская СОШ

Тема урока: Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Цель:

Организовать деятельность учащихся по выявлению в тексте средств выразительности, помогающих показать характеры персонажей в сказке.

Задачи:

общеучебные:

  • Развитие умения определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;
  • Формирование умения выявлять жанровые особенности сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
  • познавательные:

    1. Совершенствование умений учащихся понимать значение и роль художественных приемов создания персонажа;

    2. воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

    коммуникативные:

  • Развитие устной монологической речи, исследовательских, коммуникативных качеств и навыков самооценки;
  • продолжить формирование умений работать в коллективе и находить согласованные решения, умения высказывать собственное мнение и выслушать мнение других.
  • Структура урока:

  • Мотивация и целеполагание.
  • Реализация домашнего задания. Терминологический диктант. Игра.
  • Развитие темы
  • Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.
  • Обсуждение проблемного вопроса.
  • Подведение итогов по содержанию урока.
  • Домашнее задание.
  • Подведение итогов групповой работы.
  • Рефлексия.
  • Виды учебной деятельности:

  • Работа с литературоведческими терминами.
  • Анализ отрывков художественного произведения.
  • Работа с учебником.
  • Контроль знаний по терминологии.
  • Технологии, методы обучения, формы организации познавательной деятельности:

  • Элементы технологии дифференцированного обучения.
  • Информационные технологии.
  • Репродуктивный метод.
  • Частично – поисковый метод.
  • Коллективное обучение (работа в группах)
  • Планируемые образовательные результаты.

    Научатся: определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;

    Получат возможность:ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, работая в группе; осуществлять поиск нужной информации.

    Оборудование:портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, компьютер, экран, проектор, презентация.

    Перед уроком класс делится на две группы.

    Ход урока.

    I.Мотивация и целеполагание.

    Стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)

    1.Что знаем по теме урока? (слайд №2)

    — прочитали сказку;
    — знакомы с определением жанра “сказки”;
    — знакомы с понятиями “сатира”, “юмор”, «гипербола», «сарказм», «ирония», «олицетворение»,

    2. Что должны узнать? (Слайд №3)
    — каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);
    — характеристику героев;

    — какие приемы использовал автор, для того чтобы раскрыть характеры героев и показать жанровые особенности сказки.

    II. Реализация домашнего задания. (Слайд №6)

    — Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, готовились к терминологическому диктанту)

    — Вы поделены на группы, но сейчас каждый из вас работает индивидуально в своей зачетной книжке.

    - Терминологический диктант.

    — Обменяйтесь зачетными книжками, проверьте и поставьте оценки, а эксперт внесет их в таблицу.

    — А сейчас игра поможет нам понять, как хорошо вы знаете содержание сказки. Работаем в группе, каждый правильный ответ равен 1-му баллу, который эксперт вносит в таблицу группы.

    - Игра «Хочу всё знать». (Слайд №6)

    - Физминутка для глаз. (Слайд №7)

    III. Развитие темы. Стадия – осмысление (Слайд №8)

    1.Анализ текста сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Беседа, в процессе которой учащиеся работают с текстом и составляется кластер:

    (Слайд №9)

    — Кто герои сказки?

    — Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?

    (Слайд 10)

    — Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется? (Гипербола)

    (Слайд 11)

    — Посмотрим отрывок из сказки.

    (http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%20%D0%A9%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD

    — Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием при этом использовал автор? (Гипербола) Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?

    — Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)

    — Как генералы относятся к мужику?

    — Как автор относится к своим героям?

    Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в “Повести…”?

    Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты “ Московские ведомости” и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – то есть о талантливом народе.

    (Слайд 12)

    Цель его сатиры — разоблачить глупость, невежество, тупость генералов.

    — Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)

    IV. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.

    (Слайд №13)

    V.Обсуждение проблемного вопроса.

    — О чём, используя средства выразительности, хотел сказать Салтыков – Щедрин в своей сказке?

    VI.Подведение итогов:

    -Что должны были узнать? Что узнали?

    — Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

    - Составление синквейна:каков смех у Щедрина? (Слайд №14)

    Смех

    Обличительный, горький.
    Осуждает, поучает, разоблачает
    Борется с недостатками.
    Задумайся!

    VII. Домашнее задание:

    Создать собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, используя рассмотренные на уроке средства

    (Слайд №15)

    VIII.Итог урока:

    — Подсчитайте результаты в таблице и определите средний балл.

    — Кто, по вашему мнению, принес больше баллов в копилку команды и достоин оценки «5» независимо от результатов оценки группы.

    IX. Рефлексия.

    — Определите своё настроение (поднимают карточки соответствующего цвета)

    — поставим оценку: уроку, учителю, классу, себе.

    - Спасибо за урок.

    Файлы: Урок литературы Белышева Г.Н.rar
    Размер файла: 4386320 байт.

    Рубрики: Литература Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология