Автор конспекта:
Автор(ы): — Кришталь Елена Николаевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №52 города Мурманска, заместитель директора по УВР, учитель математики

Регион: — Мурманская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: — 1. Ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения. 2. Развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; формировать правильную математическую речь. 3. Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся; показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Виленкин Н.Я.Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006.

Используемая методическая литература: —

1. Виленкин Н.Я. Учебник Математика 5 класс – М., Мнемозина, 2006.

2. Стромова З.С., Пожарская О.В. Математика 5 класс. Поурочные планы. – Волгоград, Учитель, 2006.

3. Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей».

4. Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Учебник Математика 5 класс – М., Просвещение, 1992.

Используемое оборудование: —

  • экран;
  • мультимедийный проектор.
  • Используемые ЦОР: —

    1. презентация «Среднее арифметическое».

    Краткое описание: — Целью создания и использования презентаций Power Point 2007 на уроках является: значительная экономия времени на уроке, проверка и решение большего по объёму учебного материала, использование игровых ситуаций на уроке, активизация внимания учащихся и повышение мотивации учения. Представляемый учебный материал был апробирован в ходе изучения темы «Обыкновенные дроби» в 5А классе в марте 2009 года.

    Кришталь Елена Николаевна, учитель высшей квалификационной категории

    МОУ СОШ №52 г. Мурманска

    форма: урок изучения новой темы

    тема «Среднее арифметическое»

    класс: 5

    Урок математики в 5-м классе по теме:

    " Среднее арифметическое "


    Учебно-методическое обеспечение:

    Виленкин Н.Я.Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006.

    Время реализации занятий – 90 минут

    Цели урока:

  • Ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения.
  • Развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; формировать правильную математическую речь.
  • Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся; показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания
  • Оборудование:

  • экран;
  • мультимедийный проектор.
  • Приложения:

    1. презентация «Среднее арифметическое».

    Ход урока

    1. Оргмомент.

    Тема нашего урока сегодня “Среднее арифметическое”.

    Наша задача с вами на уроке узнать:

    1) что такое “среднее арифметическое”

    2) научиться его вычислять

    3) определить где и для чего применяется среднее арифметическое.

    (Слайд 1 – 2)

    На уроке нам предстоит узнать много нового, и поэтому девизом нашего урока я подобрала слова великого педагога Я.А.Коменского: “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию”.(Слайд 3).

    2. Повторение.

    Устный счет. (Слайд 4).

    Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:


    — 6,7-2,3=

    — 5-0,04=

    — 3,08+0,2=

    — 1,24+0,06=

    — 36,6:6=

    — 4,5:5=

    — 9∙0,2=

    — 25∙0,4=

    — 8-2,5=

    — 3,1+1,6=


    3. Изучение нового материала.

    1) Устное решение задач:

    а) За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2км.
    Сколько километров в среднем проходил лыжник? (
    Слайд 5).

    б) Кондитерская фабрика выпустила в 2005 году 4647 тонн, в 2006 году 4372 тонны, в 2007 году 4491 тонны и в 2008 году 4592 тонны печенья. Каково среднее годовое производство печенья за эти годы? (Слайд 6).

    в) Ежедневная зарплата рабочего в течение пяти дней была: 660 рублей, 725 рублей, 690 рублей, 710 рублей и 645 рублей. Какова средняя зарплата рабочего за один день? (Слайд 7).

    2) Какие «особенные слова» вы заметили в условиях всех задач?

    Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. Как вы понимаете эти выражения? (Слайд 8).

    В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется. (Переход на Слайд 1 и возврат к Слайду 9)

    3) Работа с учебником по предложенному плану (Слайд 9):

    1. Прочитай внимательно задачу №1, её решение и ответь на вопросы:

    a) Какое действие выполнили с числами?

    b) Почему сумму разделили на 3?

    2. Прочитай и запомни определение среднего арифметического нескольких чисел.

    3. Закончи самостоятельно предложение: «Чтобы найти среднее арифметическое шести чисел, надо…»

    4. Найди среднее арифметическое чисел: 3,7; 2,4; 5,6.

    4) После проделанной работы сформулировать правило: чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, надо:

    1. Найти сумму всех слагаемых.

    2. Разделить полученную сумму на количество слагаемых (Слайд 10).

    4. Закрепление полученных знаний.

    1) Решение задачи: Во время соревнований по художественной гимнастике за выступление судьи выставили гимнастке следующие оценки: 7, 8, 8, 9, 9, 8, 8, 9. Каков средний балл, полученный гимнасткой в этом виде соревнований? (Слайд 11).

    2) Выполнение заданий из учебника (один ученик на доске, остальные в тетрадях) (Слайд 12): № 1496; №1497; №1500.

    3) Самостоятельное выполнение заданий из учебника с последующей проверкой (Слайд 13 – 14): №1501; № 1502

    4) Устное обсуждение решения задачи на нахождение средней скорости: Автомобиль ехал 1,2 часа со скоростью 78км/ч, а затем ещё 1,8ч со скоростью 135км/ч. С какой средней скоростью двигался автомобиль? (Слайд 15)

    Решение:

    1) 78 ∙ 1,2 = 93,6 (км)

    2) 135 ∙ 1,8 = 243 (км)

    3) 93,6 + 243 = 336,6 (км)

    4) 1,2 + 1,8 = 3 (ч)

    5) 336,6 : 3 = 112,2 (км/ч)

    5) После обсуждения и записи в тетради решения задачи с вопросами делается вывод (Слайд 16):

    Чтобы вычислить среднюю скорость, надо:

    1. Найти всё пройденное расстояние;

    2. Найти всё затраченное время;

    3. Найти скорость (расстояние разделить на время).

    6) Выполнение заданий из учебника (один ученик на доске, остальные в тетрадях) (Слайд 17): № 1503; №1504; №1512.

    Как вы думаете, где может пригодиться умение находить среднее арифметическое?

    Но оказывается, что и для нашего класса умение находить средний показатель может оказаться очень важным и интересным.

    5. Домашнее задание: (Слайд 18).

  • № 1524 (а/б – по вариантам)
  • №1526
  • 1550
  • Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое (подготовить сообщение).
  • Выяснить, что такое «рейтинг» (подготовить сообщение).
  • 6. Итог урока.

    Итак, что же нового мы сегодня узнали? Что такое среднее арифметическое? Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? Как вычислить среднюю скорость?

    Молодцы, ребята! Наш урок закончен. Спасибо. (Слайд 19).

    Список литературы:

    1. Виленкин Н.Я. Учебник Математика 5 класс – М., Мнемозина, 2006.

    2. Стромова З.С., Пожарская О.В. Математика 5 класс. Поурочные планы. – Волгоград, Учитель, 2006.

    3. Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей».

    4. Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Учебник Математика 5 класс – М., Просвещение, 1992.

    Файлы: Среднее арифметическое.pptx
    Размер файла: 251583 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология