Автор конспекта:
Автор(ы): — Бахтиярова С.А.

Место работы, должность: — СОШ № 45 г. Набережные Челны, учитель информатики

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Изучить средства представления и формы записи алгоритмов

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

2. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)

Используемая методическая литература: —

1.Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Краткое описание: — 1. Организационный момент 2. Изучение новой темы 3.Закрепление 4. Итог урока 5. Домашнее задание

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте дети. Все ли у вас готово к уроку? Начнем урок.

2. Актуализация знаний:Вспомним прошлую тему. Что такое исполнитель алгоритма? Назовите основные стадии создания алгоритма?

3.Изучение новой темы.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Средства представления и записи алгоритмов».

Мы уже с вами изучили линейный, циклический, разветвляющийся и вспомогательный алгоритмы.Формы же пред­ставления этих алгоритмов могут быть разными, например: на естественномязыке, на специальном языке, формулами, в виде геометри­ческих фигур. На предыдущих уроках мы изучали эти алгоритмы на естественном языке. Способ описания алгоритма на естественном языке, как мы это делали в предыдущих параграфах, называют словесным. Он очень удо­бен, когда следует приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею. Для более наглядного представления алгоритма широко использу­ется графическая форма — блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.

Опишем с помощью блок-схем линейный, циклический и разветвляющийся .

Линейный алгоритм.

Для примера опишем с помощью блок-схем следующий план: пойду на реку, буду купаться и ловить рыбу.

Разветвляющийся алгоритм.

Для примера опишем с помощью блок-схем следующий план: если встречу друга, то спрошу у него мою книгу, иначе зайду к нему.

Циклический алгоритм.

Для примера опишем с помощью блок-схем следующий план: пока есть примеры, буду решать.

Понятие алгоритмического языка.

Достаточно распространенным способом представления алгоритма является его запись на алгоритмическом языке, представляющем в общем случае систему обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и исполнения их. Отметим, что между понятиями «алгоритмический язык» и «языки программирования» есть различие; прежде всего, под исполнителем в алгоритмическом языке может подразумеваться не только компьютер, но и устройство для работы «в обстановке». Программа, записанная на алгоритмическом языке, не обязательно предназначена компьютеру.

Как и каждый язык, алгоритмический язык имеет свой словарь. Основу этого словаря составляют слова, употребляемые для записи команд, входящих в систему команд исполнителя того или иного алгоритма. Такие команды называют простыми командами.В алгоритмическом языке используют слова, смысл и способ употребления которых задан раз и навсегда. Эти слова называют служебными. Использование служебных слов делает запись алгоритма более наглядной, а форму представления различных алгоритмов — единообразной.

Алгоритм, записанный на алгоритмическом языке, должен иметь название. Название желательно выбирать так, чтобы было ясно, решение какой задачи описывает данный алгоритм. Для выделения названия алгоритма перед ним записывают служебное слово АЛГ (АЛГоритм). За названием алгоритма (обычно с новой строки) записывают его команды. Для указания начала и конца алгоритма его команды заключают в пару служебных слов НАЧ (НАЧало) и КОН (КОНец). Команды' записывают последовательно.

Последовательность записи алгоритма:

АЛГ название алгоритма

НАЧ

серия команд алгоритма

КОН

При построении новых алгоритмов могут использоваться алгоритмы, состав­ленные ранее. Алгоритмы, целиком используемые в составе других алгоритмов, называют вспомогательными алгоритмами. Вспомогательным может оказаться любой алгоритм из числа ранее составленных. Не исключается также, что вспомо­гательным в определенной ситуации может оказаться алгоритм, сам содержащий ссылку на вспомогательные алгоритмы.

Очень часто при составлении алгоритмов возникает необходимость использования в качестве вспомогательного одного и того же алгоритма, который к тому же может быть весьма сложным и громоздким. Было бы нерационально, начиная работу, каждый раз заново составлять и запоминать такой алгоритм для его последующего использования. Поэтому в практике широко используют так называемые встроенные (или стандартные) вспомогательные алгоритмы, т.е. такие алгоритмы, которые постоянно имеются в распоряжении исполнителя. Обращение к таким алгоритмам осуществляется так же, как и к «обычным» вспомогательным алгоритмам. У испол­нителя-робота встроенным вспомогательным алгоритмом может быть перемещение в склад из любой точки рабочего поля; у исполнителя-язык программирования Бейсик-это, например, встроенный алгоритм «SIN».

Алгоритм может содержать обращение к самому себе как вспомогательному и в этом случае его называют рекурсивным. Если команда обращения алгоритма к самому себе находится в самом алгоритме, то такую рекурсию называют прямой.Возможны случаи, когда рекурсивный вызов данного алгоритма происходит из вспомогательного алгоритма, к которому в данном алгоритме имеется обращение. Такая рекурсия называется косвенной.

Понятие о языках программирования.

Языки программирования — это формальные языки специально созданные для общения человека с компьютером. Каждый язык программирования, равно как и «естественный» язык (русский, английский и т.д.), имеет алфавит, словарный запас свои грамматику и синтаксис, а также семантику.

Алфавит — фиксированный для данного языка набор основных символов, допускаемых для составления текста программы на этом языке.

Синтаксис — система правил, определяющих допустимые конструкции языка программирования из букв алфавита.

Семантика — система правил однозначного толкования отдельных языковых конструкций, позволяющих воспроизвести процесс обработки данных.

При описании языка и его применении используют понятия языка. Понятие подразумевает некоторую синтаксическую конструкцию и определяемые ею свойства программных объектов или процесса обработки данных.

Взаимодействие синтаксических и семантических правил определяют те или иные понятия языка, например, операторы, идентификаторы, переменные, функции и процедуры, модули и т.д. В отличие от естественных языков правила грамматики и семантики для языков программирования; как и для всех формальных языков, должны быть явно, однозначно и четко сформулированы.

Языки программирования высокого уровня имеют следующие достоинства:

· алфавит языка значительно шире машинного, что делает его гораздо более выразительным и существенно повышает наглядность и понятность текста;

·набор операций, допустимых для использования, не зависит от набора машинных операций, а выбирается из соображений удобства формулирования алгоритмов решения задач определенного класса;

·конструкции команд (операторов) отражают содержательные виды обработки данных и задаются в удобном для человека виде;

·используется аппарат переменных и действия с ними;

·поддерживается широкий набор типов данных.

Таким образом, языки программирования высокого уровня являются машинно-независимыми и требуют использования соответствующих программ-переводчиков (трансляторов) для представления программы на языке машины, на которой она будет исполнятся.

Домашняя работа.

Описать с помощью блок-схем программу для каждого вида алгоритма.

4.Итог урока.

— Что нового вы сегодня узнали?

— Сегодня мы узнали как с помощью блок-схем можно описывать программы, узнали что такое алгоритмический язык, и алгоритмические языки.

5. Домашнее задание:Выучить: определение линейного, разветвляющегося, циклического алгоритма, их запись с помощью блок- схемы.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология